Решение по делу № 33-1802/2021 от 25.03.2021

Республика Коми, г. Сыктывкар Дело № 2-190/2021

(№ 33-1802/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ус Е.А.

судей Батовой Л.А., Круковской А.В.

при секретаре Вахниной Т.В.

рассмотрела в судебном заседании 26 апреля 2021 года дело по апелляционной жалобе Игнатова АВ на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 12 января 2021 года, которым

в удовлетворении исковых требований Игнатова АВ к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми (межрайонное), Государственному учреждению – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Коми о возложении обязанности по индексации расчетного пенсионного капитала, расчете и выплате процентов, компенсации морального вреда отказано.

Заслушав доклад судьи Батовой Л.А., объяснения истца Игнатова А.В., полученные с помощью системы ВКС, представителя ответчиков Пыстиной Т.В., судебная коллегия

установила:

Игнатов А.В. обратился в суд с иском об обязании Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми (межрайонное) (далее по тексту - ГУ УПФР в г. Ухте) произвести индексацию расчетного пенсионного капитала за 2013 год, рассчитать и выплатить проценты с суммы изменения пенсии в результате проведения данной индексации, выплатить моральный ущерб в размере 254273,19 рублей; об обязании Государственного учреждения – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Коми (далее по тексту - ОПФР по РК) выплатить моральный ущерб в размере 2 542 731,90 рублей.

Требования мотивированы тем, что является получателем страховой пенсии с 2016 года. Частью 7 статьи 35 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года предусмотрена индексация расчетного пенсионного капитала. ГУ УПФР в г. Ухте данная норма закона не исполнена, ответчиком не произведена индексация его расчетного пенсионного капитала за 2013 год, по состоянию на 01 января 2014 года. В добровольном порядке ответчики отказались провести индексацию его расчетного пенсионного капитала.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе истец Игнатов А.В. просит об отмене решения суда, считая его незаконным и необоснованным. Помимо этого истец заявил ходатайство о вызове представителя Прокуратуры Республики Коми, мотивируя его резонансным характером настоящего дела.

Истец в суде апелляционной инстанции поддержал доводы жалобы и ходатайство о вызове прокурора. Представитель ОПФР по Республике Коми и ГУ УПФР в г. Ухте не согласилась с жалобой, поддержав доводы, изложенные в возражениях.

Рассматривая ходатайство истца о вызове прокурора, судебная коллегия не нашла оснований для удовлетворения, поскольку в силу части 3 статьи 45 ГПК РФ прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий. Таким образом, по заявленным исковым требованиям участие прокурора в данном деле не требуется.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что Игнатов А.В. с 03 октября 2016 года является получателем страховой пенсии по старости. Пенсия истцу назначена в соответствии с п.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 –ФЗ «О страховых пенсиях».

Из материалов дела следует, что при определении размера пенсии Игнатову А.В. расчетный пенсионный капитал произведен на 31.12.2014 на следующие коэффициенты согласно принимаемым Правительством Российской Федерации постановлениями: от 13.03.2003 № 152 – на 1,307; от 15.03.2004 № 141 – на 1,177; от 11.07.2005 № 417 – на 1,114; от 24.03.2006 № 166 – на 1,127; от 27.03.2007 № 183 – на 1,16; от 25.03.2008 № 205 – на 1,204; от 21.03.2009 № 248 – на 1,269; от 18.03.2010 № 168 – на 1,1427; от 07.04.2011 № 255 – на 1,088; от 27.03.2012 № 238 – на 1,1065; от 27.03.2013 № 263 – на 1,101 и от 28.03.2014 № 240 – на 1,083.

После 2014 года индексация расчетного пенсионного капитала не производилась в связи с вступлением в силу Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».

Установив указанные выше обстоятельства, дав оценку представленным в материалы дела доказательствам, руководствуясь положениями ст.ст.17, 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст.ст.15, 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2014 № 240, суд пришел к выводу, что при расчете величины индивидуального пенсионного коэффициента истца в стоимости одного пенсионного коэффициента учитывается индексация пенсионного капитала за 2014 год, в соответствии с действующим пенсионным законодательством. Расчетный пенсионный капитал, определенный по состоянию на 01.01.2014 года в соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона № 400-ФЗ и с учетом положений части 6 указанной статьи актуализируется через увеличение одного индивидуального пенсионного коэффициента с 01.02.2015, в связи с чем, оснований для индексации расчетного пенсионного капитала Игнатова А.В. за 2013 год, по состоянию на 01.01.2014, не имеется.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они отвечают требованиям действующего законодательства.

Пунктом 11 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» было установлено, что индексация расчетного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии, производится применительно к порядку, предусмотренному пунктом 6 статьи 17 данного Федерального закона, за весь период, начиная с 01.01.2002 до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии, то есть в порядке, предусмотренном для индексации размера страховой части трудовой пенсии. Коэффициенты индексации определялись Правительством Российской Федерации.

После 2014 года постановлений Правительства Российской Федерации об индексации страховой части трудовой пенсии не принимались, соответственно индексация расчетного пенсионного капитала истцу не производилась, так как с 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», который ввел иной порядок расчета размера пенсии.

В соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ индексация определенного по состоянию на 1 января 2014 года расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, которым страховая пенсия устанавливается, начиная с 1 апреля 2015 года, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с учетом положений части 6 настоящей статьи.

Часть 6 указанной статьи предусматривает, что в 2015 году стоимость одного пенсионного коэффициента:

с 1 февраля увеличивается на индекс роста потребительских цен за 2014 год, размер которого устанавливается Правительством Российской Федерации;

с 1 апреля устанавливается федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной год и плановый период исходя из разницы между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и коэффициентом произведенной корректировки на индекс роста потребительских цен. При этом указанный коэффициент не может превышать индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховых пенсий.

Правительством Российской Федерации принято Постановление от 23 января 2015 года № 39 «Об утверждении индекса роста потребительских цен за 2014 год для установления стоимости одного пенсионного коэффициента с 1 февраля 2015 года», которым в целях реализации пункта 1 части 10 статьи 18 и пункта 1 части 6 статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержден индекс роста потребительских цен за 2014 год в размере 1,114 для установления стоимости одного пенсионного коэффициента с 1 февраля 2015 года.

Таким образом, при расчете величины ИПК истца в стоимости одного пенсионного коэффициента учитывается индексация пенсионного капитала за 2014 года, в соответствии с действующим пенсионным законодательством. Расчетный пенсионный капитал, определенный по состоянию на 01.01.2014 в соответствии с ч.7 ст.35 Федерального закона № 400-ФЗ и с учетом положений ч.6 указанной статьи актуализируется через увеличение одного индивидуального пенсионного коэффициента с 01.02.2015.

Оснований для повторного применения коэффициента 1,114 к определенному по состоянию на 01.01.2014 расчетному пенсионному капиталу не имеется.

Не подлежат также удовлетворению требования истца о взыскании компенсации морального вреда, поскольку они производны от первоначальных, в удовлетворении которых отказано.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что ответственность пенсионного органа в виде компенсации морального вреда за несвоевременную выплату законом также не предусмотрена.

В силу ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными гл. 59 Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах вследствие причинения вреда и ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага.

Положения ч.2 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Как разъяснено в п. 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений п. 2 ст. 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.

Принимая во внимание, что обстоятельства, на которые истец ссылается в обоснование своих требований о компенсации морального вреда, с учетом требований закона не доказывают факт причинения ему вреда, выразившегося в нарушении личных неимущественных прав в том понимании, как это трактуется законодателем, а оснований, предусмотренных для компенсации морального вреда, независимо от вины причинителя, предусмотренных статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации не установлено, то оснований для взыскания с ответчиков компенсации морального вреда не имеется.

Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую правовую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 12 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Игнатова АВ – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-1802/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Игнатов Александр Владимирович
Ответчики
ГУ УПФР в г. Ухте
ОПФР по РК
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Батова Л. А.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
01.04.2021Судебное заседание
26.04.2021Судебное заседание
06.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.05.2021Передано в экспедицию
26.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее