<номер обезличен>
26RS0<номер обезличен>-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 апреля 2021 года <адрес обезличен>
Ленинский районный суд <адрес обезличен> края
в составе:
председательствующего судьи Романенко Ю.С.,
при секретаре Арутюнян Р.Р.,
с участием
представителя истца Загудаева В.С. – Хидирнебиевой Н.З., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по <адрес обезличен> – Стрепетова В.В., действующего на основании доверенности,
представителя третьего лица Следственный комитет РФ по СК, Следственный комитет РФ – Семеновой Л.Н., действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица - старшего помощника прокурора <адрес обезличен> Лаптевой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес обезличен> гражданское дело по иску Загудаева В. С. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по <адрес обезличен>, третьи лица Следственный комитет РФ по СК, Следственный комитет РФ, о возмещении вреда и компенсации морального вреда, причиненных в результате незаконного уголовного преследования,
установил:
Загудаев В.С. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по <адрес обезличен>, третьи лица Следственный комитет РФ по СК, Следственный комитет РФ, в котором просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 4 100 000 рублей и компенсацию материального вреда в размере в размере 1442923,64 рубля.
В обосновании иска указано, что в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> Загудаев В.С. был подвергнут уголовному преследованию по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст. 111 УК РФ, в связи с чем он был подвергнут лишению свободы и содержался в условиях следственного изолятора, а также исправительной колонии строго режима. Приговором Шпаковского районного суда <адрес обезличен> от <дата обезличена> Загудаев В.С. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 114 УК РФ и ему назначено наказание в виде 8 месяцев ограничения свободы. Был зачтен в срок отбывания наказания время содержания Загулаева В.С. под стражей с <дата обезличена> по <дата обезличена> в соответствии с ч.3 ст. 72 УК РФ из расчета один день содержания под стражей за два дня ограничения свободы, назначенное наказание считать отбытым полностью. Таким образом, в период времени с <дата обезличена> по <дата обезличена>, а всего в течение 4 лет 1 месяца 12 дней Загудаев В.С. незаконно был лишен свободы, содержался в местах лишения свободы и был лишен многих своих прав данных Конституцией Российской Федерации. Также истец полагает, что он имеет право на возмещение заработной платы, которую он мог бы получать, если бы к нему не было применено заключение под стражу. Средняя заработная плата по <адрес обезличен> в 2013 году составляла 20667 рублей, соответственно не полученный заработок за два месяца и одиннадцать дней в 2013 году составляет 48223 рубля. Таким образом, неполученная заработная плата с учетом инфляции составляет 1442923,64 рубля. На основании изложенного просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Определением Ленинского районного суда <адрес обезличен> от <дата обезличена> производство по гражданскому делу по иску Загудаева В.С. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по <адрес обезличен> в части возмещения имущественного вреда в размере 1442 923,64 рубля прекращено.
В судебное заседание истец Загудаев В.С. не явился, надлежащим образом был извещен о времени и месте его проведения, о причинах неявки суду не сообщил, заявлений о рассмотрении дела в его отсутствие в суд не предоставил.
В судебном заседании представитель истца Хидернибиева Н.З., доводы, изложенные в исковом заявлении поддержала в полном объеме и просила суд их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по <адрес обезличен> – Стрепетов В.В., доводы, изложенные в возражениях поддержал в полном объеме и просил суд их удовлетворить, в удовлетворении исковых требований Загудаева В.С. просил отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица Следственного комитета РФ по СК, Семенова Л.Н. в судебном заседании доводы, изложенные в отзыве поддержала и просила суд в удовлетворении исковых требований Загудаева В.С. отказать в полном объеме.
В судебном заседании представитель третьего лица – старший помощник прокурора <адрес обезличен> Лаптева Е.В., просила исковые требования Загудаева В.С. удовлетворить в части.
Суд, согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) рассмотрел дело в отсутствие неявившегося истца.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения сторон, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Загудаева В.С. в части по следующим основаниям.
В силу ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, имеют право представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно доводов других лиц, участвующих в деле; использовать другие процессуальные права, а также несут процессуальные обязанности, установленные процессуальным законодательством.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от <дата обезличена> <номер обезличен> «О судебном решении» решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с положениями ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В силу положений ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом (пункт 1).
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 1069 настоящего Кодекса. Вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу (пункт 2).
Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В силу ч. 2 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеют: подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор; подсудимый, уголовное преследование в отношении которого прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения; подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5 и 6 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 4 - 6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса; осужденный - в случаях полной или частичной отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой статьи 27 настоящего Кодекса; лицо, к которому были применены принудительные меры медицинского характера, - в случае отмены незаконного или необоснованного постановления суда о применении данной меры.
Согласно ч. 3 ст. 133 УПК РФ право на возмещение вреда в порядке, установленном настоящей главой, имеет также любое лицо, незаконно подвергнутое мерам процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу.
В силу ст. 109 УПК РФ содержание под стражей при расследовании преступлений не может превышать 2 месяца. В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня в порядке, установленном частью третьей ст. 108 настоящего Кодекса, на срок до 6 месяцев. Дальнейшее продление срока может быть осуществлено в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения судьей того же суда по ходатайству следователя, внесенному с согласия руководителя соответствующего следственного органа по субъекту Российской Федерации, иного приравненного к нему руководителя следственного органа либо по ходатайству дознавателя в случаях, предусмотренных частью пятой статьи 223 настоящего Кодекса, с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или приравненного к нему военного прокурора, до 12 месяцев.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата обезличена> <номер обезличен> "О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве", к лицам, имеющим право на реабилитацию, указанным в части 2 ст. 133 УПК РФ, не относятся, в частности, подозреваемый, обвиняемый, осужденный, преступные действия которых переквалифицированы или из обвинения которых исключены квалифицирующие признаки, ошибочно вмененные статьи при отсутствии идеальной совокупности преступлений либо в отношении которых приняты иные решения, уменьшающие объем обвинения, но не исключающие его (например, осужденный при переквалификации содеянного со статьи 105 УК РФ на часть 4 ст. 111 УК РФ), а также осужденные, мера наказания которым снижена вышестоящим судом до предела ниже отбытого.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что Загудаев В.С. был привлечен к уголовной ответственности по ч.4 ст. 111 УК РФ.
Приговором Шпаковского районного суда <адрес обезличен> от <дата обезличена> действия Загудаева В.С. были переквалифицированы с ч.4 ст. 111 УК РФ на ч.1 ст. 114 УК РФ и ему было назначено наказание в виде 8 месяцев ограничения свободы, в срок отбывания наказания ему было зачтено время содержания Загудаева В.С. под стражей с <дата обезличена> по <дата обезличена> в соответствии с ч.3 ст. 72 УК РФ из расчета один день содержания под стражей за два дня ограничения свободы, назначенное наказание считать отбытым полностью.
Истец, обращаясь в суд с настоящим иском, полагает, что ему был причинен моральный вред, поскольку он незаконно содержался под стражей в период с <дата обезличена> по <дата обезличена>, а всего 4 года, 1 месяц, 12 дней.
Изложенные обстоятельства, с учетом вышеприведенных норм права, а также разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от <дата обезличена> <номер обезличен>, позволили суду прийти к выводу о том, что истец в результате неправильной квалификации его действий по ч.4 ст.111 УК РФ 4 года 1 месяц и 12 дней был незаконно лишен свободы, был лишен возможности свободно распоряжаться своей жизнью, работать, общаться с семьей, в связи с чем имеет право на компенсацию морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда, суд принимает во внимание фактические обстоятельства дела, обстоятельства привлечения истца к уголовной ответственности, вид и продолжительность избранной меры пресечения, категорию преступления, в котором обвинялся истец, данные о его личности.
Также суд учитывает, что Загудаев В.С. на протяжении 4 лет был изолирован от общества, своей семьи, не имел возможности общаться с близкими людьми, друзьями, степень и характер нравственных страданий, причиненных истцу незаконным применением меры пресечения.
При таких установленных по делу обстоятельствах, суд считает возможным взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 250 000 рублей, поскольку, предусмотренная законом компенсация отвечает признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.
Статьей 1071 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. Поскольку в соответствии со ст. 1 Бюджетного кодекса РФ указанным кодексом регулируются отношения между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления проектов бюджетов, их утверждения, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней, из ст. 152 названного кодекса следует, что физические лица не являются участниками бюджетного процесса. Поэтому, нормы Бюджетного кодекса РФ к правоотношениям, где одной из сторон выступает гражданин, неприменимы. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что вред, причиненный истцу, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, и взыскание должно производиться через Министерство финансов РФ.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Загудаева В. С. к Министерству финансов Российской Федерации – удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Загудаева В. С. компенсацию морального вреда в размере 250 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в <адрес обезличен>вой суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд <адрес обезличен> в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено <дата обезличена>.
Судья Ю.С. Романенко