Решение по делу № 33а-539/2022 от 21.01.2022

Судья Просолов В.В.                                                   Дело № 33а-539/2022

(номер дела в суде первой                                                    Категория 020а

инстанции 2а-1599/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 марта 2022 года                                                           город Севастополь

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

Председательствующего судьи Исаева С.Н.,
судей Орловой С.В., Бояриновой Е.В.
при секретаре Марушевской Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО к Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, заинтересованные лица – Федеральное государственное унитарное предприятие «Крымская железная дорога», Федеральное агенство железного транспорта и Межрегиональное территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом по Республике Крым и городу Севастополю о признании решения незаконным, по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя на решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 11 ноября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Исаева С.Н., исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

установила:

ФИО обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, в котором просила о признании незаконным решение административного ответчика об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, СНТ «Маяк», уч.1; обязать административного ответчика осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на спорный объект недвижимости.

В обоснование доводов заявленных требований истец указала на то, что она является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, расположенного по адресу: <адрес> В 2012 году на данном земельном участке истцом возведено домовладение. В 2020 году при оформлении права собственности на строение истец обратился к административному ответчику с соответствующим заявлением об осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении указанного объекта недвижимости. Однако, в удовлетворении заявления ФИО административным ответчиком было отказано по причине расположения строения в границах охранной зоны с особыми природными условиями объектов железнодорожной инфраструктуры ФГУП «КЖД». Несогласие с указанным решением послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 11 ноября 2021 года исковые требования ФИО удовлетворены.

Признано незаконным решение Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя от 26 марта 2021 года № об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>

Обязано Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя повторно в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление ФИО о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>

На данное решение представителем административного ответчика подана апелляционная жалоба, в ней ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что предметом судебного разбирательства по делу является решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 26.03.2021 года об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимого имущества (здание), расположенного по адресу: <адрес>

Среди оснований для отказа органом регистрации указано на то, что при проведении пространственного анализа установлено, что заявленный объект недвижимости расположен в границах зоны с особыми условиями использования - Границы охранной зоны с особыми природными условиями объектов железнодорожной инфраструктуры ФГУП «Крымская железная дорога». Участки, расположенные на оползнях. Ввиду наличия прямого запрета на осуществление строительства капитальных зданий осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на заявленный к учетно-регистрационным действиям объект не представляется возможным.

На данную апелляционную жалобу поступили возражения от представителя административного истца – Никифоровой В.В., согласно которых решение суда является законным и обоснованным.

Административный истец, административный ответчик и заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о рассмотрении апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела в суд апелляционной инстанции не направили, документы об уважительной причине неявки не представили.

Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 КАС РФ неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах, неявка в судебное заседание указанных лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы административного дела в порядке ст. 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 1 ст. 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).

Из материалов дела усматривается, что ФИО на основании государственного акта на право собственности на земельный участок серии ЯЛ от 05.09.2012 года является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 14.09.2017 года.

Реализуя свое право на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на жилой дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, 11.12.2020 года административный истец обратился в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на здание, площадью 171,6 кв.м., расположенное на вышеуказанном земельном участке.

26.12.2020 года административным ответчиком принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по заявлению ФИО по основанию, предусмотренному пунктом 7 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости, а именно несоответствие формы и (или) содержания документа представленного для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, требованиям законодательства.

Основаниями для принятия данного решения послужили отсутствие доступа в помещение 2 с улицы или из другого помещения на Плане этажа и Абрисе (1 этаж), а также расположение заявленного на государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования объектов железнодорожной инфраструктуры ФГУП «КЖД», «Участки, расположенные на оползнях», предусматривающей запрет на осуществление строительства капитальных зданий.

24.03.2021 года ФИО во исполнение требования уведомления о приостановлении от 26 декабря 2020 года предоставила административному ответчику дополнительные документы, в частности технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 9 февраля 2020 года.

Уведомлением от 25.03.2021 года № осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на объект недвижимости, документы на который представлены ФИО, приостановлено.

26.03.2021 года административным ответчиком принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на объект недвижимости в связи с истечением срока приостановления, указанного в уведомлении от 25.03.2021 года, и не устранением приведенной в данном уведомлении причины приостановления.

В качестве единственной причины для отказа в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права указано расположение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования объектов железнодорожной инфраструктуры ФГУП «КЖД», «Участки, расположенные на оползнях».

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, с целью соблюдения и восстановления прав административного истца, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении административного искового заявления, так как факт нахождения строения, об осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права на который заявлено ФИО, в границах охранной зоны с особыми природными условиями объектов железнодорожной инфраструктуры ФГУП «КЖД», административным истцом не оспаривался.

Вместе с тем, к заявлению о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права административным истцом был приложен технический план здания от 09.02.2021 года, выполненный кадастровым инженером Павлюковым Д.М., согласно которому строительство здания завершено в 2012 году.

В качестве приложения в технический план включена декларация об объекте недвижимости от 30.11.2020 года, также содержащая сведения о завершении строительства спорного объекта недвижимости в 2012 году.

Таким образом, на момент окончания строительства здания, об осуществлении регистрационных действий в отношении которого заявлено ФИО, границы охранной зоны железной дороги, установленные распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта от 01.10.2019 года №ВЧ-165-р, определены не были, а следовательно строительство объекта недвижимости было осуществлено административным истцом в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего на момент его возведения.

Установление зоны с особыми условиями использования территории после завершения строительства здания не может умалять право административного истца на постановку данного объекта на кадастровый учет и осуществление государственной регистрации права на него, поскольку его строительство осуществлено до установления соответствующих запретов в 2019 году.

Указанные сведения были известны административному ответчику на момент рассмотрения заявления ФИО, однако не были приняты во внимание при отказе в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права.

Факт завершения строительства спорного здания до установления границ зоны с особыми условиями использования территории подтверждается также иными представленными в материалы дела доказательствами.

С данным решением суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается, находит, что решение принято с нарушением норм действующего законодательства и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.

В силу ч. 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду и на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью (ст. 42 Конституции Российской Федерации).

Пунктом 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, Федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Правовое регулирование зон с особыми условиями использования территорий осуществляется главой XIX ЗК РФ.

Статьей 105 ЗК РФ установлены 28 видов зон с особыми условиями использования территорий, в том числе охранная зона железных дорог.

Сведения о зонах с особым режимом использования территорий вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с требованиями, установленными    главой 4 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Зоны с особыми условиями использования территорий (далее - ЗОУИТ) - это территории, в границах которых устанавливается определенный правовой режим в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в состав ЕГРН входит самостоятельный реестр сведений о границах ЗОУИТ и прочих зон так или иначе обременяющих земельные участки.

Земельные участки, частично или полностью расположенные в границах ЗОУИТ, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются, но в их границах вводится особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления таких зон.

В соответствии с распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта № ВЧ-165-р от 01.10.2019 года «Об установлении границ охрани зон с особыми природными условиями объектов железнодорожного транспорта и инфраструктуры ФГУП «КЖД», расположенных на территории г. Севастополь» установлены границы охранных зон с особыми природными условиями объектов железнодорожного транспорта и инфраструктуры ФГУП «КЖД», расположенных на территории города Севастополя, в соответствии с пунктом 2 которого в целях безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта наложены ограничения (обременения) в границах охранных зон, предусмотренные п. 10 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 611 от 12.10.2006 года, на земельные участки, входящие в охранные установлен запрет, в том числе, на строительство капитальных зданий, сооружений, устройство временных дорог, вырубку древесной и кустарник растительности, удаление дернового покрова, проведение земляных работ, за исключением случаев, когда осуществление указанной деятельности необходимо для обеспечения устойчивой, бесперебойной и безопасной paботы железнодорожного транспорта, повышения качества обслуживания пользователей услугами железнодорожного транспорта, а также в связи с устройством, обслуживанием и ремонтом линейных сооружений.

Согласно актуальным сведениям ЕГРН сведения о границах охранной с особыми природными условиями объектов железнодорожной инфраструктуры ФГУП «КЖД» «участки, расположенные на оползнях», внесены 27.11.2019 года в ЕГРН с присвоением в установленном порядке реестрового номера № , земельный участок, принадлежащий административному истцу, расположенный по адресу: <адрес> кадастровым номером входит в охранную зону с особыми природными условиями объектов железнодорожной инфраструктуры ФГУП «КЖД» и имеет ограничения (обременения) в том числе в виде прямого запрета на осуществление строительства капитальных зданий.

По мнению судебной коллегии, осуществление строительства жилого дома ранее чем установлены ограничения, правового значения для определения законности принятого решения государственного органа в данном случае не имеет, поскольку административный истец обратился в Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя за осуществлением кадастрового учета и государственной регистрации права собственности после установления соответствующих ограничений на земельный участок.

Однако, судом первой инстанции указанному обстоятельству не надлежащая оценка не дана.

Делая вывод о том, что действия Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя являются незаконными, поскольку жилой дом, возведен административной истицей до введения ограничений, суд первой инстанции не указал норму права, которая была нарушена им при принятии обжалуемого решения.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона. Как установлено в ходе судебного разбирательства причины послужившие основанием для приостановления не были устранены административным истцом. В связи с чем государственный орган правомерно вынес обжалуемое решение.

Таким образом, судебной коллегией установлено, что обжалуемое решение Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя соответствует закону. Указанные обстоятельства опровергают вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения административного иска, изложенные в обжалуемом судебном акте, что в силу п. 3 ч. 2 ст. 310 КАС РФ является основанием для его отмены.

Фактическое уклонение суда от установления всех значимых для дела обстоятельств противоречит принципам административного судопроизводства и свидетельствует о неисполнении судом своих функций при отправлении правосудия.

Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения Балаклавского районного суда города Севастополя от 11.11.2021 года и принятии по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 308 - 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда,

определила:

решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 11 ноября 2021 года отменить, принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Апелляционное определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи

33а-539/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Штондина Лариса Константиновна
Ответчики
Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя
Другие
Федеральное агенство железнодорожного транспорта
Межрегиональное территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом по Респ.Крым и Севастополю
ФГУП «Крымская железная дорога»
Никифорова Виктория Владимировна
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Исаев Сергей Николаевич
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
21.01.2022Передача дела судье
01.03.2022Судебное заседание
14.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2022Передано в экспедицию
01.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее