Дело № 2-3364/2017 Председательствующий судья Абащенков О.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №33-4546/2017
город Брянск 21 ноября 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Сидоренковой Е.В.,
судей областного суда Алейниковой С.А., Маклашова В.И.,
при секретаре Савиной М.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Шинкарева В.А. - Петрушина А.В. на решение Советского районного суда г. Брянска от 09 августа 2017 года по гражданскому делу по исковому заявлению Шинкарева В.А. к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о взыскании пенсии за выслугу лет.
Заслушав доклад судьи Брянского областного суда Сидоренковой Е.В., объяснения Шинкарева В.А., его представителя - Петрушина А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шинкарев В.А. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что замещал государственную должность Брянской области – Председателя Контрольно-счетной палаты Брянской области с 09.01.2007г. по 24.12.2015г. Истец считает, что в соответствии с Законом Брянской области от 28.02.2017 №12-3 «О порядке установления и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Брянской области» имеет право на пенсию за выслугу лет с 24.12.2015 года. 21.04.2017 г. истец обратился к ответчику с заявлением о выплате ему пенсии за выслугу лет с 24.12.2015 г., однако в этом истцу было отказано. Ссылаясь на эти обстоятельства, Шинкарев В.А. просил суд взыскать с Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области задолженность по выплате ему пенсии за выслугу лет за период с 24.12.2015 года по 20.03.2017 года в сумме 623851 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 9438 руб.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 09 августа 2017 года в удовлетворении исковых требований Шинкареву В.А. отказано. Суд мотивировал решение тем, что право на назначение пенсии за выслугу лет у истца возникло с 20.03.2017 года – дня подачи им заявления о назначении пенсии.
В апелляционной жалобе представитель Шинкарева В.А. - Петрушин А.В. просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования Шинкарева В.А. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно истолкован п. 2 ст. 10 Закона Брянской области от 28.02.2017 №12-3 «О порядке установления и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Брянской области». Автор жалобы считает, что пенсия подлежит установлению Шинкареву В.А. с момента его обращения с соответствующим заявлением, но выплате пенсия подлежит с 24.12.2015 года. Указывает, что в соответствии с ранее действующими законами пенсия ему не могла быть установлена, поэтому с соответствующим заявлением о назначении пенсии он не обращался.
В судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда Шинкарев В.А., его представитель - Петрушин А.В. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда первой инстанции отменить.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
В силу п. 3.1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» лицам, имеющим одновременно право на пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящей статьей, ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячную доплату к пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) или дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение, назначаемые и финансируемые за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты), устанавливаемую в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации или актами органов местного самоуправления в связи с замещением государственных должностей субъектов Российской Федерации или муниципальных должностей либо в связи с прохождением государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации или муниципальной службы, назначается пенсия за выслугу лет в соответствии с настоящей статьей или одна из иных указанных выплат по их выбору.
В соответствии с п. 4 ст. 7 названного Федерального закона условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 1 ст. 5 Закона Брянской области от 28.02.2017 №12-З «О порядке установления и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Брянской области» (далее - Закона Брянской области от 28.02.2017 №12-З) пенсия за выслугу лет устанавливается руководителем соответствующего государственного органа Брянской области со дня подачи лицом, замещавшим государственную должность Брянской области, письменного заявления, но не ранее дня, следующего за днем прекращения полномочий по замещаемой государственной должности Брянской области, назначения страховой пенсии.
Заявление лица об установлении пенсии регистрируется кадровой службой соответствующего государственного органа Брянской области в день подачи заявления либо в день его получения государственным органом в случае отправления заявления по почте (п. 3 ст. 5 Закона Брянской области от 28.02.2017 №12-З).
Как следует из материалов дела, Шинкарев В.А. замещал государственную должность Брянской области- Председателя Контрольно-счетной палаты Брянской области с 09.01.2007 по 24.12.2015 года.
Полномочия по замещению государственной должности Брянской области были прекращены истцом с 24.12.2015 года.
Истцу назначена страховая пенсия по старости. Заявление о назначении пенсии за выслугу лет было подано Шинкаревым В.А. Председателю Контрольно-счетной палаты Брянской области 20.03.2017 года.
Пенсия за выслугу лет Шинкареву В.А. в соответствии с Законом Брянской области от 28.02.2017 №12-З назначена на основании приказа Контрольно-счетной палаты Брянской области от 30.03.2017 №25-л/с в сумме 41951 руб. 25 коп. с 20.03.2017 года.
Данные обстоятельства истец не оспаривал.
21.04.2017 года истец обратился с заявлением в Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области с просьбой произвести расчет и выплату пенсии за выслугу лет за период с 24.12.2015 по 20.03.2017 года.
В ответе Шинкареву В.А. от 02.05.2017 года №3131 Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области указал, что пенсия за выслугу лет назначена в соответствии с действующим законодательством со дня подачи заявления.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по выплате пенсии за выслугу лет за период с 24.12.2015 по 20.03.2017 года, правомерно исходил из того, что право на назначение пенсии за выслугу лет у истца возникло только с 20.03.2017 года – дня подачи им заявления о назначении пенсии.
С данными выводами суда судебная коллегия соглашается.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном толковании п. 2 ст. 10 Закона Брянской области от 28.02.2017 №12-3 «О порядке установления и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Брянской области», судебной коллегией отклоняется по следующим основаниям.
Ранее Закон Брянской области от 28 декабря 2005 г. №102-З «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области» (далее - Закон Брянской области от 28.12.2005 №102-З) устанавливал основания возникновения права на пенсию для лиц, замещавших государственные должности Брянской области, а также порядок ее назначения и выплаты.
Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 02.12.2015г. №83-АПГ15-15 Закон Брянской области от 28 декабря 2005 года №102-З признан недействующим с момента вступления решения суда в силу, то есть со 02.12.2015 года.
Как следует из определения Верховного Суда Российской Федерации №83-АПГ16-14 от 19.10.2016г. о разъяснении определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 02.12.2015г. по делу №83-АПГ15-15, признание Закона Брянской области от 28.12.2005 г. №102-З «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области» недействующим с момента вступления в силу определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации является препятствием его применения к правоотношениям, возникшим после 02 декабря 2015г.
Определением №83-АПГ16-14 от 19.10.2016г. разъяснено, что признание субъекта Российской Федерации дотационным не является единственным препятствием для правового регулирования пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные должности Брянской области.
В соответствии со ст. 1 Закона Брянской области от 01.03.2016 №6-З, «О признании утратившими силу отдельных законодательных актов и положений законодательных актов Брянской области» Закон Брянской области от 28.12.2005 №102-З признан утратившим силу.
Таким образом, в период с 02.12.2015г. по 12.03.2017г. отсутствовали основания, порядок назначения выплаты, индексации и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Брянской области, т.е. отсутствовал механизм исчисления пенсии.
Вступившим в силу 12.03.2017 года Законом Брянской области от 28.02.2017 №12-З «О порядке установления и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Брянской области» установлены основания, порядок назначения, выплаты, индексации и перерасчета, приостановления и возобновления, прекращения и восстановления пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Брянской области, т.е. новый порядок исчисления пенсии.
В соответствии с п. 2 ст. 10 названного Закона его действие распространяется на правоотношения, возникшие после 2 декабря 2015 года.
В силу п. 3 ст. 10 лица, которым на день вступления в силу настоящего Закона были назначены ежемесячные доплаты к государственной пенсии (пенсии за выслугу лет), установленный размер ежемесячной доплаты к государственной пенсии (пенсии за выслугу лет) сохраняется.
Согласно п. 4 ст.10 Закона Брянской области от 28.02.2017 № 12-З лицам, которым на день вступления в силу настоящего Закона была назначена пенсия для лиц, замещавших государственные должности Брянской области, в соответствии с Законом Брянской области от 28 декабря 2005 года №102-З «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области», установленный размер указанной пенсии пересматривается и производится перерасчет в соответствии со статьями 2 - 4, 7 настоящего Закона.
Из содержания указанных норм в их взаимосвязи следует, что применение нового порядка исчисления пенсии после 02.12.2015 года распространяется на лиц, которым на день вступления в силу указанного Закона пенсия по выслуге лет уже была назначена.
Довод жалобы о том, что пенсия подлежит установлению Шинкареву В.А. с момента его обращения с соответствующим заявлением, но выплате - с 24.12.2015 года, судебной коллегией признается несостоятельным.
Исходя из положений п. 1 ст. 5 Закона Брянской области от 28.02.2017 №12-З, установление пенсии за выслугу лет носит заявительный характер, и соответственно, необходимо обращение истца к руководителю государственного органа Брянской области с заявлением.
Обращение истца за назначением пенсии за выслугу лет влияет на момент назначения и начала выплаты пенсии.
Судом установлено, что впервые истец обратился с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет только 20.03.2017 года и ответчиком данное заявление удовлетворено, в соответствии с положениями Закона Брянской области от 28.02.2017 №12-З истцу назначена пенсия с 20.03.2017 года.
Ранее 20.03.2017 года истец к ответчику с заявлением о выплате ему пенсии за выслугу лет не обращался.
Доказательств обращения с соответствующим заявлением ранее 20.03.2017 года истцом не представлено, поэтому оснований для взыскания невыплаченной пенсии за период с 24.12.2015 по 20.03.2017 года не имеется.
С учетом изложенного, постановленное по делу решение следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 09 августа 2017 года по гражданскому делу по исковому заявлению Шинкарева В.А. к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о взыскании пенсии за выслугу лет – оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Шинкарева В.А. - Петрушина А.В. – без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. СИДОРЕНКОВА
Судьи областного суда С.А. АЛЕЙНИКОВА
В.И. МАКЛАШОВ