Решение по делу № 33-3096/2024 от 09.10.2024

Судья Лялина О.Н. № 33-3096/2024

№ 2-2678/2024

УИД 67RS0002-01-2024-001836-19

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 ноября 2024 г. город Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Родионова В.А.,    

судей Горчаковой О.М., Мельничук Е.В.,

при помощнике судьи Игнатовой Г.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заднепровского района города Смоленска в интересах Пахомовой Анастасии Александровны к Главному управлению ветеринарии Смоленской области, индивидуальному предпринимателю Богомолову Юрию Васильевичу, Администрации города Смоленска о компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе Главного управления ветеринарии Смоленской области на решение Ленинского районного суда города Смоленска от 22 августа 2024 г.

Заслушав доклад судьи Горчаковой О.М., объяснения представителя ответчика Главного управления ветеринарии по Смоленской области - Романьковой Е.П., представителя истца прокурора Заднепровского района города Смоленска - Серенковой Ю.В., представителя ответчика +Администрации города Смоленска - Титовой Е.В., судебная коллегия,

установила:

Прокурор Заднепровского района г. Смоленска, действуя в защиту прав и законных интересов Пахомовой А.А., обратился в суд с иском к Главному управлению ветеринарии Смоленской области о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда в размере 50 000 руб., указав в обоснование, что на основании обращения Пахомовой А.А. прокуратурой Заднепровского района г.Смоленска проведена проверка, по результатам которой установлено, что 17.01.2024, около 07 час. 40 мин., в районе <адрес>, в непосредственной близости к зданию детского сада <данные изъяты> Пахомова А.А. была укушена собакой, являющейся животным без владельца, чем ей причинен вред здоровью, причинение которого обусловлено ненадлежащим исполнением Главным управлением ветеринарии по Смоленской области обязанностей по организации мероприятий по обращению с животными без владельцев.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ИП Богомолов Ю.В., Администрация города Смоленска.

В судебном заседании помощник прокурора Заднепровского района г.Смоленска Проскурнова Е.Н. иск поддержала в полном объеме.

Истец Пахомова А.А. заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям. Дополнила, что она подверглась нападению 4-х собак, не имеющих владельца, одна из которых дважды укусила ее за правую ногу, причинив телесные повреждения в виде ссадин, ран голени, в связи с чем в травматологическом пункте ОГБУЗ «Клиническая больница скорой медицинской помощи» ей была оказана медицинская помощь: обработаны раны, проведены профилактические прививки. На ноге остался <данные изъяты> До посещения травматологического пункта ей обработали рану на рабочем месте в медицинском кабинете, впоследствии на ноге образовалась <данные изъяты>. Установленный изначально график прививок был изменен ввиду того, что ей делали <данные изъяты> в период с 22.01.2024 по 29.01.2024.

Представитель Администрации г.Смоленска Титова Е.В. исковые требования не признала по доводам возражений на иск, указав, что решение вопросов регулирования численности безнадзорных животных, связанных с их отловом и содержанием, отнесены к государственным полномочиям субъекта РФ, которые вправе наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта РФ с передачей необходимых материальных и финансовых ресурсов. Администрация г. Смоленска такими полномочиями не наделена. Администрация г.Смоленска ежеквартально проводит мониторинг численности безнадзорных животных на территории районов г. Смоленска на основании постановления Администрации Смоленской области от 05.10.2023 №590 «Об утверждении Порядка предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан на территории Смоленской области», однако не несет ответственности за причинение вреда истцу.

Главное управление ветеринарии Смоленской области, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. В ходе рассмотрения дела представитель ответчика Романькова Е.П. требования не признала, по тем основаниям, что на момент происшествия на территории Смоленской области действовал Порядок предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан на территории Смоленской области, утвержденный постановлением Администрации Смоленской области от 05.10.2023 № 590, согласно которому органы местного самоуправления обязаны осуществлять мониторинг состояния популяции животных без владельцев, обитающих на территории муниципального образования, выявлять животных без владельцев, своевременно сообщать о таких животных непосредственному исполнителю мероприятий по отлову путем подачи соответствующей заявки, также установлена обязанность исполнителя мероприятий по отлову по своевременному отлову животных без владельцев. Главным управлением ветеринарии надлежащим образом исполняются обязанности в сфере обращения с животными без владельцев, заключен контракт с ИП Богомоловым Ю.В. на отлов животных. Однако заявки на отлов животных со стороны органов местного самоуправления не поступали, чем ненадлежащим образом исполняются обязанности по проведению мониторинга численности безнадзорных животных.

Дело рассмотрено в отсутствие ответчика ИП Богомолова Ю.В., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Смоленской области, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 22.08.2024 исковые требования прокурора Заднепровского района в интересах Пахомовой А.А. удовлетворены, со Смоленской области в лице Главного управления ветеринарии Смоленской области в пользу Пахомовой А.А. за счет казны Смоленской области взыскано 50 000 руб. в счет компенсации морального вреда. В иске к ИП Богомолову Ю.В., Администрации г. Смоленска отказано.

В апелляционной жалобе ответчик Главное управление ветеринарии Смоленской области просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом обстоятельств, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Ссылается на то, что решение не отвечает критериям законности и справедливости; на недоказанность причинения морального вреда Пахомовой А.А. действием (бездействием) Главного управления ветеринарии Смоленской области, полагая, что вред причинен в результате бездействия Администрации г. Смоленска; не соответствие размера компенсации морального вреда требованиям разумности и справедливости.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Администрация г.Смоленска, и.о. заместителя прокурора Заднепровского района просят оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Главного управления ветеринарии по Смоленской области - Романькова Е.П. доводы жалобы поддержала.

Прокурор Серенкова Ю.В. полагала решение суда законным и обоснованным.

Представитель Администрации г. Смоленска - Титова Е.В. с решением суда согласна и просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Пахомова А.А., ответчик ИП Богомолов Ю.В., представитель Министерства финансов Смоленской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Руководствуясь положениями статей 167 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений относительно жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

В силу ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на основании обращения Пахомовой А.А. прокуратурой Заднепровского района г.Смоленска проведена проверка исполнения действующего законодательства в сфере обращения с животными без владельцев, в ходе которой установлено, что 17.01.2024, около 07 час. 40 мин., в районе дома <данные изъяты> в непосредственной близости к зданию детского сада <данные изъяты> Пахомова А.А. подверглась нападению четырех собак, являющихся животными без владельца, одна из которых укусила ее за правую ногу в область икроножной мышцы.

17.01.2024 в 17 час. 42 мин. Пахомова А.А. обратилась в травматологический пункт ОГБУЗ «Клиническая больница скорой медицинской помощи» в связи с укушенными ссадинами, раной в верхней задней правой голени, сообщив об укусе бродячей неизвестной собакой; ей была оказана медицинская помощь: обработаны раны, выдано направление в поликлинику по месту жительства для дальнейшего лечения у хирурга, с 17.01.2024 по 25.04.2024 проведено <данные изъяты> (л.д. 17-21).

27.12.2023 между Главным управлением ветеринарии Смоленской области и ИП Богомоловым Ю.В. был заключен государственный контракт на оказание услуг по реализации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Смоленской области, на срок до 31.12.2024. Перечень мероприятий воспроизводит положения ст. 18 Закона № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст. 150, 151, 1064, 1099, 1101, 1069, 1071 ГК РФ, положениями Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Закона Смоленской области от 24.09.2020 № 130-з «О разграничении полномочий органов государственной власти Смоленской области в сфере обращения с животными», постановлением Администрации Смоленской области от 18.11.2020 № 701 «Об органе исполнительной власти Смоленской области, уполномоченном в сфере обращения с животными», постановлением Администрации Смоленской области от 24.02.2021 № 98 «Об утверждении порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Смоленской области», постановлением Администрации Смоленской области от 05.10.2023 № 590 «Об утверждении порядка предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан на территории Смоленской области», разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований о компенсации морального вреда, установив, что ответственность за причиненный вред Пахомовой А.А. лежит на Главном управлении ветеринарии Смоленской области, как уполномоченном органе исполнительной власти в сфере обращения с животными, в частности, по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Суд отметил, что между наступившим вредом в виде причинения вреда здоровью истца и бездействием Главного управления ветеринарии Смоленской области, не принявшего достаточных мер по выявлению и изоляции животного без владельца, проявляющего агрессию, имеется причинно-следственная связь, что является основанием для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности.

Размер компенсации морального вреда в сумме 50 000 руб. определен судом в соответствии с требованиями приведенных норм материального права, исходя из характера и объема причиненных Пахомовой А.А. физических и нравственных страданий, причинения ей телесных повреждений вследствие укуса собаки, относящейся к категории животных без владельцев, необходимости обращения за медицинской помощью, прохождения лечения, вакцинирования, наличия шрама в области укуса, а также с учетом требований разумности и справедливости.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права. Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно, всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы о недоказанности причиненного морального вреда Пахомовой А.А. действием (бездействием) Главного управления ветеринарии Смоленской области, который наступили в результате противоправных бездействий Администрации г. Смоленска, то есть сводящиеся к тому, что Главное управление ветеринарии Смоленской области является ненадлежащим ответчиком, отклоняется судебной коллегией, оснований для возложения обязанности по возмещению морального вреда на Администрацию г.Смоленска, не имеется в силу следующего.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (кроме субвенций из федерального бюджета), относятся, в частности: организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них, организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев; осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными (пункты 92, 143 и 144 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»).

В целях регулирования отношений в области обращения с животными для их защиты, в том числе деятельности по обращению с животными без владельцев, принят Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 498-ФЗ).

В силу ст. 3 названного Федерального закона деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя осуществление мероприятий по отлову животных без владельцев, в том числе их транспортировку, и (или) иных мероприятий, предусмотренных законодательством в области обращения с животными.

В соответствии с п.2 ст.17 Федерального закона № 498-ФЗ, деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц.

В соответствии с ч.1 ст. 7 данного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся: установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев (п.2); установление порядка предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями (п.2.1); организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (п.3.1); иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными (п.4).

К мероприятиям при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, если иное не установлено законодательными актами субъектов Российской Федерации, часть 1 статьи 18 Федерального закона № 498-ФЗ относит: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части, либо обращение с животными в соответствии с пунктом 5 настоящей части; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

Согласно ч. 7-9 ст. 18 Федерального закона № 498-ФЗ Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, Порядок предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан, устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2019 №1180 утверждены методические указания по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, которые подлежат применению органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, который должен содержать положения, направленные на соблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными, которые не имеют владельцев, а также с животными, владельцы которых неизвестны, установленных ст. 17 и 18 Федерального закона № 498-ФЗ (п.2 методических указаний).

В Порядке также определяется орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный осуществлять организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев - уполномоченный орган (п.3 методических указаний).

В соответствии с п.1 Методических указаний по предотвращению причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2022 № 1980, настоящий документ устанавливает методические указания по предотвращению причинения животными без владельцев вреда жизни и здоровью граждан, в соответствии с которыми органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают порядок предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни и здоровью граждан, животными без владельцев вреда жизни и здоровью граждан (далее – Порядок предотвращения причинения вреда). Данным Порядком определяются органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также иные организации в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, ответственные за создание условий для снижения риска причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан (п.2 Порядка предотвращения причинения вреда).

Согласно статье 3 Закона Смоленской области от 24.09.2020 № 130-з «О разграничении полномочий органов государственной власти Смоленской области в сфере обращения с животными» Администрация Смоленской области в соответствии с федеральным законодательством, Уставом Смоленской области и областными законами, в том числе определяет уполномоченный орган в сфере обращения с животными (п. 1); устанавливает порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев (п. 3 ст. 3); устанавливает порядок предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями (п. 3.1. ст. 3).

Постановлением Администрации Смоленской области от 18.11.2020 № 701 «Об органе исполнительной власти Смоленской области, уполномоченном в сфере обращения с животными» Главное управление ветеринарии Смоленской области определено органом исполнительной власти на территории Смоленской области в сфере осуществления деятельности, связанной с обращением с животными без владельцев.

Постановлением Администрации Смоленской области от 24.02.2021 № 98 утвержден Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Смоленской области, согласно которому органом исполнительной власти Смоленской области, уполномоченным осуществлять организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, является Главное управление ветеринарии Смоленской области (п. 1.3).

