№
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
ДД.ММ.ГГ года Люберецкий городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Махмудовой Е.Н.,
с участием административного ответчика Головченко В.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лобановой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу: <адрес>, кабинет №,
административное дело по административному иску МИФНС России № по Московской области к Головченко В. С. о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС № по Московской области обратилась в суд с административным иском к Головченко В.С. о взыскании транспортного налога за 2018 год в размере 45 085 руб. и пени в размере 276,10 руб. в связи с неуплатой указанного налога в установленный законом срок.
Административный истец: представитель МИФНС России № по Московской области в судебное заседание не явился, инспекция извещалась о слушании дела, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Административный ответчик Головченко В.С. в судебное заседание явился, пояснил суду, что с административными исковыми требованиями не согласен в отношении одного транспортного средства, поскольку автомобиль марки VOLVO FH440, регистрационный знак №, является транспортным средством, имеющим разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированном в реестре транспортных средств системы взимания платы - система «Платон» (Серия и номер свидетельству о регистрации транспортного средства: №). За 2018 год административным ответчиком через систему "Платон" внесена плата в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, в размере 27 351,04 руб. Следовательно, транспортный налог за 2018 год должен быть уменьшен на 27 351,04 руб. Также им представлены квитанции об оплате 14.07.2021г. взыскиваемой задолженности в оставшейся части в размере 7 685 руб. и 17 685 руб.
Суд, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в административном деле, проверив и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, проанализировав действующее законодательство, подлежащее применению к спорным публичным правоотношениям, приходит к следующему выводу.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Как отмечено Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГ N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статья 356 НК РФ предусматривает, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
В силу ст. 52 НК РФ, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со статьей 45 НК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что Головченко В.С. является налогоплательщиком транспортного налога. В собственности административного ответчика по данным МИФНС России № по МО в 2018 году имелись следующие транспортные средства:
- автомобиль марки VOLVO FH440, автомобиль грузовой, регистрационный знак №, мощность двигателя транспортного средства 440 лошадиных сил, транспортное средство зарегистрировано с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, год выпуска 2007;
- автомобиль ГАЗ 66, автомобиль грузовой, регистрационный знак №, мощность двигателя транспортного средства 114 лошадиных сил, транспортное средство зарегистрировано с ДД.ММ.ГГ по настоящее время, год выпуска 1989г.;
- автомобиль РЕНО МАСТЕР, автомобиль грузовой, регистрационный знак №, мощность двигателя транспортного средства 125 лошадиных сил, транспортное средство зарегистрировано с ДД.ММ.ГГ по настоящее время
На территории Московской области транспортный налог введен Законом Московской области №-ОЗ от ДД.ММ.ГГ «О транспортном налоге в Московской области».
Статьей 1 Закона Московской области №-ОЗ от ДД.ММ.ГГ «О транспортном налоге в Московской области» установлены налоговые ставки (с каждой лошадиной силы): за 2016 и 2017 год для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно – 25,00 рублей ( с количеством лет, прошедших с года выпуска, с 1 года до 5 лет); свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно – 40,00 рублей ( с количеством лет, прошедших с года выпуска, свыше 5 лет); свыше 250 л.с. – 85,00 рублей
Согласно п. 2 ст. 362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
С учётом вышеизложенных норм административному ответчику был начислен транспортный налог за 2018 год в размере 45 085 руб.:
VOLVO FH440: 440 * 85 * 12/12 = 37 400,00 руб.
ГАЗ 66: 114 * 40 * 12/12 = 4 560,00 руб.
РЕНО МАСТЕР: 125 * 25 * 12/12 = 3 125,00 рублей.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п. 3 ст. 363 НК РФ, налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГ об уплате транспортного налога за 2018 год. В налоговом уведомлении был указан срок уплаты начисленного налог – ДД.ММ.ГГ.
В связи с тем, что задолженность по транспортному налогу погашена не была, согласно ст. 75 НК РФ на сумму недоимки за каждый календарный день начисляется пени. По состоянию на ДД.ММ.ГГ сумма пени составила 276,10 руб. Инспекцией было сформировано и направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГ об уплате налога.
Согласно пункту 1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В пункте 3 этой же статьи указано, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 ст.75 НК РФ).
На основании пункта 6 ст.75 НК РФ пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст.ст. 46-48 НК РФ.
Факт направления налоговых уведомлений и требований подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
В соответствии ч. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ налоговые органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как установлено частью 6 статьи 289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В порядке ст. 123.2 и ст. 123.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, мировому судье судебного участка № Люберецкого судебного района Московской области, Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы России № по Московской области направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности на основании ст. 48 Налогового Кодекса.
ДД.ММ.ГГ мировым судьёй судебного участка № Люберецкого судебного района Московской области вынесен судебный приказ о взыскании с Головченко В.С. задолженности по транспортному налогу и пени за 2018 год.
Мировым судьёй судебного участка № Люберецкого судебного района Московской области вынесено определение об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГ на основании поступивших возражений от административного ответчика.
В соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, ч. 2 ст. 286 КАС РФ заявление о взыскании налога подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
При этом в соответствии с абзацем вторым п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что налоговым органом пропущен 6-месячный срок на обращение в Люберецкий городской суд Московской области с административным исковым заявлением по обстоятельствам, не зависящим от Инспекции и подлежит восстановлению.
Материалами дела подтверждено и сторонами не отрицается, что административный ответчик является плательщиком транспортного налога и добровольно в полном объеме возложенную на него обязанность не исполнил.
В обоснование отсутствия у административной ответчика обязанности по уплате транспортного налога на автомобиль VOLVO FH440, автомобиль грузовой, регистрационный знак №, за 2018 г. он ссылается на внесение платы в систему «Платон» в размере 27 351,04 руб., при этом на указанный автомобиль был начислен транспортный налог в размере 37 400 руб.
В соответствии со статьей 361.1 Налогового кодекса РФ освобождаются от налогообложения физические лица в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы (далее в настоящей главе - реестр), если сумма платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее в настоящей главе - плата), уплаченная в налоговом периоде в отношении такого транспортного средства, превышает или равна сумме исчисленного налога за данный налоговый период (часть 1). Если сумма исчисленного налога в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, превышает сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде, налоговая льгота предоставляется в размере суммы платы путем уменьшения суммы налога на сумму платы (часть 2). Физическое лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу (часть 3).
Указанная статья действовала в 2018 год, то есть в спорный налоговый период.
В соответствии со ст. 362 Налогового кодекса РФ в редакции, действовавшей в 2018г., сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Согласно ч. 2 указанной статьи сведения из реестра представляются в налоговые органы ежегодно до 15 февраля в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Также Приказом Минтранса от ДД.ММ.ГГ №, действовавшего в 2018 г., то есть в период начисления спорного транспортного налога, утвержден Порядок предоставления налоговым органам сведений из реестра системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Пунктом 4 данного Порядка установлено, что сведения предоставляются в Федеральную налоговую систему России в электронном виде ежегодно до 15 февраля, а также могут предоставляться по уточняющим запросам налоговых органов. Полученная информация от оператора системы взимания платы используется налоговыми органами для расчета транспортного налога и применения налоговой льготы с учетом платы, внесенной в систему ПЛАТОН.
При этом в соответствии с ч. 3 ст. 361.1 Налогового кодекса РФ налогоплательщики - физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. Срок подачи такого заявления законодательно не установлен.
Таким образом, в распоряжении налогового органа имелись или должны были иметься сведения о внесении в 2016 и 2017 г. платы в систему «Платон» за использование автомобиля, принадлежащего административному ответчику. Подача заявления о предоставлении налоговой льготы в данном случае является правом, а не обязанностью налогоплательщика - физического лица. В связи с чем налоговый орган должен был самостоятельно учесть внесение платы в размере, превышающем размер начисленного транспортного налога.
Учитывая изложенное, суд полагает, что не имеется законных оснований для взыскания с административного ответчика транспортного налога за 2018 год в размере 27 351,04 руб., начисленного в отношении автомобиля VOLVO FH440, регистрационный знак №. Следовательно, за 2018 год административным ответчиком надлежало уплатить транспортный налог в размере 10 048,96 руб. (37400-27351,04). Следовательно, пени за нарушение установленного срока уплаты транспортного налога должны быть начислены на сумму задолженности 17 733,96 руб. (10048,96+4560+3125). Таким образом, за заявленный административным истцом период с 02.12.2019г. по 23.12.2019г. пени составляют 83,35 руб.
В ходе рассмотрения дела административным ответчиком представлены квитанции (чек-ордер по операциям № и №) об оплате 14.07.2021г. транспортного налога в размере 7685 руб. и 17 685 руб.
В соответствии с пунктом 7 статьи 45 НК РФ поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГ №н, утверждены Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговым органом.
В соответствии с данными Правилами, в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, в реквизите "107" - значение показателя налогового периода.
Согласно пункту 7 Правил, в случае указания в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств значения ноль ("0") налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.
В реквизите "Назначение платежа" распоряжения о переводе денежных средств указывается дополнительная информация, необходимая для идентификации назначения платежа, в соответствии с Положением Банка России N 383-П и настоящим Порядком (пункт 13 Правил).
Как следует из представленных административным ответчиком квитанций, в реквизите «106» (основание платежа) указано – «0», в реквизите"107" (налоговый период) – «14.07.2021г.».
Таким образом, из представленных Головченко В.С. документов невозможно сделать однозначный вывод о том, что денежные средства были внесены им именно в счет погашения задолженности по настоящему делу, поскольку в платежных документах не указан налоговый период, за который производится оплата.
Согласно письменным пояснениям представителя МИФНС России по № по Московской области от 27.07.2021г., в карточке расчета с бюджетом имеется уплата задолженности по транспортному налогу 14.07.2021г. в размере 7685 руб. и 17 685 руб. Данные суммы были зачислены в счет оплаты задолженности за 2017 год, а также частично за 2018 год в размере 1 139,14 руб.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для взыскания с административного ответчика задолженности по уплате транспортного налога за 2018 год в размере 16 594,82 руб. (17733,96-1139,14), а также пени в размере 83,35 руб.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. На основании вышеизложенного, с административного ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 667,12 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования иску МИФНС России № по Московской области – удовлетворить частично.
Взыскать с Головченко В. С. в пользу МИФНС России № по Московской области обязательные платежи и санкции на общую сумму 16 678,17 руб., в том числе задолженность по уплате:
- транспортного налога за 2018 год в размере 16 594,82 руб.,
- пени, начисленные за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018 год, в размере 83,35 руб.
В удовлетворении исковых требований МИФНС России № по Московской области о взыскании с Головченко В. С. транспортного налога за 2018 год в размере 28 490,18 руб., пени в размере 192,75 руб. – отказать.
Взыскать с Головченко В. С. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования городской округ Люберцы Московской области в размере 667,12 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Люберецкий городской суд Московской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Е.Н. Махмудова
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГ.