Решение по делу № 8Г-20764/2023 [88-21084/2023] от 25.10.2023

УИД 66RS0003-01-2023-000615-49

Дело № 88-21084/2023

мотивированное определение

изготовлено 07 декабря 2023 года

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Челябинск                                30 ноября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего    Козиной Н.М.,

судей                    Зеленовой Е.Ф., Карповой О.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело                          № 2-2478/2023 по иску Аверьянова Андрея Вячеславовича к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области, Федеральной службе судебных приставов России о включении периодов стаж,

по кассационной жалобе Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области, Федеральной службы судебных приставов России на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 22 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 06 сентября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

                               установила:

Аверьянов А.В. обратился в суд с иском к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов России по Свердловской области (далее ГУ ФССП России по Свердловской области), Федеральной службе судебных приставов России о включении в расчет выслуги лет для предоставления дополнительного отпуска периодов службы:

с 21 февраля 1994 года по 07 июля 2002 года в должности старшего следователя прокуратуры Нижней Туры;

с 08 июля 2002 года по 24 февраля 2005 года в должности заместителя прокурора г. Нижней Туры,

- о перерасчёте выслуги лет в соответствии с учтённым стажем.

В обоснование исковых требований указал, что 07 ноября 2022 года обратился в ГУ ФССП России по Свердловской области с рапортом о предоставлении дополнительного отпуска за 2022 год в количестве 15 календарных дней за стаж службы в органах принудительного исполнения РФ и 7 календарных дней дополнительного отпуска за ненормированный служебный день. 17 ноября 2022 года из отдела кадров ГУ ФССП России по Свердловской области поступил ответ, согласно которому с учётом имеющегося стажа службы (выслуги лет) может быть предоставлен дополнительный отпуск за стаж службы в органах принудительного исполнения РФ в количестве 5 календарных дней. Считает, что при определении продолжительности стажа службы для предоставления дополнительного отпуска неправомерно исключёны периоды службы в органах прокуратуры с 21 февраля 1994 года по 07 июля 2002 года - в должности старшего следователя прокуратуры г. Нижней Туры, с 08 июля 2002 года по 24 февраля 2005 года - в должности заместителя прокурора г. Нижней Туры.

Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 22 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 06 сентября 2023 года, исковые требования Аверьянова А.В. удовлетворены; на Главное управление Федеральной службы судебных приставов России по Свердловской области, Федеральную службу судебных приставов России возложена обязанность включить в расчет выслуги лет для предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации периоды службы с 21 февраля 1994 года по 07 июля 2002 года в должности старшего следователя прокуратуры г. Нижней Туры, с 08 июля 2002 года по 24 февраля 2005 года в должности заместителя прокурора г. Нижней Туры, произвести перерасчет стаж службы (выслуги лет) для предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации с учетом включенных периодов службы.

В кассационной жалобе Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области, Федеральная служба судебных приставов России просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, с направлением дела на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с частью 3 статьи 167, части 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.

Судами установлено и следует из материалов дела, что Аверьянов П.А. проходил службу с 21 февраля 1994 года по 07 июля 2002 года в должности старшего следователя прокуратуры г. Нижняя Тура, с 08 июля 2002 года по 24 февраля 2005 года в должности заместителя прокурора г. Нижняя Тура.

На момент обращения с иском в суд Аверьянов А.В. проходит службу в должности ведущего дознавателя Нижнетуринского районного отделения судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области, имеет специальное звание полковник внутренней службы.

Из ответа ГУ УФССП России по Свердловской области от 17 ноября 2022 года следует, что стаж службы (выслуга лет) для предоставления дополнительного отпуска по состоянию на 16 ноября 2022 года у истца составляет 10 лет 7 месяцев 12 дней. В данный стаж включены периоды: с 19 июня 1984 года по 18 июня 1986 года – служба в рядах Советской Армии (2 года 1 день), с 25 февраля 2005 года по 18 июня 2010 года – служба в органах прокуратуры в должности прокурора г. Ивделя (5 лет 3 месяца 24 дня), с 01 августа 2019 года по 31 мая 2020 года – федеральная государственная гражданская служба в УФССП России по Свердловской области (10 месяцев 1 день), с 01 июня 2020 года по 16 ноября 2020 года – служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации (2 года 5 месяцев 16 дней).

В стаж службы (выслугу лет) для предоставления дополнительного отпуска не учтены периоды службы с 21 февраля 1994 года по 07 июля 2002 года в должности старшего следователя прокуратуры г. Нижняя Тура, с 08 июля 2002 года по 24 февраля 2005 года в должности заместителя прокурора г. Нижняя Тура.