В силу п. 2.2 названного Порядка отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировка и передача в приюты, возврат содержавшихся в приютах животных без владельцев на прежние места их обитания, возврат потерявшихся животных их владельцам осуществляются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, привлекаемыми уполномоченным органом в качестве исполнителей данных мероприятий в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также в соответствии с требованиями Федерального закона

Постановлением Администрации Смоленской области от 05.10.2023 № 590 утвержден Порядок предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан на территории Смоленской области (далее – Порядок № 590).

В соответствии с п. 2 Порядка № 590 ответственными за создание условий для снижения риска причинения вреда в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Смоленской области, являются:

- Главное управление ветеринарии Смоленской области;

- органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области;

- юридические лица, индивидуальные предприниматели, привлекаемые в качестве исполнителей мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, предусмотренных частью 1 статьи 18 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Выявление обитающих на территориях муниципальных образований Смоленской области животных без владельцев и мониторинг состояния популяции животных без владельцев осуществляются органами местного самоуправления (п. 6 Порядка № 590).

При проведении мероприятий, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, органы местного самоуправления определяют количество обитающих на территории соответствующего муниципального образования Смоленской области животных без владельцев, в том числе подлежащих и не подлежащих отлову (имеющих неснимаемые или несмываемые метки и не проявляющих немотивированной агрессивности), для осуществления мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (п. 7 Порядка № 590).

Органы местного самоуправления ведут систематизированный учет данных о количестве животных без владельцев, обитающих на территориях соответствующих муниципальных образований Смоленской области, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка, а также данных о количестве случаев причинения вреда по каждому из фактов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и ежеквартально не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляют указанные данные в Главное управление (п. 8 Порядка № 590).

Главное управление осуществляет сбор и анализ данных, поступающих от органов местного самоуправления, а также расчет показателя напряженности ситуации, связанной с причинением вреда, на основании данных, представленных органами местного самоуправления (п. 9 Порядка № 590).

Отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинация, стерилизация), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев осуществляются исполнителями мероприятий в соответствии с Порядком осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Смоленской области, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 24.02.2021 № 98 (п. 12 Порядка № 590).

В силу п.13 Порядка № 590 профилактика случаев, при которых животные без владельцев представляют угрозу причинения вреда осуществляется, в том числе, путем информирования исполнителей мероприятий о наличии животных без владельцев, в отношении которых должны быть проведены мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, путем подачи заявки исполнителю мероприятий: Главным управлением ветеринарии - при поступлении соответствующей информации; органами местного самоуправления - при поступлении соответствующей информации или выявлении животных без владельцев, не имеющих неснимаемых или несмываемых меток; физическими и юридическими лицами - при наличии информации о животных без владельцев.

Таким образом, на дату происшествия (17.01.2024) деятельность в области обращения с животными, в том числе с животными без владельцев на территории Смоленской области возложена на уполномоченный орган - Главное управление ветеринарии Смоленской области.

Отклоняя доводы ответчика о ненадлежащем исполнением обязанностей по проведению мониторинга численности безнадзорных животных со стороны Администрации г.Смоленска, суд указал, что по результатам мониторинга численности безнадзорных животных на территории Заднепровского района г.Смоленска, проводимого Управлением Администрации г.Смоленска по Заднепровскому району на основании постановления Администрации Смоленской области от 05.10.2023 № 590 "Об утверждении Порядка предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан на территории Смоленской области" за 4 квартал 2023 года, выявлено 270 животных (собак) без владельцев, о чем в материалы дела представлены соответствующие акты. Администрацией г. Смоленска в 4 квартале 2023 года представлен отчет в Главное управление ветеринарии Смоленской области о количестве животных без владельцев на территории <данные изъяты> в том числе на <адрес> (л.д. 34-40, 42-48). Тем самым, суд пришел к выводу, что возложенные п. 6, п. 7, п. 8 Порядка № 590 обязанности Администрацией г. Смоленска выполнены в установленный срок.

Кроме того, судебная коллегия обращает внимание на то, что в силу статьи 8 Федерального закона № 498-ФЗ полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации наделил органы местного самоуправления только правом в порядке решения вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных образований, осуществлять деятельность по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения, муниципального или городского округа (пункт 14 части 1 статьи 14.1 и пункт 15 части 1 статьи 16.1).

Наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями применительно к деятельности по обращению с животными без владельцев производится в порядке, установленном статьей 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов

Частью 2 статьи 63 данного Федерального закона также предусмотрено, что финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (часть 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ).

Вопреки мнению ответчика, мероприятия, определенные в утвержденном Администрацией Смоленской области в соответствии с частью 8 статьи 18 Федерального закона от 27.12.2018 №498-ФЗ Порядке предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан на территории Смоленской области №590, в том числе по мониторингу и выявлению животных без владельцев, отнесены к числу мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области в установленном порядке не наделены государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, их финансовое обеспечение для осуществления соответствующих полномочий не осуществляется, в связи с чем являются необоснованными доводы жалобы о необходимости возложения ответственности за причиненный истцу вред на Администрацию г.Смоленска в связи с не подачей заявок непосредственному исполнителю ИП Богомолову Ю.В. на отлов выявленных животных без владельца. Возложение ряда обязанностей на органы местного самоуправления Порядком №590 без передачи соответствующих полномочий не меняет статус Главного управления ветеринарии, как уполномоченного органа, и на объем его ответственности не влияют.

Доводы ответчика о надлежащем исполнении обязанностей в сфере обращения с животными без владельцев, заключение контракта с исполнителем на отлов животных, исполнение контракта, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку основанием для освобождения ответчика от ответственности за причиненный истцу вред приведенные обстоятельства не являются.

Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь нормативными положениями в их системной взаимосвязи, суд первой инстанции, вопреки мнению апеллянта, пришел к верному выводу о том, что взыскание компенсации морального вреда, причиненного в результате нападения собаки без владельца на Пахомову А.А., должно производиться с уполномоченного органа - Главного управления ветеринарии Смоленской области за счет казны Смоленской области.

Главным управлением ветеринарии Смоленской области, являющимся органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере обращения с животными, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не предоставлено доказательств своевременной организации мероприятий при осуществлении деятельности по недопущению рассматриваемого происшествия с животным, не имеющим владельца.

Ссылка в жалобе на то, что суд не установил степень тяжести повреждения здоровья Пахомовой А.А., не влияет на правильность принятого по делу решения и не свидетельствует о недоказанности причинения Пахомовой А.А. физических и нравственных страданий. При этом, разумные и справедливые пределы компенсации морального вреда являются оценочной категорией, четкие критерии его определения применительно к тем или иным категориям дел федеральным законодательством не предусматриваются, следовательно, в каждом случае суд определяет такие пределы с учетом конкретных обстоятельств дела, индивидуальных особенностей истца и характера спорных правоотношений.

Определяя размер компенсации причиненного истцу морального вреда в сумме 50 000 руб., суд, руководствуясь разъяснениями, данными в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», принял по внимание объяснениям Пахомовой А.А., исследовал медицинскую документацию и с учетом доказанности факта нарушения личных неимущественных прав истца, ее индивидуальных особенностей, фактических обстоятельств дела, тяжести, характера и объема причиненных физических и нравственных страданий, длительности и способов лечения (обработка ран, <данные изъяты>), наличия шрамов в области укуса, исходя из требований разумности и справедливости, определил размер денежной компенсации причиненного истцу морального вреда равным 50 000 руб.

Моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и не поддается точному денежному подсчету, а соответственно является оценочной категорией, включающей в себя оценку совокупности всех обстоятельств, такая компенсация производится с целью смягчения эмоционально-психологического состояния потерпевшего, в связи с чем должна отвечать признакам справедливости и разумности, вследствие чего судебная коллегия приходит к выводу, что присужденная истцу денежная компенсация соответствует нравственным страданиям, которые перенесла истец с учетом приведенных обстоятельств, размер этой компенсации соответствует требованиям разумности и справедливости.

В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, направлены на переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, а также доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, в силу чего не могут являться основанием для отмены или изменения решения суда в остальной части.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 22 августа 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления ветеринарии Смоленской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18.11.2024.

33-3096/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Заднепровского района г. Смоленска
Пахомова Анастасия Александровна
Ответчики
Главное управление ветеринарии по Смолеснкой области
Другие
администрация г. Смоленска
Суд
Смоленский областной суд
Судья
Горчакова Ольга Михайловна
Дело на странице суда
oblsud.sml.sudrf.ru
10.10.2024Передача дела судье
05.11.2024Судебное заседание
19.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.11.2024Передано в экспедицию
05.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее