Дело №2а-839/2019
УИД 91RS0021-01-2019-001116-07
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 октября 2019 года г. Судак
Судакский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Иванова М.Г.,
при секретаре – Игнатюк А.С.,
с участием:
представителя административного истца – Щукиной А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Османова Мустафы Сулеймановича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Судакского городского отдела Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Алиевой Эльзаре Соиновне, заинтересованное лицо – администрация города Судака Республики Крым о признании незаконным уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета от 25 июля 2019 года №90/01/2019-99968 и взыскании судебных расходов, -
УСТАНОВИЛ:
Османов М.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Судакского городского отдела Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Алиевой Э.С. о признании незаконным уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета от 25 июля 2019 года №90/01/2019-99968 и взыскании судебных расходов.
Определением суда от 03 октября 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация города Судака Республики Крым.
Административные исковые требования мотивированы тем, что Османов М.С. является собственником жилого дома, общей площадью 47,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Для оформления земельного участка, находящегося в фактическом пользовании и необходимого для обслуживания названного домовладения, административный истец заказал изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, однако администрация города Судака отказала в утверждении данной схемы, поскольку размер земельного участка не соответствует установленным предельным размерам. Решением суда от 22 ноября 2019 года отказ администрации города Судака Республики Крым признан незаконным. 21 марта 2019 года постановлением администрации города Судака утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовано предоставление земельного участка Османову М.С.
Административным истцом был подготовлен межевой план земельного участка и направлен 16 июля 2019 года в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственном кадастровом учете и регистрации права на недвижимое имущество.
Уведомлением о приостановлении государственного кадастрового учета от 25 июля 2019 года №90/01/2019-99968 приостановлено рассмотрение заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества в отношении объекта – земельный участок, площадью 437 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Данное уведомление о приостановлении государственной регистрации административный истец считает незаконным и необоснованным, в связи с чем обратился в суд за защитой своих законных прав и интересов.
Административный истец Османов М.С., будучи надлежащим образом уведомленным о дате, времени и месте рассмотрения дела, в зал судебного заседания не явился, обеспечил явку в суд своего представителя.
Административный ответчик – государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Алиева Э.С., будучи надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения дела, в зал судебного заседания не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.
Представитель административного ответчика – Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, будучи надлежащим образом уведомленным о дате, времени и месте рассмотрения дела, в зал судебного заседания не явился, направил возражения на административный иск, в которых просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица – администрации города Судака Республики Крым Чалашева Э.Т. в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения дела, направила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, руководствуясь положениями ст. 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Представитель административного истца по доверенности Щукина А.В. в судебном заседании административный иск поддержала по основаниям в нем изложенным, просила удовлетворить административные исковые требования в полном объеме.
Суд, выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
Как установлено в судебном заседании и следует из решения Судакского городского суда от 22 ноября 2018 года, вступившего в законную силу 26 декабря 2018 года, административные исковые требования Османова Мустафы Сулеймановича к Администрации города Судака Республики Крым, заинтересованные лица – Федеральное государственное унитарное предприятие «Производственно – аграрное объединение «Массандра», Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, о признании незаконным отказа Администрации города Судака в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и обязании ее утвердить – удовлетворены частично, отказ Администрации города Судака Республики Крым в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 437 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, признан незаконным; Администрацию города Судака Республики Крым обязали повторно рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 437 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
В названном решении судом установлено, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 437 кв.м. подтверждает соответствие описания местоположения границ земельного участка, подготовленного Османовым М.С. местоположению границ земельного участка, фактически им используемого. В иных границах земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, сформировать не представляется возможным.
Тот факт, что площадь земельного участка не соответствует предельному минимальному размеру земельных участков, установленному пунктом 2 ст. 19 Закона Республики Крым "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" от 15 января 2015 года №66 - ЗРК, не может служить достаточным основанием для отказа, поскольку носит формальный характер, так как по существу земельный участок не является вновь образуемым, поскольку земельный участок испрашиваемый административными истцами для передачи им в собственность был образован до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации и Закона Республики Крым "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" от 15 января 2015 года №66 – ЗРК, и как следствие его площадь в размере 437 кв.м. не может являться препятствием для утверждения схемы его расположения на кадастровом плане территории (л.д.5-7).
На основании ч.2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Постановлением администрации города Судака Республики Крым №325 от 21 марта 2019 года утверждена представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для использования в целях индивидуального жилищного строительства площадью 437 кв.м., расположенного в кадастровом №, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым; земельному участку площадью 437 кв.м., присвоен адрес: Российская Федерация, <адрес>; предварительно согласовать предоставление бесплатно в собственность, для индивидуального жилищного строительства Османову М.С. названного земельного участка; земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов, установлен вид разрешенного использования земельного участка – для индивидуального жилищного строительства, код 2.1; Османову М.С. предоставлено право на обращение без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, а также с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым на данный земельный участок (л.д.8).
15 мая 2019 года кадастровым инженером Петровой Э.Л. подготовлен межевой план с использованием кадастрового плана территории кадастрового № №90/ИСХ/2018-1413345 от 18 декабря 2018 года, выданный Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, а также постановления администрации города Судака Республики Крым №325 от 31 марта 2019 года.
16 июля 2019 года Османов М.С. обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, представив постановление администрации города Судака №325 от 21 марта 2019 года, схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденную названным постановлением, межевой план.
Своим уведомлением государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Алиева Э.С. от 25 июля 2019 года №90/01/2019-99968 приостановлено осуществление государственного кадастрового учета земельного участка и регистрации права.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужило то, что размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков. В качестве второго основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета указано несоответствие межевого плана п.31 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке".
Вместе с тем, при разрешении административных исковых требований суд обращает внимание на следующее.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ч.1 ст.26 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:
7) форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;
28) размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков;
Как следует из материалов дела, должностным лицом Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым осуществление государственного кадастрового учёта приостановлено и установлен срок для устранения причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
Суд не может согласиться с законностью основания принятия оспариваемого уведомления.
Согласно статье 12 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Крым от 11.08.2014г. № 264 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации», документом подтверждающим наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации является решение о передаче (предоставлении) земельного участка в собственность (пользование, в том числе аренду) (п.15 Приложения к Постановлению СМ РК от 11.08.2014г.).
Согласно ст. 2 п.1 Закона Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» от 31.07.2014г. №38-ЗРК право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется.
Части 1, 2 и 8 ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу частей 1, 2 и 5 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Статьей 6, статьей 26 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Судак Республики Крым установлен предельный размер земельного участка, который в городской местности составляет от 500 кв.м. до 800 кв.м.
При этом суд учитывает, что в соответствии с ч. 4 ст. 85 ЗК РФ земельные участки, не соответствующие градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В судебном заседании установлено, Османову М.С. принадлежит право собственности на жилой дом, общей площадью 47,7 кв.м., кадастровый №, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес>.
Как уже было установлено судом в решении от 22 ноября 2018 года по административному делу №2а-710/2018 факт несоответствия площади земельного участка предельному минимальному размеру земельных участков, установленному пунктом 2 ст. 19 Закона Республики Крым "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" от 15 января 2015 года №66 - ЗРК, не может служить достаточным основанием для отказа, поскольку носит формальный характер.
Названный земельный участок не является вновь образуемым, поскольку был образован до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации и Закона Республики Крым "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" от 15 января 2015 года №66 – ЗРК, в связи с чем его площадь в размере 437 кв.м. не может являться основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.
Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 утверждены формы и состава сведений межевого плана, требования к его подготовке.
В пункте 31 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 установлено, что в реквизит "1" раздела "Исходные данные" включаются сведения о документах, на основании которых подготовлен межевой план, а также о документах, использованных при подготовке межевого плана (наименование и реквизиты таких документов). Первыми включаются сведения о документах, содержащих сведения ЕГРН.
В отношении использованных при подготовке межевого плана сведений о геодезической основе для пунктов государственной геодезической сети и пунктов опорной межевой сети указываются наименование и реквизиты документа о предоставлении данных, находящихся в федеральном картографо-геодезическом фонде.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля кадастровый инженер Петрова Э.Л. показала, что при изготовлении межевого плана ею использовались сведения, представленные Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, а также постановление администрации города Судака Республики Крым об утверждении схемы расположения земельного участка, какие-либо другие документы ею при изготовлении межевого плана не использовались. При этом позднее Петровой Э.Л. был изготовлен межевой план с использованием данных, находящихся в федеральном картографо-геодезическом фонде. Указание на наименование и реквизиты документа о предоставлении данных, находящихся в федеральном картографо-геодезическом фонде, не является обязательным требованием к межевому плану.
Суд принимает показания свидетеля Петровой Э.Л. во внимание, считает их правдивыми, последовательными, логичными, которые в своей совокупности с приведенными доказательствами, объективно подтверждаются исследованными материалами дела.
Суд, тщательно исследовав межевой план, считает его соответствующим требованиям закона, при изготовлении межевого плана данных, находящиеся в федеральном картографо-геодезическом фонде, не использовались.
При изложенных обстоятельствах уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета от 25 июля 2019 года №90/01/2019-99968 нельзя признать законным.
Основываясь на установленных в судебном заседании обстоятельствах и исследованных в судебном заседании доказательствах с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности в совокупности с отсутствием бесспорных доказательств, подтверждающих требования административного истца, оценив все представленные суду доказательства по делу всесторонне, полно и объективно, учитывая требования действующего процессуального законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Статьей 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении в суд общей юрисдикции плательщики уплачивают государственную пошлину в срок до подачи административного искового заявления.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым взыскать с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу Османова М.С. в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Османова Мустафы Сулеймановича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Судакского городского отдела Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Алиевой Эльзаре Соиновне, заинтересованное лицо – администрация города Судака Республики Крым о признании незаконным уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета от 25 июля 2019 года №90/01/2019-99968 и взыскании судебных расходов – удовлетворить.
Признать незаконными уведомление Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о приостановлении государственной регистрации от 25 июля 2019 года №90/01/2019-99968.
Взыскать с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, в пользу Османова Мустафы Сулеймановича.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Судакский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 01 ноября 2019 года.
Председательствующий – судья М.Г. Иванов