Решение по делу № 2а-3208/2022 от 17.06.2022

Дело № 2а-3208/2022

УИД 60RS0001-01-2022-006492-21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июля 2022 года                                 гор. Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи                  М.Н.Лепихиной,

при секретаре                  Расшиваловой Я.К.,

с участием представителя административного ответчика      Воробьевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Орлова Антона Андреевича к Псковской таможне о признании решения незаконным и обязании снять транспортное средство с таможенного контроля,

УСТАНОВИЛ:

Орлов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Псковской таможне о признании решения незаконным и обязании снять транспортное средство с таможенного контроля.

В обоснование заявленных требований указано, что **.**..2014 Орлов А.А. временно ввез на территорию Российской Федерации на срок до **.**. 2015 года принадлежащее ему на праве собственности транспортное средство Wolkswagen Multivan, VIN , рег.номер , 1997 года выпуска, предоставив пассажирскую таможенную декларацию.

Однако **.**..2014 в Казахстане Орлов А.А. на указанном автомобиле попал в дорожно-транспортное происшествие, в результате которого кузов транспортного средства был полностью поврежден.

В связи с чем Орлов А.А. обратился в таможенный орган с заявлением, в котором сообщил о произошедшем ДТП и невозможности вывести транспортное средство с таможенной территории ЕАЭС, в также просил снять автомобиль с таможенного контроля ввиду его гибели, предоставив документы, подтверждающие факт ДТП и повреждение транспортного средства.

Однако согласно ответу Псковской таможни от **.**.2022 Орлову А.А. было отказано в снятии транспортного средства с таможенного контроля по причине не подачи в таможенные органы Республики Казахстан таможенной декларации для помещения вышеуказанного транспортного средства под таможенную процедуру уничтожение.

Считая данный отказ незаконным, административный истец обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным отказ Псковской таможни от **.**..2022 №52-01-06/01054 в снятии с таможенного контроля временно ввезенного транспортного средства Wolkswagen Multivan, VIN , рег.номер , 1997 года выпуска, обязать Псковскую таможню снять с таможенного контроля временно ввезенное транспортное средство Wolkswagen Multivan, VIN , рег.номер , 1997 года выпуска.

В судебное заседание административный истец Орлов А.А. не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель административного ответчика Воробьева О.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных Орловым А.А. требований. В обоснование привела доводы, изложенные в письменных возражениях. В ходе рассмотрения дела указала, что **.**..2014 гражданин Г. Орлов А.А. на основании пассажирской таможенной декларации №10225010/071214/В0994870 временно ввез на таможенную территорию таможенного союза транспортное средство Wolkswagen Multivan, VIN , рег.номер , 1997 года выпуска, на срок временного ввоза до **.**..2015. Однако в установленный срок транспортное средство не было вывезено декларантом с таможенной территории таможенного союза. В обосновании причины невыполнения указанной обязанности в установленный срок Орловым А.А. представлены документы о произошедшем **.**..2014 на территории Казахстана ДТП с участием временно ввезенного транспортного средства под управлением Орлова А.А., подтверждающие, по мнению последнего, факт полного повреждения автомобиля. **.**..2021 Орлов А.А. обратился в таможенный орган по вопросу снятия с таможенного контроля временно ввезенного транспортного средства. Указанный автомобиль находится на контроле таможенного поста МАПП Бурачки. Письмом от **.**..2022 №52-01-06/01054 Орлову А.А. было разъяснено, что оснований для снятия автомобиля с таможенного контроля не имеется, поскольку указанное транспортное средство не помещено под таможенную процедуру «уничтожение». Надлежащего документального подтверждения уничтожения (безвозвратной утраты) транспортного средства в результате аварии или действий непреодолимой силы заявителем в таможенный орган не представлено. Доказательств полного уничтожения или утраты транспортного средства, подтвержденное заключением специалиста, эксперта и гибели транспортного средства либо о значительных финансовых затратах на восстановление автомобиля, превышающих его стоимость, не представлено. Справка, согласно которой в ДТП был полностью поврежден кузов автомобиля, не является документом, подтверждающим полную гибель транспортного средства. Справки, объяснения, схема ДТП, представленные Орловым А.А., подтверждают лишь факт совершения ДТП, но не свидетельствуют о безвозвратной утрате автомобиля. В таможенный орган Орловым А.А. были представлены копии указанных документов, не заверенные надлежащим образом. Документы, подтверждающие помещение автомобиля под таможенную процедуру уничтожения, либо документальное подтверждение факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты транспортного средства административным истцом не представлены. В связи с чем с чем просила отказать Орлову А.А. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.

Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Судом установлено, что **.**..2014 гражданин Г. Орлов А.А., следуя из Германии в РФ через таможенный пост МАПП Бурачки, временно ввез на таможенную территорию таможенного союза транспортное средство Wolkswagen Multivan, VIN , рег.номер , 1997 года выпуска, на срок временного ввоза до **.**..201 на основании пассажирской таможенной декларации №10225010/071214/В0994870.

Однако в установленный срок до 07.03.2015 указанное транспортное средство не было вывезено Орловым А.А. с таможенной территории таможенного союза.

В соответствии со статьей 358 Таможенного кодекса Таможенного союза (действовавшей на момент ввоза Орлова А.А. транспортного средства) иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей (пункт 2); в случае, если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на территории Таможенного союза в связи с не вывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза (пункт 5); в случае безвозвратной утраты временно ввезенных товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы обратный вывоз таких товаров с таможенной территории таможенного союза может не производиться при условии признания таможенными органами факта аварии или действия непреодолимой силы (пункт 6).

Подпунктом 3 пункта 2 статьи 80 Таможенного кодекса Таможенного союза было предусмотрено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в случаях уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения.

В силу статьи 14 Соглашения "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" от 18 июня 2010 года (действовавшем до 1 января 2018 года) обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения; обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства прекращается у декларанта с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, за исключением случаев, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов.

1 января 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, действие Таможенного кодекса Таможенного союза с указанной даты прекратилось.

Согласно пункту 1 статьи 444 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) "Общие переходные положения" данный Кодекс применяется к отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу.

По отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, возникшим до вступления Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в силу, Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникли со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных статьями 448 - 465 Кодекса (пункт 2).

Порядок перемещения физическими лицами товаров и транспортных средств для личного пользования через таможенную границу Евразийского экономического союза регулируется главой 37 ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 1 статьи 264 ТК ЕАЭС допускается временный ввоз на таможенную территорию ЕАЭС иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом ЕАЭС, на срок не более 1 года без уплаты таможенных пошлин, налогов.

Положения пункта 6 вышеуказанной нормы предусматривают, что временно ввезенные транспортные средства для личного пользования должны находиться на таможенной территории Союза в фактическом владении и пользовании декларанта, если иное не установлено настоящей статьей.

Согласно пункту 5 статьи 264 ТК ЕАЭС временно ввезенные транспортные средства для личного пользования до истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза, подлежат таможенному декларированию в целях вывоза с таможенной территории Союза, выпуска в свободное обращение или в иных целях в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев, когда указанные транспортные средства для личного пользования конфискованы или обращены в собственность (доход) государства-члена по решению суда, либо приобрели статус товаров Союза в соответствии с пунктом 2 статьи 16 или пунктом 6 статьи 382 настоящего Кодекса, либо в отношении указанных транспортных средств для личного пользования наступили обстоятельства, предусмотренные подпунктом 8 пункта 7 статьи 14 настоящего Кодекса (признание таможенным органом в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты этих товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения).

В случае нахождения временно ввезенных транспортных средств для личного пользования на таможенной территории ЕАЭС по истечении установленного срока в связи с невывозом его с таможенной территории ЕАЭС наступает срок уплаты таможенных пошлин, налогов (подпункт 3 пункта 6 статьи 268 ТК ЕАЭС).

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" при разрешении споров, связанных с уплатой таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных на таможенную территорию Союза транспортных средств для личного пользования в связи с невывозом с таможенной территории Союза в день истечения срока, в период которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 264 Таможенного кодекса, судам следует учитывать положения подпункта 7 пункта 2 статьи 268 Таможенного кодекса, предусматривающие возможность прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, если до наступления срока уплаты названных платежей имели место такие факты, как уничтожение и (или) безвозвратная утрата транспортного средства вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

Оценивая обоснованность отказа таможенного органа в признании таких фактов, судам необходимо исходить из того, что о прекращении существования транспортного средства (его конструктивной гибели) могут свидетельствовать невозможность проведения восстановительного ремонта поврежденного имущества, либо превышение стоимости ремонта по отношению к стоимости данного транспортного средства на момент аварии, либо равенство этих стоимостей.

Согласно материалам дела, в обоснование доводов о гибели транспортного средства административным истцом представлена справка, являющаяся основанием для определения суммы причиненного материального ущерба, выданная Орлову А.А., о том, что **.**..2014 в 12 час. 30 мин. в результате ДТП кузов автомобиля Wolkswagen, VIN , рег.номер , был полностью поврежден.

В подтверждение факта ДТП Орловым А.А. представлены копии телефонного сообщения в органы полиции о ДТП от **.**..2015, схема ДТП, объяснения участников ДТП.

В связи с чем Орлов А.А. обратился в таможенный орган с заявлением о снятии временно ввезенного транспортного средства с контроля по причине его утраты в результате ДТП.

Однако согласно ответу от **.**..2022 №52-01-06/01054 Орлову А.А. было разъяснено, что в случае невозможности исполнить обязательства по обратному вывозу временно ввезенного транспортного средства по причине поломки, ДТП, лицо, осуществившее временный ввоз транспортного средства, согласно таможенному законодательству, может поместить данное транспортное средство под одну из таможенных процедур, а именно: «отказ в пользу государства» или «уничтожение», обратившись в таможенный орган по месту нахождения автомобиля. Обратный вывоз временно ввезенных транспортных средств может не производиться при условии признания таможенным органом факта аварии или действия непреодолимой силы. Однако в представленных документах сведения об обращении в таможенные органы для помещения автомобиля под таможенную процедуру уничтожения отсутствуют, надлежащего документального подтверждения уничтожения (безвозвратной утраты) транспортного средства в результате ДТП или действия непреодолимой силы в таможенный орган не представлено, в связи с чем было принято решение об отказе в снятии автомобиля с таможенного контроля.

В связи с изложенными обстоятельства и нормами материального права, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Орловым А.А. требований, поскольку представленными в материалы дела доказательствами подтверждается лишь сам по себе факт ДТП, в результате которого был полностью поврежден кузов временно ввезенного транспортного средства, однако доказательства прекращения существования транспортного средства (его конструктивной гибели), а также невозможности проведения восстановительного ремонта поврежденного имущества, либо превышение стоимости ремонта по отношению к стоимости данного транспортного средства на момент аварии, либо равенство этих стоимостей, стороной административного истца не представлено.

При таких обстоятельствах суд признает правомерным решение Псковской таможни от 11.03.2022 №52-01-06/01054 об отказе в снятии таможенного контроля временно ввезенного транспортного средства Wolkswagen Multivan, VIN , рег.номер , 1997 года выпуска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Орлова Антона Андреевича к Псковской таможне о признании решения незаконным и обязании снять транспортное средство с таможенного контроля, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья М.Н.Лепихина

Мотивированное решение изготовлено 03 августа 2022 года.

2а-3208/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Орлов Антон Андреевич
Ответчики
Псковская таможня
Другие
Таршин Михаил Иванович
Суд
Псковский городской суд Псковской области
Судья
Лепихина Мария Николаевна
Дело на странице суда
pskovskygor.psk.sudrf.ru
17.06.2022Регистрация административного искового заявления
20.06.2022Передача материалов судье
22.06.2022Решение вопроса о принятии к производству
22.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.07.2022Судебное заседание
15.07.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
26.07.2022Судебное заседание
03.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее