Судья Патлай И.А. Дело № 33-6604/2023 (2-256/2014)
25RS0023-01-2014-000304-27
Апелляционное определение в мотивированном виде изготовлено 14.07.2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 июля 2023 г. г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Фёдоровой Л.Н.
судей Рябенко Е.М., Шульга С.В.
при секретаре Чапиной Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Храновской Ю.Н. к администрации Ольгинского муниципального округа Приморского края о включении имущества в состав наследства
по апелляционной жалобе администрации Ольгинского муниципального округа Приморского края на решение Ольгинского районного суда Приморского края от 21.05.2014, которым иск удовлетворен. В состав наследственного имущества ФИО1 умершей ДД.ММ.ГГГГ, включена квартира, находящаяся по адресу: <адрес>
Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Н., судебная коллегия
установила:
Храновская Ю.Н. обратилась с иском к администрации Тимофеевского сельского поселения Ольгинского муниципального района, указав, что ФИО1 была нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес> на основании договора социального найма от 02.12.2013 № 2. При жизни ФИО1 обратилась в ... с заявлением об выполнении технического плана квартиры для ее дальнейшего оформления в собственность, однако в связи со смертью, последовавшей 31.12.2013, не успела завершить процесс приватизации.
Просила включить в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1 квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>
Представитель администрации Тимофеевского сельского поселения Ольгинского муниципального района Приморского края иск признал.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласился представитель администрации Ольгинского муниципального округа Приморского края, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения, указывается на то, что после смерти ФИО1 договор социального найма прекратил свое действие, поскольку она являлась единственным нанимателем жилого помещения, мер к оформлению квартиры в собственность не предпринимала; в 2015 г. спорное жилое помещение передано в собственность Ольгинского муниципального района, 30.05.2022 поставлено на кадастровый учет, зарегистрировано право муниципальной собственности, оснований для включения квартиры в состав наследства после смерти ФИО1 не имелось.
Законом Приморского края от 23.06.2022 № 133-КЗ «Об Ольгинском муниципальном округе Приморского края» городские и сельские поселения Ольгинского муниципального района, в том числе Тимофеевское сельское поселение Ольгинского муниципального района Приморского края, а также межселенная территория Ольгинского муниципального района Приморского края, входящие в состав Ольгинского муниципального района Приморского края, преобразованы путем их объединения в новое муниципальное образование - Ольгинский муниципальный округ Приморского края.
Согласно ст. 3 указанного Закона органы местного самоуправления Ольгинского муниципального округа являются правопреемниками органов местного самоуправления (в том числе Тимофеевского сельского поселения), которые на день создания Ольгинского муниципального округа осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со ст. 7 названного закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов (ст. 8 Закона).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 на основании договора социального найма от 02.12.2013 № 49 занимала квартиру общей площадью 94,3 кв. м, находившуюся по адресу: <адрес>
10.12.2013 обратилась в ... за изготовлением технического паспорта указанной квартиры (л.д. 9).
31.12.2013 ФИО1 умерла.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что при жизни ФИО1 выразила волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, в связи с чем удовлетворил исковые требования Храновской Ю.Н. о включении квартиры в состав наследства после смерти ФИО1
С такими выводами нельзя согласиться.
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Однако если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по независящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
Таким образом, возможность включения жилого помещения в наследственную массу по требованию наследника допускается лишь в том случае, когда гражданин (наследодатель), желавший приватизировать жилое помещение, подал заявление о приватизации и все необходимые для этого документы, не отозвал его, но умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности.
Другие способы выражения наследодателем воли на приватизацию жилого помещения (выдача доверенностей на приватизацию, получение части документов для приватизации, устные заявления в разговорах с родственниками и знакомыми о необходимости и желании приватизировать жилое помещение и т.п.) без его обращения при жизни с соответствующим заявлением и необходимыми документами в уполномоченный орган правового значения не имеют и основанием для включения в наследственную массу после смерти наследодателя занимаемого им по договору социального найма жилого помещения являться не могут.
Из дела следует, что при жизни ФИО1. в уполномоченный орган с заявлением о передаче ей в собственность жилого помещения в порядке приватизации не обращалась, документов для оформления договора приватизации квартиры не предоставляла.
Не представлены указанные сведения и в суд апелляционной инстанции.
Довод истца о том, что ФИО1 выразила волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, обратившись в ... заявлением о выполнении технического плата квартиры, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку как было указано выше, надлежащим выражением воли нанимателя на приватизацию жилого помещения может служить обращение в уполномоченный орган с соответствующим заявлением и необходимыми документами.
Довод истца о том, что представитель администрации Тимофеевского сельского поселения Ольгинского муниципального района не имел возражений против включения имущества в состав наследства после смерти ФИО1 не могло служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку в силу ч. 2 ст. 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Поскольку само по себе желание гражданина приватизировать жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, в отсутствие с его стороны обязательных действий (обращение при жизни лично или через представителя с соответствующим заявлением и необходимыми документами в уполномоченный орган) не может служить основанием для включения жилого помещения в наследственную массу, то оснований для удовлетворения иска не имелось.
В связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 21.05.2014 ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░