Решение в окончательной форме изготовлено 14 июня 2024 года

Дело № 2-1781/2024

УИД 51RS0003-01-2024-001842-57

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 мая 2024 года                                                             город Мурманск

Ленинский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Т.С.

при секретаре Гулиевой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой М.Э. к войсковой части 87534, федеральному казенному учреждению «51 финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации о защите трудовых прав,

        УСТАНОВИЛ:

Петрова М.Э. обратилась в суд с иском к 1 финансово-экономической службе Северного флота, войсковой части 87534 о защите трудовых прав.

В обоснование исковых требований указала, что работает в войсковой части 87534 на должности заведующего складом.

В соответствии с приказами Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» ей выплачивается премия.

При этом данная премия включается работодателем в минимальный размер оплаты труда, что нивелирует и обнуляет ее суть как дополнительной стимулирующей выплаты, которую она фактически не получает.

Просила обязать ответчика произвести перерасчет и выплатить ей недополученную заработную плату в размере не ниже минимальной платы труда с учетом начисленного районного коэффициента и полярной надбавки за период с 01 января 2023 года по 31 декабря 2023 года в размере 33 608 рублей 67 копеек, а также компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

В судебное заседание истец Петрова М.Э., представитель ответчика – ФКУ «51 финансово-экономическая служба» Минобороны России, которым в порядке процессуального правопреемства заменена 1 финансово-экономическая служба Северного флота в связи с реорганизацией в форме выделения из ФКУ «ОСК Северного флота», а также представитель ответчика - войсковой части 87534 не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены, представители ответчиков представили письменные возражения по иску.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит, в числе прочего, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абзац пятый части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).

Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В соответствии с абзацем 5 части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Частью 5 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Согласно статье 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Судом установлено, что Петрова М.Э. на основании трудового договора от 10 июля 2017 года работает в войсковой части 87534 на должности заведующей складом.

По условиям пункта 4.1 трудового договора за выполнение трудовых обязанностей работнику устанавливается оплата труда, включающая в себя: должностной оклад, компенсационные выплаты: процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях до 80 %, районный коэффициент к заработной плате в размере 1,5, иные выплаты компенсационного характера, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; стимулирующие выплаты: за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, за стаж непрерывной работы, выслугу лет в соответствии с приказом Минобороны России от 2014 года № 255, премиальные выплаты по итогам работы, иные виды стимулирующих выплаты, учитывающие интенсивность и высокие результаты работы, единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам календарного года в размер двух должностных окладов.

Дополнительным соглашением № 246 от 10 октября 2022 года работнику установлен должностной оклад в размере 7446 рублей в месяц с 01 октября 2022 года, дополнительным соглашением № 506 от 18 октября 2023 года – в размере 7856 рублей в месяц с 01 октября 2023 года.

В ходе рассмотрения дела не оспорено то обстоятельство, что войсковая часть 87534 на финансовом обеспечении в ФКУ «51 финансово-экономическая служба».

На основании приказов работодателя истцу в спорный период выплачивалась пропорционально отработанному времени премия за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей.

Согласно пункту 4 Положения о размерах и порядке установления выплат стимулирующего характера работникам войсковой части 87534 устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера: премия по результатам работы за месяц (квартал) за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы подразделения (судна), ежемесячная процентная надбавка за выслугу лет к должностным окладам, единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года, дополнительное материальное стимулирование за счет экономии фонда оплаты труда.

Дополнительное материальное стимулирование в соответствии с приказом Минобороны России № 1010 от 2010 года осуществляется за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в пределах доводимых лимитов Минобороны России на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда гражданского персонала.

В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (утвержден постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029) Мурманская область относится к районам Крайнего Севера.

Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (части 1, 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).

Конкретная сумма минимальной оплаты труда на соответствующий период устанавливается статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» в едином размере для всей Российской Федерации без учета каких-либо особенностей климатических условий, в которых исполняются трудовые обязанности работников.

Так, минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации составлял с 01 января 2023 года 16 242 рубля в месяц, с 01 января 2024 года – 19 242 рубля в месяц.

В соответствии с положениями статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно части второй статьи 146, статье 148 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При этом повышение оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях должно производиться после выполнения конституционного требования об обеспечении работнику, выполнившему установленную норму труда, заработной платы не ниже определенного законом минимального размера, а включение соответствующих районных коэффициентов в состав минимального уровня оплаты труда, установленного для всей территории Российской Федерации без учета особенностей климатических условий, противоречит цели введения этих коэффициентов. Применение одного и того же минимума оплаты за труд в отношении работников, находящихся в существенно неравных природно-климатических условиях, является нарушением принципа равной оплаты за труд равной ценности. Соответствующая правовая позиция выражена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 07 декабря 2017 года № 38-П.

Как указано в части второй статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой данной статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений.

В целях реализации в системе Вооруженных Сил Российской Федерации указанного Постановления приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545, действующим с 01 октября 2019 года, для гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации установлены размеры должностных окладов (тарифных ставок), а также условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера.

В соответствии с приложением № 2 «Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» к данному Приказу гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы (пункт 21 раздела 3).

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Согласно пункту 2 данного Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.

Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается (пункт 3).

В силу пункта 5 Порядка формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного указанным Приказом, при формировании фонда оплаты труда гражданского персонала учитываются выплаты стимулирующего характера, в том числе установленные данным Приказом, кроме выплачиваемых за счет средств экономии фонда оплаты труда.

Из вышеприведенных правовых норм следует, что дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществляется только за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов на соответствующий финансовый год.

Поскольку дополнительное материальное стимулирование не относится к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда, в связи с чем дополнительное материальное стимулирование не может учитываться при оценке соответствия размера заработной платы работника установленному в Российской Федерации минимальному размеру оплаты труда.

Дополнительное материальное стимулирование, являясь формой оплаты труда, представляет собой платеж, приравненный к заработной плате, осуществляемый сверх гарантированной системой оплаты труда месячной заработной платы работника.

Согласно представленной в материалы дела справке-расчету заработной платы с расчетом МРОТ финансовым органом в составе МРОТ учитываются: оклад за фактически отработанное время, выплата за выслугу лет, ежемесячная премия, в дальнейшем на указанную сумму начисляются премия 1010, полярная надбавка и районный коэффициент.

Таким образом, в спорный период истцу работодателем выплачивалось дополнительное материальное стимулирование на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации». При этом выплаченное дополнительное материальное стимулирование учитывалось при оценке соответствия размера заработной платы истца установленному в Российской Федерации минимальному размеру оплаты труда.

Указанное обстоятельство ответчиками не оспаривалось.

Учитывая, что премия на основании указанного приказа Министра обороны Российской Федерации относится к категории выплат стимулирующего характера, направлена на усиление материальной заинтересованности, повышение ответственности и улучшение результатов труда работников, указанная выплата не подлежит учету при расчете доплаты до минимального размера оплаты труда.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании невыплаченной заработной платы в размере разницы между фактически начисленной заработной платой (без учета выплаченного дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010) и установленным минимальным размером оплаты труда в целом являются обоснованными.

Вместе с тем, стороной ответчика заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.

По условиям трудового договора выплата заработной платы работнику производится в сроки и порядке, установленные коллективным договором (при назначении соответствующих денежных средств довольствующим финансовым органом два раза в месяц 7 и 23 числа месяца, следующего за истекшим).

За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении (статья 392 Трудового кодекса Российской Федерации).

Следовательно, о нарушении своих прав о невыплате заработной платы за январь 2023 года истец узнала 07 февраля 2023 года, за февраль 2023 года – 07 марта 2023 года, за март 2023 года – 07 апреля 2023 года. Исковое заявление подано в суд 12 апреля 2024 года, таким образом, установленный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации срок по требованиям за январь, февраль и март 2023 года истцом пропущен, не пропущен по требованиям с 01 апреля 2023 года по 31 декабря 2023 года.

Размер задолженности по заработной плате за указанный период согласно расчету ответчика составляет 12 982 рубля с учетом НДФЛ.

Учитывая, что суд не является налоговым агентом, при взыскании заработной платы в судебном порядке налог на доходы физических лиц не может быть исчислен к удержанию (пункт 4 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Учитывая, что действия работодателя по невыплате заработной платы в полном объеме признаны судом необоснованными, нарушающими права работника, суд находит доводы истца о причинении ей действиями работодателя нравственных страданий очевидными, в связи с чем полагает возможным удовлетворить требование о компенсации морального вреда в размере 2000 рублей, полагая указанную денежную сумму разумной и обоснованной компенсацией истцу причиненного истцу морального ущерба.

Доводы представителя войсковой части 87534 о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, судом отклоняются, учитывая, что указанная войсковая часть является работодателем истца, командир войсковой части определяет размер премии, устанавливает в трудовом договоре размер полагающихся работнику выплат.

Таким образом, взыскание производится судом с войсковой части 87534 через лицевые счета, открытые в ФКУ «51 финансово-экономическая служба» Минобороны России.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 87534, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «51 ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 87534 ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «51 ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 12 982 ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2000 ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                      ░░░░░                ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-1781/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Петрова Марина Эдуардовна
Ответчики
ФКУ "51 финансово-экономическая служба" Министерства обороны РФ
Войсковая часть 87534
Суд
Ленинский районный суд г. Мурманска
Судья
Кузнецова Татьяна Сергеевна
Дело на сайте суда
len.mrm.sudrf.ru
12.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.04.2024Передача материалов судье
17.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
27.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.05.2024Судебное заседание
14.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.07.2024Дело оформлено
22.07.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
24.07.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
15.08.2024Судебное заседание
16.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
21.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее