дело № 2а-7823/2020
66RS0001-01-2020-009426-58
Мотивированное решение суда изготовлено 21.12.2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 декабря 2020 г. гор. Екатеринбург
Верх-Исетский районный суд гор. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Черных О.А.
при секретаре Расулеве М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Флеганова Олега Владимировича к ГУ МВД России по Свердловской области о признании незаконным отказа в выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования с указанием сведений об отсутствии судимости от 28.09.2020, обязании административного ответчика устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
В суд обратился административный истец Флеганов О.В. с административным исковым заявлением, в котором просит суд признать незаконным отказ ГУ МВД России по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования с указанием сведений об отсутствии судимости; обязать административного ответчика выдать справку об отсутствии судимости.
В обоснование своих исковых требований административный истец указал, что в августе 2020 им была заказана через сайт Госуслуги государственная услуга – выдача справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования. Административным ответчиком была выдана справка от ДД.ММ.ГГГГ №-Е, в которой имеются сведения о судимости административного истца в 1988 и 1993г.г., эти судимости в настоящее время погашены, однако сведения о снятии (погашении) судимостей справка не содержит.
У административного истца имеются два решения суда: Верх-Исетского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № и Арбитражного суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А60-22724/2017, в которых говорится, что судимости погашены, т.е. в настоящее время Флеганов О.В. не судим.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец направил в адрес ГУ МВД России по Свердловской области письмо с просьбой выдать справку с указанием сведений об отсутствии судимости. ДД.ММ.ГГГГ Флеганов О.В. получил письмо ГУ МВД России по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ №-З/206606979454, в котором со ссылкой на Административный регламент МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования было отказано в предоставлении такой справки.
Указанным решением, по мнению административного истца, нарушаются его права и законные интересы, т.к. при предоставлении данной справки у него возникают проблемы с трудоустройством, получением визы, налоговыми органами и т.д.
В судебное заседание административный истец Флеганов О.В. не явился, о времени и месте слушания дела был извещен надлежащим образом, направил в суд своего представителя.
Представитель административного истца Нестерова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административный иск поддержала в полном объеме и просила суд его удовлетворить.
Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Свердловской области Бурова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска Флеганова О.В. отказать в полном объеме, т.к. оспариваемое решение принято компетентным органом в соответствии с действующим законодательством, в полном соответствии с требованиями законодательства.
Суд, заслушав мнение участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
В судебном заседании установлено, что по заявлению административного истца Флеганова О.В. Информационным центром ГУ МВД России по Свердловской области выдана справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо прекращении уголовного преследования от ДД.ММ.ГГГГ №-Е, в которой указано, что в ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД России», ИЦ ГУ МВД России по Свердловской области, ИЦ МВД по <адрес> имеются сведения об осуждении на территории Российской Федерации:
ДД.ММ.ГГГГ осужден Ленинским н/судом <адрес> МАССР по ч. 1 ст. 218 УК РСФСР к 1 году лишения свободы; ДД.ММ.ГГГГ освобожден от отбывания наказания условно с привлечением к труду;
ДД.ММ.ГГГГ осужден Ленинским н/судом <адрес> МАССР по ч. 2 ст. 148 УК РСФСР к 1 году лишения свободы, ДД.ММ.ГГГГ освобожден по отбытию наказания.
Составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел является полиция, которая имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах, в том числе о лицах, подвергшихся уголовному преследованию, привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных. Формирование и ведение таких данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством в области персональных данных.
В силу ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О полиции", полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее - банки данных).
Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Внесению в банки данных подлежит информация, в том числе о лицах, осужденных за совершение преступления.
Полиция обеспечивает защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий.
Информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом; правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям - в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Полиция обязана обеспечить гражданину возможность ознакомления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с содержащейся в банках данных информацией, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
Персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.
Согласно части 3 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О полиции" порядок реализации прав, предоставленных полиции, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от ДД.ММ.ГГГГ "О едином учете преступлений" утверждены "Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях", "Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений", "Инструкция о порядке заполнения и представления учетных документов" (далее - Приказ от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно п. 27 раздела III Приказа от ДД.ММ.ГГГГ, учету подлежит каждое преступление (на основе его юридической квалификации по конкретной норме УК РФ), по факту совершения которого, независимо от времени его совершения: возбуждено уголовное дело; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям; вынесен обвинительный приговор по делу частного обвинения.
В силу п. 46 раздела V, основаниями учета уголовных дел и принятых по ним процессуальных решений являются следующие процессуальные решения:
- приговор суда, вступивший в законную силу.
В судебном заседании установлено и не отрицается самим административным истцом, что ДД.ММ.ГГГГ он был осужден Ленинским н/судом <адрес> МАССР по ч. 1 ст. 218 УК РСФСР к 1 году лишения свободы; ДД.ММ.ГГГГ освобожден от отбывания наказания условно с привлечением к труду. ДД.ММ.ГГГГ осужден Ленинским н/судом <адрес> МАССР по ч. 2 ст. 148 УК РСФСР к 1 году лишения свободы, ДД.ММ.ГГГГ освобожден по отбытию наказания. Приговоры суда вступили в законную силу.
В настоящее время судимости Флеганова О.В. по приговорам Ленинского народного суда <адрес> МАССР от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ погашены.
Подпунктами 11 и 65 п. 11 Положения о МВД России, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, МВД России уполномочено создавать информационные системы, в том числе банки данных, обеспечивать их ведение и функционирование, достоверность, актуальность, содержащейся в них информации, обеспечивать предоставление сведений, содержащихся в этих информационных системах и банках данных, федеральным органам государственной власти, иным государственным органам, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, организациям и гражданам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также утверждать формы документов, используемых при предоставлении государственных услуг и выполнении государственных функций в сфере внутренних дел, утверждение которых нормативными правовыми актами Российской Федерации отнесено к компетенции МВД России, а также требованиям к этим документам.
Порядок ведения централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации, урегулирован соответствующим Наставлением, утвержденным совместным приказом МВД России, Минюста России, МЧС России, Минфина России, Минобороны России, ФСБ России, ФСКН России, ФСО России, СВР России, ФТС России, ФМС России, ГФС России, СК России, Генпрокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ №дсп/19дсп/73дсп/1адсп/113дсп/108дсп/75дсп/93дсп/19дсп/324дсп/133дсп/63дсп/ 14/95дсп (далее Приказ от ДД.ММ.ГГГГ).
В силу п. 1 Правил формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении которых установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение, утвержденных Приказом от ДД.ММ.ГГГГ, учет лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении которых установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение, - это оперативно-справочный учет, предназначенный для подтверждения наличия (отсутствия) сведений о факте уголовного преследования либо прекращении уголовного преследования, привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания, совершении административного правонарушения и привлечении к административной ответственности за его совершение, установлении административного надзора.
Пунктом 3 указанных Правил установлено, что автоматизированные пофамильные оперативно-справочные картотеки ведутся путем формирования активного и архивного фондов. Активный фонд содержит информацию о лицах, подлежащих постановке на учет в соответствии с п. 4 настоящих Правил. В архивном фонде накапливается информация о лицах, в отношении которых учетные документы изъяты из ручной пофамильной картотеки в соответствии с п. 15 настоящих Правил.
В соответствии с п.п. 7, 7.7 указанных Правил, основанием постановки на пофамильный учет является приговор суда, вступивший в законную силу.
В п. 15.1 указанных Правил установлено, что в пофамильных учетах ГИАЦ МВД России и ИЦ учетные документы хранятся независимо от снятия и погашения судимости.
В силу п.п. «г» п. 15.2 указанных Правил, сроки хранения учетных документов на осужденных независимо от срока и вида наказания – до достижения ими 80-летнего возраста при условии погашения либо снятии судимости.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что снятие или погашение судимости не является основанием для изъятия информации об осуждении из оперативно-справочных учетов ФКУ ГИАЦ МВД России и региональных ИЦ.
Пунктами 73, 74 Приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 660 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования" установлено, что должностное лицо, уполномоченное на оформление справок о наличии (отсутствии) судимости, при поступлении заявления осуществляет проверку по учетам ФКУ "ГИАЦ МВД России" и ИЦ по месту рождения, месту жительства (месту пребывания) проверяемого лица на территории Российской Федерации, а также по месту его осуждения, если эти сведения выявлены в ходе проверки.
После проведения проверок и получения сведений из банков данных о гражданах, ведение которых осуществляют ФКУ "ГИАЦ МВД России" и ИЦ, должностным лицом, уполномоченным на оформление справок о наличии (отсутствии) судимости, на номерном бланке оформляется справка о наличии (отсутствии) судимости (приложение N 4 к Административному регламенту).
Согласно п. 76 указанного Административного регламента, в справке о наличии (отсутствии) судимости в соответствующих графах делается отметка "не имеются" при отсутствии сведений об осуждении, о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.
В графе "имеются (не имеются) сведения о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации" делается отметка "не имеются" при наличии сведений о прекращении уголовного преследования по следующим основаниям:
отсутствие события преступления;
отсутствие в деянии состава преступления;
примирение потерпевшего с обвиняемым по уголовным делам частного обвинения;
отсутствие заявления (жалобы) потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению (жалобе);
наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению;
наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя, прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела;
отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях лица либо отсутствие согласия Совета Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение лица в качестве обвиняемого;
непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления;
отказ Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказ Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в лишении неприкосновенности данного лица.
В графе "имеются (не имеются) сведения об осуждении на территории Российской Федерации" при наличии сведений об осуждении указываются: дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, пункт, часть, статья уголовного закона, по которым лицо было осуждено, срок и вид наказания, сведения о переквалификации деяния, дата и основание освобождения, дата и основание снятия судимости.
Анализ законодательства Российской Федерации позволяет сделать вывод, что обработка персональных данных, содержащих информацию о лицах, подвергшихся уголовному преследованию, включая их хранение для определенных и законных целей, осуществляется административным ответчиком на законной и справедливой основе, обеспечивает точность персональных данных, их достаточность, актуальность по отношению к целям обработки персональных данных, поэтому соответствует принципам, закрепленным в ст. 5 Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от ДД.ММ.ГГГГ, ратифицированной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 160-ФЗ.
ДД.ММ.ГГГГ Флеганов О.В. обратился в ГУ МВД России по Свердловской области с заявлением о выдаче повторной справки с указанием сведений об отсутствии судимости.
ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по Свердловской области подготовлен ответ №-З/206606979454, в котором указано, что указание в справке оснований погашения судимости Административным регламентом от ДД.ММ.ГГГГ N 660 не предусмотрено; судимость погашается в соответствии с положениями статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
- обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
- дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Таким образом, суд приходит к выводу, что отказ ГУ МВД России по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ №-З/206606979454 выдать Флеганову О.В. справку с указанием сведений об отсутствии судимости является законным и обоснованным, не может расцениваться, как нарушающий права, свободы и законные интересы административного истца. Сведения в отношении Флеганова О.В. внесены в справку о наличии (отсутствии) судимости правомерно, каких-либо нарушений прав и законных интересов административного истца не имеется, препятствий к осуществлению его прав и свобод не создано.
С учетом изложенного, суд отказывает в удовлетворении административного искового заявления Флеганова О.В. в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░: ░░░░░░ ░.░.