Решение по делу № 2а-2061/2020 от 20.12.2019

УИН 11RS0001-01-2019-017716-21 Дело №2а-2061/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 февраля 2020 года г. Сыктывкар

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

Председательствующего судьи Леконцева А.П.

с участием представителя административного истца Шабановой Т.В., действующего на основании доверенности от 15.05.2019 года,

при секретаре Гут Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ГУ РК «Автотранспортное управление здравоохранения Республики Коми» к Государственной инспекции труда в Республике Коми о признании незаконным предписания и решения

УСТАНОВИЛ

ГУ РК «Автотранспортное управление здравоохранения Республики Коми» (далее административный истец, ГУ РК «АУЗ РК» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Республике Коми о признании незаконным предписания № 11/7-2716-19-ОБ/12-9763-И/2017-247 от 13.11.2019 года, признания незаконным решения по жалобе о признании предписания незаконным от 11.12.2019 года.

В качестве основания такого обращения административный истец указывает на нарушение порядка проведения проверки, поскольку предметом проверки должна быть жалоба работника, проведение проверки в отношении иных работников недопустимо.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал в полном объеме, указав, что проверка проведена в отношении всех работников предприятия, а не только тех, кто обращался с жалобой. В предписании не указаны конкретные средства индивидуальной защиты для каждого работника, поэтому непонятно как исполнять данное предписание.

Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Оспаривание решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентировано положениями главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу названой нормы и положений ст. 227 КАС РФ для признания оспариваемого решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления незаконными, необходима следующая совокупность: признание таких решения, действий (бездействия) несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из материалов дела следует, что ** ** ** в адрес Государственной инспекции труда в Республике Коми поступила коллективная жалоба от работников ГУ РК «АУЗ РК» для принятия необходимых мер по указанным нарушениям.

На основании распоряжения от 22.10.2019 года в отношении ГУ РК «АУЗ РК» проведена внеплановая документарная проверка с целью защиты прав и интересов работников по поступившему обращению.

Актом проверки от 13.11.2019 года установлено, что в нарушении абз. 1, 2 ст. 211, абз. 6 ч. 2 ст. 212, 221 ТК РФ выдача специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам Гаврилову В.Е., Топтыгиной М.Б., Уткину В.Н., Топтыгину А.А., Петрову С.М., Аветисян С.С., Брадаускас В.В., Ахмедову Р.Ю., Нефедову Е.А., Кочанову А.В., Тикунову Д.О., Безносикову Д.С., Габову И.Г., Губареву Г.Ю., Королеву И.П., Корычеву В.В., Петрову С.Б., Попову Е.Е., Прокудову Е.В., Смирнову А.А., Чабанову С.В., Шевелеву М.А., Шулепову С.А., Семкову Д.Е., Тырышкину М.Н., Гаврилюк В.В., Бартову В.В., Селиванову С.Н., Тиукову В.Н., Бондаренко С.В., Разумовскому А.А., Холопову М.В., Скопинову П.И., Калиничеву И.В., Касаджик А.В., Козлову И.В., Попову А.С., Писковскому Ю.А., Возиян В.Г., Прокушеву А.В., Лапшиной Т.И., Паршукову И.Ф., Тагиеву М.А.оглы, Скуратовичу И.В. в соответствии с приказаом Минтруда РФ от 09.12.2014 года № 997н не соответствует предъявленным требованиям.

В связи с выявленными нарушениями трудового законодательства, должностным лицом Государственной инспекции труда в Республике Коми в адрес ГУ РК «АУЗ РК» выдано предписание № 11/7-2716-19-ОБ/12-9763-И/2017-247 от 13.11.2019 года об отстранении от работы с 14 ноября 2019 года названных работников Учреждения до обеспечения выдачи специальной одеждой, специальной обувью и других средств индивидуальной защиты, предусмотренных приказом Минтруда РФ от 09.12.2014 года № 997н.

Согласно ст. 221 ТК РФ, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

В силу ст. 212 ТК РФ, обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 09.12.2014 года № 997н утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

В данных Типовых нормах содержится указание на наименование специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых по норме выдачи работникам перечисленных профессий (должностей).

Выявив в ходе проверки нарушение со стороны работодателя по ненадлежащему исполнению обязанности по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты, должностное лицо Государственной инспекции трудв обоснованно внесло в адрес Учреждения оспариваемое предписание.

При этом доводы административного искового заявления о возможности проведения проверки лишь в отношении работников, подписавших коллективную жалобу, являются ошибочными.

В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда, в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

Основными задачами федеральной инспекции труда, в силу ст. 355 ТК РФ, являются обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Абзац пятнадцатый статьи 356 ТК РФ закрепляет в качестве основных полномочий федеральной инспекции труда ведение приема и рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушениях их трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.

В силу ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда; запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;

Такие полномочия федеральной инспекции труда не могут рассматриваться как нарушающие права работодателей, поскольку направлены на выполнение основной функции данного федерального органа исполнительной власти (проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права) и обеспечение реализации права работников на защиту их трудовых прав.

Для исполнения своих задач федеральная инспекция труда проводит проверки работодателей (статья 360 Трудового кодекса Российской Федерации), предметом которых является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан, что согласуется с целями и задачами трудового законодательства.

В силу ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Следовательно, при выявлении в рамках проверки факта нарушения по соблюдению требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственная инспекция труда обязана дать оценку таким выявленным фактам, вне зависимости от субъекта обращения.

Утверждение представителя административного истца о невозможности отстранения работников от работы в связи с характером их работы не являются основанием для признания предписания незаконным, поскольку при необеспечении работника средствами индивидуальной защиты, такой работник не может быть допущен к выполнению трудовых обязанностей.

Таким образом, предписания принято должностным лицом в строгом соответствии с действующим законодательством и в пределах своей компетенции.

Принятие вышестоящим должностным лицом Государственной инспекции труда решения по оспариванию предписания в полном объеме соответствует требованиям приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.06.2019 года «Об утверждении административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

Установив в настоящем деле отсутствие необходимой совокупности условий для признания оспариваемых предписания, решения незаконными, суд оставляет административное исковое заявление ГУ РК «АУЗ РК» без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление ГУ РК «Автотранспортное управление здравоохранения Республики Коми» к Государственной инспекции труда в Республике Коми о признании незаконным предписания № 11/7-2716-19-ОБ/12-9763-И/2017-247 от 13 ноября 2019 года, решения по жалобе о признании предписания незаконным от 11 декабря 2019 года, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховных Суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в мотивированной части.

В мотивированной части решение принято 17 февраля 2020 года.

Судья А.П. Леконцев

2а-2061/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Государственное учреждение здравоохранения Республики Коми "Автотранспортное управление здравоохранения Республики Коми"
Ответчики
ГИТ по РК
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Леконцев Александр Пантелеевич
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
27.12.2019Регистрация административного искового заявления
01.01.2020Передача материалов судье
01.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.01.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.01.2020Судебное заседание
05.02.2020Судебное заседание
28.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее