Дело №
61RS0№-56
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 мая 2020 года г. Красный Сулин, Ростовской области
Красносулинский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Галагановой О.В.,
при секретаре Извариной М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Красный Сулин Ростовской области в интересах Российской Федерации к Милехиной Татьяне Николаевне, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительными с момента выдачи справки и выписки из акта медицинского освидетельствования, суд,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Красный Сулин Ростовской области в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском, в котором просил признать недействительными с даты выдачи Бюро № – филиалом ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по ФИО1 <адрес>» справку и выписку из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2015 № от ДД.ММ.ГГГГ об установлении Милехиной Татьяне Николаевне <данные изъяты> группы инвалидности бессрочно.
Определением суда от 07.05.2020 принят отказ и.о. прокурора г. Красный Сулин Лисицкого С.А. от исковых требований в части взыскания с Милехиной Т.Н. в пользу ГУ – УПФРФ в г. Красном Сулине Ростовской области (межрайонное) незаконно полученные пенсию по инвалидности и ежемесячную страховую выплату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 75454 руб. 33 коп, вследствие добровольного удовлетворения их ответчиком, производство по делу в данной части прекращено.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что ГУ УПФ РФ г. ФИО1 <адрес> (межрайонное) обратилось в прокуратуру с просьбой провести проверку законности установления <данные изъяты> группы инвалидности Милехиной Т.Н. В ходе проверки установлено, что протоколы и акты проведения медико-социальной экспертизы Милехиной Т.Н. в ФКУ «ГБ МСЭ по РО» Минтруда России отсутствуют. В базе данных Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационной системы (ЕАВИИАС), используемой при прохождении МСЭ, нет информации о проведении медико-социальной экспертизы Милехиной Т.Н.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, ходатайствовавших о рассмотрении дела в их отсутствие (ч.5 ст.167 ГПК РФ).
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. "О социальной защите инвалидов" инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила признания лица инвалидом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 года N 95.
В соответствии с п. 2, п. 3 указанных Правил, признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.
Согласно п. п. 5 и 6 указанных Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию. Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Классификация и критерии, используемые при осуществлении МСЭ граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы утверждены приказом Минтруда России от 17 декабря 2015 г. N 1024н.
Согласно п. 7 Правил признания лица инвалидом в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.
Пунктом 15 указанных Правил предусмотрено, что гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
В случае если медицинская организация, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно (пункт 19 Правил).
В соответствии с пунктом 28 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Минтруда России от 29 января 2014 года N 59н, для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы необходимо предоставление документа, удостоверяющего личность гражданина (возможна копия) и заявления о предоставлении государственной услуги.
Кроме того, пунктом 31 Административного регламента установлено, что для проведения медико-социальной экспертизы также необходимо предоставить направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, либо справку об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу.
Необходимым и обязательным для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы условием, является выдача направления на медико-социальную экспертизу либо справки об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу.
Пунктом 13 Правил признания лица инвалидом предусмотрено, что гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования: не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению; не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам).
Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по основаниям, указанным в абзацах втором и третьем настоящего пункта, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Гражданам, обратившимся в бюро самостоятельно в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть установлена при первичном признании гражданина инвалидом в случае отсутствия положительных результатов, назначенных ему в соответствии с указанным пунктом реабилитационных или абилитационных мероприятий.
В силу пункта 1 части 3 статьи 8 Закона N 181-ФЗ на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 указанного Федерального закона N 181-ФЗ Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В ходе рассмотрения дела суд установил, что ДД.ММ.ГГГГ Милехиной Т.Н. установлена впервые вторая группа инвалидности, без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания, что подтверждается справкой серии МСЭ-2015 №.
Из письма следователя по особо важным делам СУ СК РФ по ФИО1 <адрес> майора юстиции ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ №следует, что в ходе расследования уголовного дела № в отношении должностных лиц ФКУ ГБ МСЭ по ФИО1 <адрес> установления, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Бюро № израсходовано (выдано) <данные изъяты> справок об установлении инвалидности. При этом фактически медико-социальную экспертизу в установленном законном порядке в этот период прошли 601 человек, список которых приложен к письму. Среди лиц, указанных в списке, Милехина Т.Н. отсутствует.
Как следует из отзыва ФКУ "ГБ МСЭ по ФИО1 <адрес>" Минтруда России, сведениями о прохождении Милехиной Т.Н. медико-социальной экспертизы в бюро №- филиале ФКУ «ГЮ МСЭ по ФИО1 <адрес>» Минтруда России (<адрес>) учреждение не располагает. Дело медико-социальной экспертизы (протокол, акт) отсутствует. В Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационной системе (ЕАВИИАС), используемой при прохождении МСЭ нет данных по освидетельствованию Милехиной Т.Н.
После приостановления, а затем и прекращения выплат пенсии по инвалидности, Милехина Т.Н. повторное медицинское освидетельствование не проходила, доказательств наличия у нее заболевания, свидетельствующего о необходимости и обоснованности установления ей инвалидности, суду не представила.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что правила прохождения медико-социальной экспертизы Милехиной Т.Н. нарушены, следовательно, требования прокурора о признании недействительными справки и выписки из акта медицинского освидетельствования об установлении Милехиной Т.Н. <данные изъяты> группы инвалидности – подлежат удовлетворению.
Исходя из положений ст.103 ГПК РФ - издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Прокурор при подаче иска в интересах Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины в соответствии с п.9 ч.1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ.
Требования, предъявленные прокурором, о признании недействительными правки и выписки из акта МСЭ относятся к требованиям неимущественного характера, поэтому на основании п.п. 3 п. 1 ст. 339.19 НК РФ с ответчиков надлежит взыскать в доход местного бюджета госпошлину по 150 рублей с каждого.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Красносулинского городского прокурора удовлетворить.
Признать недействительными со дня выдачи Бюро № – филиалом ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по ФИО1 <адрес>» справку и выписку из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2015 № от 10.02.2017 об установлении Милехиной Татьяне Николаевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты> группы инвалидности бессрочно.
Взыскать в доход местного бюджета госпошлину:
-с ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» в сумме 150 руб.,
-с Милехиной Татьяны Николаевны – 150 руб.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда через Красносулинский райсуд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в совещательной комнате.
Судья О.В. Галаганова