№ 2-5876/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 августа 2019 года город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Поляковой В.В., при секретаре Исраэлян Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокоповой Т.А. к публичному акционерному обществу энергетики и электрификации «Ленэнерго» об обязании исполнить обязательства по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям,
установил:
Прокопова Т.А. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что 02.11.2017 г. между ней и ответчиком заключен договор № об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. По условиям договора ответчик принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств истца для электроснабжения жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>, кадастровый №. Технические условия являются неотъемлемой частью договора, приведены в приложении. Срок действия технических условий - 2 года со дня заключения договора об осуществлении технологического присоединения. Срок выполнения мероприятий составляет 6 месяцев со дня заключения договора Истцом обязательство по внесению платы за технологическое присоединение выполнено в соответствии с условиями договора. Ответчик до настоящего времени не выполнил обязательств по осуществлению технологического подключения энергопринимающих устройств истца, а также не исполнил Технические условия для присоединения к электрическим сетям. Истцом в порядке досудебного урегулирования спора в адрес ответчика была направлена письменная претензия, которая ответчиком не удовлетворена. На основании изложенного, ссылаясь, в том числе, на положения Закона о защите прав потребителей, истец просит суд обязать ответчика исполнить обязательства по договору № от 02.11.2017 г. об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, необходимое для электроснабжения жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, кадастровый №; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50000 руб. 00 коп., штраф, предусмотренный ФЗ «О защите прав потребителей».
В судебном заседании истец не участвовала, о дне рассмотрения извещена, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, иных ходатайств и дополнений не поступало.
Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, о дне рассмотрения извещены, представили письменный отзыв на иск, исковые требования не признают, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах доводов и оснований, указанных стороной истца.
Судом установлено, что Прокопова Т.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов.
02.11.2017 г. между истцом и ответчиком заключен договор № об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. По условиям договора ответчик принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств истца для электроснабжения жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>, кадастровый №. Технические условия являются неотъемлемой частью договора, приведены в приложении. Срок действия технических условий - 2 года со дня заключения договора на технологическое присоединение. Срок выполнения мероприятий составляет 6 месяцев со дня заключения договора.
Истцом обязательство по внесению платы за технологическое присоединение выполнено в соответствии с условиями договора в полном объеме.
Как указывает истец, со стороны ответчика обязательства по технологическому присоединению до настоящего времени не исполнены, в связи с чем, истец полагает нарушенными свои права как потребителя и просит обязать ответчика произвести соответствующие действия.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно ч.1 ст.314 ГК РФ, если обязательство предусматривает период, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
В соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей» (далее Закон), действие которого распространяется на правоотношения между истцом и ответчиком, по общему правилу бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе).
Согласно ч. 1 ст. 27 Закона исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный договором о выполнении работ (оказании услуг). В договоре о выполнении работ (оказании услуг) может предусматриваться срок выполнения работы (оказания услуги), если указанными правилами он не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный указанными правилами.
Процедура заключения и исполнения договора технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям определена Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила).
В соответствии с п.3 Правил, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил (в т.ч. заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно), обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
П.6 Правил установлено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Процедура технологического присоединения определена в п.7 Правил и включает в себя, помимо прочего, после заключения соответствующего договора, выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором; осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности, составление акта об осуществлении технологического присоединения.
Согласно п.16.3 Правил, обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
П.6 договора предусмотрена обязанность сетевой организации: надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, в течение 15 рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения технических условий заявителем, провести с участием заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя; не позднее 15 рабочих дней со дня проведения осмотра (обследования), указанного в п.5 договора, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям.
Пунктом 5 договора от 02.11.2017 года установлен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению – 6 месяцев со дня заключения договора. В соответствии с пунктом 4 договора срок действия технических условий составляет 2 года со дня заключения договора.
Судом также установлено, что в соответствии с пунктом 1 дополнительного соглашения № 1 от 28.08.2017 г. по соглашению сторон срок действия спорного договора продлен до истечения срока действия Технических условий, то есть до 02.11.2019 г. Указанное дополнительное соглашение, подписанное сторонами, представлено в материалы дела.
В силу статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора
Согласно статье 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Из установленных судом изложенных выше обстоятельств следует, что ответчиком срок исполнения обязательств по договору в настоящий момент не нарушен, поскольку согласно подписанному сторонами дополнительному соглашению к спорному договору срок исполнения сетевой организацией своих обязательств установлен до 02.11.2019 года, т.е. данный срок еще не истек. Доказательств обратного истцом не представлено.
Судом также установлено, что в соответствии с п.п. 6,8 договора заявитель (истец) обязан уведомить сетевую организацию о выполнении им технических условий по договору. То есть, техническими условиями и п. 8 договора установлена зависимость осуществляемых ответчиком осмотра, фактического присоединения и выдачи документов о присоединении от создания заявителем энергопринимающего устройства, направления заявителем уведомления о его готовности. Обязательства истца по выполнению работ в границах своего земельного участка и направления уведомления ответчику в соответствии с п.п. 6,8 договора являются первоочередными по отношению к мероприятиям, которые должен выполнить ответчик.
В соответствии с п.п. 2,4,7,14,16.3, 16(6), 18,19 Правил Технологического присоединения, ст. 309, 328, 406 ГК РФ, устанавливающих обязательства исполнения всех принятых сторонами договора обязательств, обязанности ответчика по осмотру сетей, их фактическому присоединению к сетям и выдаче документов возникают только после выполнения истцом обязанности по уведомлению ответчика о готовности своих сетей к присоединению, то есть, выполнение частично обязанностей ответчиком по договору поставлено в зависимость от выполнения обязанностей истца.
В соответствии с п.2 стю 328 ГК РФ в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков. Если предусмотренное договором исполнение обязательства произведено не в полном объеме, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения в части, соответствующей непредоставленному исполнению.
В силу ст. 405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
В силу п.1 ст. 406 ГК РФ кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств, подтверждающих надлежащее исполнение обязательств по договору и уведомление ответчика выполнении ею технических условий, что в силу указанных выше условий договора и правовых норм, также является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Таким образом, оценивая изложенное выше в совокупности, положения ст. 196 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что доводы истца о нарушении ее прав как потребителя со стороны ответчика являются необоснованными, в связи с чем, требования об обязании ответчика осуществить предусмотренные договором обязательства по технологическому присоединению удовлетворению не подлежат.
Поскольку исковые требования о взыскании компенсации морального вреда, а также штрафа, предусмотренного ФЗ «О защите прав потребителей», являются производными от основных требований, в удовлетворении которых отказано, то данные исковые требования также удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194–199 ГПК РФ, суд
решил:
Прокоповой Т.А. в удовлетворении иска оказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья В.В. Полякова
Мотивированное решение с учетом положений ст. 199 ГПК РФ изготовлено 25.08.2019 года