Судья ФИО2 Дело <Номер обезличен>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Пунегова П.Ф., Сусловой Н.А.,
при секретаре Буткиной А.В.
рассмотрела в судебном заседании 03 сентября 2018 года дело по апелляционной жалобе администрации ГП "Троицко-Печорск" на решение Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 03 июля 2018 года, которым иск прокурора Троицко-Печорского района РК в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации городского поселения "Троицко-Печорск" о приведении проезжих частей дорог общего пользования местного значения МО ГП "Троицко-Печорск" в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 удовлетворен.
На администрацию городского поселения "Троицко-Печорск" возложена обязанность в срок до 01.09.2018 привести проезжие части дорог общего пользования местного значения МО ГП "Троицко-Печорск" в соответствии с ГОСТ Р 50597-93:
-по <Адрес обезличен> пгт.Троицко-Печорск в районе <Адрес обезличен>, напротив <Адрес обезличен>, напротив <Адрес обезличен>, напротив <Адрес обезличен>, на перекрестке <Адрес обезличен>;
-на кв.Южный пгт.Троицко-Печорск от <Адрес обезличен> до <Адрес обезличен>, на выезде с кругового движения кв.Южный в сторону <Адрес обезличен>;
-на <Адрес обезличен> пгт.Троицко-Печорск напротив <Адрес обезличен>;
-на <Адрес обезличен> пгт.Троицко-Печорск от перекрестка <Адрес обезличен> до перекрестка <Адрес обезличен>;
-на <Адрес обезличен> пгт.Троицко-Печорск от перекрестка <Адрес обезличен>;
-на <Адрес обезличен> пгт.Троицко-Печорск;
-на <Адрес обезличен> пгт.Троицко-Печорск от перекрестка <Адрес обезличен> до перекрестка <Адрес обезличен>;
-на <Адрес обезличен> пгт.Троицко-Печорск от перекрестка <Адрес обезличен> до перекрестка <Адрес обезличен>.
Заслушав доклад судьи Суслова Н.А., объяснения прокурора Чершкуте Я.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор Троицко-Печорского района Республики Коми обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации городского поселения "Троицко-Печорск" о приведении проезжих частей дорог общего пользования местного значения МО ГП "Троицко-Печорск" в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93. В обоснование иска указал, что по информации, поступившей из ГИБДД ОМВД России по Троицко-Печорскому району, проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, в результате которой установлено, что на проезжих частях дорог пгт.Троицко-Печорск, расположенных на улицах <Адрес обезличен> имеются многочисленные выбоины в асфальтобетонном покрытии, превышающие допустимые предельные размеры, предусмотренные ГОСТ Р 50597-93. Федеральным законом №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов и обеспечение безопасности дорожного движения на них отнесена к вопросам местного значения городского поселения. Аналогичная обязанность ответчика закреплена в ст.7 Устава городского поселения "Троицко-Печорск". По мнению прокурора, ответчиком ненадлежащим образом исполняются обязанности в сфере дорожной деятельности, что, в свою очередь, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц - участников дорожного движения на свободное и беспрепятственное передвижение по дорогам, поскольку несоответствие отдельных участков проезжих частей дорог местного значения пгт.Троицко-Печорск требованиям ГОСТ создает предпосылки повышения уровня возможности возникновения ДТП, угрозы жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
С учетом уточнения исковых требований прокурор просил суд обязать ответчика в срок до 01.08.2018 привести проезжие части дорог общего пользования местного значения МО ГП "Троицко-Печорск" в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93.
В судебном заседании помощник прокурора Пинчук Д.А. уточненные прокурором исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить по доводам и основаниям, приведенным в нем.
В судебном заседании представитель ответчика Савченко Е.И., действующая на основании Устава, с заявленным прокурором иском не согласилась, просила в его удовлетворении отказать. Поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях, согласно которым администрацией с МУП "Стандарт", АО "Коми дорожная компания" заключено 4 муниципальных контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, улиц и проездов пгт.Троицко-Печорск. После схода снежного покрова в первой декаде июня 2018 совместно с представителями дорожных служб проведено визуальное обследование объектов улично-дорожной сети, на основании которого утвержден перечень аварийно-опасных участков дорог. Необходимая для приведения в нормативное состояние дорог сумма превышает имеющиеся в бюджете денежные средства на данные цели. Советом МР "Троицко-Печорский" принято решение о передаче ГП "Троицко-Печорск" 5000000 рублей на осуществление ремонта автомобильных дорог. В настоящее время проведены сметные расчеты, в соответствии с требованиями Федерального закона №44-ФЗ "О контрактной системе" размещены планы-графики. После заключения муниципальных контрактов необходимые для приведения дорог в нормативное состояние работы будут выполнены. Дополнительно представитель ответчика указал, что в иске прокурором указаны наименования дорог с привязкой их к объектам адресации, что не соответствует наименованию дорог общего пользования местного значения, утвержденному администрацией в соответствующем перечне. Полагала, что вышеуказанные действия, произведенные ответчиком, которые направлены на приведение дорог в нормативное состояние, не могут свидетельствовать о бездействии администрации, пояснила, что в указанный прокурором срок - до 01.08.2018 выполнить необходимые работы не представится возможным.
В судебном заседании представитель третьего лица МУП "Стандарт" Левчук С.А., действующий на основании Устава, с заявленными прокурором требованиями не согласился, указав, что обследование дорог сотрудниками ГИБДД проведено в отсутствие представителей МУП "Стандарт", что ставит под сомнение полученные результаты.
В судебное заседание третье лицо ОГИБДД ОМВД России по Троицко-Печорскому району, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела своего представителя в суд не направило, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявило, в связи с чем, в порядке ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация ГП "Троицко-Печорск" просит его отменить как необоснованное, указывая, что перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденный Постановлением администрации городского поселения, включает в себя точное наименование каждой дороги и ее протяженность. При указании на конкретный участок автомобильной дороги необходимо также указывать и местоположение.
От прокуратуры Троицко-Печорского района поступили возражения на апелляционную жалобу, ходатайств от сторон не поступило. Препятствий для рассмотрения жалобы не установлено.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы настоящего ФИО1, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что <Дата обезличена> помощником прокурора Пинчук Д.А. совместно с и.о. начальника ГИБДД ОМВД России по Троицко-Печорскому району инспектором ДПС проведено обследование автомобильных дорог пгт.Троицко-Печорск, по результатам которого составлен акт <Номер обезличен>. В ходе обследования с использованием универсальной дорожной рейки "РДУ-Кондор" (заводской <Номер обезличен>, свидетельство о поверке <Номер обезличен> действительное до <Дата обезличена>) и фотофиксации на фотоаппарат установлено, что на проезжих частях улиц Ленина, Савина, Мичурина, Калинина, кв.Южный, Красногвардейская, Кирова, Фрунзе имеются многочисленные выбоины в асфальтобетонном покрытии. Отдельные выбоины превышают предельно допустимые размеры, что не соответствует требованиям п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, а именно:
-по <Адрес обезличен> пгт.Троицко-Печорск от <Адрес обезличен> до <Адрес обезличен> асфальтобетонном покрытии имеются многочисленные выбоины;
-напротив <Адрес обезличен> пгт.Троицко-Печорск в асфальтобетонном покрытии имеются 4 выбоины следующих размеров (длинна х ширина х глубина в см.): 90х72х8,5; 120х70х7; 185х50х6,5; 85х120х6,5;
-напротив <Адрес обезличен> пгт.Троицко-Печорск в асфальтобетонном покрытии имеются 3 выбоины следующих размеров (длинна х ширина х глубина в см.): 85х85х9; 95х140х8; 82х90х9;
-напротив <Адрес обезличен> пгт.Троицко-Печорск в асфальтобетонном покрытии имеется выбоина следующих размеров (длинна х ширина х глубина в см.): 90х140х9;
-на <Адрес обезличен> на перекрестке с <Адрес обезличен> пгт.Троицко-Печорск в асфальтобетонном покрытии имеются 2 выбоины следующих размеров (длинна х ширина х глубина в см.): 240х50х8,5; 100х70х7,5;
-на кв.Южный пгт.Троицко-Печорск от <Адрес обезличен> до <Адрес обезличен> асфальтобетонном покрытии имеются многочисленные выбоины;
-на кв.Южный пгт.Троицко-Печорск на въезде с кругового движения в сторону <Адрес обезличен> в асфальтобетонном покрытии имеется выбоина следующих размеров (длинна х ширина х глубина в см.): 130х48х12;
-на <Адрес обезличен> пгт.Троицко-Печорск напротив <Адрес обезличен> асфальтобетонном покрытии имеются многочисленные выбоины, отдельные из них имеют размеры (длинна х ширина х глубина в см.): 420х152х12;
-на <Адрес обезличен> от перекрестка <Адрес обезличен> до перекрестка <Адрес обезличен> пгт.Троицко-Печорск в асфальтобетонном покрытии имеются многочисленные выбоины, отдельные из которых имеют следующие размеры (длинна х ширина х глубина в см.): 460х230х9; 350х310х6,5;
-на <Адрес обезличен> от перекрестка <Адрес обезличен> пгт.Троицко-Печорск до моста через реку Диньель в асфальтобетонном покрытии имеются многочисленные выбоины;
-на <Адрес обезличен> пгт.Троицко-Печорск в асфальтобетонном покрытии имеются многочисленные выбоины, отдельные из которых в районе <Адрес обезличен> имеют следующие размеры (длинна х ширина х глубина в см.): 170х100х15;
-на <Адрес обезличен> от перекрестка <Адрес обезличен> до перекрестка <Адрес обезличен> пгт.Троицко-Печорск в асфальтобетонном покрытии имеются многочисленные выбоины;
-на <Адрес обезличен> от перекрестка <Адрес обезличен> до перекрестка <Адрес обезличен> пгт.Троицко-Печорск в асфальтобетонном покрытии имеются многочисленные выбоины.
Постановлением администрации ГП "Троицко-Печорск" <Номер обезличен> от <Дата обезличена> утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения МО ГП "Троицко-Печорск" общей протяженностью 24,776 км., а также перечень улиц и проездов МО ГП "Троицко-Печорск" общей протяженностью 17,76 км.
<Дата обезличена> и <Дата обезличена> между ответчиком и МУП "Стандарт" заключены муниципальные контракты на выполнение работ по содержанию улиц и проездов МО ГП "Троицко-Печорск" в 2018 и на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения МО ГП "Троицко-Печорск" в 2018 протяженностью 16,676 км.
По условиям данных муниципальных контрактов подрядчик обязался выполнять весь комплекс работ, предусмотренных контрактами, в соответствии с требованиями нормативных актов Российской Федерации, предъявляемых к состоянию земляного полотна, проезжей части, обочин, обстановке дороги, искусственным сооружениям, придорожной полосе, снегозащитным посадкам в соответствии с техническим заданием; обеспечить круглосуточное, бесперебойное и безопасное движение транспортных средств по переданным на содержание объектам; проводить мероприятия в т.ч. по предотвращению и ликвидации в части касающейся проведения работ по восстановлению нарушенных участков; ставить в известность заказчика обо всех повреждениях объектов, недостатках в их эксплуатационном состоянии и обеспечивать проведение работ по восстановлению поврежденных и разрушенных участков, предварительно согласовав выполнение работ с заказчиком. Заказчик вправе проверять в любое время ход и качество работ, выполняемых подрядчиком, качество применяемых подрядчиком материалов, не вмешиваясь в его деятельность, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков. Цена контрактов составила 1 млн. и 1,5 млн. рублей соответственно.
<Дата обезличена> распоряжением администрации ГП "Троицко-Печорск" утвержден перечень аварийно-опасных участков автомобильных дорог общего пользования местного значения ГП "Троицко-Печорск", общая протяженность которых составила 2,315 км.
<Дата обезличена> между администрацией МР "Троицко-Печорский" и администрацией ГП "Троицко-Печорск" заключено соглашение о предоставлении в 2018 из бюджета МР "Троицко-Печорский" дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поселений на финансирование расходов по реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения. На данные цели выделено 5 млн. рублей.
<Дата обезличена> на портале закупок в Единой информационной системе в сфере закупок ответчиком размещены заявки <Номер обезличен>, <Номер обезличен> на оказание услуг по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории пгт.Троицко-Печорск на суммы 5050000 и 300000 рублей соответственно.
Удовлетворяя исковые требования прокурора Троицко-Печорского района Республики Коми, суд первой инстанции исходил из того, что заключение администрацией муниципальных контрактов не освобождает и не освобождало ответчика от обязанности по надлежащему содержанию находящихся в ее ведении автомобильных дорог. Доказательств надлежащего контроля за подрядчиком при исполнении муниципальных контрактов со стороны администрации суду не было представлено, что, в свою очередь, явилось следствием ухудшения состояния дорожного покрытия автомобильных дорог в черте пгт.Троицко-Печорск, образования многочисленных выбоин, превышающих предельно допустимые значения.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку судом при рассмотрении дела верно установлены юридически значимые обстоятельства, правильно применены нормы материального права.
Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесены дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 15).
Согласно статье 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определены полномочия органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Статьей 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно статье 12 Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия не находит оснований не согласиться. В целом они направлены на несогласие с постановленным судом решением, но не содержат ссылок на обстоятельства, которые бы могли послужить основанием для его отмены.
Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 03 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации ГП "Троицко-Печорск" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи