Дело №2-1-96/2024
УИД 57RS0015-01-2024-000110-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
посёлок Хомутово 04 июня 2024 года
Новодеревеньковский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Ванеевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Потаповой Е.В.,
с участием: истца Прасолова В.А.,
помощника Новодеревеньковского межрайонного прокурора Орловской области Сидорова В.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Новодеревеньковского межрайонного прокурора Орловской области в интересах Прасолов В.А. к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами,
установил:
Новодеревеньковский межрайонный прокурор Орловской области, действуя в интересах Прасолова В.А. обратился в суд с исковым заявлением к бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Новодеревеньковская центральная районная больница» (далее - БУЗ ОО «Новодеревеньковская ЦРБ»), Департаменту здравоохранения Орловской области, в котором просил суд обязать БУЗ ОО «Новодеревеньковская ЦРБ» производить своевременную выписку Прасолову В.А. рецептов на лекарственные препараты, средства и медицинские изделия: <данные изъяты>», Департамент здравоохранения Орловской области бесплатно обеспечить Прасолова В.А. лекарственными препаратами: <данные изъяты>», с назначенной схемой лечения вплоть до отмены препарата лечащим врачом.
В обоснование искового заявления указано, что Новодеревеньковской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при оказании медицинской помощи в части соблюдения прав на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, по результатам которой установлено, что Прасолов В.А. является региональным льготником и состоит на учете с диагнозом: <данные изъяты> и имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов.
В силу имеющегося заболевания и назначения БУЗ ОО «Новодеревеньковская ЦРБ», Прасолов В.А. нуждается в обеспечении лекарственными препаратами: <данные изъяты>
29 января 2024г. рецепты на лекарственные препараты: <данные изъяты>» по состоянию на 19 марта 2024г. обслужены не были. При наличии медицинских показаний рецепты в течение длительного времени не выписываются, препаратов нет, и они Департаментом здравоохранения в достаточном количестве не закупаются. Препараты необходимы пациенту по жизненным показаниям. Вследствие несвоевременного приема лекарственных средств у пациента может возникнуть повышение сахара в крови, кома, возникает угроза жизни пациента.
Определением Новодеревеньковского районного суда Орловской области суда от 04 июня 2024г. производство по настоящему гражданскому делу в части заявленных требований к БУЗ ОО «Новодеревеньковская ЦРБ» об обязании производить своевременную выписку Прасолову В.А. рецептов на лекарственные препараты <данные изъяты> прекращено, ввиду отказа истца от заявленных исковых требований.
В ходе судебного разбирательства Новодеревеньковской межрайонной прокуратурой в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) исковые требования уточнены, с учётом уточнённых исковых требований просили суд обязать Департамент здравоохранения Орловской области бесплатно обеспечить Прасолова В.А. лекарственными препаратами: «<данные изъяты>
В судебном заседании помощник Новодеревеньковского межрайонного прокурора Орловской области Сидоров В.И. уточненные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Просил обратить решение суда к немедленному исполнению в порядке, предусмотренном ст. 212 ГПК РФ.
Истец Прасолов В.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, пояснил, что получает лекарственные препараты с перебоями через два-три месяца, за последний год не получал три препарата.
Представители ответчика - Департамента здравоохранения Орловской области, представители третьего лица - Департамента финансов Орловской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении слушания дела не просили, возражений по существу заявленных исковых требований суду не представили.
Представитель третьего лица – ГУП ОО «Орелфармация» в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в письменном ходатайстве директор ГУП ОО «Орелфармация» Дубовик Т.А. просила рассмотреть дела в отсутствии представителя.
При изложенных обстоятельствах неявка в судебное заседание не явившихся участников процесса в силу положений статьи 167 ГПК РФ не является препятствием к рассмотрению настоящего гражданского дела по существу в их отсутствие.
Выслушав истца, помощника межрайонного прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц, в том числе в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере охраны здоровья, включая социальное обеспечение, медицинскую помощь.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантирует государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливает гарантии социальной защиты. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статьи 2 и 7).
В Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39). Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей и гарантирует каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Согласно пункту «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Реализуя свои дискреционные полномочия в части установления конкретных способов и объемов социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, федеральный законодатель принял ряд законов, направленных на обеспечение социальной поддержки лиц, нуждающихся в ней в силу состояния здоровья и имеющих специальный статус.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Как следует из положений пунктов 2, 3 статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи; медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение №1). В Перечне (раздел «категории заболеваний») поименованы диабет, при амбулаторном лечении все лекарственные средства, этиловый спирт (100г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Также данным постановлением закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Кроме того, лекарственные препараты по <данные изъяты>» входят в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения (приложение №1 Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденного Распоряжение Правительства РФ от 12 ноября 2019г. № 2406-р (ред. от 09.06.2023).
На основании статьи 10 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: 1) оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.
Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 данного Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного Закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
В статье 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Пунктом 2 ст.41 Федерального закона от 21декабря 2021г. № 414-ФЗ (ред. от 04августа 2023г.) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 48 Федерального закона № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона от 21декабря 2021г. №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации в соответствии с компетенцией субъекта Российской Федерации и в пределах своих полномочий, установленных конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации участвует в проведении единой государственной политики в сфере здравоохранения.
Согласно статье 4.1 Федерального закона №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021г. № 2505 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, которая в разделе V предусматривает, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляются: обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Аналогичная норма содержится и в статье 3 Закона Орловской области от 13 августа 2009г. № 942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области».
Постановление Правительства Орловской области от 30 декабря 2022г. № 881 (ред. 13 декабря 2023г.) утверждена региональная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - Программа), предусматривающая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета.
Препараты для лечения сахарного диабета входят в перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий, отпускаемых населению бесплатно (приложение №6 Программы).
Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (пункт 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 399).
В соответствии с пунктом 5.7 данного Положения, Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.
В соответствии с пунктом 4 Приложения № 11 Программы, утвержденной Постановлением Правительства Орловской области от 30 декабря 2022г. № 881, Департамент здравоохранения Орловской области является участником обеспечения населения лекарственными препаратами, в частности: осуществляет закупку лекарственных препаратов по заявкам медицинских организаций в соответствии с Федеральным законом; заключает государственные контракты на поставку лекарственных препаратов по итогам размещения заказов путем проведения открытых аукционов, котировок, закупок у единственного поставщика и иными способами, предусмотренными действующим законодательством; осуществляет оплату поставленных в соответствии с государственными контрактами лекарственных препаратов.
В судебном заседании установлено, что Прасолова В.А. состоит на учёте в БУЗ ОО «Новодеревеньковская ЦРБ» с диагнозом <данные изъяты>, является региональным льготником на бесплатной основе, нуждается в обеспечении лекарственными препаратами: <данные изъяты> что подтверждается сообщением БУЗ ОО «Новодеревеньковская ЦРБ» от 15 марта 2024г. (л.д.11-12), выпиской из регистра региональных льготников с перечнем предоставляемых лекарственных препаратов и медицинских изделий (л.д.13-14), копиями рецептов на лекарства (л.д. 22-44), выпиской БУЗ ОО «Новодеревеньковская ЦРБ» № из истории болезни Прасолова В.А. (л.д.45), выписками о посещении <данные изъяты> <данные изъяты>» от 29 июля 2023г. (л.д.46-48), БУЗ ОО «Орловская областная клиническая больница» от 01 августа 2023г. (л.д.49-50).
Согласно информации БУЗ ОО «Новодеревеньковская ЦРБ» от 15 марта 2023г. об обеспечении лекарственными препаратами Прасолова В.А. (л.д. 11-12), выписки из учетной формы №-Р/у «Сведения о лекарственных средствах, выписанных и отпущенных гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг» (приложение 7 к Приказу Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 № 255) за период с 01 января 2024г. по 15 марта 2024г. (л.д.15-16), журнала обеспечения льготника Прасолова В.А. на 13 марта 2024г. (л.д.17-21), счета льготника Прасолова В.А. по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями на 16 мая 2024г., установлено, что пациент Прасолов В.А. лекарственными препаратами обеспечивается не регулярно. В 2023г. рецепты от 27 октября на лекарственные препараты <данные изъяты> на лекарственные препараты <данные изъяты> не обслужены, срок действия истек. В 2024 г. рецепты от 16 января, 29 января на лекарственные препараты <данные изъяты> не обслужены, срок действия истек, рецепты от 25 марта 2024г. на лекарственный препарат <данные изъяты> не обслужен, срок действия истек.
Таким образом, суд считает доказанным право истца Прасолова В.А. на бесплатное предоставление ему вышеуказанных лекарственных препаратов.
Однако при наличии медицинских показаний рецепты в течение длительного времени лекарственные препараты в достаточном количестве не закупаются.
Судом установлено, что обеспечение Прасолова В.А. лекарственными препаратами производится ненадлежащим образом, при том, что согласно медицинским показаниям прием указанных лекарственных препаратов в связи с характером течения заболевания назначены к применению в течение длительного времени.
Установив указанные обстоятельства, и, принимая во внимание то, что Прасолов В.А. страдающий указанным выше заболеванием, имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Новодеревеньковского межрайонного прокурора.
В соответствии с ч. 1. ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Суд приходит к выводу, что отсутствие доступа Прасолова В.А. к лекарственным препаратам, являющимся жизненно необходимыми для постоянного применения, является исключительным обстоятельством, позволяющим обратить решение по настоящему исковому заявлению к немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░.░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 11 ░░░░ 2024 ░░░░