Решение по делу № 2а-1947/2020 от 29.04.2020

Дело № 2а-1947/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Челябинск            05 июня 2020 года

Ленинский районный суд г. Челябинска в составе председательствующего Пономаренко И.Е., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Челябинска к Вершинин В.А. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Челябинска (далее по тексту ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска) обратилась в суд с административным иском к Вершинин В.А. о взыскании налога на имущество физических лиц в размере 6 290 руб., пени за просрочку уплаты налога на имущество физических лиц в размере 27 руб. 79 коп.

В обоснование требований административный истец указал, что ответчик является собственником квартир, расположенных по адресу: <адрес>, кадастровый , <адрес>, кадастровый , жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>Б, кадастровый . Однако своевременно налог на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год ответчик не уплатил. В связи с несвоевременной оплатой налогов, истец обратился с заявлением в порядке приказного производства о взыскании с Вершинин В.А. задолженности по налогам и сборам. Мировым судьей судебного участка № 9 Ленинского района г. Челябинска вынесено определение об отказе в принятии заявления ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска о вынесении судебного приказа о взыскании с Вершинин В.А. недоимки по уплате налога на имущество физических лиц, в связи с пропуском срока.

Дело на основании пункта 3 статьи 291 КАС РФ рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства.

Исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:

Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Судом установлено, что Вершинин В.А.

являлся собственником квартир, расположенных по адресу: <адрес>, кадастровый (л.д. 39);

<адрес>, кадастровый (л.д. 38);

жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>Б, кадастровый (л.д. 40).

В адрес Вершинин В.А. было направлено: налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество физических лиц в размере 31 640 руб. за 2015 годы;

требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц, в размере 6 290 руб. и пени - 27 руб. 26 коп., с указанием срока уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.

Административное исковое заявление направлено в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается квитанцией почтовых отправлений. В нарушение требований статьи 66 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации со стороны административного ответчика Вершинин В.А. суду не представлены возражения относительно представленных истцом расчетов недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени, доказательства погашения образовавшейся задолженности.

В силу пункта 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки его уплаты налогоплательщиками-организациями.

В силу пункта 1 статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиком налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса. Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здания, строения, сооружения, помещения.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных налоговым законодательством (пункт 6 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

До 01 января 2015 года действовал Закон от 09 декабря 1991 года №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закона от 04 октября 2014 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», в соответствии с которым Налоговый кодекс Российской Федерации дополняется новой главой «Налог на имущество физических лиц». С указанной даты утратил силу Закон № 2003-1.

Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством РФ о налогах и сборах, возникшие в отношениях налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 01 января 2015 года, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, с учетом положений Закона № 2003-1, действующего до дня вступления в силу Закона № 284-ФЗ.

Физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, признаются плательщики налогов на имущество физических лиц. Что прямо следует из п. 41 ст. 1 Закона № 2003-1 и ст. 400 НК РФ (в редакции Закона № 284-ФЗ).

Строения, помещения и сооружения, являются объектом налогообложения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.

В силу статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

На основании пункта 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

С направлением предусмотренного статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.

Требование об уплате налога согласно статье 70 Налогового кодекса Российской Федерации должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если указанное требование не является результатом налоговой проверки. При этом, при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Пункт 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает срок, в течение которого требование об уплате налога по результатам налоговой проверки подлежит направлению налогоплательщику. Ограничивая деятельность налоговых органов по предъявлению требования об уплате налога определенными сроками, оспариваемое законоположение преследует цель упорядочения процесса взыскания недоимки и повышения эффективности работы налоговых органов.

В силу п. 1, 3, 4 ст. 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, подлежит уплате пеня. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Таким образом, в ст. 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Анализ взаимосвязанных положений п.п. 1-3 ст. 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (часть 6 статьи 289 КАС РФ).

Между тем, административным истцом не представлено доказательств направления всех представленных в материалы дела требований по месту регистрации административного ответчика, тогда как из анализа вышеуказанных норм следует, что направление налогоплательщику требования об уплате задолженности по страховым взносам, налога, пени, является обязательным, такая обязанность установлена нормами Налогового кодекса РФ.

Таким образом, задолженность по уплате недоимки по уплате пени по страховым взносам не была обеспечена мерами принудительного взыскания, поскольку обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика после получения требования, доказательств вручения Вершинин В.А. требований об уплате страховых взносов, пени в материалах дела не имеется.

Суду в соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ истцом не представлено доказательств направления налогоплательщику требования об уплате страховых взносов, налогов, пени с указанием срока их уплаты, что является обязательным, то есть заявителем не соблюден установленный федеральным законом обязательный досудебный порядок урегулирования спора.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 9 Ленинского района г. Челябинска в принятии заявления отказано в связи с истечением срока.

Административный иск к Вершинин В.А. о взыскании задолженности по уплате налога, пени подан в Ленинский районный суд г. Челябинска ДД.ММ.ГГГГ

Из чего следует, что административным истцом пропущен срок, установленный ч. 2 ст. 48 НК РФ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 НК РФ).

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд с исковым заявлением о взыскании с Вершинин В.А.

Вместе с тем, ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.

В ч. 5 ст. 138 КАС РФ установлено, что в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Таким образом, установив, что причины пропуска административным истцом срока на обращение в суд нельзя признать уважительными, суд вправе принять решение не исследуя фактические обстоятельства административного дела, и отказать в удовлетворении административного иска только в связи с пропуском срока на обращение в суд.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 г. № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

В данном конкретном случае своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, административным истцом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Изложенное выше свидетельствует о том, что административным истцом пропущен срок обращения в суд с настоящим административным иском.

Оснований для восстановления ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска пропущенного процессуального срока судом не установлено, поскольку уважительных причин их пропуска стороной административного истца не приведено.

Доказательств того, что истец не имел возможности своевременно обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности с Вершинин В.А. в нарушение ст. 62 КАС РФ в суд не представлено.

Поскольку принудительное взыскание налогов за пределами сроков, установленных НК РФ осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012г. № 479-О-О), то суд считает необходимым отказать ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска в удовлетворении административных исковых требований к Вершинин В.А. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени.

Кроме того, согласно выписке из ЕГРП объект налогообложения, расположенный по адресу: <адрес>, на который производит начисление налога за ДД.ММ.ГГГГ истец, Вершинин В.А. с ДД.ММ.ГГГГ не принадлежит.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статей 175-180, 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Челябинска к Вершинин В.А. о взыскании недоимки налогу на имущество физических лиц в размере 6 290 руб., пени в размере 27 руб. 79 коп. - отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Ленинский районный суд г. Челябинска в течение 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий                                     И.Е. Пономаренко

2а-1947/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска
Ответчики
Вершинин Вячеслав Александрович
Суд
Ленинский районный суд г. Челябинск
Судья
Пономаренко И.Е.
Дело на странице суда
lench.chel.sudrf.ru
29.04.2020[Адм.] Регистрация административного искового заявления
01.05.2020[Адм.] Передача материалов судье
06.05.2020[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
06.05.2020[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.05.2020[Адм.] Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
11.06.2020[Адм.] Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
11.06.2020[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.06.2020[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее