Решение по делу № 2а-305/2022 от 09.02.2022

Дело №2а-305/2022

УИД: 19RS0003-01-2021-002006-26

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Саяногорск           31 марта 2022 года

Саяногорский городской суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Емельянова А.А.,

при секретаре Малофеевой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Пидгурского В.П., Чернышева Р.Л. к Федеральному казённому учреждению ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Хабаровскому краю, Управлению Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации о признании действий (бездействия) в части необеспечения положенными продуктами питания (сахаром) незаконными, взыскании денежной компенсации,

УСТАНОВИЛ:

Пидгурского В.П., Чернышева Р.Л. обратились в суд с административным иском к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России о признании действий (бездействия) в части необеспечения положенными продуктами питания (сахаром) незаконными, взыскании денежной компенсации.

Требования мотивировали тем, что осуждены к пожизненному лишению свободы и по настоящее время отбывают наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, столкнулись с нарушением действующего законодательства РФ со стороны администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившимся в том, что в период с ДАТА по ДАТА в данном учреждении перестали давать сахар и не заменяли его заменителями сахара. Просили признать данные действия (бездействие) незаконными, взыскать с ответчиков в пользу каждого истца компенсацию в размере <> рублей.

Административные истцы Пидгурского В.П., Чернышева Р.Л. отбывают наказание в местах лишения свободы, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, обеспечить их участие в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи на базе ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю не представилось возможным по техническим причинам; в расписках об извещении указали, что иск поддерживают.

Административные ответчики ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, их представитель Капишулина В.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена, представила письменные возражения на административный иск, указав, что в период с ДАТА по ДАТА по причине несвоевременного обеспечения территориальными органом ФСИН на складе ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю отсутствовал сахар. При отсутствии положенных продовольственных товаров на складе производится замена на продукты в соответствии с приказом МЮ РФ от ДАТА «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осуждённых, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях ФСИН, на мирное время». Кроме того, на складе Учреждения отсутствовала возможная замена сахара, а именно: карамель, варенье, джем, повидло, мармелад, ксилит пищевой или сорбит. После поступления сахара в Учреждение нормы питания осуждённых в части обеспечения осужденных сахаром соответствует нормам. Требование о выплате денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении удовлетворению не подлежит, так как административными истцами не представлено каких-либо фактических обстоятельств допущенных нарушений; кроме того, компенсация в размере <> рублей в пользу каждого истца является чрезмерной и не отвечает принципам разумности и справедливости. Просила в удовлетворении иска отказать.

Административный ответчик УФСИН России о времени и месте рассмотрения административного дела извещён надлежащим образом, своего представителя в суд не направил, возражений на административное исковое заявление не представил.

Обсудив на основании ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие сторон, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

В силу ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с ч. 1 названной статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

В соответствии с определением Конституционного суда РФ от 29.05.2012 №1238-О применение к лицу, совершившему преступление, такого наказания, как лишение свободы, имея целью защиту интересов государства, общества и его членов, предполагает изменение привычного уклада жизни осуждённого, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина, и изменяется его статус как личности. В любом случае лицо, совершающее умышленное преступление, должно предполагать, что в результате оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, т.е. такое лицо сознательно обрекает себя и своих близких на ограничения.

Статьёй 8 УИК РФ предусмотрено, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осуждённых перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осуждённых и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.

Согласно ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осуждённым гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осуждённые к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определённый порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим); при исполнении наказаний осуждённым гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12.1 УИК РФ лицо, осуждённое к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном КАС РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счёт казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Компенсация за нарушение условий содержания осуждённого в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учётом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Согласно пп. 1 п. 7 Положения о ФСИН России, утверждённого Указом Президента РФ от 13.10.2004 №1314, ФСИН России осуществляет полномочия по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации условий содержания осуждённых и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах.

В силу ст. 9 Закона РФ от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.

Статьей 13 указанного Закона установлено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условиям для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осуждённых, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав.

В соответствии с п. 11 ст. 12 УИК РФ при осуществлении прав осуждённых не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Согласно ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Частью 3 ст. 55 Конституции РФ предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как разъяснено в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», к бесчеловечному обращению относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания.

Унижающим достоинство обращением признаётся, в частности такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.

При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учётом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.

Определение Конституционного суда РФ от 01.11.2007 №948-О-О устанавливает, что права и обязанности осуждённых к лишению свободы определяются УИК РФ, исходя из порядка и условий отбывания этого вида наказания в соответствующем исправительном учреждении.

В силу ч. 3 ст. 99 УИК РФ минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ.

Так п. 29 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждённых приказом Минюста России от 16.12.2016 №295, предусматривает, что осуждённые обеспечиваются по установленным нормам трёхразовым горячим питанием.

Питание осуждённых в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю организовано в соответствии с Приказом ФСИН России от 02.09.2016 №696 «Об утверждении порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы».

Согласно п. 18 Порядка продовольствие учреждения УИС получают: с продовольственных складов территориальных органов ФСИН России, в подчинении которых они находятся; от учреждений УИС другого территориального органа ФСИН России по указанию ФСИН России; от поставщиков продовольствия по заключённым контрактам, договорам.

В судебном заседании на основании материалов дела установлено, что в период с ДАТА по ДАТА по причине несвоевременного обеспечения территориальным органом ФСИН на складе ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю отсутствовал сахар.

При отсутствии положенных продовольственных товаров на складе производится замена на продукты в соответствии с приказом МЮ РФ от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осуждённых, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях ФСИН, на мирное время».

В нарушение требований вышеуказанного Приказа на складе Учреждения отсутствовала возможная замена сахара, а именно: карамель, варенье, джем, повидло, мармелад, ксилит пищевой или сорбит.

Выявленные нарушения непосредственным образом касаются обеспечения гуманных условий для отбывания наказания и охраны здоровья людей с точки зрения соблюдения норм питания, в связи с чем, несомненно, затронуты права истцов, находящихся в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.

Согласно ст. 3 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осуждёнными.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы.

В связи со вступлением в Совет Европы и ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод Российская Федерация приняла на себя обязательства по созданию гуманных условий для отбывания наказания осуждённым лицам.

В решении Европейского Суда по правам человека, в частности в постановлении от 25.11.2010 «Дело «К.Р. против Российской Федерации» указано, что в обязанности государства-ответчика входит организация своей пенитенциарной системы таким образом, чтобы она обеспечивала уважение достоинства заключённых независимо от финансовых и материально-технических трудностей. Европейский Суд ранее указывал, что власти государства-ответчика не могут ссылаться на финансовые трудности в оправдание невозможности исполнить свои обязательства.

Таким образом, судом достоверно установлено, что в период с ДАТА по ДАТА по причине несвоевременного обеспечения территориальным органом ФСИН на складе ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю отсутствовал сахар и его заменители, что в силу вышеизложенных требований закона является нарушением условий содержания истцов в исправительном учреждении, следовательно, их требование об оспаривании действий (бездействия) администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России Хабаровскому краю, выразившихся в необеспечении их положенными продуктами питания в указанный ими период, обосновано и подлежит удовлетворению.

Нарушенное право административных истцов в данной части подлежит восстановлению путём признания такого нарушения, понуждения ответчика к устранению такого нарушения.

Разрешая требования о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, суд исходит из того, что Конституцией РФ каждому гарантировано право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц; при определении размера компенсации за нарушение условий содержания осуждённого суд должен учитывать характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых это нарушение допущено, а также его последствия или отсутствие таковых.

Каких-либо негативных последствий, связанных с допущенным исправительным учреждением нарушением, судом не установлено (доказательств обратного суду не представлено).

Учитывая вышеизложенное, требования разумности и справедливости, заявленный административными истцами период нарушения прав (с ДАТА по ДАТА), суд полагает возможным определить размер компенсации за нарушение условий содержания административных истцов в исправительном учреждении за указанный период в размере по <> рублей в пользу каждого.

В соответствии с пп. 12.1 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает, соответственно, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно п. 3 указанной статьи выступает в суде, соответственно, от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Согласно пп. 6 п. 7 Положения о ФСИН России, утверждённого Указом Президента РФ от 13.10.2004 №1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227, 227.1 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Пидгурского В.П., Чернышева Р.Л. к Федеральному казённому учреждению ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Хабаровскому краю, Управлению Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации о признании действий (бездействия) в части необеспечения положенными продуктами питания (сахаром) незаконными, взыскании денежной компенсации удовлетворить.

Признать незаконными действия (бездействие) Федерального казённого учреждения ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в необеспечении Пидгурского В.П., Чернышева Р.Л.ными продуктами питания (сахаром) при отбывании наказания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в период с ДАТА по ДАТА.

Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - Федеральной службы исполнения наказаний России за счёт казны Российской Федерации в пользу Пидгурского В.П. компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении за период с ДАТА по ДАТА в размере <>

Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - Федеральной службы исполнения наказаний России за счёт казны Российской Федерации в пользу Чернышева Р.Л. компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении за период с ДАТА по ДАТА в размере <>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Хакасия через Саяногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья         А.А. Емельянов

Мотивированное решение изготовлено 07 апреля 2022 года.

2а-305/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Чернышев Роман Леонидович
Пидгурский Валерий Петрович
Ответчики
ФСИН РФ
ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю
Другие
УФСИН России по Хабаровскому краю
Суд
Саяногорский городской суд Республики Хакасия
Судья
Емельянов А.А.
Дело на сайте суда
saianogorsky.hak.sudrf.ru
09.02.2022Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
09.02.2022Передача материалов судье
14.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.03.2022Подготовка дела (собеседование)
04.03.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
04.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2022Судебное заседание
07.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее