Дело № 12-24/2016г.
РЕШЕНИЕ
03 октября 2016 года с.Усть-Цильма
Усть-Цилемский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Тюриной Л.В.,
при секретаре Ермолиной Г.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора МКУ «ДРСУ» Овчинникова В.Н. на постановление заместителя главного государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Усть-Цилемского района от 29 августа 2016г. № 2-Цил-гк, которым он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Усть-Цилемского района № 2-Цил-гк от 29 августа 2016г. директор МКУ «ДРСУ» Овчинников В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, директор МКУ «ДРСУ» Овчинников В.Н. обратился в суд с жалобой, так как считает вынесенное постановление незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.
В обоснование указанной жалобы пояснил, что деятельность по вывозу общераспространенных полезных ископаемых для удовлетворения собственных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не является лицензируемой и осуществляется без получения лицензии на добычу общераспространенных полезных ископаемых. Вывоз грунта предусмотрен Техническим проектом «Планировка изрытого земельного участка под малоэтажный жилой комплекс по ул.Западной в СП «Усть-Цильма» МО МР «Усть-Цилемский» Республики Коми», для реализации которого МКУ «ДРСУ» передан земельный участок по договору безвозмездного пользования.
В судебном заседании заявитель Овчинников В.Н. на доводах жалобы настаивает.
Представитель заявителя по доверенности ФИО3 доводы жалобы поддержал и пояснил, что администрация МО МР Усть-Цилемский» является учредителем МКУ «ДРСУ». Земля муниципалитета передана в МКУ «ДРСУ» по договору безвозмездного срочного пользования. Вывоз песчано-гравийной смеси производился для собственных нужд на отсыпку уличной сети. Лицензия на вывоз песчано-гравийной смеси не требуется.
Представитель административного органа ФИО1 с жалобой не согласен. Считает, что постановление вынесено законно и обоснованно.
Заслушав мнение административного органа, заявителя, и его представителя, исследовав материалы дела по жалобе, материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В силу ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 28.2 и 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях эти обстоятельства должны быть отражены в протоколе об административном правонарушении и постановлении о назначении административного наказания.
Согласно ч.1 ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами санкция статьи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Основанием для привлечения директора МКУ «ДРСУ» Овчинникова В.Н. к административной ответственности по ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30000 руб. явилось осуществление добычи песчано-гравийной смеси для отсыпки уличной сети без лицензии на право пользование недрами.
Как следует из протокола от 11 августа 2016г. об административном правонарушении, 09 августа в 11.50 по адресу: с.Усть-Цильма в 100м северо-восточнее дома № 6, расположенного по ул.Октябрьская, с помощью автомобильной техники, а именно фронтального погрузчика и автомашины МАЗ, директор МКУ «ДРСУ» Овчинников В.Н. осуществлял добычу общераспространенных полезных ископаемых песчано-гравийной смеси с последующим вывозом для ремонта автомобильных дорог с.Усть-Цильма без соответствующей лицензии. В указанный период вывезено около 45 тонн песчано-гравийной смеси.
В протоколе Овчинников В.Н., указал, что работа организации осуществляется на основании технического проекта. Деятельность по вывозу общераспространенных полезных ископаемых для удовлетворения собственных нужд лицензируемым видом деятельности не является.
В ходе осмотра и обследования территории, проведенного 09 августа 2016г. по адресу: с.Усть-Цильма в 100м северо-восточнее дома № 6, расположенного по ул.Октябрьская, по факту добычи песчано-гравийной смеси установлено, что участок местности представляет собой разработанный карьер размерами примерно 300х180 м с изъятым грунтом, состоящим из песчано-гравийной смеси на глубину от 3 до 7 м. На период осмотра в карьере находится погрузчик желтого цвета, государственный регистрационный знак 3674 КХ 11, автомобиль МАЗ государственный регистрационный знак 07184Р11, кабина белого цвета, грузоподъемностью 20т. В 10-12м от погрузчика на юго-запад имеются следы свежего изъятия песчано-гравийной смеси со следами от колеи погрузчика. Разработка площадью около 70 кв.м. Также имеются следы подъезда грузового автомобиля.
В ходе осмотра проводилось фотографирование.
Правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр содержатся в Законе Российской Федерации от 21 февраля 1992г. № 2395-1 «О недрах».
Виды пользования недрами перечислены в ст. 6 Закона РФ «О недрах».
Согласно ст.11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В силу ст. 2.3, п. 6.1, 6.2 ст.3 Закона РФ «О недрах» к общераспространенным полезным ископаемым относятся полезные ископаемые, включенные в региональные и местные перечни общераспространенных полезных ископаемых, определенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом.
Согласно Перечню общераспространенных полезных ископаемых по Республике Коми, утвержденному совместным распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации № 7-р, Правительства Республике Коми от 28 февраля 2007г. № 343-р, песчано-гравийная смесь является, следовательно, её добыча должна осуществляться на основании специального разрешения-лицензии.
Вместе с тем, как предусмотрено ст. 19 Закона РФ «О недрах» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При этом под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельностью нужд.
Таким образом, для привлечения директора МКУ «ДРСУ» Овчинникова В.Н. к административной ответственности за осуществление добычи песчано-гравийной смеси без лицензии на право пользование недрами необходимо выяснение следующих обстоятельств: могут ли его действия расцениваться как добыча либо пользование полезными ископаемыми, либо использование производится для собственных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; является ли добываемое вещество общераспространенным полезным ископаемым, в данном случае песчано-гравийной смесью, пользование которой требует специального разрешения.
Указанные обстоятельства в силу ч.1 ст.26.2 КоАП РФ должны быть подтверждены соответствующими доказательствами, и согласно ст. 28.2, 29.10 КоАП РФ отражены в протоколе об административном правонарушении и постановлении о назначении административного наказания.
Как следует из постановления о назначении административного наказания от 29 августа 2016г. № 2-Цил-гк, при назначении наказания учтены протокол об административном правонарушении от 11 августа 2016г., заявление ФИО2 объяснения свидетелей, протокол осмотра места происшествия, фототаблица, договор безвозмездного срочного пользования от 01 июня 2016г., акт приема-передачи земельного участка.
Вместе с тем, вышеуказанные материалы не содержат необходимых сведений позволяющих охарактеризовать используемый материал как песчано-гравийную смесь, которым может быть заключение эксперта либо специалиста обладающего специальными познаниями в данной области науки. Показания лиц, отраженные в протоколе, не могут являться надлежащим доказательством, поскольку данные лица не обладают специальными познаниями, их пояснения о погрузке песчано-гравийной смеси носят предположительный характер.
Кроме того, отсутствуют доказательства, подтверждающие ведение директором МКУ «ДРСУ» деятельности, связанной с пользованием участка недр. Сама по себе перевозка песчано-гравийной смеси в ином месте пользованием недрами не является.
Фотоматериалы также не являются доказательствами добычи песчано-гравийной смеси, поскольку их содержание не позволяет определить какие-либо идентифицирующие признаки, по которым на основании фотоснимков можно было бы однозначно установить факт добычи песчано-гравийной смеси, а также местность, запечатленную на данных фотоснимках.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что директор МКУ «ДРСУ» Овчинников В.Н. осуществлял добычу полезных ископаемых, а именно песчано-гравийной смеси без лицензии на право пользования недрами.
Административным органом не представлено доказательств того, что директор МКУ «ДРСУ» Овчинников В.Н. осуществил вывоз именно песчано-гравийной смеси в количестве около 45 тонн, а также то, что добыча песчано-гравийной смеси использовалась не для собственных нужд.
Поскольку материалами дела не подтверждена виновность лица в совершении вменяемого ему административного правонарушения, следовательно, документально не подтвержден состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.7.3 КоАП РФ.
В соответствии с ч.3 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении от 29 августа 2016г. № 2-Цил-гк, вынесенное заместителем главного государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Усть-Цилемского района о признании директора МКУ «ДРСУ» Овчинникова В.Н. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 30000 руб., подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению, в связи с отсутствием состава правонарушения.
Руководствуясь ст.ст.30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
постановление от 29 августа 2016г. № 2-Цил-гк, вынесенное заместителем главного государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Усть-Цилемского района о признании директора МКУ «ДРСУ» Овчинникова В.Н. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ отменить, а производство по делу об административном правонарушении, прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней с момента получения решения суда.
Судья Л.В.Тюрина