Уникальный идентификатор дела: 83RS0001-01-2023-000234-97
Дело №2-414/2023 26 апреля 2023 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(заочное)
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего судьи Парфенова А.П.,
при секретаре судебных заседаний ФИО2,
рассмотрев на открытом судебном заседании в помещении суда в г. Нарьян-Маре гражданское дело по иску Департамента финансов и экономики Ненецкого автономного округа к Когудницкому Артему Викторовичу о взыскании суммы гранта,
установил:
истец – Департамент финансов и экономики Ненецкого автономного округа (Департамент) обратился в суд с иском к Когудницкому А.В. о взыскании суммы гранта.
В обоснование заявленных требований указано, что 09 октября 2017 года между ответчиком, который на тот момент имел статус индивидуального предпринимателя, и Департаментом финансов и экономики Ненецкого автономного округа было заключено соглашение, по условиям которого Когудницкому А.В. предоставлена субсидия в виде гранта в размере 500 тыс. руб. на создание собственного бизнеса в целях финансового возмещения затрат получателя, связанного с открытием сервиса по ремонту и обслуживанию мототехники <данные изъяты> При проверке предоставленных ответчиком отчетов о хозяйственной деятельности были выявлены замечания при использовании предоставленного гранта, которые ответчиком устранены не были, в связи с чем, комиссией по конкурсному отбору субъектов малого и среднего предпринимательства на право получения государственной поддержки в виде субсидий и грантов, было принято решение о возврате ответчиком неиспользованной суммы предоставленного гранта в размере 335499 руб., с чем ответчик согласился, возвратив денежные средства в размере 80 тыс. руб. Остаток невозвращенной задолженности составляет 255499,10 руб., требования о возврате которой ответчиком в добровольном порядке не удовлетворены. В настоящее время статус индивидуального предпринимателя ответчиком прекращен.
Истец просит суд взыскать с ответчика средства гранта, предоставленого в связи с началом и развитием бизнеса в целях финансового обеспечения затрат, связанных с открытием сервиса по ремонту и обслуживанию мототехники «<данные изъяты>», в размере 255499,10 руб.
Представитель истца, извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал, не возражает против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Ответчик Когудницкий А.В. извещался по известному суду адресу проживания, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не уведомил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал, пояснений по иску не указал.
Направленное ответчику судебное извещение вернулось в суд не полученным за истечением срока хранения почтовой корреспонденции.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
По определению суда дело рассмотрено судом при данной явке в порядке заочного производства.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Согласно частям 1, 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
На основании статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, в том числе гарантийную, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе наряду с установленными законом формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Порядок, условия и размер предоставления грантов начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса РФ и в целях реализации государственной программы Ненецкого автономного округа «Развитие предпринимательской деятельности в Ненецком автономном округе» (утв. постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 26.06.2014 № 223-п) в течение спорного периода были установлены постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 23.03.2016 № 82-п «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления грантов начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса» (Положение) (утратило силу в связи с изданием постановления администрации Ненецкого автономного округа от 06.02.2020 № 17-п).
Согласно пунктам 2, 3 Положения целью предоставления грантов является финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Ненецкого автономного округа на начальной стадии создания и развития бизнеса. Под грантом понимаются денежные средства, предоставляемые начинающим предпринимателям в форме субсидий на условиях софинансирования целевых расходов на создание собственного бизнеса в виде разового платежа; под начинающим предпринимателем - юридические лица и индивидуальные предприниматели, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации, с момента регистрации которых в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя до даты подачи заявки на участие в конкурсе прошло не более одного календарного года.
Как предусмотрено пунктом 8 Положения гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в сумме, не превышающей 500 тыс. рублей для одного соискателя.
На основании пункта 40 Положения грант предоставляется при условии софинансирования получателем гранта расходов на реализацию бизнес-плана в размере не менее 15 % от размера получаемого гранта. Под софинансированием расходов на реализацию бизнес-плана могут учитываться фактически понесенные расходы на реализацию бизнес-плана, которые были понесены соискателем до подачи заявления на участие в конкурсе. Данные расходы должны быть произведены только после регистрации соискателя в качестве субъекта малого и среднего предпринимательства. В качестве подтверждения вышеуказанных расходов соискатель представляет заверенные соискателем копии документов, подтверждающих факт приобретения и получения товара.
В соответствии с пунктами 42, 43 Положения между Департаментом и каждым из победителей конкурса заключается Соглашение. Соглашением предусматриваются цели, условия и порядок предоставления гранта, согласие получателя гранта на осуществление Департаментом и органами государственной власти Ненецкого автономного округа, осуществляющими государственный финансовой контроль, обязательных проверок соблюдения им условий, целей и порядка предоставления гранта, а также порядок возврата гранта в случае нарушения условий, установленных при его предоставлении.
В силу пункта 44 Положения предоставление гранта победителям конкурса осуществляется на основании распоряжения Департамента о предоставлении гранта.
Из материалов дела следует, что 09 октября 2017 года между Департаментом финансов и экономики Ненецкого автономного округа и ответчиком было заключено соглашение №, предметом которого являлось предоставление ответчику из окружного бюджета в 2017 году гранта на создание собственного бизнеса в целях финансового обеспечения затрат, связанных с открытием сервиса по ремонту и обслуживанию мототехники <данные изъяты>» (пункт 1.1 соглашения).
В соответствии с пунктом 1.2 соглашения срок запуска функционирования в г. Нарьян-Мар сервиса по ремонту и обслуживанию мототехники <данные изъяты>», установлен не позднее 31.12.2017.
Размер гранта составляет 500 тыс. руб. (пункт 2.1 соглашения).
На основании распоряжения Департамента финансов и экономики Ненецкого автономного округа от 11.10.2017 № 158 Когудницкому А.В. произведена выплата гранта в размере 500 тыс. руб. что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ №.
В силу пунктов 50, 54 Положения получатель гранта должен использовать средства предоставленного гранта и собственные средства, заявленные на условиях софинансирования, в срок не позднее одного года со дня фактического перечисления средств гранта Департаментом получателю гранта.
В соответствии с пунктом 56 Положения получатель гранта ежеквартально, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Департамент: 1) отчет об использовании средств гранта и собственных средств, заявленных на условиях софинансирования (с нарастающим итогом), составленный по форме согласно Приложению 9 к настоящему Положению (ежеквартальный отчет); 2) выписку кредитной организации о состоянии расчетного счета с даты перечисления гранта на расчетный счет до отчетной даты (индивидуальный предприниматель, не имеющий расчетного счета, представляет выписку из лицевого счета); 3) документы, подтверждающие расходы, осуществленные в соответствии с бизнес-планом; 4) информацию о стадии реализации бизнес-проекта в свободной форме, в том числе сведения об общем объеме расходов, понесенных при реализации проекта.
Согласно пунктам 59, 61, 62, 63 Положения Департамент, органы исполнительной государственной власти Ненецкого автономного округа, осуществляющие государственный финансовый контроль, проводят обязательные проверки (в том числе с выездом на место реализации бизнес-плана) соблюдения получателем гранта условий, целей и порядка его предоставления. Средства гранта подлежат возврату в случае: 1) ненадлежащего исполнения получателем гранта условий предоставления гранта, требований настоящего Положения и заключенного Соглашения, в том числе требований по представлению отчетности; 2) отсутствия ведения получателем гранта хозяйственной деятельности в течение заявленного срока реализации бизнес-плана (принятия решения о прекращении ведения хозяйственной деятельности, начала процедуры банкротства); 3) отчуждения основных средств и нематериальных активов получателем гранта в течение заявленного срока реализации бизнес-плана; 4) получателем гранта по состоянию на дату, установленную соглашением, среднее значение процента выполнения показателей результативности использования гранта составило менее 10% от установленных в Соглашении значений. Получатель гранта обязан возвратить фактически полученный грант в течение 30 календарных дней со дня получения соответствующего требования от Департамента по реквизитам, указанным в требовании. В случае, если получатель гранта по истечении указанного срока не осуществил возврат бюджетных средств, их взыскание производится в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4.3 соглашения о предоставлении суммы гранта ответчику предусмотрены обязательства ответчика – получателя средств гранта направлять субсидию на финансовое обеспечение затрат, определенных в плане использования гранта и собственных средств, обеспечивать достижение показателей результативности, предоставлять отчеты о расходах получателя, о хозяйственной деятельности, устранять факты нарушения порядка, целей и условий предоставления субсидии в сроки, определенные в требовании Департамента, возвращать в окружной бюджет субсидию в размере и в сроки, определенные в требовании Департамента, вернуть неиспользованные средства в бюджет в течение 30-ти рабочих дней со дня получения соответствующего требования Департамента.
Из материалов дела следует, что при проверке предоставленных ответчиком отчетов о хозяйственной деятельности были выявлены замечания при использовании предоставленного гранта, о чем ответчику сообщалось в уведомлениях Департамента от 02.11.2018, 14.12.2018.
Истец указывает, что отчет о хозяйственной деятельности за 2019 год предоставлен ответчиком 20.07.2020 (при установленном сроке предоставления отчетности не позднее 10.02.2020), не содержит подтверждающих документов. Отчет о хозяйственной деятельности за 2020 год ответчиком не предоставлялся.
Как указывает истец, выявленные нарушения, допущенные при предоставлении отчетности, которые ответчиком не устранены, являются самостоятельным основанием для направления в адрес ответчика требования о возврате в бюджет суммы гранта.
Комиссией по конкурсному отбору субъектов малого и среднего предпринимательства на право получения государственной поддержки в виде субсидий и грантов было принято решение от 12.07.2019 № 19 о возврате ответчиком неиспользованной суммы предоставленного гранта в размере 335499 руб., с чем ответчик согласился, возвратив денежные средства в размере 80 тыс. руб., также просил предоставить ему рассрочку для возврата денежных средств в остальной части в срок до 31.12.2019.
По состоянию на момент рассмотрения настоящего дела размер остатка числящейся за ответчиком задолженности по возврату суммы гранта составляет 255499,10 руб.
Письменные требования истца от 07.04.2020, 01.12.2021 о погашении задолженности ответчиком в добровольном порядке не удовлетворены, доказательств иного суду не предоставлено.
Как установлено, 15 февраля 2021 года статус индивидуального предпринимателя ответчиком был прекращен регистрирующим органом, как следует из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, в связи с наличием оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 22.4 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которому индивидуальный предприниматель признается фактически прекратившим свою деятельность в случаях, если к моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения одновременно соблюдаются следующие условия: истекло пятнадцать месяцев с даты окончания действия патента или индивидуальный предприниматель в течение последних пятнадцати месяцев не представлял документы отчетности, сведения о расчетах, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; индивидуальный предприниматель имеет недоимку и задолженность в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с частью 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 статьи78 Бюджетного кодекса РФ, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
На основании изложенного, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что в связи с неисполнением ответчиком принятых на себя обязательств по условиям заключенного между сторонами соглашения о предоставлении из окружного бюджета субсидии в виде гранта индивидуальному предпринимателю на финансовое обеспечение затрат в связи с началом и ведением бизнеса, с ответчика подлежат взысканию денежные средства, предоставленные в качестве субсидии в виде гранта в размере 255499,10 руб., с зачислением указанной суммы в доход бюджета Ненецкого автономного округа
Указанная сумма задолженности обоснована истцом представленными доказательствами, которые признаны судом допустимыми.
При обращении с иском в суд истец – исполнительный орган Ненецкого автономного округа от уплаты государственной пошлины в силу закона был освобожден.
Согласно статьям 103 ГПК РФ, 61.1 Бюджетного кодекса РФ, 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в доход бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5754,99 руб. (пропорционально удовлетворенным требованиям имущественного характера на сумму 255499,10 руб.).
Доказательств наличия предусмотренных законом оснований для освобождения ответчика от уплаты государственной пошлины в материалах дела не имеется.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199, 237 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Департамента финансов и экономики Ненецкого автономного округа к Когудницкому Артему Викторовичу о взыскании суммы гранта – удовлетворить.
Взыскать с Когудницкого Артема Викторовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт гражданина Российской Федерации: №) денежные средства субсидии, предоставленные в виде гранта, в размере 255499 (двести пятьдесят пять тысяч четыреста девяносто девять) рублей 10 (десять) копеек с зачислением указанной суммы в доход бюджета Ненецкого автономного округа.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт гражданина Российской Федерации: №) государственную пошлину в размере 5754 (пять тысяч семьсот пятьдесят четыре) рубля 99 (девяносто девять) копеек с зачислением указанной суммы государственной пошлины в доход бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке, в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, путем подачи апелляционной жалобы в суд Ненецкого автономного округа через Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа.
<данные изъяты>
Мотивированное решение изготовлено 04 мая 2023 года