Судья Охапкина О.Ю. Дело № 33-6850/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Басковой Г.Б.
судей Маренниковой М.В., Черной Л.В.
при секретаре Хуторной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Басковой Г.Б.
30 сентября 2019 года
дело по апелляционной жалобе администрации городского округа г. Переславля-Залесского на решение Переславского районного суда Ярославской области от 11 июля 2019 года, которым постановлено:
исковые требования Переславского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа город Переславль-Залесский принять меры к организации и проведению землеустроительных кадастровых работ путем проведения межевания и определения границ земельного участка, занятого общественным кладбищем, расположенным в <адрес>, и осуществить постановку земельного участка, занятого общественным кладбищем в <адрес>, на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
Заслушав доклад судьи областного суда Басковой Г.Б., возражения прокурора Верещагиной К.Н. по доводам жалобы, судебная коллегия
установила:
Переславский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа города Переславля-Залесского о возложении обязанности по принятию мер к организации и проведению землеустроительных кадастровых работ путем проведения межевания и определения границ земельного участка, занятого общественным кладбищем, расположенным в <адрес>, и осуществить постановку указанного земельного участка на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
Требования мотивированы тем, что при проведении проверки исполнения законодательства о погребении и похоронном деле выявлены нарушения требований указанного законодательства. Установлено, что на территории <адрес> находится действующее место захоронения - общественное кладбище в <адрес> общей площадью 5 000 кв.м. Данное общественное кладбище является открытым, действующим, находится в ведении ответчика. В отношении земельного участка не проведено межевание, не определены границы, право муниципальной собственности не зарегистрировано.
Отсутствие описания границ земельного участка, занятого общественным кладбищем, создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, поскольку не позволяет обеспечить соблюдение соответствующего санитарно- эпидемиологического режима, может привести к нарушению границ смежных земельных участков и захоронению тел на них с нарушением назначения смежных участков, нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения – об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к нарушению судом норм материального и процессуального права.
Переславской межрайонной прокуратурой принесены возражения на апелляционную жалобу.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, обсудив их, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит правовых оснований к отмене решения и подлежит оставлению без удовлетворения.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения, земельный участок, предполагаемый для целевого соответствующего использования, должен быть сформирован как объект недвижимости, не исполнение обязанности по межеванию земельного участка, постановке его на государственный кадастровый учет нарушает интересы неопределенного круга лиц, имеющих право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
С выводом суда об удовлетворении исковых требований, судебная коллегия соглашается, считает его правильным, основанным на материалах дела и положениях закона - Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2001 г. «Об охране окружающей среды».
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно и при рассмотрении дела исследованы. Нарушений норм материального и процессуального права влекущих отмену решения судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ранее действующее законодательство не содержало требований о постановке земельного участка под кладбищем на кадастровый учет и проведении его межевания, отсутствии у органа местного самоуправления обязанности осуществлять постановку на учет и регистрировать ранее сформированные и используемые участки, а также ссылка на то, что размер земельного участка для кладбища определяется в соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», что свидетельствует об ограниченности круга лиц, не опровергают правильности вывода суда.
В соответствии со статьей 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Подпунктом 9 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые гражданскими захоронениями.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения (п. 22).
Статьей 18 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 указанного Федерального закона местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно статье 16 данного Федерального закона предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 4). Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения (пункт 1).
Статья 42 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2001 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяют, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года № 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Не проведение кадастровых работ с целью уточнения границ и площади занятых под кладбище земельных участков, отсутствие установленных границ спорных земельных участков, не приведение территории кладбища в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета в установленном законом порядке, приводит к нарушению санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронения умерших, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения, обеспечению безопасности жизни и здоровья населения, осуществлению земельного контроля.
Из материалов дела следует, что на территории Рязанцевского сельского поселения расположено 36 кладбищ, общей площадью 18,5 га, в т.ч. открытых - 32 кладбища общей площадью 17,2 га, закрытых - 4 кладбища. Межевание и постановка на государственный учет земельных участков не производилась. В реестре муниципальных кладбищ, расположенных на территории Рязанцевского сельского поселения, числится, в том числе, открытое общественное кладбище в <адрес> общей площадью 5000 кв.м.
Местоположение границ земельного участка, занятого кладбищем, не определено, соответствующие сведения в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, право муниципальной собственности на земельный участок не зарегистрировано.
Суд первой инстанции, проанализировав установленные по делу обстоятельства в соответствии с нормами действующего законодательства, оценив представленные доказательства, пришел к правильному выводу о том, что не приведение территории кладбища в соответствии с требованиями действующего законодательства, не установление границ земельного участка, не проведение его межевания под кладбищем, не постановка на ГКН нарушает интересы неопределенного круга лиц. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения и, соответственно, о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований.
Ссылки в жалобе, что предоставление места под захоронение не требует какого-либо административного решения, связанного с переходом прав на земельный участок, предоставление места под захоронение на территории кладбища осуществляется в рамках работ по эксплуатации и содержанию кладбища с учетом вышеприведенных мотивов не влияет на постановленное по делу решение.
Вопреки доводам жалобы оснований полагать, что в данном случае имеет место вмешательство в хозяйственную деятельность учреждений по захоронению, в деятельность органа местного самоуправления, судебная коллегия не усматривает.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, направлены на переоценку представленных доказательств и не свидетельствуют о незаконности принятого судом решения.
По изложенным основаниям судебная коллегия оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу администрации городского округа г. Переславля-Залесского на решение Переславского районного суда Ярославской области от 11 июля 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи