Решение по делу № 33-6944/2024 от 31.05.2024

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Мальченко А.А.                         Дело №33-6944/2024

24RS0012-01-2023-000490-27

2.049г.

10 июня 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Платова А.С.,

судей: Беляковой Н.В., Киселевой А.А.,

при помощнике судьи: Погореловой И.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.

гражданское дело по иску Молчановой Татьяны Владимировны к КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница» о возложении обязанности внести изменения в приказ о специальной социальной выплате, произвести начисление специальной социальной выплаты, взыскать невыплаченную заработную плату, компенсацию морального вреда,

по апелляционной жалобе Молчановой Т.В.

на решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 19 февраля 2024 года, которым постановлено:

«В удовлетворении искового заявления Молчановой Татьяны Владимировны к КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница» о возложении обязанности внести изменения в приказ о специальной социальной выплате, произвести начисление специальной социальной выплаты, взыскать невыплаченную заработную плату, компенсацию морального вреда – отказать».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Молчанова Т.В. обратилась в суд с иском (с учетом уточнений) к КГБУЗ «Дивногорская МБ» о возложении обязанности включить в ежемесячный приказ «Об утверждении перечня должностей медицинских работников, работа в которых дает право на получение специальной социальной выплаты, и размеров социальной выплаты» должность <данные изъяты>, произвести начисление специальной социальной выплаты с 05 апреля 2023 года по 05 октября 2023 года в размере 56 000 рублей, и далее ежемесячно в размере 8 000 рублей, взыскании невыплаченной заработной платы в размере 187 515 рублей 35 копеек, компенсации морального вреда 50 000 рублей.

Требования мотивировала тем, что с 01 января 2009 года стоит в трудовых отношениях с КГБУЗ «Дивногорская МБ» в должности <данные изъяты>. Трудовым договором установлен должностной оклад 3 150 рублей, компенсационные выплаты в размере 15% за работу на тяжелых работах, северный, районный коэффициенты. Дополнительным соглашением к трудовому договору от 21 июня 2022 года, установлен должностной оклад в размере 6 539 рублей, размер выплат работникам, занятым на тяжелых работах, уменьшен с 15% до 6 %, с чем истец не согласна. Кроме того, истец полагает, что в период с 1 мая 2022 года по 31 апреля 2023 года ей неверно начислялась заработная плата. Положенные истцу надбавки за работу на тяжелых работах в размере 15%, выплаты за медицинский стаж, категорию, должны начисляться не на установленный трудовым договором оклад, а на оклад в размере МРОТ, установленный на территории Российской Федерации, с дальнейшим начислением стимулирующих выплат, северного и районного коэффициента. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 года № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования» с 01 января 2023 года утверждена специальная социальная выплата отдельным категориям медицинских работников, в том числе специалистам со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц. На основании указанного постановления приказом главного врача больницы утвержден перечень должностей, которые имеют право на получение специальных выплат. Истец полагает, что ей, как <данные изъяты>, также положена указанная выплата.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Молчанова Т.В. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований возложения обязанности включить в ежемесячный приказ «Об утверждении перечня должностей медицинских работников, работа в которых дает право на получение специальной социальной выплаты, и размеров социальной выплаты» должность <данные изъяты>, произвести начисление специальной социальной выплаты с 05 апреля 2023 года по 05 октября 2023 года в размере 56 000 рублей, в остальной части решение суда оставить без изменения, указав на неисследованность судом доводов истца отказа о том, что согласно лицензий на осуществление медицинской деятельности, КГБУЗ «Дивногорская МБ» оказывает так же не входящие в базовую программу ОМС медицинскую помощь, такую как психиатрия, психиатрия-наркология. <данные изъяты> отделение, где работает Молчанова Т.В., осуществляет стерилизацию инструментов, белья так же для подразделений, оказывающих медицинские услуги, не входящие в программу ОМС, в связи с чем истец имеет право на получение специальной социальной выплаты в должности <данные изъяты>. Постановление Правительства Красноярского края от 04.04.2023 года №246-п и Постановление Правительства РФ №2568 не устанавливают какие-либо дополнительные требования в части должностных обязанностей к медицинским работникам, установленным в постановлении, то есть право на выплаты имеют все указанные медицинские работники.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель КГБУЗ «Дивногорская МБ» Даниленко А.В. полагает решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что истец принята на ставку, финансируемую за счет средств ОМС в рамках базовой программы. Должностные обязанности истца не связаны с непосредственным оказанием медицинской помощи, само по себе участие в стерилизации материала, используемого при оказании медицинской помощи, не порождает право работника на получение специальной социальной выплаты, которая установлена для работников, оказывающих не входящую в базовую программу ОМС медицинскую помощь.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Правительства Красноярского края Попкова И.А. полагает решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что право на краевую специальную социальную выплату имеют медицинские работники, к должностным обязанностям которых относится оказание не входящей в базовую программу ОМС медицинской помощи. К должностным обязанностям истца такие обязанности не отнесены. Федеральная социальная выплата медицинским работникам предоставляется медицинским работникам всех государственных и муниципальных медицинских организация, участвующих в реализации базовой и территориальных программ ОМС. Данные выплаты различаются по источникам финансирования и процедуре их предоставления.

В судебное заседание Молчанова Т.И., представители КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница», Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Правительства Красноярского края, Министерства здравоохранения Красноярского края, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, заслушав представителя Молчановой Т.И. –Долганову Н.Г. <данные изъяты> поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника, как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Оклад (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Согласно ст. 132 Трудового кодекса РФ, заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. С 01 января 2022 года МРОТ – 13 890 рублей, с 01 июня 2022 года – 15 279 рублей, с 01 января 2023 года – 16 242 рубля.

Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст. 144 Трудового кодекса РФ, системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Правительство Российской Федерации вправе утверждать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе в части установления (дифференциации) окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, перечней выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат, условий назначения выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат.

Согласно ст.ст. 315, 316 Трудового кодекса РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.Таким образом, действующее трудовое законодательство допускает установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Молчанова Т.В. с 01 октября 2009 года состояла в трудовых отношениях с Краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Дивногорская МБ» в должности <данные изъяты>

Согласно приказу о переводе от 23 октября 2009 года, трудовому договору от 03 сентября 2009 года, работнику установлена 39 часовая рабочая неделя, 9 разряд оплаты труда по ЕТС, должностной оклад 3 150 рублей за календарный месяц работы, 15% за работу, связанную с вредными или опасными условиями труда, северный и районный коэффициент по 30%.

Дополнительным соглашением к трудовому договору от 03 сентября 2009 года от 21 июня 2022 года, с 01 июля 2022 года Молчановой Т.В. установлен должностной оклад 6 539 рублей, 6% за работу, связанную с вредными или опасными условиями труда.

19 сентября 2022 года трудовой договор с Молчановой Т.В. расторгнут по инициативе работника.

С 01 ноября 2022 года Молчанова Т.В. принята на работу в КГБУЗ «Дивногорская МБ» <данные изъяты>, ей установлен должностной оклад 6 539 рублей, 1 300 рублей за категорию, 6% за вредность, северный и районный коэффициент по 30%, до 15% за непрерывный стаж, за важность и качество выполняемой работы до 58 баллов.

Дополнительное соглашение от 01 июля 2022 года, а также приказ о приеме на работу, трудовой договор от 01 ноября 2022 года подписаны Молчановой Т.В., возражений относительно снижения размера выплаты за вредность с 15% до 6% не высказано.

Степень вредности условий труда определена в ходе специальной оценки, составленной 01 сентября 2022 года, размер компенсационных выплат устанавливается не КГБУЗ «Дивногорская МБ» по собственной инициативе, а на основании нормативных актов, принятых Постановлением Правительства Красноярского края.

Так Постановлением Правительства Красноярского края от 21.06.2022 года № 547-п "О внесении изменений в Постановление Правительства Красноярского края от 01.12.2009 года № 619-п "Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников краевых государственных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края" установлено, что за работу на вредных условиях труда 2 степени установлена дополнительная выплата в размере 6% от оклада.

Исследовав представленные в материалы дела расчетные листки за спорный период, суд первой инстанции пришел к выводу о начислении заработной платы истца в соответствии с приведенными выше положениями закона, исходя из фактически отработанного времени, в том числе на условиях совмещения, компенсационные выплаты за вредность в размере 15%, за медицинский стаж 25%, за прохождение специализации 5%, за категорию начислялись на оклад, также Молчановой Т.В. установлена стимулирующая выплата, доплата до МРОТ с начислением северного и районного коэффициента.

При этом суд первой инстанции указал, что нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В указанной связи суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований истца о взыскании невыплаченной заработной платы. Решение суда первой инстанции в указанной части не обжалуется, что также подтверждено пояснениями представителя истца Долгановой Н.Г., данными в суде апелляционной инстанции.

Разрешая требование истца о включении должности <данные изъяты> в список должностей, дающих право на получение краевой специальной социальной выплаты, взыскании указанной выплаты, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 года № 2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования" с 01 января 2023 года установлена специальная социальная выплата отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования.

В пункте 2 приведенного постановления указан перечень медицинских организаций, медицинским работникам которых установлена такая выплата, а именно, врачи и иные медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал и младший медицинский персонал районных, центральных и участковых больниц, медицинских организаций, оказывающих первичную медико-социальную помощь, станций (отделений) скорой помощи.

Постановлением Правительства Красноярского края от 04.04.2023 года № 246-п «О специальной социальной выплате медицинским работникам краевых государственных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края, оказывающим не входящую в базовую программу обязательного медицинского страхования медицинскую помощь» во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства РФ на территории Красноярского края специальная социальная выплата установлена медицинским работникам краевых государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Красноярского края, оказывающим не входящую в базовую программу обязательного медицинского страхования медицинскую помощь. Специальная социальная выплата устанавливается медицинским работникам учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств краевого бюджета в рамках выполнения государственного задания, в том числе врачам и иным медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием межрайонных, центральных районных, районных и участковых больниц, а также врачам и иным медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием учреждений, расположенных в городах с численностью населения до 50 тысяч человек включительно.

Судом установлено, что КГБУЗ «Дивногорская МБ» является некоммерческой организацией, созданной для оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий в сфере здравоохранения, финансируется за счет средств фонда обязательного медицинского страхования и краевого бюджета в части выполнения государственного задания, что подтверждается Уставом, штатным расписанием.

Приказом главного врача КГБУЗ «Дивногорская МБ» от 10 апреля 2023 года утвержден перечень должностей медицинских работников, оказывающих не входящую в базовую программу ОМС медицинскую помощь, работа на которых дает право на получение специальной выплаты: <данные изъяты>

Согласно штатному расписанию, <данные изъяты> отделение финансируется за счет ОМС, в связи с чем у ответчика не имелось оснований для включения должности <данные изъяты> в перечень должностей, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, установленной Постановление Правительства Красноярского края от 04.04.2023 года № 246-п.

Довод истца о том, что <данные изъяты> отделение обрабатывает все инструменты больницы, в том числе поступающие из отделения паллиативной помощи, оказывающие, в том числе услуги, не входящие в базовую программу ОМС, исследовался судом первой инстанции и мотивированно им отклонен, так как данное обстоятельство не порождает право медицинского работника на получение краевой специальной социальной выплаты.

Поскольку в удовлетворении основных требований истца было отказано, правовых оснований для удовлетворения требования о взыскании компенсации морального вреда не имеется.

Доводы апелляционной жалобы истца, содержащие несогласие с выводами суда первой инстанции в части отсутствия оснований для удовлетворения требований истца о включении должности медицинской сестры стерилизационной в список должностей, дающих право на получение краевой специальной социальной выплаты, взыскании указанной выплаты, судебная коллегия находит несостоятельными.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 14 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 года №2568 рекомендовано установить за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации специальные социальные выплаты для медицинских работников, оказывающих не входящую в базовую программу ОМС скорую медицинскую помощь, первичную медико- социальную помощь гражданам, включая диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию), а также для медицинских работников отделений выездной патронажной паллиативной медицинской помощи взрослым и отделений выездной патронажной паллиативной медицинской помощи детям.

Приведенным выше Постановлением №246-п установлена специальная социальная выплата отдельным категориям медицинских работников, оказывающим не входящую в базовую программу ОМС медицинскую помощь.

Таким образом, право на краевую специальную социальную выплату имеют медицинские работники, к должностным обязанностям которых относится оказание не входящей в базовую программу ОМС медицинской помощи.

Между тем, к должностным обязанностям <данные изъяты> отделения КГ БУЗ «Дивногорская МБ» не отнесены обязанности по непосредственному оказанию медицинской помощи, не входящей в базовую программу обязательного медицинского страхования.

Таким образом, краевая специальная социальная выплата является дополнительной (по отношению к установленным федеральными нормативными правовыми актами) мерой государственной поддержки, предоставляемой на территории Красноярского края, такая мера устанавливается за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, и в соответствии с приведенным выше Постановлением №246-п предоставляется работникам краевых государственных учреждений, оказывающим не входящую в базовую программу ОМС медицинскую помощь, к которым Молчанова Т.В. не отнесена.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 19 февраля 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Молчановой Т.В. – без удовлетворения.

Председательствующий:                        Платов А.С.

    

Судьи:                        Белякова Н.В.

                        Киселева А.А.        

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 июня 2024 года.

33-6944/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Молчанова Татьяна Владимировна
Ответчики
КГБУЗ ДИВНОГОРСКАЯ МБ
Другие
Правительство Красноярского края
Министерство Здравоохранения Красноярского края
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Киселева Альбина Александровна
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
10.06.2024Судебное заседание
11.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.06.2024Передано в экспедицию
10.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее