Дело № 3а-86/2016
27 мая 2016 года г. Брянск
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Брянский областной суд в составе:
судьи областного суда Зубковой Т.И.,
при секретаре Евдокимовой Т.И.,
с участием представителя Максягина В.Н. - Подобедовой Н.Н., представителя Управления имущественных отношений Брянской области Хвалевой О.А., представителя Правительства Брянской области Тагиль Е.В., представителя Управления Росреестра по Брянской области Богушевской Н.С., представителя администрации Дятьковского района Брянской области Ратниковой Ж.Ю., представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» Лавреновой К.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Максягина В.Н. к Управлению имущественных отношений Брянской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Максягин В.Н. на основании договора аренды земли от ДД.ММ.ГГГГ является арендатором земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – под промышленным объектом (л.д. 7-12). На земельном участке расположен принадлежащий истцу объект недвижимости на праве собственности бокс по ремонту, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Так же на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Дятьковского района и Максягиным В.Н., он владеет земельным участком общей площадью <данные изъяты>, расположенным по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование для промышленных целей и ведения лесного хозяйства (л.д.14-20). На данном земельном участке расположен лесопильный цех, общей площадью <данные изъяты>, принадлежащий истцу на праве собственности на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 26.11.2015 № 1864 были утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к категории земли населенных пунктов, расположенных на территории муниципального pрайона «Дятьковский», которые рекомендованы органам местного самоуправления для использования в целях налогообложения.
В соответствии с Приложением 1 к указанному Приказу, утвержден удельный показатель кадастровой стоимости спорных земельных участков в связи, с чем кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты>, составляет <данные изъяты>, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> составляет <данные изъяты>., что подтверждается кадастровыми справками о кадастровой стоимости объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, выданными филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области.
Максягин В.Н. обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
В своем заявлении просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере, его рыночной стоимости - <данные изъяты>., земельного участка с кадастровым номером № - в размере <данные изъяты>, на основании определенной независимым оценщиком ООО «Би-Ника» в отчете № от ДД.ММ.ГГГГ
Поскольку общество является арендатором указанных земельных участков, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков его рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика арендной платы, размер которой исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка.
Представитель административного истца по доверенности Подобедова Н.А. в судебном заседании требование о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика Управления имущественных отношений Хвалева О.А. исковые требования не признала, замечаний по представленному административным истцом отчету независимого эксперта не имела.
Представитель заинтересованного лица Правительства Брянской области Тагиль Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления, т.к. в связи с установлением кадастровой стоимости спорных участков в размере его рыночной стоимости уменьшается доходная часть консолидированного бюджета Брянской области.
Представитель Управления Росреестра по Брянской области Богушевская Н.С. с заявленными требованиями не согласна, возражений против установленной в отчете оценщика рыночной стоимости земельного участка не имела.
Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» Лавренова К.Н. с иском не согласна, возражений против установленной в отчете оценщика рыночной стоимости земельного участка не имела.
Представитель администрации Дятьковского района Брянской области Ратникова Ж.Ю. с иском не согласна, т.к. арендная плата исчисляется истцу исходя из кадастровой стоимости земельных участков и установление иной стоимости приведет к уменьшению налоговых поступлений в местный бюджет.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Максягин В.Н. на основании договора аренды земли от ДД.ММ.ГГГГ является арендатором земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – под промышленным объектом (л.д.7-12). На земельном участке расположен принадлежащий истцу объект недвижимости на праве собственности бокс по ремонту.
Так же на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Дятьковского района и Максягиным В.Н., он владеет земельным участком общей площадью <данные изъяты>, расположенным по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование для промышленных целей и ведения лесного хозяйства (л.д.14-20). На данном земельном участке расположен лесопильный цех, общей площадью №
Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 26.11.2015 № 1864 были утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к категории земли населенных пунктов, расположенных на территории муниципального pрайона «Дятьковский», которые рекомендованы органам местного самоуправления для использования в целях налогообложения.
В соответствии с Приложением 1 к указанному Приказу, утвержден удельный показатель кадастровой стоимости спорных земельных участков на ДД.ММ.ГГГГ, в связи, с чем кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты>, составляет <данные изъяты>., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> составляет <данные изъяты>., что подтверждается кадастровыми справками о кадастровой стоимости объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, выданными филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области.
Административный истец в силу положений договора аренды земельных участков, уплачивает арендные платежи за пользование спорными земельными участками, исходя из их кадастровой стоимости. Указанное подтверждается материалами дела.
Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. В свою очередь пунктом 3 приведенной нормы установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных земельных участков влияют на права и обязанности Максягина В.Н. как плательщика арендных платежей, а административный истец вправе требовать установления кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика, а также экспертное заключение.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Максягиным В.Н. в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, были представлены: отчет, подготовленный независимым оценщиком ООО «Би-Ника» № от ДД.ММ.ГГГГ, а также положительное экспертное заключение Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» от ДД.ММ.ГГГГ на данный отчет.
Проверяя представленный административным истцом отчет на соответствие законодательству об оценочной деятельности, суд, исходит из того, что согласно требованиям ФСО № 1, 2, 3, 7 отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи оценки, последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Как следует из материалов дела, содержание отчета свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в отчете приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; оценщиком проанализирован рынок земельных участков, предназначенных под разрешенный вид использования, идентичных району расположения объекта оценки.
Суд также находит представленный в материалы дела отчет в полной мере соответствующим требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Так, оценка стоимости спорных объектов произведена оценщиком, являющимся членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», имеющим диплом о профессиональной переподготовке <данные изъяты> серия ПП №, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ, и профессиональная деятельность которого застрахована.
Таким образом, каких-либо сомнений в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости объектов оценки, с учетом представленных административным истцом пояснений и исследованных материалов дела, у суда не имеется.
Земельные участки представлены административному истцу в аренду на условиях, установленных договорами аренды, при этом при их заключении в соответствии с нормами ГК РФ арендатору передается арендуемое имущество во временное владение и (или) пользование. Действующее законодательство не связывает возможность заключения договора на проведение оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект. Данная позиция также поддержана Верховным Судом Российской Федерации в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости». При этом Верховным Судом РФ отдельно указывается, что арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с заявлением об установлении кадастровой стоимости в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
С учетом изложенного, административное исковое заявление Максягина В.Н. об установлении кадастровой стоимости земельных участков, находящихся у него в аренде, в размере рыночной подлежит удовлетворению.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Максягина В.Н. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, поданное в суд ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – под промышленным объектом в размере <данные изъяты> на дату оценки ДД.ММ.ГГГГ на период с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование для промышленных целей и ведения лесного хозяйства в размере <данные изъяты> на дату оценки ДД.ММ.ГГГГ на период с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 250-ФЗ)
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 30 мая 2016 года.
Председательствующий
судья Брянского областного суда Т.И. Зубкова