Дело №2-1371/2024
№
Мотивированный текст решения изготовлен 13.12.2024 года.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Любинский 10 декабря 2024 года
Любинский районный суд Омской области в составе
председательствующего судьи Казанцевой Л.А.,
при секретаре судебного заседания Плаксиной М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Замелетеновского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, администрации Любинского муниципального района Омской области о признании права муниципальной собственности на сооружение дорожного транспорта,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Замелетеновского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области обратилась в суд с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, администрации Любинского муниципального района Омской области о признании права муниципальной собственности на сооружение дорожного транспорта, мотивируя требования следующим.
На территории Замелетеновского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области находится сооружение дорожного транспорта по адресу: <адрес>, протяженностью 522 м., которое включено в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, однако право собственности не оформлено, правовой акт отсутствует.
Просит признать право муниципальной собственности на объект недвижимого имущества, а именно сооружение дорожного транспорта по адресу: <адрес>, протяженностью 522 м.
Определением суда третьим лицом привлечено Управление Росреестра по Омской области.
Представитель истца Замелетеновского сельского поселения Любинского муниципального района в судебном заседании участия не принимал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика администрации Любинского муниципального района в судебное заседание в суд не явилась, не просила рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя, не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представители ответчиков Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области уведомленное надлежаще в судебное заседание представителя не направило, возражений не представило.
Исследовав письменные материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствие со ст. 55 ГПК доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
В ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, вопросы по автомобильным дорогам местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района решаются органами местного самоуправления Замелетеновского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В п. 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ №, Пленума ВАС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по смыслу статьи 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ, либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ). При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 ГК РФ).
Согласно ст. ст. 130, 131 ГК РФ определяющими критериями являются: прочная связь с землей; невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению; создание объекта на земле, специально отведенной для этого, в порядке, предусмотренном законодательством; необходимость получения всех необходимых разрешений на создание, строительство объекта без существенных нарушений градостроительных норм и правил.
Право общей собственности на сооружение – дорогу как на самостоятельный объект гражданских прав, может возникнуть в том случае, если она создана именно как объект недвижимости в установленном порядке, индивидуализирована в качестве объекта недвижимости.
Постановлением главы Замелетеновского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, относящихся к собственности Замелетеновского сельского поселения Любинского муниципального района.
В соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, относящихся к собственности Замелетеновского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области включены сведения об автомобильной дороге в <адрес> обычная автомобильная дорога 5 категории, автомобильная дорога общего пользования.
Согласно техническому плану сооружения (сооружение дорожного транспорта), имеющему местоположение по адресу: <адрес>, изготовленному ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ФИО3, протяженность сооружения составляет 522 м. (чертеж контура сооружения). Согласно заключению кадастрового инженера объект – автомобильная дорога с твердым покрытием является бесхозяйным.
В соответствии с ответом ТУ Росимущества в Омской области в реестре федерального имущества сведения об объекте - сооружение дорожного транспорта по адресу: <адрес> протяженностью 522 м, не значится.
Кроме того, в реестре собственности Любинского муниципального района спорное сооружение дорожного транспорта также отсутствует.
По данным Единого государственного реестра недвижимости записи о правах на сооружение дорожного транспорта по адресу: <адрес> протяженностью 522 м, отсутствуют, реестровое дело не заводилось.
Согласно сведениям БУ Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» сведений о наличии зарегистрированных правах на автомобильную дорогу по адресу: <адрес>, отсутствуют.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, государственная регистрация прав на недвижимое имущество направлена на реализацию принципов публичности и достоверности сведений о правах на объекты недвижимого имущества и их правообладателях, она создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом (определения от ДД.ММ.ГГГГ №-О и №-О и др.).
Частью 1 статьи 8.1 ГК РФ введены принципы осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, среди которых названы принципы публичности и достоверности государственного реестра, обеспечивающие открытость и доступность сведений, содержащихся в реестре, для неограниченного круга лиц, а также достоверность, бесспорность зарегистрированных в реестре прав.
Достоверность государственного реестра означает также бесспорность принадлежности объекта, на который зарегистрированы вещные права, к недвижимому имуществу. Иное свидетельствует о недостоверности реестра.
Однако произведенная государственная регистрация является единственным подтверждением прав на недвижимое имущество и сделок с ним до тех пор, пока не будут внесены иные сведения в закрепленном законом порядке.
В силу положения пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в реестре является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в реестре право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Как указывает истец, правоустанавливающие документы на спорный объект недвижимости отсутствуют, при этом Администрация Замелетеновского сельского поселения Любинского муниципального района открыто и добросовестно владеет автомобильной дорогой на праве собственника и своими средствами несет расходы по обслуживанию и содержанию объекта недвижимости. Документы по строительству, вводу в эксплуатацию спорного объекта недвижимости отсутствуют, не сохранились.
В соответствии с п. 9 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о в о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
Согласно ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
По смыслу изложенных правовых норм, в том числе и в соответствии с пп. 1, 2 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а так же другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в п. 2 ст. 125.
Согласно п. 3 ст. 125 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.
Представленные суду письменные доказательства свидетельствуют о том, что право собственности на сооружение дорожного транспорта не признано в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Признание права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости предоставляет администрации сельского поселения возможность распоряжения автомобильной дорогой с целью решения вопросов местного значения.
При таких обстоятельствах, заявленные требования Администрации Замелетеновского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области подлежат удовлетворению.
За Замелетеновским сельским поселением Любинского муниципального района Омской области подлежит признание право муниципальной собственности в отношении объекта недвижимости - сооружения дорожного транспорта по адресу: <адрес>, протяженностью 522 м.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Заявление Администрации Замелетеновского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности Замелетеновского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области в отношении объекта недвижимости - сооружения дорожного транспорта по адресу: <адрес>, протяженностью 522 м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Любинский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Л.А. Казанцева