Судья Юманова Е.В. дело № 33-93/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 23 января 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Лелекова Н.Г. и Ваулина А.А.,
при секретаре Артизанове А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Германа А. Т. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 2 ноября
2017 года, которым постановлено:
в удовлетворении искового заявления Германа А. Т. к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Ваулина А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Герман А.Т. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2015 год.
В обоснование требований указано, что Герман А.Т. является инвалидом второй группы. 8 июля 2015 года он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, представив все необходимые документы. До настоящего времени путевка истцу не предоставлена, что является нарушением права на получение гарантированной Герману А.Т. законом государственной социальной помощи.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Герман А.Т. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. В качестве доводов жалобы Герман А.Т. настаивает на наличии правовых оснований для удовлетворения его исковых требований. Считает, что ответчиком не исполнен индивидуальный план реабилитации инвалида, что является нарушением требований части 2 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которой программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В возражении на апелляционную жалобу Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл приводит доводы в поддержку решения суда, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Выслушав объяснения Германа А.Т. и его представителя Добровольской Т.М., поддержавших доводы жалобы, представителя Государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл
Баластаева С.Н., просившего оставить решение суда без изменения, обсудив доводы жалобы и возражений, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее -
ГПК РФ).
Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлена система гарантированных государством мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, определив правовые основы медико-социальной экспертизы и реабилитации. В соответствии со статьей 9 указанного Федерального закона основные направления реабилитации инвалидов включают в себя восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение.
Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178 «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон от 17 июля 1999 года
№ 178-ФЗ) предусматривает категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды. В предоставляемый набор социальных услуг включаются следующие: предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний. Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с положениями Федерального закона от
17 июля 1999 года № 178-ФЗ является календарный год.
В силу части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года
№ 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Согласно подпункту 3.1 Порядка обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 3.3 Порядка).
В соответствии с положениями подпункта 3.7 Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты, с которыми территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации заключили соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявления в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо в уполномоченный орган.
Согласно подпункту 3.9 Порядка территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга – за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
Из материалов дела следует, что Герман А.Т. является инвалидом второй группы по общему заболеванию бессрочно, что подтверждается справкой серии <...> от 13 октября 2009 года.
8 июля 2015 года Герман А.Т. обратился в Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, с приложением необходимых медицинских документов о нуждаемости получения данного вида социальной услуги.
Из ответа Государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл от 8 сентября 2017 года следует, что очередь истца на получение санаторно-курортной путевки составляет № <...>.
Справкой для получения путевки от 7 мая 2015 года Герману А.Т. рекомендовано санаторно-курортное лечение.
В 2015 году и по настоящее время путевка на санаторно-курортное лечение не предоставлена, что, по мнению истца, повлекло нарушение его прав на получение государственной социальной помощи.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, руководствуясь указанными нормами права, исследовав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена Герману А.Т. исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к утверждению о том, что, обратившись к ответчику с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в 2015 году, истец приобрел право на ее безусловное получение в том же году. В обоснование указанной позиции Герман А.Т. ссылается на положение части 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ.
Между тем, как верно указано судом первой инстанции в опровержение приведенной позиции истца, положение части 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Установление законодателем в названной норме периода предоставления социальных услуг означает лишь то, что если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (части 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 года № 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о наличии правовых оснований для возложения на ответчика в судебном порядке обязанности по предоставлению истцу путевки на санаторно-курортное лечение за 2015 год основаны на неверном понимании правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, и поэтому не могут повлечь отмену решения суда первой инстанции.
Решение постановлено судом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 2 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Германа А. Т. – без удовлетворения.
Председательствующий А.Е.Соснин
Судьи Н.Г.Лелеков
А.А.Ваулин