Дело номера-176 (2018)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 августа 2018 года р.<адрес>
Шемышейский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Угрушевой Ю.А.,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО3,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> и возложении на административного ответчика обязанности устранить выявленные нарушения.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка соблюдения требований законодательства об обращении с твердыми бытовыми отходами, в ходе которой выявлено, что на территории <данные изъяты> сельсовета, имеется несанкционированное место размещения твердых коммунальных отходов (свалка), площадью около 10 кв. м., расположенная на расстоянии 300 м. на юго-восток от <адрес> в <адрес>, на землях сельскохозяйственного назначения.
Прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер по надлежащей организации сбора (в том числе раздельного сбора) и транспортирования твердых коммунальных отходов на территории ФИО1 сельсовета, повлекших образование указанной несанкционированной свалки и обязать Администрацию <данные изъяты> сельсовета <адрес>, ликвидировать данную несанкционированную свалку.
В судебном заседании прокурор ФИО3 заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещён надлежащим образом. В суд поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес>, с исковыми требованиями согласны.
Выслушав мнение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами..
В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Аналогичные положения закреплены в п.1 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в абз.2 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с ч.ч.5,7 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесённых в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Ст.13 данного Федерального закона установлено, что Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом
Согласно ст.22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из п.3.2 "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" следует, что твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.
В силу положений ч.1 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.2 ст.21, ч.1 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с пп.18 п.1 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и законом <адрес> номер-ЗПО «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями <адрес>», участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, отнесено к компетенции органов местного самоуправления сельских поселений.
В соответствии с п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" если собственник отходов не установлен, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Анализ вышеприведённых норм указывает на то, что органы местного самоуправления ФИО1 участвовать в организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования.
Перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения предусмотренных законом обязанностей.
Из акта проверки соблюдения требований федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на расстоянии 300 м. на юго-восток от <адрес> в <адрес>, на землях сельскохозяйственного назначения, в границах поселения, находится несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, площадью около 10 кв.м.
Акт, в том числе, подписан главой администрации <данные изъяты> сельсовета ФИО4 В ходе проверки производилось фотографирование и к акту прилагается фототаблица, подтверждающая наличие свалки.
В силу положений п.2 ч.2 ст.13 ЗК РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков ФИО1 проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно информации, представленной администрацией <данные изъяты> сельсовета, указанная в иске несанкционированная свалка, находится на земельном участке, принадлежащем <данные изъяты> сельсовету.
Поскольку лица, виновные в образовании вышеуказанной несанкционированной свалки отходов не установлены, обязанность по ликвидации данной несанкционированной свалки на территории соответствующего муниципального образования, подлежит возложению на администрацию <данные изъяты> сельсовета, <адрес>.
В судебном заседании, на основании материалов дела, установлено, что на расстоянии 300 м., на юго-восток от <адрес> в <адрес>, на землях сельскохозяйственного назначения, находится несанкционированная свалка и бездействие администрации <данные изъяты> сельсовета, выразившееся в непринятии мер по ликвидации данной свалки, может повлечь причинение вреда окружающей среде и поставить под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие на территории муниципального образования.
Оценив в совокупности все исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что требования прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц подлежат удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.180,227 Кодекса административного судопроизводства РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер по организации сбора(в том числе раздельного сбора) и транспортирования твердых коммунальных отходов на территории ФИО1 сельсовета, <адрес>, повлекших образование несанкционированной свалки на землях сельскохозяйственного назначения, площадью примерно 10 кв.м., расположенной на расстоянии 300 метров на юго-восток от <адрес>, в <адрес>.
Обязать Администрацию <данные изъяты> сельсовета <адрес>, в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу, ликвидировать несанкционированную свалку площадью примерно 10 кв.м., расположенную на расстоянии 300 метров на юго-восток, от <адрес>, в <адрес>, на землях сельскохозяйственного назначения.
Обязать администрацию <данные изъяты> сельсовета <адрес>, в течении одного месяца, со дня вступления настоящего решения в законную силу, сообщить об его исполнении в Шемышейский районный суд, <адрес> и прокурору <адрес>.
Решение может быть обжаловано сторонами, в апелляционном порядке в Пензенский областной суд, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Шемышейский районный суд.
Судья: Ю.А. Угрушева