Как установлено судом за период службы в органах прокуратуры Аверьянову А.В. присвоены классные чины: юрист 3 класса приказом от 20 октября 1994 года, юрист 2 класса приказом от 10 февраля 1997 года, юрист 1 класса приказом от 11 февраля 1999 года, младший советник юстиции приказом от 12 февраля 2002 года, советник юстиции приказом от 29 марта 2005 года, старший советник юстиции приказом от 10 апреля 2009 года.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 01 октября 2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Закона Российской Федерации от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», исходил из того, что под прокурорскими работниками понимаются прокуроры и следователи, а также другие работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания), в том числе, следователи и заместители прокурора. Понятием «прокурор» охватывались все должностные лица прокуратуры Российской Федерации, в том числе должности следователя, которые до сентября 2007 года находились в структуре прокуратуры Российской Федерации, к этой же категории относится и должность заместителя прокурора, которую занимал истец в спорный период. С учетом установленных обстоятельств суд пришел к выводу о наличии оснований для включения в стаж службы в органах принудительного исполнения для предоставления дополнительного отпуска периодов службы с 21 февраля 1994 года по 07 июля 2002 года в должности старшего следователя прокуратуры г. Нижней Туры, с 08 июля 2002 года по 24 февраля 2005 года в должности заместителя прокурора г. Нижней Туры, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (специальных званий).

Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются доказательствами, представленными в материалы дела, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы о том, что должность старшего следователя прокуратуры и должность заместителя прокурора не предусмотрены частью 2 статьи 36 Федерального закона от 01 октября 2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации…», а предусмотрена должность «прокурор», в связи с чем спорные периоды не могут быть учтены в стаж службы в органах принудительного исполнения для предоставления дополнительного отпуска, повторяют правовую позицию ответчиков, ранее изложенную в судах первой и апелляционной инстанций, которая основана на неправильном применении норм материального права.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника регулируются Федеральным законом от 01 октября 2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с частью 2 статьи 58 Федерального закона от 01 октября 2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дополнительный отпуск за стаж службы в органах принудительного исполнения предоставляется сотрудникам в календарном исчислении из расчета: от 10 до 15 лет службы - 5 календарных дней; от 15 до 20 лет службы - 10 календарных дней; более 20 лет службы - 15 календарных дней.

Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона от 01 октября 2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», стаж службы (выслуга лет) в органах принудительного исполнения исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.

В стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: 1) период замещения сотрудником должностей в органах принудительного исполнения; 2) период нахождения сотрудника в распоряжении органа принудительного исполнения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 3) период приостановления сотрудником службы в органах принудительного исполнения в соответствии с частью 1 статьи 35 настоящего Федерального закона; 4) период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации; 5) период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий; 6) период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации; 7) период замещения гражданином должностей прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов; 8) период работы судьей; 9) время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органах принудительного исполнения по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения образования соответствующего уровня, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы; 10) срок испытания при поступлении гражданина на службу в органах принудительного исполнения (часть 2 статьи 36 данного закона).

В силу части 4 статьи 36 указанного закона в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: для предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах принудительного исполнения - периоды, указанные в пунктах 1 - 8 части 2 настоящей статьи, части 14 статьи 92 настоящего Федерального закона (в календарном исчислении).

В соответствии с Законом Российской Федерации от 17 января 1992 года       № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее Закон от 17 января 1992 года № 2202-1, здесь и далее положения закона приведены в редакции до 07 сентября 2007 года) систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры (статья 11).

Согласно статье 16 данного закона прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, а также старших следователей и следователей (в прокуратурах городов - следователей по особо важным делам) и их помощников.

В силу статьи 54 Закона от 17 января 1992 года № 2202-1 (в редакции, действовавшей до 15 января 2011 года) под прокурором понимается Генеральный прокурор Российской Федерации, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции; прокурорские работники - прокуроры и следователи, а также другие работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания).

До 07 сентября 2007 года должности следователей и старших следователей входили в перечень работников органов прокуратуры Российской Федерации, в том числе районных и городских, которые обеспечивали расследование преступлений и исполнение законодательства об уголовном производстве.

С 07 сентября 2007 года при прокуратуре Российской Федерации был создан Следственный комитет, куда вошли вышеуказанные должности следователей, а также старших следователей прокуратуры и на данный орган также возложено расследование преступлений и исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве, то есть фактически полномочия самой прокуратуры выделены в отдельный орган с сохранением всех положений и условий службы должностных лиц (Федеральный закон от 05 июня 2007 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»).

Федеральным законом от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», вступившим в законную силу с 15 января 2011 года, создан Следственный комитет Российской Федерации и соответственно упразднен Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации. При этом Следственный комитет Российской Федерации стал отдельным федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства (статья 1).

Статей 45 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» установлено, что за сотрудниками Следственного комитета до установления им надбавок и выплат в соответствии с настоящим Федеральным законом сохраняются по их желанию ранее установленные доплаты, надбавки, другие выплаты, иные социальные гарантии, а также меры социальной и правовой защиты, предусмотренные законодательством Российской Федерации для прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации (часть 3).

Выслуга лет сотрудников Следственного комитета, исчисленная в органах прокуратуры Российской Федерации, засчитывается в выслугу лет в Следственном комитете Российской Федерации (часть 4).

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона сотрудники Следственного комитета считаются состоящими в специальных званиях, соответствующих ранее присвоенным классным чинам прокурорских работников Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, согласно перечню соответствия специальных званий сотрудников Следственного комитета Российской Федерации классным чинам прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации и воинским званиям без издания дополнительных актов о присвоении специальных званий.

Сроки пребывания в классных чинах прокурорских работников Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации засчитываются при присвоении сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации очередных специальных званий.

За сотрудниками Следственного комитета сохраняются периоды и сроки предоставления основных и дополнительных отпусков, расчетные периоды для исчисления среднего заработка, пособий и компенсаций, исчисленные во время их службы в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации.

Действующие в период прохождения истцом службы старшим следователем прокуратуры г. Нижняя Тура и заместителя прокурора г. Нижней Туры Указ Президента Российской Федерации от 30 июня 1997 года № 659 «Об утверждении Положения о классных чинах прокурорских работников Российской Федерации» и Постановление Президиума ВС РФ от 28 июня 1993 года № 5275-1 «Об утверждении Положения о классных чинах работников органов прокуратуры Российской Федерации, норм выдачи и описания форменной одежды для прокурорских работников» предусматривали присвоение классных чинов по должностям, в том числе заместителя прокурора города и старшего следователя.

Впоследствии классные чины следователей прокуратуры подлежали приравниванию к соответствующим специальным званиям следователей Следственного комитета РФ в связи с проведенными организационными мероприятиями в соответствии с Перечнем соответствия специальных званий сотрудников Следственного комитета Российской Федерации классным чинам прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации и воинским званиям, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 года № 38, то есть должности следователей прокуратуры приравнивались по сути к должностям следователей Следственного комитета Российской Федерации с присвоением по данным должностям специальных званий.

Таким образом, из положений Закона Российской Федерации от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что в спорные периоды должности следователей и старших следователей входили в перечень работников органов прокуратуры Российской Федерации, в том числе районных и городских.

Как верно отмечено судом апелляционной инстанции Следственный комитет Российской Федерации является правопреемником Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, а Следственный комитет при прокуратуре является по сути правопреемником следствия, входящего ранее в систему органов прокуратуры.

В стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения для предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах принудительного исполнения включаются периоды замещения гражданином должностей прокуроров прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов; период службы в следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий.

Из системного толкования вышеприведенных норм материального права следует, что следователи прокуратуры, а также заместители прокурора, имеющие классные чины (воинские звания), относятся к должностным лицам, стаж службы которых включается в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения для предоставления дополнительного отпуска.

Установив, что Аверьянов А.В. проходил службу в органах прокуратуры в качестве заместителя прокурора г. Нижняя Тура с 08 июля 2002 года по 24 февраля 2005 года, по которой предусмотрено присвоение классного чина, а также службу в следственных органах прокуратуры с 21 февраля 1994 года по 07 июля 2002 года, в качестве старшего следователя, по которой также предусмотрено присвоение классного чина, суды обоснованно включили указанные периоды службы в выслугу лет, дающую право на предоставление дополнительного отпуска.

При рассмотрении данного спора судами нормы материального права применены верно, а при исследовании и оценке доказательств, собранных по делу, нарушений норм процессуального права не допущено.

С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений в соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителей не имеется.

Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

                                определила:

решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 22 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 06 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области, Федеральной службы судебных приставов России – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-20764/2023 [88-21084/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
Аверьянов Андрей Вячеславович
Ответчики
Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области
Федеральная Служба Судебных Приставов
Другие
Нижнетуринское РОСП ГУФССП по Свердловской области
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
7kas.sudrf.ru
30.11.2023Судебное заседание
30.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее