Дело №2а-808/20
УИД 54RS0018-01-2020-000651-77
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«15» мая 2020г. Город Искитим
Искитимский районный суд Новосибирской области в составе:
Председательствующего судьи Мишковой Л.Г.
При секретаре Жариковой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО Микрофинансовая компания «Лайм-Займ» к судебному приставу-исполнителю ОСП по <Адрес> Майоровой М. В., начальнику отдела - старшему судебному приставу ОСП по <Адрес> УФССП России по <Адрес> Самигуллиной Г. Ш., УФССП России по <Адрес> о признании незаконным бездействия судебного пристава- исполнителя, возложении обязанностей,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с административным иском к административным ответчикам, где просит признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП по <Адрес> УФССП России по <Адрес> Майоровой М.В. по непринятию процессуального решения по содержащимся, в заявлении о возбуждении исполнительного производства ходатайств, а, следовательно, не принятии мер принудительного характера, направленных на своевременное, полное и правильное исполнение исполнительных документов; признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП по <Адрес> УФССП России по <Адрес> Майоровой М.В. по не направлению копии постановления об окончании исполнительного производства в адрес взыскателя в предусмотренные законом сроки; признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Майоровой М.В. об окончании исполнительного производства Номер от Дата (рег.Номер) в отношении должника Лобанова А.В., в связи с невозможностью за столь короткий период направить запросы и получить ответы на запросы в государственные органы, кредитные учреждения с целью установления имущественного положения должника, а также игнорированием ходатайств, заявленных взыскателем в заявлении о возбуждении исполнительного производства; обязать начальника отдела-старшего судебного пристава ОСП по <Адрес> о УФССП России по <Адрес> Самигуллину Г.Ш. отменить постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по <Адрес> УФССП <Адрес> Майоровой М.В. об окончании исполнительного производства Номер от Дата (рег.Номер), в связи невозможностью за столь короткий период направить запросы и получить ответы на запросы в государственные органы, кредитные учреждения с целью установления имущественного положения должника, а также игнорированием ходатайств, заявленных взыскателем в заявлении о возбуждении исполнительного производства, копию постановления об отмене окончания исполнительного производства Номер направить в адрес Микрофинансовой компании «Лайм-Займ» (Общество с ограниченной ответственностью); обязать судебного пристава-исполнителя Майорову М.В. произвести полный комплекс мер принудительного характера, направленных на взыскание задолженности в отношении должника по исполнительному производству Номер путём направления запросов во все кредитные учреждения, находящиеся на территории по <Адрес> в которых у должника имеются счета (согласно запрашиваемым сведениям у УФНС России по <Адрес>) при наличии денежных средств на счёте - вынести постановление об обращении взыскания на денежные средства; запросов в ЦЗН по <Адрес>; Адресное Бюро по <Адрес>, запрос в Управление по делам ЗАГС по <Адрес> об изменении фамилии, имени и отчества; ГУ МВД России по <Адрес> с целью установления информации о месте регистрации должника, снятии с учета по месту регистрации; в ГУ ФСИН России по <Адрес> о нахождении должника в местах заключения; в УПФ России по <Адрес> и в случае выявления информации о трудоустройстве должника вынести и направить постановление об обращении взыскания заработную плату либо пенсию должника; в УФНС по <Адрес> для установления всех счетов должника; в УГИБДД по <Адрес> с целью установления принадлежности должнику транспортных средств; в органы федеральной регистрационной службы с целью установления земельных участков и недвижимости, на которые зарегистрированы права должника; осуществить выход по адресу, указанному в исполнительном документе, с составлением акта описи-ареста имущества должника, осуществить выход по адресу регистрации должника с составлением акта описи-ареста имущества должника.
Доводы и основания административного иска изложены в административном исковом заявлении.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В направленном в адрес суда заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по <Адрес> УФССП по <Адрес> Майорова М.В. в судебном заседании с административным исковым заявлением не согласилась, считает, что какого-либо бездействия по исполнительному производству Номер от Дата. в отношении должника Лобанова А.В. ею не допущено.
Административный ответчик начальник отдела - старший судебный пристав ОСП по <Адрес> УФССП России по <Адрес> Самигуллина Г.Ш. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще.
Представитель административного ответчика УФССП России по <Адрес> Кощеева Т.Б. просила отказать в удовлетворении административного иска. Считает, что какого-либо бездействия со стороны судебного пристава-исполнителя Майоровой М.В. по исполнительному производству в отношении Лобанова А.В. не допущено, все необходимые действия, направленные на исполнение судебного акта ею проведены.
Заинтересованное лицо Лобанов А.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Учитывая мнения явившихся лиц, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно ч.1ст. 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.
В силу статьи 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного и муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что мировым судьёй судебного участка Номер Искитимского судебного района <Адрес> выдан судебный приказ по делу Номер от Дата в отношении должника Лобанова А. В. о взыскании задолженности по договору займа Номер с учетом судебных расходов в сумме (данные изъяты). Судебный приказ по делу Номер от Дата вступил в законную силу Дата. Административным истцом вышеуказанный исполнительный документ направлен заказным письмом в ОСП по <Адрес> УФССП России по <Адрес>, вместе с заявлением о возбуждении исполнительного производства. По результатам рассмотрения заявления о возбуждении исполнительного производства Дата возбуждено исполнительное производство Номер-ИП судебным приставом исполнителем Майоровой М.В. ОСП по <Адрес> УФССП России по <Адрес>. Копию постановления о возбуждении исполнительного производства Номер-ИП от Дата. (рег.Номер) административный истец получил Дата
При этом, в заявлении о возбуждении исполнительного производства взыскатель также просил в целях обеспечения исполнительного документа одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства наложить арест на имущество должника и денежные средства, находящиеся на счетах в кредитных организациях, установить запрет на распоряжение имуществом, а также направить запросы в Центр занятости населения региона, в ОЗАГС об изменении фамилии, имени, отчества должника, в адресное бюро, ГУ МВД России с целью установления информации о месте регистрации должника, в ГУФСИН России по региону о нахождении должника в местах заключения, в ПФ России и в случае выявления информации о трудоустройстве должника и вынести и направить постановление об обращении взыскания на заработную плату должника либо его пенсию; в ИФНС для установления всех счетов должника, в ГИБДД о получении информации о принадлежности должнику транспортных средств, в органы федеральной регистрационной службы с целью установления наличия в собственности должника земельных участков и недвижимости, операторам сотовой связи Вымпелком (Билайн), ОАО «Мегафон», ОАО «МТС», ОАО «Теле2 Россия» с целью установления зарегистрированной сим карты должника, в иные органы с целью установления наличия счетов и денежных средств, находящихся в них. В случае выявления имущества должника, совершить все необходимы действия по наложению ареста на имущество в соответствии со ст. 80 ФЗ «Об исполнительном производстве». В случае получения отрицательных ответов из регистрирующих органов, направить в адрес взыскателя указанные сведения, с предложением объявить розыск должника и его имущества. По истечении срока добровольной оплаты установить временное ограничение на выезд должника из РФ.
В рамках вышеуказанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем Дата. направлены запросы в учетно-регистрирующие органы: ФНС о счетах должника; банки; ГИБДД МВД России на получение сведений о зарегистрированных автомототранспортных средствах; о должнике или его имуществе; ФНС к ЕГРН; ПФР о СНИЛС; операторам сотовой связи; ГУВМ МВД России. Дата. направлены запросы в ПФР на получение сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица; сведения о размере пенсии; в ФНС к ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Дата. направлены запросы в ЗАГС. Дата. вынесено постановление об обращении взыскания на ДС должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, что подтверждается сводкой по исполнительному производству и исполнением по запросам.
Однако судебным приставом-исполнителем не направлен запрос в Центр занятости по ходатайству взыскателя.
Согласно ответов из АО «Альфа-Банк», ПАО ФК «Открытие» на запросы судебного пристава-исполнителя, на имя должника имеются счета в указанных организациях, на котором денежные средства отсутствуют, в иных банках открытых счетов на имя должника не имеется.
Из других организаций получены «отрицательные» ответы.
Кроме того, Дата. судебным приставом-исполнителем осуществлен выход по месту жительства должника по адресу, указанному в исполнительном документе, в результате которого составлен Акт совершения исполнительных действий, которым установлено, что на момент проверки должник по вышеуказанному адресу не проживает, местонахождение его не известно.
Дата. судебным приставом-исполнителем Майоровой М.В. составлен Акт о наличии обстоятельств в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю, поскольку невозможно установить местонахождение должника, его имущества, либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях.
По результатам вышеуказанных действий Дата. судебным приставом-исполнителем также было вынесено постановление об окончании исполнительного производства в отношении должника Лобанова А.В. и возвращении исполнительного документа взыскателю МФК «Лайм-Займ» (ООО) в соответствии с п.3 ч.1 ст. 46, п.3 ч.1 ст. 47, ч.1 ст. 46, ч.1 ст. 47, ст. 6 Федерального Закона «Об исполнительном производстве», что также следует из пояснений судебного пристава-исполнителя в судебном заседании. Истцом не указаны суду доказательства о неполучении судебного приказа и постановления об окончании исполнительного производства.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением МФК «Лайм-Займ» (ООО) обратилось в суд с настоящим административным иском за защитой своих прав.
Указанное постановление от Дата. отменено Дата. начальником отдела ОСП по <Адрес> УФССП по <Адрес>, исполнительное производство вновь возобновлено в связи с необходимостью совершения исполнительных действий по установлению имущества должника и исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.
Согласно сводки по исполнительному производству, реестра запросов судебным приставом-исполнителем Майоровой М.В. повторно была запрошена информация в отношении должника в указанных выше организациях.
Кроме того, Дата. судебным приставом-исполнителем Майоровой М.В. повторно был осуществлен выход по месту жительства должника, указанному в исполнительном документе, согласно Акта о совершении исполнительных действий от Дата. на момент проверки Лобанов А.В. по вышеуказанному адресу был установлен, дал судебному приставу объяснения.
Запрос в Центр занятости населения судебным приставом-исполнителем сделан не был, в связи с чем требования административного истца о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП по <Адрес> Майоровой М. В. в части не направления запроса в Центр занятости населения по заявлению от Дата подлежит удовлетворению.
Разрешая заявленные МФК «Лайм-Займ» (ООО) требования о признании незаконными бездействия судебного пристава - исполнителя ОСП по исполнительному производству в отношении должника Лобанова А.В., выразившегося в не направлении в его адрес в установленный законом срок копии постановления о возбуждении исполнительного производства, суд считает их необоснованными по следующим основаниям.
Согласно ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, либо если иное не установлено настоящим Федеральным законом ( ч.1).
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства ( ч.8).
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч.17).
В судебном заседании достоверно установлено, что копия постановления о возбуждении исполнительного производства в отношении должника Лобанова А.В. была направлена судебным приставом-исполнителем в адрес административного истца (взыскателя по исполнительному производству в установленный законом срок, в связи с чем, оснований для признания незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя в данной части у суда не имеется.
Кроме того, в судебном заседании также не нашел подтверждения и довод административного истца о незаконном бездействии судебного пристава-исполнителя, выразившегося в непринятии последним процессуального решения по содержащимся в заявлении о возбуждении исполнительного производства ходатайствам, а следовательно, непринятию мер принудительного характера, направленных на своевременное, полное и правильное исполнение исполнительных документов, по следующим основаниям.
Так, согласно ч.2 ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ в заявлении о возбуждении исполнительного производства может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии со ст. 64.1 Федерального закона № 229-ФЗ заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства ( ч.1).
Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства ( ч.5).
Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ ( ч.7).
Таким образом, вышеуказанным законом не предусмотрено указание взыскателем в заявлении о возбуждении исполнительного производства ходатайств о направлении каких-либо запросов, данные ходатайства подлежали самостоятельной подаче наряду с вышеуказанным заявлением либо на любой стадии исполнительного производства, таким образом, указанные в заявлении о возбуждении исполнительного производства ходатайства расценивать таковыми у судебного пристава-исполнителя оснований не имелось.
Кроме того, указанные в административном иске как неисполненные ходатайства, изложенные в заявлении о возбуждении исполнительного производства, и не предусмотренные ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ, не требовали вынесения судебным приставом-исполнителем процессуального решения, а являлись перечнем действий судебного пристава-исполнителя, установленным Федеральным законом № 229-ФЗ по любому исполнительному производству.
При этом, суд также считает необоснованными доводы административного истца относительно незаконности непринятия судебным приставом-исполнителем мер, направленных на установление имущества должника, так как запросы судебным приставом – исполнителем были направлены в день возбуждения исполнительного производства, по данном запросам получены ответы регистрирующих органов.
Согласно ст. 4 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительное производство осуществляется на принципах законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В силу ст. 5 указанного выше закона принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов).
Согласно части 1 статьи 64 Закона N 229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг…
16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Согласно ст. 12 Федерального закона N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов ( п.1).
Судебный пристав-исполнитель имеет право:
получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки;
проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;
давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;
входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;
арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;
налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;
использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;
в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения;
объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;
вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;
при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве;
при производстве розыска должника, его имущества…проводить исполнительно-розыскные действия: запрашивать данные оперативно-справочной, розыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам;
при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии Российской Федерации;
совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом "Об исполнительном производстве" ( п.2).
Таким образом, вышеуказанные федеральные законы не устанавливают обязательный минимум исполнительных действий, который судебный пристав-исполнитель обязан совершить по определенному виду исполнительных документов, выбор конкретных исполнительных действий для понуждения должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, является правом, а не обязанностью судебного пристава-исполнителя, при этом, судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, если они соответствуют задачам и принципам исполнительного производства, не нарушают защищаемые федеральным законом права должника и иных лиц. Однако объем этих действий по смыслу вышеуказанного закона определяется самим судебным приставом-исполнителем.
Таким образом, доводы административного истца о том, что не направление судебным приставом-исполнителем дополнительных запросов, указанных им в заявлении о возбуждении исполнительного производства, повлекло нарушение его права, как взыскателя, на участие в исполнительном производстве, а также на своевременное заявление ходатайств о проведении тех или иных исполнительных действий по исполнительному производству в отношении должника основаны на неправильном толковании норм права и противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Как было указано выше, судебным приставом – исполнителем для своевременного исполнения исполнительного документа о взыскании с должника Лобанова А.В. указанных в нем сумм по вышеуказанному исполнительному производству сделаны запросы относительно должника в соответствующие финансовые организации относительно информации о лицевых, расчетных, депозитных, ссудных и иных счетах должника; а также в ГИБДД относительно сведений о зарегистрированных автотранспортных средствах на имя должника; в ИФНС и Пенсионный фонд Российской Федерации относительно имеющихся сведений о должнике, в Росреестр о наличии у должника зарегистрированных прав на имущество, а также в ГУ МВД, что подтверждается реестром запросов, направленных судебным приставом-исполнителем.
Также судебным приставом – исполнителем был осуществлен выход по месту жительства должника, указанном в исполнительном документе, в ходе которого установлено, что должник по месту регистрации не проживает, место его нахождения, а также имущество, на которое может быть обращено взыскание не установлено.
Согласно ч. 5 ст. 65 Федерального закона №229-ФЗ по исполнительным документам, содержащим другие требования, судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя вправе объявить розыск: 2) должника по исполнительным документам имущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника и сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей; 3) имущества должника по исполнительным документам имущественного характера, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей.
Вместе с тем, оснований для осуществления розыска должника у судебного пристава – исполнителя не имелось, поскольку заявления об осуществлении вышеуказанных действий от взыскателя в адрес ОСП не поступало, при этом, содержащееся в заявлении о возбуждении исполнительного производства ходатайство взыскателя о направлении судебным приставом – исполнителем в его адрес «отрицательных» ответов из регистрирующих органов с предложением объявить розыск должника и его имущества не соответствует требованиям вышеприведенного закона, поскольку обязанности по направлению судебным приставом-исполнителем вышеуказанных ответов и предложения взыскателю об объявлении розыска должника и его имущества указанным выше законом не предусмотрено, подача заявления о розыске должника является правом взыскателя. При этом, суд также учитывает, что вышеуказанные действия являются правом, а не обязанностью судебного пристава-исполнителя при наличии вышеуказанного заявления.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ч.1 ст. 67 Федерального закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации при неисполнении должником-гражданином в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в выданном судом или являющемся судебным актом исполнительном документе следующих требований: …3) иных требований, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) составляет (данные изъяты) рублей и более.
Таким образом, не достижение судебным приставом-исполнителем положительного для взыскателя результата по исполнению исполнительного документа в установленные законодательством сроки не свидетельствует о допущенном бездействии судебного пристава при наличии доказательств совершения им в рамках возбужденного исполнительного производства действий, направленных на исполнение судебного решения. При этом, как было указано выше вид принимаемой меры принудительного характера в целях исполнения исполнительного документа определяется судебным приставом-исполнителем самостоятельно.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 46 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю в случае, если… 3) невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении у других лиц или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества;
При наличии указанных обстоятельств судебный пристав исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа (часть 3 статьи 46 Федерального закона N 229-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 47 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 вышеуказанного Закона.
Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются: 1) взыскателю и должнику ( ч.6).
Согласно материалам исполнительного производства Акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю, вынесен и утвержден судебным приставом –исполнителем Дата.
Как было установлено в судебном заседании и указано выше копия постановления об окончании исполнительного производства от Дата. и судебный приказ были первоначально направлены в адрес взыскателя в установленный законом срок.
Таким образом, требования административного истца о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя по не направлению в установленный законом срок в его адрес копии постановления об окончании исполнительного производства суд также считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) ( ч.11).
Исходя из положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Если суд признает оспариваемые постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых постановлений, действий (бездействия) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако, не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
Суд считает, что в судебном заседании не нашел подтверждения факт незаконного бездействия судебного пристава-исполнителя Майоровой М.В. по исполнительному производству в отношении должника Лобанова А.В. по указанным административным истцом в иске основаниям, напротив в судебном заседании достоверно установлено, что судебным приставом-исполнителем в рамках вышеуказанного исполнительного производства принимались все необходимые действия, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, которые судебным приставом-исполнителем совершены на основании и в соответствии с требованиями Закона N 229-ФЗ.
При этом, нарушения судебным приставом-исполнителем прав, свобод и законных интересов административного истца, а также возникновение у административного истца каких-либо препятствий к осуществлению его прав на исполнение судебного решения суда судом также не установлено, административным истцом таких доказательств не представлено.
Доводы административного истца в части непринятия судебным приставом-исполнителем определённых мер не могут являться основанием для удовлетворения административного искового заявления, так как в силу вышеприведённых норм судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет объём и характер совершаемых (необходимых) действий, мер принудительного исполнения, в связи с чем, принятие (непринятие) тех или иных мер само по себе не может расцениваться как нарушение прав взыскателя. Не достижение судебным приставом-исполнителем желаемого взыскателем результата не свидетельствует о его бездействии.
Тот факт, что постановление об окончании исполнительного производства Дата. было отменено Дата. старшим судебным приставом с его возобновлением для совершения исполнительных действий по установлению имущества должника и исполнения требований исполнительного документа в полном объеме, не свидетельствует о незаконном бездействии судебного пристава-исполнителя Майоровой М.В., учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также принимая во внимание, что после отмены вышеуказанного постановления судебным приставом были повторно направлены в ранее направленные учреждения запросы и дополнительные запросы с учетом доводов, указанных в административном иске, а также повторно осуществлен выход по месту жительства должника, местонахождение должника и его имущества судебным приставом-исполнителем так и не установлено.
Учитывая вышеизложенное, оснований для удовлетворения требований административного истца об обязании судебного пристава-исполнителя произвести полный комплекс мер принудительного характера, направленных на взыскание задолженности в отношении должника по исполнительному производству путём направления запросов во все кредитные учреждения, находящиеся на территории <Адрес>, также не имеется по указанным выше основаниям.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении остальной части административного искового заявления должно быть отказано за необоснованностью.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180,227-228 КАС РФ
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП по <Адрес> Майоровой М. В. в части не направления запроса в Центр занятости населения по заявлению от Дата.
В остальной части исковых требований ООО Микрофинансовая компания «Лайм-Займ» к судебному приставу-исполнителю ОСП по <Адрес> Майоровой М. В., начальнику отдела- старшему судебному приставу ОСП по <Адрес> УФССП России по <Адрес> Самигуллиной Г. Ш., УФССП России по <Адрес> о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, возложении обязанностей отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца.
Решение в окончательной форме изготовлено 21 мая 2020 года.
Председательствующий- (подпись) Л.Г. Мишкова