Дело № 3а- 1391/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 7 октября 2020 г.
Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Судневой В.Н.
при помощнике судьи Манько А.В.
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Масленниковой И.А.
представителя административных истцов - Котова М.Г., Зырянова Р.В., Мерзлякова Н.В.-Шестакова Льва Валерьевича, действующего на основании доверенностей,
представителя Земского Собрания Пермского муниципального района, Совета депутатов Заболотского сельского поселения, администрации Заболотского сельского поселения Свечникова Кирилла Евгеньевича, действующего на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зырянова Руслана Владимировича, Мерзлякова Николая Вадимовича, Котова Михаила Геньевича к Земскому собранию Пермского муниципального района, главе Пермского муниципального района, Совету депутатов Заболотского сельского поселения, главе Заболотского сельского поселения об оспаривании в части Генерального плана, утвержденного решением Совета депутатов Заболотского сельского поселения от 19 марта 2014 г. № 50 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Заболотское сельское поселение» в части установления двух функциональных зон в отношении земельных участков,
у с т а н о в и л:
Зырянов Р.В., Мерзляков Н.В., Котов М.Г. обратились в суд с административным исковым заявлением к Земскому собранию Пермского муниципального района, главе Пермского муниципального района, Совету Депутатов Заболотского сельского поселения, главе Заболотского сельского поселения о признании недействующей Карты функциональных зон Генерального плана Заболотского сельского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Заболотского сельского поселения от 19 марта 2014 № 50 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования» Заболотское сельское поселение» в части установления двух разных функциональных зон сельскохозяйственного использования: «зона сельскохозяйственных угодий» и «зона объектов сельскохозяйственного производства» в границах земельных участков с кадастровыми номерами: **:3423, **:794, **:793.
В обоснование требований указывают, что Зырянову Р.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером: **:794, Мерзлякову Н.В.- с кадастровым номером: **:793, Котову М.Г. - с кадастровым номером: **:3423, которые расположены в Заболотском сельском поселении Пермского района Пермского края.
Решением Совета Депутатов Заболотского сельского поселения 19 марта 2014 года № 50 утвержден Генеральный план, согласно карте функционального зонирования принадлежащие им земельные участки оказались расположенными (отнесенными) в двух функциональных зонах: «зоне сельскохозяйственных угодий» и «зоне объектов сельскохозяйственного производства».
Полагают, что отнесение земельных участков к нескольким функциональным зонам противоречит требованиям градостроительного законодательства (ст.ст.9, 31,34,36 ГрК РФ), ст.85 Земельного кодекса РФ и влечет нарушение их прав, т.к. создает неопределенность в реализации полномочий собственников по использованию земельных участков.
Административные истцы Котов М.Г., Зырянов Р.В., Мерзляков Н.В. в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Представитель административных истцов - Шестаков Л.В. административный иск поддерживает.
Представитель Земского Собрания Пермского муниципального района, администрации Заболотского сельского поселения, Совета депутатов Заболотского сельского поселения Свечников К.Е. административный иск не признал.
Другие лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом.
Из материалов дела следует, что Зырянову Р.В. на основании государственного акта на право собственности на землю пожизненного наследуемого владения бессрочного пользования землей от 06.04.1992 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером: **:794, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, площадью 8 167 кв.м по адресу: Пермский край, Пермский район, Заболотское сельское поселение, в 3,2 км на северо-восток от д. Горшки, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Мерзляков Н.В. на основании государственного акта на право пользования землей от 21 мая 1992 г. является собственником земельного участка с кадастровым номером: **:793, категория земель: земли сельскохозяйственного назначение, вид разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, общая площадь 10 000 кв.м, адрес объекта: участок находится примерно 3,2 км по направлению на северо-восток от ориентира Пермский край, Пермский район, Заболотской сельское поселение, д. Горшки, расположенного за пределами участка, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
У Котова М.Г. на основании государственного акта на право пользования землей от 6 апреля 1992 г. в собственности находится земельный участок с кадастровым номером: **:3423 категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, общей площадью 10 000 кв.м, адрес объекта: Пермский край, Пермский район, Заболотское сельское поселение, что подтверждается свидетельством о праве собственности.
Согласно карте функциональных зон, карте планируемого размещения объектов местного значения поселения Генерального плана муниципального образования «Заболотское сельское поселение» Пермского муниципального района Пермского края земельный участок с кадастровым номером: **:794 располагается в функциональных зонах: зоне сельскохозяйственных угодий, зоне объектов сельскохозяйственного производства, лесов. Факт расположения земельных участков в указанных функциональных зонах, а также в функциональной зоне лесов земельных участков с кадастровыми номерами **:3423, **:793 подтверждается сведениями, предоставленными по запросу суда Управлением архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района (л.д. 49 том 2)
Из сведений ИСОГД МКУ «Управление стратегического развития Пермского района», выписки из карты градостроительного зонирования ПЗЗ, уведомления Управления Росреестра по Пермскому краю следует, что земельный участок с кадастровым номером **:794, земельный участок с кадастровым номером **:793, земельный участок с кадастровым номером **:3423, расположены в территориальных зонах СХ-1 (зона сельскохозяйственных угодий), СХ-2 (зона объектов сельскохозяйственного производства), предусматривающие разные градостроительные регламенты. Земельные участки с кадастровыми номерами **:793, **:3423 также располагаются в границах территории, где в соответствии с ч. 6 ст.36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также - Закон № 131-ФЗ), в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения, утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты. Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа, а также внесение в него изменений определен статьей 24 Градостроительного кодекса, согласно части 3 которой, подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 указанного Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также предложений заинтересованных лиц.
Представленные суду документы, а именно: постановление от 12.11.2012 г. о проведении публичных слушаний по проекту генерального плана Заболотского сельского поселения, протоколы публичных слушаний, сводное заключение о согласовании проекта генерального плана Правительством Пермского края, подтверждают соблюдение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Генеральный план «Заболотского сельского поселения» утвержден решением Совета депутатов от 19.03.2014 г., т.е. уполномоченным органом, опубликован в Бюллетене правовых актов Заболотского сельского поселения № 3 (76) от 21 марта 2014 г.
Соблюдение процедуры принятия оспариваемого акта административными истцами не оспаривается.
Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить ГрК РФ (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа, схемой планирования муниципального района.
В части 3 статьи 9, частях 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса закреплен принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Из пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Функциональное назначение территорий определяется функциональными зонами, которые устанавливаются документами территориального планирования, в том числе генеральным планом поселения (пункт 5 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 Градостроительного кодекса)
С учетом положений части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ территориальное планирование должно обеспечить выполнение предписаний статьи 85 ЗК РФ и 30 ГрК РФ о недопустимости расположения земельного участка в двух территориальных зонах и создания неопределенности его правового режима.
В данном случае определение функциональных зон на картографическом материале Генерального плана послужило основанием для отнесения земельных участков с кадастровыми номерами **:794, **:793, **:3423 к нескольким территориальным зонам, а именно: к зоне сельскохозяйственных угодий (СХ-1) и зоне объектов сельскохозяйственного производства (СХ-2). Такое градостроительное зонирование признано незаконным решением Пермского краевого суда от 10 августа 2020 г., которым признаны недействующими правила застройки и землепользования Заболотского сельского поселения, утвержденных решением Совета депутатов Заболотского сельского поселения от 28 мая 2014 № 65 (в действующей редакции) в части отнесения земельных участков к двум территориальным зонам.
Таким образом, нахождение земельных участков согласно генеральному плану муниципального образования одновременно в нескольких функциональных зонах не позволяет при установлении территориальных зон соблюсти требование принадлежности земельного участка только к одной территориальной зоне (часть 4 статьи 30 ГрК РФ) и установить единый градостроительный регламент в отношении такого земельного участка, в связи с чем Генеральный план в оспариваемой части не соответствует законодательству большей юридической силы.
То обстоятельство, что подготовлен проект о внесении изменений в генеральный план, на законность требований административных истцов не влияет.
Доводов, влекущих отказ в удовлетворении административного иска, суду не приведено.
Законность нормативного правового акта проверяется в пределах заявленных требований. Представитель административных истцов пояснил, что изменения в административные исковые требования вноситься не будут.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с разъяснениями, содержащимся в абз. 3 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Учитывая, что оспариваемый акт применялся до принятия решения суда и на основании этого акта реализовывались права граждан, он подлежит признанию недействующим в оспариваемой части с момента вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Котова Михаила Геньевича, Зырянова Руслана Владимировича, Мерзлякова Николая Вадимовича удовлетворить.
Признать недействующим Генеральный план Заболотского сельского поселения, утвержденный решением Совета депутатов Заболотского сельского поселения от 19 марта 2014 г. № 50 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Заболотское сельское поселение» в части установления функциональных зон: «зона сельскохозяйственных угодий» и «зона объектов сельскохозяйственного производства» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами **:3423, **:794, **:793 со дня вступления решения суда в законную силу.
В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в официальном печатном издании «Бюллетень муниципального образования «Пермский муниципальный район» и на официальном сайте Земского Собрания Пермского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционной суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 14.10.2020 г.
Судья