Решение по делу № 33-93/2018 (33-2417/2017;) от 21.12.2017

Судья Юманова Е.В. дело № 33-93/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола      23 января 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Соснина А.Е.,

судей Лелекова Н.Г. и Ваулина А.А.,

при секретаре Артизанове А.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Германа А. Т. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 2 ноября
2017 года, которым постановлено:

в удовлетворении искового заявления Германа А. Т. к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение отказать.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Ваулина А.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Герман А.Т. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2015 год.

В обоснование требований указано, что Герман А.Т. является инвалидом второй группы. 8 июля 2015 года он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, представив все необходимые документы. До настоящего времени путевка истцу не предоставлена, что является нарушением права на получение гарантированной Герману А.Т. законом государственной социальной помощи.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Герман А.Т. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. В качестве доводов жалобы Герман А.Т. настаивает на наличии правовых оснований для удовлетворения его исковых требований. Считает, что ответчиком не исполнен индивидуальный план реабилитации инвалида, что является нарушением требований части 2 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которой программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В возражении на апелляционную жалобу Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл приводит доводы в поддержку решения суда, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Выслушав объяснения Германа А.Т. и его представителя Добровольской Т.М., поддержавших доводы жалобы, представителя Государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл
Баластаева С.Н., просившего оставить решение суда без изменения, обсудив доводы жалобы и возражений, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее -
ГПК РФ).

Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлена система гарантированных государством мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, определив правовые основы медико-социальной экспертизы и реабилитации. В соответствии со статьей 9 указанного Федерального закона основные направления реабилитации инвалидов включают в себя восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение.

Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178 «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон от 17 июля 1999 года
№ 178-ФЗ) предусматривает категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды. В предоставляемый набор социальных услуг включаются следующие: предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний. Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с положениями Федерального закона от
17 июля 1999 года № 178-ФЗ является календарный год.

В силу части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года
№ 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).

Согласно подпункту 3.1 Порядка обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 3.3 Порядка).

В соответствии с положениями подпункта 3.7 Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты, с которыми территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации заключили соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявления в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо в уполномоченный орган.

Согласно подпункту 3.9 Порядка территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга – за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.

Из материалов дела следует, что Герман А.Т. является инвалидом второй группы по общему заболеванию бессрочно, что подтверждается справкой серии <...> от 13 октября 2009 года.

8 июля 2015 года Герман А.Т. обратился в Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, с приложением необходимых медицинских документов о нуждаемости получения данного вида социальной услуги.

Из ответа Государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл от 8 сентября 2017 года следует, что очередь истца на получение санаторно-курортной путевки составляет № <...>.

Справкой для получения путевки от 7 мая 2015 года Герману А.Т. рекомендовано санаторно-курортное лечение.

В 2015 году и по настоящее время путевка на санаторно-курортное лечение не предоставлена, что, по мнению истца, повлекло нарушение его прав на получение государственной социальной помощи.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, руководствуясь указанными нормами права, исследовав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена Герману А.Т. исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.

Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к утверждению о том, что, обратившись к ответчику с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в 2015 году, истец приобрел право на ее безусловное получение в том же году. В обоснование указанной позиции Герман А.Т. ссылается на положение части 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ.

Между тем, как верно указано судом первой инстанции в опровержение приведенной позиции истца, положение части 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.

Установление законодателем в названной норме периода предоставления социальных услуг означает лишь то, что если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.

Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (части 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 года № 686-О).

Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы о наличии правовых оснований для возложения на ответчика в судебном порядке обязанности по предоставлению истцу путевки на санаторно-курортное лечение за 2015 год основаны на неверном понимании правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, и поэтому не могут повлечь отмену решения суда первой инстанции.

Решение постановлено судом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 2 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Германа А. Т. – без удовлетворения.

Председательствующий      А.Е.Соснин

Судьи      Н.Г.Лелеков

     А.А.Ваулин

33-93/2018 (33-2417/2017;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Герман АТ
Ответчики
ГУ Региональное отделение Фонда Социального страхования РФ по РМЭ
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Ваулин Александр Анатольевич
Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
25.12.2017Передача дела судье
23.01.2018Судебное заседание
24.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2018Передано в экспедицию
23.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее