№12(1)-133/2021
РЕШЕНИЕ
г.Бузулук 05 июля 2021г.
Судья Бузулукского районного суда Оренбургской области Дегтярева И.В.,
при секретаре Тарасовой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Сенютиной Г.А. на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка <данные изъяты> мирового судьи судебного участка <данные изъяты> от ** ** **** в отношении Сенютиной Г.А., привлеченной к административной ответственности по ч.1 ст.7.19 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка <данные изъяты> мирового судьи судебного участка <данные изъяты> от ** ** **** Сенютина Г.А. привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.7.19 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением Сенютина Г.А. обратилась с жалобой, в которой указала, что вышеуказанное постановление принято на основании ограниченного количества документов, без изучения материалов в полном объеме и в отсутствии ее, нарушив право на защиту.
Сенютина Г.А. в судебное заседание не явилась, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещалась надлежащим образом - телефонограммой.
Проверив дело в полном объеме на основании имеющихся материалов и доказательств, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ, при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Ответственность по ч.1 ст.7.19 КоАП РФ наступает за самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Объективная сторона правонарушения выражается в самовольном подключении к энергетическим сетям и в безучетном использовании электрической энергии, то есть в отсоединении счетчиков и других контрольных измерительных приборов, определяющих количество потребленной энергии, в изменении показателей контрольно-измерительных приборов.
Состав формальный - правонарушение является оконченным с момента подключения к энергетическим сетям или с момента начала неконтролируемого использования электрической энергии. Размер фактически причиненного ущерба для определения наличия административного правонарушения значения не имеет.
По смыслу закона под самовольным использованием электрической энергии понимается ее использование без разрешения энергоснабжающей организации и (или) с нарушением правил, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п.4.7 Правил учета электрической энергии от 24.10.1996г. № 1182 перестановка, замена, а также изменение схем включения средств учета производится с согласия энергоснабжающей организации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012г. №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения № 442).
Согласно ч.2 ст.539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В ст.543 ГК РФ предусматривается право энергоснабжающей организации проверять показания, правильность работы и правильность подключения прибора учета.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ч.1 ст.544 ГК РФ).
В силу ч.1 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно п.3.5 Правил учета электрической энергии, утвержденных Минтопэнерго России 19.09.1996г. и Минстроем России 26.09.1996г., средства учета электрической энергии и контроля ее качества должны быть защищены от несанкционированного доступа для исключения возможности искажения результатов измерений.
В соответствии с п.2 Основных положений функционировании розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012г. № 442, «безучетное потребление» - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).
В постановлении Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.
Исходя из п.192 указанных Основных положений по факту выявленного безучётного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтённом потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передаётся в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучётное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.
Согласно абз.13 п.2 указанных Основных положений под бездоговорным потреблением электрической энергии понимается самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.
В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергоресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Это требование распространяется на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения.
Как следует из материалов дела, ** ** **** выявлен факт несанкционированного вмешательство Сенютиной Г.А. в работу прибора учета, а именно самовольное замена прибора учета электроэнергии, в домовладении расположенном по адресу: <адрес>, о чем был составлен Акт № от ** ** ****
Указанные обстоятельства подтверждаются и другими собранными по делу доказательствами:
- заявлением Бузулукского РЭС от ** ** ****
- копией акта № от ** ** **** о выявлении несанкционированного подключения электроэнергии/вмешательства в работу прибора учета физическим лицом, согласно которому по адресу: <адрес> выявлено: самовольная замена прибора учета электроэнергии, произведена замена ПУ;
- письменными объяснениями Сенютиной Г.А. от ** ** ****г. из которых следует, что о замене прибора учета в электроснабжающую организацию она не сообщала.
По данному факту в отношении Сенютиной Г.А. был составлен протокол об административном правонарушении № от ** ** **** который соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Лицу, привлекаемому к административной ответственности Сенютиной Г.А. были разъяснены права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ и ст.51 Конституции Российской Федерации, о чем в протоколе имеется её подпись.
Согласно требованиям ст.ст.26.2, 26.11 КоАП РФ судья, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. При этом никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В ходе рассмотрения дела мировым судьей установлено, что Сенютина Г.А. данные требования нарушила, о чем свидетельствуют выше исследованные по делу доказательства.
Представленные доказательства мировым судьей признаны достоверными, относимыми и допустимыми, поскольку они согласуются и дополняют друг друга, содержат сведения об обстоятельствах совершения установленного мировым судьёй административного правонарушения, предусмотренного ст.7.19 КоАП РФ о наличии вины Сенютиной Г.А. в его совершении, а также иных обстоятельствах, имеющих значение для разрешения дела, получены в соответствии с требованиями процессуального законодательства.
Таким образом, мировой судья пришел к правильному выводу, о том, что вина Сенютиной Г.А. нашла своё подтверждение в ходе судебного разбирательства и подтверждается совокупностью исследованных доказательств.
Совершенное Сенютиной Г.А. административное правонарушение было правильно квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы Сенютиной Г.А. о том, что постановление принято на основании ограниченного количества документов, в материалах дела представлено обратное: каждое из доказательств, на основании которых установлена виновность Сенютиной Г.А., получено уполномоченным на то должностным лицом, в рамках выполнения им своих должностных обязанностей, содержат сведения, необходимые для правильного разрешения дела, согласуются между собой и с фактическими обстоятельствами дела, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ. Оснований для признания процессуальных документов, составленных по делу, и документов по делу недопустимыми доказательствами не имеется, их достаточно для вынесения постановления.
Довод Сенютиной Г.А. о том, что мировой судья рассмотрел дело в ее отсутствии, не ставит под сомнение законность вынесенного постановления.
В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №5 от 24.03.2005г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусматривает, в целях соблюдения установленных ст. 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Из материалов дела следует, СМС-извещение о месте, времени рассмотрения дела направлено мировым судом в адрес Сенютиной Г.А. ** ** ****
Текст СМС-извещения отправлен на номер телефона № указанного в протоколе об административном правонарушении, записанного со слов Сенютиной Г.А. Согласие ее при помощи СМС-уведомления о судебных заседаниях по административному делу зафиксировано в расписке, находящейся в материалах деда.
При указанных обстоятельствах, рассмотрение дела по существу в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности Сенютиной Г.А., не препятствовало мировому судье для полного, всестороннего, объективного выяснения обстоятельств дела и разрешению его в соответствие с законом.
Довод заявителя жалобы Сенютиной Г.А. о несоблюдении должностным лицом срока составления протокола об административном правонарушении подлежит отклонению, поскольку само по себе нарушение требования о немедленном составлении протокола об административном правонарушении, содержащегося в части 1 статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может являться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности. Срок составления протокола, установленный КоАП РФ, не является пресекательным. Нарушение срока составления протокола об административном правонарушении не исключает производства по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичная позиция изложена в абзаце 3 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005г. №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
В рассматриваемом случае срок привлечения Сенютиной Г.А. к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.
К доводу Сенютиной Г.А. о том, что с ** ** **** были не рабочими днями и ее не участие в рассмотрении дела лишило право на защиту, суд относится критически, в связи со следующим.
В целях сохранения тенденции сокращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), укрепления здоровья граждан Российской Федерации и в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации, Указом Президента РФ от 23.04.2021г. №242 "Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 г." - с ** ** **** включительно установлены нерабочие дни.
п.2 данного Указа, постановляет органам публичной власти, иным органам и организациям определить количество служащих и работников, обеспечивающих с ** ** **** включительно функционирование этих органов и организаций.
На основании Письма Управления Судебного департамента в Оренбургской области от ** ** **** в Бузулукском районном суде Оренбургской области в период с ** ** **** включительно, в целях обеспечения функционирования суда в режиме обычного рабочего дня, обеспечено необходимое количество судей и аппарата суда.
Положения Указа Губернатора Оренбургской области от 17 марта 2020 года № 112-ук «О мерах по противодействию распространению в Оренбургской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», в редакции по состоянию на 30 апреля 2021 года, также не предусматривали ограничений, которые бы не позволили индивидуальному предпринимателю прибыть на рассмотрение дела в суд общей юрисдикции или мировой суд.
Принимая во внимание, что участие сторон при рассмотрении дела об административном правонарушении не является обязательным, Сенютина Г.А. была надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представила, в связи с чем, мировой судья счел возможным рассмотреть дело по существу без участия не явившегося лица, что согласуется с требованиями ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ.
Заявитель Сенютина Г.А. не представила доказательств того, что действуя разумно и добросовестно, она столкнулась с обстоятельствами, объективно препятствующими прибыть на рассмотрение дела к мировому судье.
При таких обстоятельствах оснований судить о нарушении права Сенютиной Г.А. на защиту не имеется.
Административное наказание назначено Сенютиной Г.А. в пределах санкции части 1 статьи 7.19 КоАП РФ, с учетом положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1-30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка <данные изъяты> мирового судьи судебного участка <данные изъяты> в отношении Сенютиной Г.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.19 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу Сенютиной Г.А. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу после оглашения и может быть обжаловано в порядке надзора в Шестой кассационный суд общей юрисдикции г.Самары.
Судья Дегтярева И.В.