Решение от 01.10.2020 по делу № 8а-14973/2020 [88а-14582/2020] от 17.08.2020

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88А-14582/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кемерово                                                                                    1 октября 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Зиновьевой К.В.

судей Никулиной И.А., Пушкаревой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Яхно Натальи Владимировны, поданную через суд первой инстанции 3 августа 2020 г., на апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 9 июля 2020 г.,

по административному делу № 2а-1202/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия к Яхно Наталье Владимировне о взыскании обязательных платежей и санкций.

Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В., выслушав пояснения представителя Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Хакасия Ракина Д.А., Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Хакасия обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просила взыскать с Яхно Н.В. задолженность по страховому взносу на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за 2018 год в размере <данные изъяты> руб.; задолженность по страховому взносу на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2018 год в размере <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты> руб.

Также просила восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу административного искового заявления.

Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 3 марта 2020 г. в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным Верховного Суда Республики Хакасия от 9 июля 2020 г. решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 3 марта 2020 г. отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В кассационной жалобе Яхно Н.В. ставит вопрос об отмене апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 9 июля 2020 г., просит оставить в силе решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 3 марта 2020 г.

В обоснование жалобы указывает, что судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм процессуального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Полагает, что административным истцом не указаны уважительные причины, которые препятствовали административному истцу своевременно обратиться в суд с административным исковым заявлением, не представлены доказательства наличия таких причин. Также для налогового органа не представляло сложности устранить недостатки административного искового заявления после его оставлении без движения определением Абаканского городского суда от 20 декабря 2019 г. Судом не учтено, что административным истцом является юридическое лицо, единственной целью деятельности которого является взыскание налогов и сборов. Считает, что уважительных причин для восстановления административному истцу срока подачи административного искового заявления не имелось.

По ходатайству Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Хакасия судебное заседание Судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции проведено с использованием систем видеоконференц-связи Верховного Суда Республики Хакасия.

В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Хакасия Ракин Д.А. против удовлетворения кассационной жалобы возражал.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Нарушения такого характера не были допущены судом апелляционной инстанции.

Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

На основании пункта 3 указанной статьи требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Судами установлено и следует из материалов дела, что налоговой инспекцией в адрес Яхно Н.В. направлено требование № № по состоянию на 22 января 2019 г. об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени штрафа, процентов в срок до 19 февраля 2019 г.

1 июня 2019 г. по заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка № 12 г. Абакана вынесен судебный приказ о взыскании с Яхно Н.В. задолженности по налогам, страховым взносам и пене, который определением мирового судьи от 20 июня 2019 г. отменен в связи с поступившими возражениями должника Яхно Н.В. относительно его исполнения.

19 декабря 2019 г. Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Хакасия обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Яхно Н.В. обязательных платежей и санкций.

Определением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 20 декабря 2019 г. указанное административное исковое заявление оставлено без движения, предоставлен срок для устранения недостатков административного искового заявления до 14 января 2020 г.

Определением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 15 января 2020 г. административное исковое заявление возвращено в адрес Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Хакасия, поскольку недостатки, указанные в определении судьи от 20 декабря 2019 г. не были устранены.

С настоящим административным исковым заявлением в Абаканский городской суд Республики Хакасия Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Хакасия обратилась 24 января 2020 г., с пропуском предусмотренного п. 3 ст. 48 НК РФ шестимесячного срока для подачи административного искового заявления в суд, исчисляемого со дня отмены судебного приказа – 20 июня 2019 г., который истекал 20 декабря 2019 г.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что налоговым органом пропущен срок обращения с административным исковым заявлением в суд, доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока не представлено, объективные препятствия для своевременного обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Яхно Н.В. задолженности по налогам у налогового органа отсутствовали.

Отменяя решение суда первой инстанции и направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, судебная коллегия апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что предусмотренный законом шестимесячный срок для подачи административного искового заявления в суд, исчисляемый со дня отмены судебного приказа, пропущен административным истцом по уважительной причине, поскольку Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Хакасия были предприняты меры для устранения недостатков, указанных в определении судьи Абаканского городского суда от 20 декабря 2019 г. об оставлении административного искового заявления без движения, в связи с чем имелись основания для восстановления указанного срока. Поскольку иные значимые обстоятельства по административному делу не исследовались и не оценивались судом первой инстанции, судебная коллегия, отменив решение суда первой инстанции, направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит верными выводы суда апелляционной инстанции о том, что шестимесячный срок обращения в суд, исчисляемый со дня отмены судебного приказа, пропущен налоговым органом по уважительной причине.

Выводы суда апелляционной инстанции сделаны с учетом совокупности фактических обстоятельств дела, объективно свидетельствующих о том, что налоговым органом принимались меры по взысканию задолженности в установленный законом срок. Так, после оставления административного искового заявления без движения определением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 20 декабря 2019 г. в связи с отсутствием уведомления о вручении копии административного искового заявления административному ответчику, налоговым органом в установленный для исправления недостатков административного искового заявления срок суду был представлен кассовый чек о направлении копии административного искового заявления Яхно Н.В. Однако, учитывая, что у суда возникли сомнения относительно того, что в почтовом отправлении было направленно именно административное исковое заявление, и определением судьи от 15 января 2020 г. административное исковое заявление было возвращено в связи с неустранением недостатков, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения, налоговым органом 22 января 2020 г. направлена копия административного искового заявления в адрес Яхно Н.В. с описью вложения. После этого налоговый орган 24 января 2020 г., то есть в разумный срок после возвращения административного искового заявления, вновь обратился с административным исковым заявлением в суд.

Иные обстоятельства, связанные с соблюдением процедуры взыскания обязательных платежей и санкций, и основаниями их начисления, суд первой инстанции не исследовал, доказательства, необходимые для установления обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения административного дела, не истребовал. При таких данных выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований ввиду пропуска срока обращения с административным исковым заявлением в суд являлись преждевременными, а апелляционное определение, которым решение суда первой инстанции отменено с направлением дела на новое рассмотрение, является законным и обоснованным.

Доводы кассационной жалобы выводы суда апелляционной инстанции не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем не могут служить достаточным основанием для пересмотра судебного акта в кассационном порядке.

Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установила оснований для отмены апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 9 июля 2020 г. в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба Яхно Н.В. удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 9 ░░░░ 2020 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░░ 2020 ░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

8а-14973/2020 [88а-14582/2020]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
МИФНС №1 по Республике Хакасия
Ответчики
Яхно Наталья Владимировна
Другие
Ракин Дмитрий Александрович
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Зиновьева К.В.- Судья АДМ
Дело на сайте суда
8kas.sudrf.ru
01.10.2020Судебное заседание
01.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее