Дело № 2-5910/2023
УИД №78RS0015-01-2020-005343-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 июня 2023 года Санкт-Петербург
Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Яковчук О.Н.
при секретаре Криворучко Е.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Соловьёвой О.А. к администрации Невского района Санкт-Петербурга, должностным лицам администрации Невского района Санкт-Петербурга Гульчуку А.В., Фощану А.В., Дмитриевой Е.С., Новожиловой И.С., Спиридоновой Н.Г. о признании незаконным отказа в предоставлении социальной помощи, обязании предоставить социальную помощь, признании незаконными действий должностных лиц,
УСТАНОВИЛ:
Соловьева О.А. обратилась с иском к администрации Невского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения администрации Невского района Санкт-Петербурга, оформленного протоколом заседания комиссии по предоставлению государственной социальной помощи и государственной социальной помощи на основании социального контракта в Невском районе Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении государственной социальной помощи, обязании ответчика предоставить ей государственную социальную помощь в размере, установленном законодательством Российской Федерации, по заявлению № от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 5-10).
Также Соловьева О.А. обратилась в суд с иском к администрации Невского района Санкт-Петербурга, должностным лицам администрации Невского района Санкт-Петербурга Гульчуку А.В., Фощану А.В., Дмитриевой Е.С., Новожиловой И.С., Спиридоновой Н.Г. о признании незаконным решения администрации Невского района Санкт-Петербурга, оформленного протоколом заседания комиссии по предоставлению государственной социальной помощи и государственной социальной помощи на основании социального контракта в Невском районе Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ №, об отказе в предоставлении государственной социальной помощи, признании незаконными действий должностных лиц администрации Невского района Санкт-Петербурга, выразившихся: в неправильном расчете прожиточного минимума семьи истца, а именно: принятии в отношении безработного гражданина в расчет прожиточного минимума для пенсионера вместо прожиточного минимума для трудоспособного гражданина, в требовании от студентов очной формы обучения, получающих доход от образовательной деятельности в виде стипендии, предоставления справок о доходах от трудовой деятельности в отсутствие места работы, в отказе в предоставлении государственной социальной помощи по причине того, что образовательная деятельность, приносящая доход в виде стипендии, не является иной приносящей доход деятельностью; в отказе в предоставлении государственной социальной помощи семье, в которой есть неработающие студенты, занимающиеся образовательной деятельностью по очной форме обучения, с указанием на то, что такие студенты не имеют право на государственную социальную помощь в отсутствие доходов от трудовой деятельности (том 1 л.д. 129-132).
В обоснование исковых требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию Невского района с заявлением о социальной помощи, ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в предоставлении подобной помощи, основанием для отказа послужило: превышение среднедушевого дохода семьи прожиточного минимума, ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с жалобой к главе администрации Невского района Гульчуку А.В., ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении жалобы было отказано, из ответа на жалобу следует, что студенты, обучающиеся по очной форме обучения и получающие стипендию не имеют права на предоставление государственной социальной помощи. Ответчик неправомерно отнёс её к нетрудоспособной категории граждан, неправильно применил социальные нормы, определив, что её совершеннолетние дочери не имели дохода, в то время как они получали доход в виде стипендии (том 2 л.д. 27-29, 76-79, том 3 л.д. 51-52, 155-163, том 4 л.д. 25-27).
При принятии обоих исковых заявлений, суд пришел к выводу, что они должны быть приняты по правилам искового производства, назначив подготовку по делам в соответствии с положениями ГПК РФ.
Определением Невского районного суда Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ указанные гражданские дела объединены в одно производство (том 1 л.д. 217).
Определением Невского районного суда Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление Соловьевой О.А. к администрации Невского района Санкт-Петербурга в части требований о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, признании незаконным действий ответчика, выразившихся в неправильном расчете прожиточного минимума семьи заявителя, признании незаконными действий ответчика, выразившихся в требовании от студентов очной формы обучения, получающих доход в виде стипендии, предоставить справки о доходах, признании действий ответчика об отказе предоставить государственную социальную помощь, оставлено без рассмотрения (том 1 л.д. 211-213).
Определением судьи Невского районного суда Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ исправлена описка, допущенная в резолютивной части определения Невского районного суда Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ об оставлении иска без рассмотрения (том 1 л.д. 219-220).
Апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ определение судьи Невского районного суда Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ отменено (том 3 л.д. 67-70).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Невского районного суда Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ об оставлении искового заявления без рассмотрения отменено (том 3 л.д. 77-81).
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ с учетом определения об исправлении описки в решении от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований отказано (том 2 л.д. 34-47, том 3 л.д. 26-27, 138-153).
Определением судебной коллегии по гражданским делам третьего кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции (том 3 л.д. 199-206).
<данные изъяты>.
<данные изъяты>
Ответчики - должностные лица администрации Невского района Санкт-Петербурга Гульчук А.В., Фощан А.В., Дмитриева Е.С., Новожилова И.С., Спиридонова Н.Г., представитель третьего лица - Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга в суд не явились, о времени и месте проведения судебного заседания уведомлялись надлежащим образом, представтель третьего лица просил рассмотреть дело в его отсутствие (том 4 л.д. 2), остальные участники процесса каких либо ходатайств, заявлений в суд не направили, уважительных причин неявки не предоставили, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие должностных лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Из отзыва представителя Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга следует, что расчет прожиточного минимума семьи истца произведен ответчиком верно, оснований для удовлетворения заявления истца не имелось, исковые требования удовлетворению не подлежат (том 2 л.д. 22-26).
Выслушав в судебном заседании доводы и возражения сторон, суд, оценив обстоятельства дела по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, учитывая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, в совокупности с объяснениями сторон, приходит к следующему.
Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Таким образом, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения, устанавливая дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, а также условия и порядок их предоставления.
С целью реализации прав граждан по обеспечению мер социальной поддержки, на территории Санкт-Петербурга действует Закон Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года №728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга».
В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истец через многофункциональный центр Невского района Санкт-Петербурга обратилась к ответчику с заявлением об оказании государственной социальной помощи в виде социального пособия (том 1 л.д. 23, 39-52, 140, 171-173, 192-196).
<данные изъяты>
Истец и члены ее семьи зарегистрированы и проживают в трехкомнатной квартире, площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> (том 1 л.д. 64-65, 187).
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Согласно справке СПБ ГАУ «Центр занятости населения Санкт-Петербурга» г. истцу Соловьевой О.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как безработному лицу, было выплачено пособие по безработице в размере 4559,39 руб. (том 1 л.д. 89-93, 175 оборот, 183 оборот-185).
По сведениям агентства занятости населения Невского района Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ Соловьева О.А, состоит на учете в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. В связи с отсутствием подходящих вакансий по состоянию здоровья и сложной эпидемиологической обстановкой Соловьевой О.А. не выдавались направления для трудоустройства, фактов отказа в трудоустройстве не было (том 2 л.д. 19).
<данные изъяты>
Согласно расчету, представленному ответчиком доход семьи истца за три месяца, предшествующих месяцу подачи заявления составил <данные изъяты> руб., среднедушевой доход семьи составил <данные изъяты> руб. (том 1 л.д. 102-103, 184 оборот).
Решением администрации Невского района Санкт-Петербурга, оформленным протоколом заседания комиссии по предоставлению государственной социальной помощи и государственной социальной помощи на основании социального контракта в <адрес> Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № истцу Соловьевой О.А. и членам ее семьи (всего 6 человек) было отказано в предоставлении государственной социальной помощи по основаниям, предусмотренным главой 33-2 Социального кодекса, а именно: среднедушевой доход семьи превышает величину прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге в расчетный период (ноябрь, декабрь 2019 г., январь 2020 г.) (том 1 л.д. 164-168).
ДД.ММ.ГГГГ истцу был направлен ответ на заявление № от ДД.ММ.ГГГГ за подписью заместителя главы администрации Невского района Санкт-Петербурга Фощана А.В. с разъяснениями оснований отказа в предоставлении социальной помощи и разъяснениями порядка обжалования решения об отказе (том 1 л.д. 24-25, 37-38, 141, 163).
ДД.ММ.ГГГГ истец направила жалобу главе администрации Невского района Санкт-Петербурга в которой просила пересмотреть решение об отказе в предоставлении государственной социальной помощи от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 16-19, 28-30, 135-137, 144-145), ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца направлен ответ за подписью заместителя главы администрации Невского района Спиридоновой Н.Г. в котором ей разъяснялись основания для отказа в предоставлении помощи и порядок обжалования решения в суде, в удовлетворении жалобы было отказано (том 1 л.д. 20-22, 138-139).
Семье истца предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (том 4 л.д. 28).
Предоставление государственной социальной помощи предусмотрено положениями Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Порядком предоставления государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.06.2012 № 595, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 №512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи».
В соответствии со ст. 7 ФЗ «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» (далее Перечень).
Согласно Перечню при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам) или одиноко проживающему гражданину, к которым относятся доходы от реализации и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, дач, гаражей), транспортных и иных механических средств, средств переработки и хранения продуктов (подпункт "е" п. 1), денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями (подпункт "ж" п. 1).
Расчет среднедушевого дохода семьи производится исходя из сумм доходов членов семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.
Право на получение государственной социальной помощи обусловлено наличием у заявителя одновременно нескольких условий: заявитель должен быть малоимущим, заявитель должен подтвердить невозможность получения дохода в большем размере по независящим от него обстоятельствам, все эти события должны иметь место три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.
В соответствии с ч. 1 ст. 117.5 Закона Санкт-Петербурга от 09.11.2011 №728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга», размер государственной социальной помощи и размер государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде социального пособия определяются как разница между суммой величин прожиточных минимумов на дату обращения и общим доходом членов малоимущей семьи или как разница между величиной прожиточного минимума на дату обращения и доходом малоимущего одиноко проживающего гражданина.
В целях реализации главы 33-2 Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.06.2012 № 595 утвержден Порядок предоставления государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге, который регулирует порядок предоставления государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 Порядка, он разработан в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О государственной социальной помощи», с Федеральным законом 24.10.1997 №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», Федеральным законом 05.04.2003 №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», Законом Санкт-Петербурга от 09.11.2011№ 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» и определяет правила и условия предоставления государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в виде социального пособия; государственная социальная помощь предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, имеющим место жительства или место пребывания в Санкт-Петербурге.
Пунктом 2 этого же постановления Правительства Санкт-Петербурга установлено, что администрации районов Санкт-Петербурга являются уполномоченными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющими расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина, семьи с детьми, имеющей в своем составе неработающих трудоспособных членов семьи, для признания их малоимущими и предоставления им государственной социальной помощи и государственной социальной помощи на основании социального контракта в Санкт-Петербурге, проведение дополнительной проверки (комиссионного обследования) сведений, представленных для предоставления государственной социальной помощи и государственной социальной помощи на основании социального контракта в Санкт-Петербурге.
Пунктом 2.1 Порядка предусмотрено, что государственная социальная помощь предоставляется на основании заявления гражданина, которое он подает от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи в администрацию района Санкт-Петербурга по месту жительства или месту пребывания по форме, утвержденной Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга, и документов, необходимых для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи, в соответствии с приложением к настоящему Порядку.
Согласно пункту 2.4 Порядка, заявитель несет ответственность за достоверность и полноту представленных сведений, являющихся основанием для назначения государственной социальной помощи.
Пунктами 2.13, 2.14 Порядка установлено, что государственная социальная помощь предоставляется с месяца подачи заявления; администрация района отказывает в предоставлении государственной социальной помощи в случае представления заявителем неполных и(или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
Пунктом 1 распоряжения Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 03.10.2013 № 298-р утвержден административный регламент администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по предоставлению государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Санкт-Петербурге (далее Административный регламент).
Согласно пункту 2.9.3 Административного регламента, основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является предоставленные заявителем неполных и(или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
В силу статьи 4 ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», расчет среднедушевого дохода семьи или одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (расчетный период).
Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512.
При расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся: ежемесячное пособие на ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях трудового договора и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста.
В пункте 3.1 Порядка представлен перечень причин, являющихся уважительными для получения государственной социальной помощи, по которым заявитель (члены его семьи), не занимающийся (не занимающиеся) трудовой, предпринимательской и(или) иной приносящей доход деятельностью, имеет (имеют) в расчетном периоде среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге для соответствующих социально-демографических групп населения. Уважительными причинами отсутствия дохода у трудоспособного гражданина законодателем признаны: осуществление ухода за проживающим(и) с ним ребенком (детьми) до трех лет и(или) тремя и более детьми в возрасте до восьми лет, осуществление ухода за проживающим(и) с ним ребенком (детьми) в возрасте от трех лет до поступления в первый класс общеобразовательной организации при наличии у ребенка заболевания, препятствующего посещению дошкольной образовательной организации, по заключению медицинского учреждения, отсутствие работы при условии, что перерыв в работе не превысил одного месяца, нахождение на учете в государственной службе занятости населения при условии, что перерыв между прекращением работы и регистрацией в государственной службе занятости населения не превысил одного месяца и после регистрации в государственной службе занятости населения не прошло одного года, осуществление ухода за пожилым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе или достигшим возраста 80 лет, инвали<адрес> группы, ребенком-инвалидом, если назначена ежемесячная компенсационная выплата в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 У-1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», а также ухода за членом семьи, временно нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постороннем уходе, нахождение в академическом отпуске по медицинским показаниям студентов и аспирантов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, при условии получения компенсационной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.05.1994 № 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан», нахождение на амбулаторном или стационарном лечении на все время болезни, допуск к вступительным экзаменам в образовательные организации высшего образования и среднего профессионального образования; наличие перед заявителем (членом его семьи) задолженности по алиментам является уважительной причиной для получения государственной социальной помощи в случае неисполнения вторым родителем решения суда о взыскании алиментов или соглашения об уплате алиментов.
Совокупное толкование вышеприведенных законоположений позволяет сделать вывод, что перечень оснований, являющихся уважительными для получения государственной социальной помощи, по которым заявитель (члены его семьи), не занимающиеся трудовой, предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельностью, имеет в расчетный период среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге для соответствующих социально-демографических групп населения, является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.
Прохождение обучения по очной форме в образовательном учреждении не поименовано в п. 3.1 Порядка, как уважительная причина, по которой заявитель (члены семьи) не занимающийся трудовой, предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельностью, имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге.
<данные изъяты>
Обучение в образовательном учреждении высшего профессионального образования, хоть и дает основания для признания гражданина занятым для целей применения Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации» (т.е. такое лицо не признается безработным), по своей природе не является трудовой, предпринимательской или иной приносящей доход деятельностью.
Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», а также в силу пункта «д» части 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № стипендии, как вид дохода гражданина, по своей правовой природе являются социальными выплатами.
Таким образом, Воронина Е.А. и Воронина Н.А. в рассматриваемых правоотношениях не являются лицами, занимающимися трудовой, предпринимательской, иной приносящей доход деятельностью, и в отношении них подлежит применению пункт 3.1. Порядка, в связи с чем они должны рассматриваться в качестве трудоспособных граждан, не имеющих дохода без уважительных причин.
Конституционный Суд РФ в Определении от 29.09.2016 №1855-0 отмечал, что обучающиеся, достигшие восемнадцати лет или получившие основное общее образование, имеют право на выбор формы получения образования, а в случае обучения в образовательных организациях - на выбор очной, очно-заочной или заочной формы обучения (пункт 1 части 1 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Обучение в очной форме является осознанным выбором совершеннолетних членов семьи административного истца.
<данные изъяты>
Кроме того, суд не усматривает достаточных оснований согласиться с доводами истца о том, что администрация района при расчете прожиточного минимума должна была отнести её к категории «трудоспособных граждан», а не к категории «пенсионер», по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2013 №54 утверждены Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации (далее - Методические рекомендации). Так, согласно пункту 4 Методических рекомендаций к основным социально-демографическим группам населения относятся: а) трудоспособное население - лица в возрасте от 16 лет и до достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», за исключением неработающих инвалидов этого возраста; б) пенсионеры - лица, достигшие возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», а также неработающие инвалиды, указанные в подпункте а настоящего пункта; в) дети в возрасте 0-15 лет.
Как следует из главы 33-2 Закона Санкт-Петербурга «Социального кодекса Санкт-Петербурга» неработающие трудоспособные члены семьи - граждане, не занятые трудовой, предпринимательской и(или) иной приносящей доход деятельностью, не являющиеся получателями пенсии.
Таким образом, анализ приведённых правовых норм свидетельствует что, законодатель относит неработающих инвалидов в возрасте от 16 лет до достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, именно к социально-демографической группе «пенсионеры».
<данные изъяты>
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст.123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из правил нормы главы 33-2 Закона Санкт-Петербурга «Социального кодекса Санкт-Петербурга» следует, что социальное пособие - единовременное или ежемесячное безвозмездное предоставление определенной денежной суммы малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в целях поддержания их уровня жизни; малоимущая семья - семья, среднедушевой доход которой по не зависящим от членов семьи причинам ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге для соответствующих социально-демографических групп населения; величина прожиточного минимума на дату обращения - величина прожиточного минимума для соответствующих социально-демографических групп населения в Санкт-Петербурге за последний квартал, за который определена указанная величина прожиточного минимума.
Судом в судебном заседании было установлено, а сторонами не оспаривались представленные ответчиком расчеты, произведенные в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12.12.2019 № 900 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения для основных социально-демографических групп населения за III квартал 2019 г.», действовавшие на дату обращения истца, согласно которых величина прожиточного минимума для трудоспособного населения – 12584,30 руб., для детей 11176,20 руб., для пенсионеров – 9303,80 руб., на основании которых прожиточный минимум семьи истца составил 69409,10 руб. Согласно представленного расчета, рассчитанного на основании представленных стороной истца документов, среднедушевой доход семьи истца составил 70512,92 руб.
Судом указанные выше расчеты были проверены, признаны правильными, произведенными в соответствии с нормами действующего законодательства, расчеты по размеру истцом не оспорены.
Комиссией по предоставлению государственной социальной помощи и государственной социальной помощи на основании социального контракта в Невском районе СПб принято решение об отказе в предоставлении семье Соловьевой О.А. государственной социальной помощи, поскольку среднедушевой доход семьи превышает величину прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге для основных социально-демографических групп населения, согласно гл. 33-2 Социального кодекса.
Одновременно суд полагает, что исковые требования истца к должностным лицам Гульчуку А.В., Фощану А.В., Дмитриевой Е.С., Новожиловой И.С., Спиридоновой Н.Г. удовлетворению не подлежат.
Истцом в нарушение правил ст. 56 ГПК РФ обязывающей каждую сторону предоставлять доказательства в обоснование своих требований и возражений, не приведено указаний на конкретные нарушения прав истца, определенными действиями (бездействиями) со стороны должностных лиц: Гульчука А.В., Фощана А.В., Дмитриевой Е.С., Новожиловой И.С., Спиридоновой Н.Г. (каждого в отдельности), в судебном заседании подобных нарушений установлено не было.
Исходя из анализа и оценки совокупности собранных доказательств по делу, суд, при наличии убедительных возражений со стороны ответчика, и третьего лица, в отсутствие достаточных и убедительных доказательств со стороны истца, с необходимой полнотой объективно свидетельствующих об обоснованности исковых требований истца в полном объёме, руководствуясь принципами состязательности и равноправия сторон, полагает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку они не основаны на нормах действующего законодательства и материалах дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Соловьёвой О.А. к администрации Невского района Санкт-Петербурга, должностным лицам администрации Невского района Санкт-Петербурга Гульчуку А.В., Фощану А.В., Дмитриевой Е.С., Новожиловой И.С., Спиридоновой Н.Г. о признании незаконным отказа в предоставлении социальной помощи, обязании предоставить социальную помощь, признании незаконными действий должностных лиц.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: О.Н.Яковчук
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.