В суде первой инстанции дело № 2а-394/2021
Дело № 33а-6414/2021
УИН 27RS0021-01-2021-000601-80
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 21 октября 2021 года.
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Казариковой О.В.
судей: Савченко Е.А., Карбовского С.Р.
при секретаре: Цой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Хабаровске 13 октября 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Хабаровскому краю к Степановой А.В. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, пени,
по апелляционной жалобе административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Хабаровскому краю на решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 8 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Савченко Е.А.,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №3 по Хабаровскому краю (далее – Межрайонная ИФНС России №3 по Хабаровскому краю) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Степановой А.В. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, пени. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в собственности административного ответчика находилось имущество (недвижимость – индивидуальный жилой дом, земельные участки), признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Налогоплательщику начислены налог на имущество физических лиц, земельный налог и направлены уведомления с указанием налоговых периодов, объектов налогообложения, порядка расчета налога, суммы налога и срока уплаты. В установленный срок налогоплательщиком налог на имущество физических лиц, земельный налог не уплачены, на сумму налога начислена пеня.
Административным истцом в адрес налогоплательщика направлены требования об уплате налога от 21.02.2018 № 12723, от 30.01.2020 №8788, от 05.02.2019 №7537. Судебный приказ от 14.12.2020 N 2а-4021/2020 отменен определением мирового судьи судебного участка N 56 судебного района «район имени Лазо Хабаровского края» ио мирового судьи судебного участка №57 судебного района «район имени Лазо Хабаровского края» 18.01.2021 в связи с поступлением возражений административного ответчика относительно судебного приказа. Административный истец, ссылаясь на положения статей 45, 48 НК РФ, просил суд взыскать с административного ответчика недоимки за 2016 год по налогу на имущество с физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в размере 67 рублей, пени в размере 1 рубль 41 копейка, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 2 985 рублей (за 2016 – 995 рублей, за 2017 – 995 рублей, за 2018 – 995 рублей), пени в размере 49 рублей 22 копейки (за 2016 – 21,01 рубль, за 2017 – 16,08 рублей, за 2018 – 12,13 рублей), земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 625 рублей (за 2017 – 181 рубль, за 2018 – 444 рубля), пени в размере 8 рублей 34 копейки (за 2017 – 2,93 рубля, за 2018 – 5,42 рублей), всего взыскать 3 735 рублей 97 копеек.
Решением суда района имени Лазо Хабаровского края от 08 июня 2021 года административные исковые требования Межрайонной ИФНС России №3 по Хабаровскому краю удовлетворены частично. Постановлено взыскать со Степановой Алены Владимировны в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю недоимку за 2018 год по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 995 рублей, пени в размере 12 рублей 13 копеек, земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 444 рубля, пени в размере 5 рублей 41 копейка, всего взыскать 1 456 рублей 54 копейки, в доход муниципального бюджета района имени Лазо Хабаровского края госпошлину в размере 400 рублей. В остальной части административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Межрайонная ИФНС России № 3 по Хабаровскому краю с постановленным по делу решением не согласилась, считает его незаконным, указывая на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Ссылаясь на положения п. 3 ст. 48 НК РФ, указывает, что налоговым органом не пропущен срок для обращения в суд с требованиями о взыскании недоимки, поскольку с момента вынесения мировым судом определения об отмене судебного приказа о взыскании недоимки 6- месячный срок для обращения в суд налоговым органом не пропущен. Просит решение суда отменить, требования удовлетворить.
Письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы не поступали.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец и административный ответчик, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте суда, не явились, своих представителей не направили, о намерении лично участвовать в судебном разбирательстве не заявили. В связи с указанным, в соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с правилами ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данному конституционному положению корреспондирует пункт 1 статьи 3 НК РФ, согласно которому каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Статья 45 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Подпунктом 9 п. 1 ст. 31 НК РФ предусмотрено право налогового органа взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п.6 ст.45 НК РФ).
В силу части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которым налогоплательщик извещается о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт статьи 69 НК РФ).
Пункт 1 статьи 70 НК РФ предусматривает, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (часть 1 статьи 48 НК РФ).
В силу пункта 2 статьи 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии со статьей 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
При этом пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
Таким образом, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика в случае уплаты налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.
Порядок и основания исчисления налога на имущество физических лиц регулируется главой 32 НК РФ.
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения налога на имущество физических лиц как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01 марта 2013 года (статья 404 НК РФ).
В силу части 1 и 2 статьи 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
Согласно части 2 статьи 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (часть 4 статьи 57 НК РФ).
Порядок и основания исчисления земельного налога регулируется главой 31 НК РФ.
Из ст. 387 НК РФ следует, что земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу ч.1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (ч.1 ст. 390 НК РФ)
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (в редакции действующей в период спорных правоотношений).
Согласно п.4 указанной статьи НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Сумма налога, согласно ч. 3 ст. 396 НК РФ, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (ст. 397 НК РФ).
Материалами дела установлено, что Степанова А.В. в 2016 году являлась собственником индивидуального жилого дома, по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 37,70 кв.м., дата регистрации 21.05.2008. Кроме того, в 2016-2018 годах Степанова А.В. являлась собственником земельных участков, расположенных: <адрес>, кадастровый №, площадью 2800 кв.м., дата регистрации 07.07.2011; <адрес>, кадастровый №, площадью 3000 кв.м., дата регистрации 21.05.2008; <адрес>, кадастровый №, площадью 1014 кв.м., дата регистрации 30.10.2017, в связи с чем она является плательщиком налога на имущество с физических лиц и земельного налогов.
Как усматривается из налогового уведомления №35647045 от 06.08.2017, Степанова А.В. должна оплатить налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 67 руб., земельный налог за 2016 год в размере 995 рублей в срок не позднее 01.12.2017. Налоговое уведомление направлено в адрес Степановой А.В. 18.08.2017
В связи с неуплатой налогоплательщиком в установленный срок налога, Межрайонной ИФНС России № 3 по Хабаровскому краю в адрес Степановой А.В. 22.02.2018 направлено требование № 12723 по состоянию на 21.02.2018 об уплате недоимки по налогу на имущество за 2016 год в сумме 67 руб., пени в сумме 1,41 руб., недоимки по земельному налогу в размере 995 рублей, пени в размере 21,01 рублей за 2016 год в срок до 03.04.2018.
Согласно налогового уведомления №13895489 от 21.08.2018, Степанова А.В. должна оплатить земельный налог за 2017 год в размере 1176 рублей в срок не позднее 03.12.2018. Налоговое уведомление направлено в адрес Степановой А.В. 13.09.2018.
В связи с неуплатой налогоплательщиком в установленный срок налога, Межрайонной ИФНС России № 3 по Хабаровскому краю в адрес Степановой А.В. 25.02.2019 направлено требование № 7537 по состоянию на 05.02.2019 об уплате недоимки по земельному налогу в размере 1176 рублей, пени в размере 19,01 рублей за 2017 год в срок до 26.03.2019.
Как усматривается из налогового уведомления №23178494 от 15.08.2019, Степанова А.В. должна оплатить земельный налог за 2018 год в размере 1439 рублей в срок не позднее 02.12.2019. Налоговое уведомление направлено в адрес Степановой А.В. 22.08.2019.
В связи с неуплатой налогоплательщиком в установленный срок налога, Межрайонной ИФНС России № 3 по Хабаровскому краю в адрес Степановой А.В. 06.02.2020 направлено требование № 8788 по состоянию на 30.01.2020 об уплате недоимки по земельному налогу в размере 1439 рублей, пени в размере 17,54 рублей за 2018 год в срок до 21.06.2020.
По истечении срока исполнения обязательств по требованию задолженность налогоплательщиком погашена не была.
14.12.2020 мировым судебного участка №57 судебного района «район имени Лазо Хабаровского края» был выдан судебный приказ № 2а-4021/2020 о взыскании со Степановой А.В. недоимки по налогу на имущество физических лиц в сумме 67,00 руб., пени в сумме 1,41 руб., земельному налогу в сумме 2 985 руб., пени в сумме 49,22 руб., земельному налогу в сумме 625,00 руб., пени в сумме 8,34 руб., а всего в общей сумме 3 735,97 рублей, в том числе государственная пошлина в размере 200 руб. в доход бюджета муниципального района имени Лазо Хабаровского края.
Определением мирового судьи судебного участка №56 судебного района «район имени Лазо Хабаровского края» ио мирового судьи судебного участка №57 судебного района «район имени Лазо Хабаровского края» от 18.01.2021 судебный приказ №2а-4021/2020 от 14.12.2020 отменен в связи с поступившими возражениями административного ответчика.
С настоящим административным иском налоговый орган обратился в суд 30.04.2021, направив исковой материал почтовым отправлением 29.04.2021.
Удовлетворяя требования Межрайонной ИФНС России №3 по Хабаровскому краю в части взыскания недоимки по земельному налогу за 2018 год, пени, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку определением мирового судьи мирового судьи судебного участка №56 судебного района «район имени Лазо Хабаровского края» ио мирового судьи судебного участка №57 судебного района «район имени Лазо Хабаровского края» от 18.01.2021 судебный приказ №2а-4021/2020 от 14.12.2020 отменен, суд первой инстанции нашел требования административного истца обоснованными, срок для обращения в суд не пропущенным. Разрешая спор, суд первой инстанции, проверив порядок, процедуру принудительного взыскания, пришел к выводу об их соблюдении и наличии оснований для удовлетворения требований Межрайонной ИФНС России №3 по Хабаровскому краю за 2018 год в указанной части, поскольку налогоплательщиком не исполнена обязанность по уплате земельного налога в сроки, указанные в налоговом уведомлении, в связи с чем налоговым орган исчислена пеня, подлежащая оплате налогоплательщиком.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в указанной части, поскольку они сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 КАС РФ.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Расчет взыскиваемых сумм судебной коллегией проверен, он произведен в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах, регулирующего порядок исчисления земельного налога, а также порядок начисления пени, расчет является арифметически верным.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления в части требований о взыскании недоимки по налогу на имущество за 2016 год, пени и земельному налогу за 2016-2017 годы, пени, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным истцом пропущен установленный законом шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогам и задолженности по пеням со дня истечения срока, установленного для исполнения требования об уплате налога и пеней.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами районного суда первой инстанции в указанной части, поскольку они постановлены при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и неправильном применении норм материального права.
В соответствии с частями 4 - 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11 июня 1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 НК РФ сроки для обращения налоговых органов в суд.
В силу разъяснений, данных в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» судам необходимо иметь в виду, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 НК РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона. Однако пропущенный уполномоченным органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 47 НК РФ).
Как обращено внимание Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 30 января 2020 года № 12-О и № 20-О, установленные шестимесячные сроки и моменты начала их исчисления относятся к дискреционным полномочиям федерального законодателя и обусловлены необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений.
Согласно определению Конституционный Суд Российской Федерации от 8 февраля 2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Из изложенного следует, что принудительное взыскание налога с физического лица допускается исключительно в судебном порядке в течение установленных законом сроков, а также при наличии к тому оснований (установленный факт наличия задолженности и др.); произвольное и бессрочное взыскание с налогоплательщика сумм налоговой задолженности, обращение налогового органа в суд за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа, действующим правопорядком не допускаются.
При принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены, о чем указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 октября 2017 года № 2465-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ефимова Павла Павловича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации», с акцентом на то, что установление указанных обстоятельств в силу части 6 статьи 289 КАС РФ относится к числу юридически значимых по административному делу, рассматриваемому в порядке главы 32 названного процессуального закона.
Как разъяснено в абзацах 1, 3 п.50 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при применении статьи 70 НК РФ судам необходимо исходить из того, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику либо в случае фактической неуплаты им указанной в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении суммы налога (авансового платежа), либо в случае доначисления ему налоговым органом подлежащих уплате сумм налога (авансового платежа). С учетом изложенного в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 70 НК РФ направляется требование об уплате суммы налога, которая была указана в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении, но фактически не перечислена налогоплательщиком в бюджет. При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления.
Из приведенной нормы следует, что требование об уплате недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 НК РФ не позднее трех месяцев с момента наступления срока уплаты суммы недоимки.
Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки, являющийся пресекательным, начинает течь с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога (статья 70 НК РФ) не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней (пункт 3 статьи 48 НК РФ).
Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
Согласно пункта 31 указанного Постановления Пленума ВАС РФ судам надлежит иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
Однако соответствующие доводы о несоблюдении указанных сроков могут быть заявлены налогоплательщиком в суде только в рамках оспаривания либо требования об уплате налога, пеней и штрафа, направленного ему на основании статьи 70 Кодекса, либо решения о взыскании налога, пеней, штрафа, принятого в соответствии со статьей 46 НК РФ, либо в качестве возражений на иск, предъявленный налоговым органом по правилам статьи 46 Кодекса.
Как следует из положений статьи 48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, пеней, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абз.2 п. 2 ст. 48 НК РФ).
Требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
При таких обстоятельствах, суду первой инстанции надлежало проверить соблюдение всех последовательных сроков, предусмотренных НК РФ, в частности трехмесячного срока обращения налогового органа с требованием об оплате недоимки, шестимесячного срока на обращение в мировой суд и шестимесячного срока после обращения в суд общей юрисдикции с иском после отмены судебного приказа.
На момент направления требования общая сумма недоимки по налогам, срок требования по которому установлен до 21.06.2020, уже превысила 3000 рублей. Таким образом, с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки налоговому органу надлежало обратиться не позднее 21.12.2020. С заявлением о выдаче судебного приказа Межрайонная ИФНС №3 России по Хабаровскому краю обратилась 10.12.2020 посредством почтового направления, то есть в пределах установленного срока для обращения в мировой суд.
14 декабря 2020 мировым судьёй судебного участка №57 судебного района «район имени Лазо Хабаровского края» выдан судебный приказ №2а-4021/2020 на взыскание задолженности со Степановой А.В.
Однако, 18 января 2021 года определением мирового судьи судебного участка №56 судебного района «район имени Лазо Хабаровского края», и.о. мирового судьи судебного участка №57 судебного района «район имени Лазо Хабаровского края» указанный выше судебный приказ был отменён в связи с поступившими от административного ответчика возражениями относительно его исполнения.
С настоящим административным иском в суд налоговый орган обратился 29.04.2021, то есть в пределах 6-месячного срока для обращения в суд.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что срок для обращения в суд с настоящим иском о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 год, а также по земельному налогу за 2016-2017 годы не пропущен Межрайонной ИФНС России №3 по Хабаровскому краю, поскольку с исковым заявлением о взыскании недоимки налоговый орган обратился в пределах всех установленных налоговым законодательством сроков для обращения в суд.
Выводы суда первой инстанции о том, что административный истец должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки в течение 6 месяцев с даты, указанной в первоначальном требовании основаны на неправильном применении норм материального права.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о пропуске налоговым органом шестимесячного срока для обращения в суд противоречат требованиям ст. 48 НК РФ, оснований для отказа в удовлетворении иска в части требований о взыскании недоимки и пени за 2016-2017 годы за пропуском срока не имелось.
Как следует из подставленных материалов, Степановой А.В. 10.06.2021 была произведена оплата земельного налога в размере 3 970 руб. и пени по земельному налогу в размере 572,22 руб. по ОКТМО 08624440. Таким образом, после произведенной платы за налогоплательщиком осталась задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 67 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1,41 руб., земельный налог по ОКТМО 08655412 в размере 625 руб. (за 2017 год – 181 руб., за 2018 год - 444 руб.) пени в размере 8,34 руб. (за 2017 год - 2,93 руб., за 2018 год – 5,41 руб.). В связи с чем указанные суммы подлежат взысканию с административного ответчика в пользу истца.
С учетом установленных выше обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене в части с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований полностью.
В остальной части решение подлежит оставлению без изменения.
При этом, согласно части 2 статьи 290 КАС РФ при удовлетворении требования о взыскании обязательных платежей и санкций в резолютивной части решения суда также должны быть указаны: 1) фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, обязанного уплатить денежную сумму, составляющую задолженность, его место жительства; 2) общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности и санкций.
Как разъяснено в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.
Помимо прочего оспариваемый судебный акт не содержит указаний на место жительство должника, как того требует пункт 1 части 2 статьи 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неуказанны отдельно основная задолженность и санкции (пени).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Хабаровскому краю – удовлетворить.
Решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 8 июня 2021 года отменить в части отказа во взыскании недоимки по налогу на имущество за 2016 год, пени по налогу на имущество за 2016 год, земельному налогу за 2017 год, пени по земельному налогу за 2017 год, принять в указанной части новое решение, которым требования удовлетворить.
Взыскать со Степановой А.В., <данные изъяты> в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 67 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1 рубль 41 копейка, недоимку по земельному налогу за 2017 год в сумме 181 рубль, пени по земельному налогу за 2017 год в сумме 2 рубля 93 копейки.
Изменить решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 8 июня 2021 года в части взыскания со Степановой А.В. общей суммы недоимки по налогам и пени.
Взыскать со Степановой А.В., <данные изъяты> в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю всего 1 708 рублей 88 копеек.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд принявший решение.
Председательствующий:
Судьи: