Решение от 13.03.2015 по делу № 2-653/2015 от 12.01.2015

Дело № 2-653/2015 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    13 марта 2015 года

Кировский районный суд г. Перми в составе:

Председательствующего судьи Зарифуллиной Л.М.

При секретаре Власовой Е.А.,

С участием представителя заявителя ООО «УК «Гарант» Анисимова И.Н. по доверенности, представителя заинтересованного лица прокурора Кировского района г. Перми старшего помощника прокурора Власовой Н.М.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 12-13 марта 2015 года

Гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Гарант» в лице генерального директора Гесса В.Д. о признании незаконным представления прокурора Кировского района г. Перми об устранении нарушений законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан РФ,

Установил:

    ООО «УК «Гарант» в лице генерального директора Гесса В.Д., обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и не подлежащим применению представление об устранении нарушений законодательства о порядке рассмотрения обращения граждан РФ от 08 декабря 2014 года №... прокурора Кировского района г. Перми.

    В обоснование доводов заявления указав, что прокурором Кировского района г. Перми генеральному директору ООО «УК «Гарант» Гессу В.Д. вынесено представление об устранении нарушений законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан РФ от 08 декабря 2014 года № 180, выразившихся в нарушении норм ФЗ от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» с требованиями о принятии незамедлительных мер к устранению указанных нарушений; незамедлительной даче письменных ответов на поступившие в ООО «УК «Гарант» обращения; усилении контроля; недопущении впредь нарушений; привлечении к дисциплинарной ответственности работников Общества – технического директора Т.., бухгалтера-паспортиста Щ. секретаря Б. и инженера В. не согласившись с указанным представлением, заявитель обратился в суд, указав, что в соответствии со ст. 1 и 2 Закона № 59-ФЗ, никакими нормативными актами на ООО «УК «Гарант» осуществление публично значимых функций не возложено, следовательно, Общество осуществлять такие функции не уполномочено. Ни государственным. Ни органом местного самоуправления ООО «УК «Гарант» не является. В представлении указывается, что деятельность управляющей компании является публично-значимой функцией, поскольку жилищно-коммунальные услуги предоставляются неограниченному кругу лиц, что затрагивает права и свободы значительного числа граждан и их объединений с учетом того, что указанными услугами могут воспользоваться не только собственники соответствующих жилых помещений, но и членных их семей и иные лица, фактически пользующиеся соответствующими услугами в силу публичности соответствующего договора управления (ст. 426 ГК РФ). Однако, указанная норма права связывает установление публичных отношений не с возможностью воспользования услугами коммерческой организацией, а с характером ее деятельности, в силу которого, законом установлена ее обязанность по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг в отношении каждого, кто к ней обратится, обязанность по заключению публичного договора. Причем, коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора. В ст. 426 ГК РФ приведен не исчерпывающий перечень публичных договоров, предусмотренных гражданским законодательством, таких как розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п. ООО «УК «Гарант» является коммерческой организацией, занимающейся в соответствии с ГК РФ и ЖК РФ управлением многоквартирными домами, на основании заключаемых только и исключительно собственниками помещений в таких домах договоров управления (ст. 162 ЖК РФ). ООО «УК «Гарант» заключить указанный договор может не с каждым, кто к нему обратится, а только с собственниками, принявшими соответствующее решение на своем общем собрании (ст.ст. 44-48,161 ЖКУ РФ). В силу закона, круг лиц, права и обязанности которых затрагиваются договором управления многоквартирным домом, ограничен собственниками помещений в доме и лицами с ним связанными. Это либо граждане, проживающие совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении (члены семьи, другие родственники), либо граждане, пользующиеся жилым помещением на основании соглашения с собственником данного помещения (ст.ст. 31,153,155 ЖК РФ). В силу ст. 162 ч.1 ЖК РФ стороной договора управления эти лица не являются и понудить УК заключить с ними договор управления не могут. Управляющая организация вправе договор управления не заключать и собственниками, соответствующее решение принявшими, поскольку на нее в полной мере распространяется закрепленный в ч.1 ст. 421 ГК РФ принцип свободы договора. Решение общего собрания собственников о заключении с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом для управляющей организации обязательной силы не имеет ни на основании норм жилищного, ни гражданского законодательства и природу договору управления многоквартирным домом не меняет, что подтверждается судебной практикой. Предусмотренный ЖК РФ договор управления многоквартирным домом в соответствии со ст. 426 ГК РФ публичным договором не является – хотя в оспариваемом представлении прямо противоположное. Управляющая компания не является ни публичным обществом, ни публично-правовой компанией. Основание вынесения обжалуемого представления являются факту непредоставления письменных ответов на обращения граждан, поступивших в ООО «УК «Гарант» по производству перерасчета за отопление, ГВС и коммунальные платежи, по производству ремонта в подъезде, почтовых ящиков, по качеству подаваемой горячей воды (указанные обращения рассмотрены и недостатки устранены). Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 731 утвержден стандарт, устанавливающий требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления МКД, порядку, способам и срокам ее раскрытия (п.1). Из содержания обращений граждан не следует, что они являются запросами, конкретно требующими от управляющей организации предоставления каких-либо сведений, дачи ответов в письменной форме. А являются требованиями (заявками, сообщениями) о совершении Обществом определенных действий. Следовательно, указанные заявления не являются запросами о предоставлении информации, подлежащей раскрытию в соответствии с п.3 Стандарта раскрытия информации, обязанность по предоставлению которой им установлена. Предписывая в обязательном порядке давать письменные ответы на любые заявления лиц, проживающих в управляемых ООО «УК «Гарант» многоквартирных домах, прокурор Кировского района г. Перми вмешивается в не регламентированную законом область деятельности управляющей компании, выходя, в данном случае, за рамки своей компетенции. В п. 2 обжалуемого предписания требуется привлечь должностных лиц Компании к дисциплинарной ответственности. Содержится разъяснение, что для должностных лиц установлена административная ответственность по ст. ... Кодекса РФ об административных правонарушениях. По своей правовой природе, обжалуемое представление относится к числу решений органов государственной власти, которые затрагивают права и свободы как ООО «УК «Гарант», так и его должностных лиц». В отношении генерального директора ООО «УК «Гарант» Гесса В.Д. и технического директора Т. заместителем прокурора Кировского района г. Перми уже вынесены соответствующие постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 09 декабря 2014 года. Основания для привлечения указанных лиц к административной ответственности отсутствуют. Таким образом, нарушены права и свободы указанных граждан. В действиях Управляющей компании и работников компании нарушения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан РФ отсутствуют. В соответствии с положениями главы 25 ГПК РФ заявитель является лицом, имеющим право обратиться в суд с заявлением об оспаривании вышеуказанного представления Прокурора.

    В суде представитель заявителя поддержал требования, изложенные в заявлении, дополнительно указав, что ООО «УК «Гарант» и его сотрудники, не являются субъектами отношений, регулируемых Законом о порядке рассмотрения обращений граждан РФ, поскольку ни государственным, ни муниципальным учреждением, ни организацией, осуществляющей публично значимые функции не является. Отношения по управлению МКД урегулированы жилищным законодательством и Постановлением № 731 о Стандарте раскрытия информации. Представление прокурора вынесено с нарушением норм действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя. Просит признать представление прокурора незаконным.

    Представитель заинтересованного лица старший помощник прокурора Кировского района г. Перми возражает против удовлетворения заявленных требований, указав, что деятельность управляющей компании, осуществляющей представление жилищно-коммунальных услуг неограниченному кругу лиц, по своему смыслу является публично значимой функцией, поскольку затрагивает права и свободы значительного числа граждан и их объединений. Следовательно, на деятельность указанной организации распространяется Закон о порядке рассмотрения обращений граждан РФ. Управляющая организация обязана в установленном порядке давать ответы на обращения граждан, связанные с деятельность по управлению МКД. В связи с чем, полагает, что вынесенное представление прокурора о нарушении законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан РФ является законным и обоснованным. Нарушений прав и законных интересов заявителя не допущено. В связи с чем, просит отказать в удовлетворении заявления.

    Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, приходит к следующему.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 21, пунктом 3 статьи 22, статьями 24, 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

    За невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, статьей ... КоАП РФ установлена административная ответственность, в том числе и лиц, на которые возложена обязанность по исполнению требований, содержащихся в представлении.

    При этом действующее законодательство не предусматривает специального порядка обжалования представлений прокурора.

    Вместе с тем из части 1 статьи 3 и статьи 245 ГПК РФ следует, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе и путем оспаривания решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

    Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

    В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и ст. ст. 254, 256, 258 ГПК РФ гражданин … вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин… вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

    Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

    Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

    Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

    В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса.

    В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

    Пунктом третьим Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры.

    В силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

    Соответственно, должностные лица органов прокуратуры действующим законодательством не исключены из перечня лиц, действия которых могут быть обжалованы в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ.

    Учитывая, что неисполнение представления прокурора органом или должностным лицом, в адрес которых оно внесено, может послужить основанием для привлечения лица к административной ответственности, предусмотренной статьей 17.7 КоАП РФ, такое представление по своей правовой природе не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.

    Таким образом, если ООО «УК «Гарант» в лице генерального директора Гесса В.Д., в отношении которого внесено представление и который считает, что представление нарушает его права и свободы, создает препятствия к осуществлению его прав и свобод либо возлагает на него незаконно какие-либо обязанности, то указанное лицо вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, а суд рассматривает такое заявление по существу.

    Исходя из чего, суд рассматривает данное дело по правилам главы 25 ГПК РФ.

    Материалами дела установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Гарант» является юридическим лицом, действующим на основании Гражданского кодекса РФ и Законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», является хозяйствующим субъектом, зарегистрировано в установленном законом порядке в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ.

    Адрес нахождения Общества: <АДРЕС>.

    Согласно Уставу Общество создано для удовлетворения социальных и общественных потребностей Общества, а также для извлечения прибыли, т.е. является коммерческой организацией.

    Основными видами деятельности Общества является управление эксплуатацией жилого дома; управление эксплуатацией нежилого фонда, управление и эксплуатация инженерных сооружений, коммунальной инфраструктуры Пермского края в соответствии с заключенными договорами.

    Решением общего собрания участников ООО «УК «Гарант» от 04 августа 2014 года генеральным директором избран Гесс В.Д..

    Согласно выписке из ЕГРЮЛ Гесс В.Д. является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица.

    Из представленных документов следует, что Прокуратурой Кировского района г. Перми в план работы на 2 полугодие 2014 года включена проверка соблюдения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан РФ должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций).

    В соответствии с указанным планом работы, прокуратурой Кировского района г. Перми 27 ноября 2014 года проведена проверка исполнения ООО «УК «Гарант» требований законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан РФ.

    В ходе проведенной проверки прокуратурой Кировского района г. Перми усмотрены грубые нарушения названного закона должностными лицами ООО «УК «Гарант», которые заключаются в несоблюдении требований Закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» при обращении граждан с заявлениями об устранении нарушений при оказании услуг по управлению домом.

    По результатам проведенной проверки, прокурором Кировского района г. Перми вынесено 08 декабря 2014 года представление №..., в котором Прокурор обязывает ООО «УК «Гарант» рассмотреть настоящее представление и принять незамедлительные меры к устранению нарушений, причин и условий, способствовавших их наступлении; незамедлительно дать письменные ответы на заявления, поступившие в ООО «УК «Гарант» по обращениям граждан; усилить контроль за исполнением сотрудниками ООО «УК «Гарант» требования законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан РФ; впредь не допускать подобных нарушений названного законодательства; решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности технического директора Т. бухгалтера-паспортиста Щ.., секретаря Б. инженера В.. за допущенные нарушения законодательства, предоставив копии приказов прокурору района. Представление подлежит рассмотрению с обязательным участием представителя прокуратуры района в установленный ФЗ «О прокуратуре РФ» месячный срок с момента его поступления. О рассмотрении и принятых мерах сообщить в прокуратуру. Представление содержит разъяснение об установленной ст. ... Кодекса РФ об административных правонарушениях, административной ответственности за несоблюдение законных требований прокурора и наказании за указанное нарушение.

    В качестве основания для вынесения представления указано на то, что многоквартирные дома <АДРЕС> находятся в управлении ООО «УК «Гарант», которое осуществляет деятельность по предоставлению жилищно-коммунальных услуг собственникам вышеуказанных домов, а также иным лицам, пользующимся помещениями в данном доме. Прокурор исходит из оказания Управляющей компанией услуг неограниченному кругу лиц в силу публичности соответствующего договора управления (ст. 426 ГК РФ), следовательно, является организацией осуществляющей публично значимые функции. В 2014 году от жителей многоквартирных домов в ООО «УК «Гарант» поступили обращения, содержание просьбу произвести перерасчет размера платы за коммунальные услуги по отоплению, по горячей воде, по проведению ремонта. Из материалов проверки установлено, что обращения граждан рассмотрены. Однако, в нарушение ч.1 ст. 10 Закона РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» письменные ответы по результатам рассмотрения обращения, жильцам не направлены. Выявленные нарушения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан РФ, допущенные ООО «УК «Гарант» в лице руководителя и его сотрудников, привели к необоснованному затягиванию сроков рассмотрения обращений граждан и ненаправлению ответов на обращение, чем нарушили их права и законные интересы.

    Представление прокурора Кировского района г. Перми №... от 08 декабря 2014 года получено ООО «УК «Гарант» 10 декабря 2014 года (вх. №...).

    Кроме того, по результатам проведенной проверки, 09 декабря 2014 года заместителем прокурора Кировского района г. Перми юристом 1 класс Г. вынесено постановлением №... о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. ... Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица – генерального директора ООО «УК «Гарант» Гесса В.Д.

    Постановлением мирового судьи судебного участка №... исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка №... вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым должностное лицо – генеральный директора ООО «Управляющая компания «Гарант» Гесс В.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. ... Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде ...

    В настоящее время, генеральным директором ООО «УК «Гарант» подана жалоба на вышеуказанное постановление, принята к рассмотрению судьей Кировского районного суда г. Перми.

    Постановление в законную силу не вступило.

    Заявитель, обращаясь с заявлением об оспаривании представления прокурора №... от 08 декабря 2014 года, исходит из того, что положения Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» не распространяются на деятельность ООО «УК «Гарант»: на руководителя и сотрудников указанного Общества. Возложение на Общество обязанности по соблюдению указанного закона противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы.

    Представлением №... от 08 декабря 2014 года 2014 года прокурор Кировского района г. Перми обязал руководителя ООО «Управляющая компания «Гарант» принять меры к устранению выявленных нарушений Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» при обращении конкретных лиц, проживающих в домах, находящихся в управлении данной управляющей компании.

    В соответствии со ст. ст. 1 и 2 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (далее - Закон № 59-ФЗ) регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

    Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

    Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

    В соответствии с п. 5 ч. 4 Закона № 59-ФЗ должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

    Согласно ст. 10 Закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

    Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

    Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

    В силу части 1 статьи 12 указанного Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

    Разрешая заявленные ООО «УК «Гарант» в лице генерального директора Гесса В.Д. требования, суд исходит из того, Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, а также организациями, на которые возложено осуществление публично значимых функций.

    Деятельность ООО «УК «Гарант» основывается на гражданско-правовых договорах, заключенных с собственниками помещений многоквартирных домов.

    В соответствии со ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

     Из представленных в суд документов следует, что ООО «УК «Гарант» заключило договоры управления МКД с собственниками помещений домов по <АДРЕС>

     В соответствии со ст. 161 п.10 ЖК РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года утвержден Стандарт раскрытия информации, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирным домом, в соответствии с которым установлены требования к видам, порядку, способам и срокам раскрытия информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, заключенного в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее соответственно - управляющие организации, договор управления), товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора управления (далее соответственно - товарищество, кооператив, информация).

    Согласно пунктам 3 и 5 вышеуказанного Стандарта раскрытия информации предусмотрено, что управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать, в т.ч. информацию о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг; об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг; отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год и т.п.

    Управляющими организациями информация раскрывается путем, в т.ч. предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

    В соответствии со ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

    Управляющая организация предоставляет услуги по управлению домом на основании договоров, заключенных с собственниками жилых и нежилых помещений МКД. При этом, договором управления и жилищным законодательством определен конкретный перечень лиц, которые вправе заключить договор управления и конкретный перечень видов услуг, предоставляемых собственникам помещений управляющей организацией.

    Тем самым круг указанных лиц ограничен собственниками помещений, нанимателями жилых помещений и членами их семей.

    Однако, это не означает, что к договорам управления МКД, заключаемым в соответствии с нормами Жилищного законодательства, могут быть применены положения Гражданского кодекса Российской Федерации о публичном договоре.

    При этом законодательством не предусмотрена возможность наделения иных лиц правами на заключении данного договора с управляющей компанией, либо обязывающих заключить указанный договор.

    В данном случае соблюдается принцип свободы договора, закрепленный в ст. 421 ГК РФ.

    Материалами дела установлено, что обращения жильцов в ООО «УК «Гарант» содержали требования по устранению недостатков, связанных с предоставлением услуг по управлению домом: перерасчету платы за услуги по отоплению, горячему водоснабжению и производству ремонтных работ, т.е. в рамках заключенного договора управления домом. Указанные обращения не содержат требований о предоставлении ответа и не являются запросами по предоставлению информации.

    При том, что в случае отказа в удовлетворении требований, собственники, наниматели жилых помещений и члены их семей, вправе обратиться за защитой нарушенных прав в установленном законом порядке.

    Таким образом, установленный Законом № 59-ФЗ порядок рассмотрения обращений граждан на ООО «УК «Гарант» не распространяется, поскольку ни государственным органом, ни органом местного самоуправления или должностным лицом указанного органа заявитель не является, как и не является организацией, на которую возложена обязанность по осуществлению публично значимой функции.

    Указанная позиция подтверждается в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2012 года № 19-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области», согласно которому действие Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», как следует из части 1 его статьи 1 и части 1 статьи 2, распространяется на обращения, направляемые в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

    Само по себе такое определение круга адресатов обращений граждан согласуется с положениями статьи 33 Конституции Российской Федерации, из которой прямо не вытекает необходимость законодательного закрепления гарантий прав граждан при их обращении к иным, помимо органов публичной власти и их должностных лиц, самостоятельным субъектам правоотношений. Вместе с тем подобная возможность Конституцией Российской Федерации не исключается, - Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что отдельные публично значимые функции могут быть возложены законодателем и на иные субъекты, не относящиеся к системе публичной власти (постановления от 19 мая 1998 года № 15-П, от 23 декабря 1999 года № 18-П, от 19 декабря 2005 года № 12-П, Определение от 1 июня 2010 года № 782-О-О и др.), а соответствующие гарантии могут быть им установлены в порядке дополнительного обеспечения прав и свобод человека и гражданина с учетом, в том числе, характера деятельности тех или иных организаций, как имеющей публично-правовое значение, и конкретных условий развития политико-правовой системы Российской Федерации (определения от 9 декабря 2002 года № 349-О и от 9 ноября 2010 года № 1483-О-О) (пункт 6).

    Возложение обязанности рассматривать обращения граждан и их объединений применительно к организациям, не входящим в систему органов публичной власти, означает определенное вмешательство в их деятельность как самостоятельных субъектов права и, по сути, ограничение их прав и свобод, тем более что исполнение этой обязанности обременительно как с организационной точки зрения, так и с точки зрения несения дополнительных расходов, в том числе на содержание персонала.

    В то же время, учитывая особенности и характер отношений, возникающих между гражданами (объединениями граждан) и возможными адресатами их обращений - организациями, деятельность которых является публично значимой и затрагивает права и свободы граждан, обязанность рассматривать такие обращения не противоречит их природе, притом, что как сама эта обязанность, так и порядок рассмотрения должны быть установлены законодателем четко и определенно. Между тем соответствующее универсальное регулирование указанных отношений на федеральном уровне не предусмотрено (пункт 6.1).

    Публично значимые функции могут возлагаться также на предприятия, правовое положение которых определяется Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 113 - 115) и Федеральным законом от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», и на другие организации, деятельность которых не может рассматриваться в отрыве от публичных функций создавшего их публичного образования, а соответственно, имеются те же, что и применительно к учреждениям, обеспечивающим осуществление полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, основания для возложения на них обязанности рассматривать обращения граждан.

    По своей организационно-правовой природе заявитель является обществом с ограниченной ответственностью, хозяйствующим субъектом и не является организацией, на которую в силу прямого указания закона может быть возложено выполнение публично значимых функций.

    Согласно статье 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

    Хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью (пункт 4 статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации).

    Учитывая приведенные выше нормы права, ООО «УК «Гарант» является коммерческой организацией, созданной в целях извлечения прибыли.

    Исходя из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» Управляющая компания не относится к органам, а его сотрудники – к должностным лицам, чьи действия могут быть обжалованы в порядке главы 25 ГПК РФ.

    ООО «УК Гарант» не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, не является государственным (муниципальным) учреждением, не является организацией, осуществляющей публично значимые функции, а потому положения Федерального закона от 02 мая 2006 года Законом № 59-ФЗ на него не распространяются.

    Обязав ООО «УК «Гарант» соблюдать требования закона, который на него не распространяется, прокурор тем самым вмешивается в деятельность Общества как самостоятельного субъекта права – хозяйствующего субъекта, ограничивает его права и свободы.

    При таких обстоятельствах, суд полагает возможным устранить допущенное нарушение права заявителя путем признания представления прокурора №... от 08 декабря 2014 года незаконным, вынесенным с нарушением норм действующего законодательства и нарушающим права заявителя.

    Доказательств, подтверждающих наделение ООО «УК «Гарант» публично значимыми функциями, прокурором Кировского района г. Перми, суду не предоставлено.

    Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Решил:

    ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ №... ░░ 18 ░░░░░░░ 2014 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░..

    ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

2-653/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Управляющая компания "Гарант"
Другие
Прокурор Кировского района г.Перми
Суд
Кировский районный суд г. Перми
Дело на сайте суда
kirov.perm.sudrf.ru
12.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.01.2015Передача материалов судье
21.01.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.02.2015Предварительное судебное заседание
24.02.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.03.2015Предварительное судебное заседание
12.03.2015Судебное заседание
13.03.2015Судебное заседание
13.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее