Решение по делу № 2-204/2024 (2-2328/2023;) от 11.10.2023

УИД: 91RS0009-01-2023-003461-74

Дело № 2-204/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 марта 2024 года                            г. Евпатория

Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Лантратовой А.И.,

при секретаре судебного заседания Хайбердыевой Л.М.,

с участием представителя истца Ким К.Р.,

представителя ответчика Администрации г. Евпатории РК Юхневич Т.Ю.,

ответчика Фурманюка С.В.,

представителя ответчика Фурманюка С.В. - Ковачевой Т.О.,

третьего лица Ожередовой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жуниковой Анастасии Станиславовны к Администрации г. Евпатории Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации г. Евпатории Республики Крым, Фурманюку Сергею Валентиновичу, третьи лица: Мурзагалиева Мария, Ожередова Татьяна Степановна, Отдел архитектуры и градостроительства администрации г. Евпатории Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании решения № 155-МВК от 27 июня 2017 года, акта о приемке завершенного переустройства и (или) перепланировки помещения № 51/13-2019 от 18 сентября 2019 года незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Жуникова Анастасия Станиславовна обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации г. Евпатории Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации г. Евпатории Республики Крым, Фурманюку Сергею Валентиновичу, третьи лица: Мурзагалиева Мария, Ожередова Татьяна Степановна, Отдел архитектуры и градостроительства администрации г. Евпатории Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании решения № 155-МВК от 27 июня 2017 года, акта о приемке завершенного переустройства и (или) перепланировки помещения № 51/13-2019 от 18 сентября 2019 года незаконными.

Требования мотивированы тем, что истцу на основании договора купли-продажи от 07 июня 2021 года принадлежит на праве собственности квартира, кадастровый , площадь 106,2 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. Номер государственной регистрации права - от 22 июня 2021 года.

После приобретения вышеуказанной квартиры, по истечении определенного времени между истцом Жуниковой А.С. и ответчиками Ожередовой Т.С. и Фурманюком С.В. возник спор относительно самовольно занятой части помещения и возведения последними без ведома истца перегородок в части помещений. За разрешением спора Жуникова А.С. обратилась в суд с исковым заявлением об истребовании имущества из незаконного владения.

10 октября 2023 года при ознакомлении с материалами гражданского дела № 2-1637/2023, которое находилось на рассмотрении в Евпаторийском городском суде Республики Крым, истцу стало известно о том, что Департаментом имущественных и земельных отношений администрации г. Евпатории Республики Крым было принято решение № 155-МВК от 27 июня 2017 года о согласовании переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений, а также подписан акт № 51/13-2019 от 18 сентября 2019 года о приемке завершенного переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, и имеется акт о согласии совладельцев от 01 декабря 2013 года.

Истец ссылается на то, что поскольку о принятии вышеуказанного решения № 155-МВК от 27 июня 2017 года и подписании акта № 51/13-2019 от 18 сентября 2019 года ей стало известно только 10 октября 2023 года, срок исковой давности для их обжалования она не пропустила.

Обжалуемое решение Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Евпатории Республики Крым № 155-МВК от 27 июня 2017 года о согласовании переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений и акт о приемке завершенного переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме № 51/13-2019 от 18 сентября 2019 года стали основанием для возникновения права собственности у ответчиков Ожередовой Т.С. и Фурманюка С.В.

Решением № 155-МВК от 27 июня 2017 года дано согласие на перепланировку и перевод подвальных помещений квартир №, по адресу: <адрес>, под магазин-кафетерий с дополнительными входами в соответствии с проектной документацией ООО «Крым-проект» № 170-04-17.

18 сентября 2017 года председателем межведомственной комиссии, секретарем и членами данной комиссии подписан акт о приемке завершенного переустройства и (или) перепланировки помещения, согласно которому в присутствии собственника помещения Фурманюка Сергея Валентиновича произведено обследование по адресу: <адрес>, 3, после проведенной перепланировки.

Основанием для приемки работ по перепланировке послужило решение межведомственной комиссии от 27 июня 2017 года № 155-МВК. Комиссия установила, что работы выполнены в соответствии с проектом, выполненным ООО «Крым-проект» № 170-04-17 с учетом внесенных изменений. Также указано, что акт приемки выполненных работ необходимо представить в орган регистрации прав.

Между тем, по мнению истца, выполненные в <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, работы не относятся к работам по перепланировке.

Жуникова А.С. указывает, что ответчиками фактически были выполнены работы по реконструкции <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, путем присоединения подвальных помещений и уменьшением общего имущества собственников квартир на земельный участок по вышеуказанному адресу. Ссылается на то, что поскольку была произведена реконструкция, повлекшая уменьшение размера общего имущества многоквартирного дома, для её осуществления на основании ч. 2 ст. 40 ЖК РФ требовалось согласие всех собственников помещений многоквартирного дома.

Постановлением администрации города Евпатории № 187-п от 31 марта 2015 года создана межведомственная комиссия по использованию жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым при администрации города Евпатории Республики Крым и утверждено Положение о ней, персональный состав межведомственной комиссии, форма акта о приемке завершенного переустройства и (или) перепланировки помещения.

Согласно Положению о межведомственной комиссии в полномочия комиссии входит: прием и рассмотрение заявлений, а также выдача уведомлений о переводе (отказе в переводе) жилого помещения в нежилое или нежилого в жилое помещение; прием и рассмотрение заявлений, а также выдача решений о согласовании переустройства или отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения; рассмотрение обращений граждан о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и (или) реконструкции; осуществление контроля за соблюдением заявителями условий проведения работ по переустройству и (или) перепланировке жилых (нежилых) помещений; прием завершенного переустройства и (или) перепланировки жилого (нежилого) помещения путем подписания соответствующего акта; выдача по запросу органов опеки и попечительства справки о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Однако, как указывает истец, в полномочия межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым при администрации <адрес> Республики Крым не входит вопрос о согласовании реконструкции жилого помещения. А в данном случае, в <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, были выполнены работы по реконструкции квартиры. Соответственно, решение Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым решения № 155-МВК от 27 июня 2017 года о согласовании переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений и акт № 51/13-2019 от 18 сентября 2019 года о приемке завершенного переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме приняты межведомственной комиссией в отсутствие соответствующих полномочий, а потому не могут быть признаны законными.

Также истец отмечает, что в соответствии с Положением межведомственная комиссия является постоянно действующим органом при администрации города Евпатории Республики Крым, юридическим лицом. В связи с чем, изготовление решения на бланке Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым администрации города Евпатории Республики Крым не свидетельствует о создании межведомственной комиссии, а указывает на то, что на момент принятия оспариваемого решения ДИЗО администрации города Евпатории Республики Крым был уполномоченным органом по принятию заявлений, адресованных в межведомственную комиссию, и хранению документации межведомственной комиссии.

Таким образом, истец Жуникова А.С. просит признать уважительным пропуск срока исковой давности на подачу искового заявления; признать незаконным решение Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым № 155-МВК от 27 июня 2017 года о согласовании переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений; признать незаконным акт № 51/13-2019 от 18 сентября 2019 года о приемке завершенного переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме.

Представитель истца Ким К.Р. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации г. Евпатории Республики Крым Юхневич Т.Ю. в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований, просила отказать в их удовлетворении.

Ответчик Фурманюк С.В., его представитель Ковачева Т.О. в судебном заседании также просили отказать в удовлетворении искового заявления. В представленных суду письменных возражениях ответчик Фурманюк С.В. указал, что в настоящее время он является единственным собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> Ранее ему и Ожередовой Т.С. в равных долях принадлежала <адрес> подвальными помещениями по адресу: <адрес>. Перепланировка принадлежащей им квартиры, а также квартиры Мурзагалиевой М.Я. была осуществлена с согласия председателя межведомственной комиссии заместителя главы Администрации города Евпатории Республики Крым А.И. Челомбитко и в соответствии с проектной документацией ООО «Крым-проект» № 170-04-17, что подтверждается решением о согласовании переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений № 155-МВК от 27 июня 2017 года. Впоследствии, по завершении строительных работ им был выдан акт о приемке завершенного переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме № 51/13-2019 от 18 сентября 2019 года. Мурзагалиева М.Я. совместно с ними занимались согласованием и получением разрешительных документов по перепланировке помещений с 2013 года. Также Фурманюк С.В. указал, что по акту приемки завершенной перепланировки он и Ожередова Т.С. перерегистрировали своё право собственности, чего не было сделано Мурзагалиевой М.Я.. В результате, она продала свою квартиру по неактуальным правоустанавливающим документам, где сумма общей площади квартиры и нежилых помещений значится как 106,2 кв.м., а в действительности на сегодняшний день площадь составляет 103,4 кв.м.

Также в своих возражениях ответчик Фурманюк С.В. отмечает, что ими действительно была проведена перепланировка, а не реконструкция, ссылается на ответ отдела архитектуры и градостроительства администрации города Евпатории от 16 октября 2015 года № 1751/01-09 «О согласовании проекта реконструкции», из которого следует, что представленный проект реконструкции подвальных помещений под магазин-кафетерий с устройством дополнительного входа фактически предполагает проведение перепланировки подвальных помещений. Указывает, что для проведения перепланировки ими было получено согласие всех владельцев квартир, что подтверждается актом о согласии совладельцев от 01 декабря 2023 года и справкой от ОСМД «Старе МИСТО» от 16 декабря 2014 года.

В своих дополнительных письменных возражениях ответчик Фурманюк С.В. также указал, что в 2013 году он обращался к Муртазалиевой М.Я. с предложением выкупить у нее 2 кв.м в подвальном помещении (для оборудования в его подвальном помещении отдельного входа со стороны улицы), но Муртазалиева М.Я. устно предложила совершить обмен, а не продажу, а именно: подвальное помещение под его квартирой №2 (9 кв.м) взамен части ее подвального помещения - 2 кв.м. Таким образом, их договоренность была оформлена в проекте 043/13-02-АР от 2013 года, который Муртазалиева М.Я. лично заказывала и оплачивала. В дальнейшем они согласовывали проект реконструкции с действующими по российскому законодательству органами исполнительной власти, путем устных и письменных обращений. В октябре 2015 года отделом архитектуры и градостроительства администрации города Евпатории им были даны разъяснения, что представленный ими проект реконструкции № 043/13-02-АР от 2013 года фактически предполагает проведение перепланировки подвальных помещений, и было рекомендовано представить на рассмотрение комиссии проект перепланировки, соответствующий действующему законодательству. В связи с чем, они заказали новый проект перепланировки №170-04-17 от 2017 года, в соответствии с которым и была произведена перепланировка.

Третье лицо Ожередова Т.С. в судебном заседании с исковым заявлением не согласилась, возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала правовую позицию ответчика Фурманюка С.В.

Третье лицо Мурзагалиева М. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила. Согласно представленным Мурзагалиевой М. письменным пояснениям она согласна с исковым заявлением. Указала, что в 2013 году к ней обратился Фурманюк С.В. и сообщил, что он хотел бы осуществить перепланировку подвальных помещений и организовать в своём помещении магазин. На тот момент она не возражала, так как Фурманюк С.В. заявил, что все расходы он понесёт самостоятельно. Они договорились, что Фурманюк С.В. производит перепланировку, против чего она не возражает и за это документы на её помещение также будут оформлены под магазин-кафетерий. Однако между ними не было каких-либо договоренностей насчёт того, что она передаст ответчику часть принадлежащей её площади и будет согласна на реконструкцию путем обустройства перегородок ее площади. Также указала, что она не подписывала заявление на получение разрешения на перепланировку, а, если даже и подписывала, то не придавала этому значения. Акт о завершении работ был подписан без осмотра помещений <адрес>, где выполненные работы не соответствовали плану (изменены дверные проемы, входы-выходы, осуществлен снос перегородок, демонтаж капитальной стены). О проведении комиссией обследования она не знала, акт не подписывала.

Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Евпатории Республики Крым, представители третьих лиц Отдела архитектуры и градостроительства администрации г. Евпатории Республики Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, с заявлениями и ходатайствами в адрес суда не обращались.

Допрошенный в судебном заседании свидетель Свидетель №1 суду пояснил, что он осуществлял юридическую деятельность и по обращению Фурманюка С.В., и Мурзагалиевой М. занимался вопросом перепланировки принадлежащих им помещений, окончательно этот процесс был завершен в установленном порядке 2 года назад. Для проведения перепланировки было получено согласие всех собственников дома, Мурзагалиевой М. было обо всем известно, она лично согласовывала всю необходимую документацию.

Свидетель ФИО12 в судебном заседании пояснил, что он является собственником <адрес> доме по адресу: <адрес>. Указал, что его соседями Фурманюком С.В., и Мурзагалиевой М. была осуществлена перепланировка принадлежащих им квартир с подвальными помещениями. Для согласования этой перепланировки было собрано общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Собрание проходило в квартире Мурзагалиевой М., никто из его участников не высказал возражений против планируемой перепланировки, все были согласны.

Исследовав материалы дела, выслушав мнение сторон, третьего лица, допросив свидетелей, суд считает исковые требования Жуниковой Анастасии Станиславовны о признании незаконными решения № 155-МВК от 27 июня 2017 года и акта № 51/13-2019 от 18 сентября 2019 года о приемке завершенного переустройства и (или) перепланировки помещения не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В соответствии с положениями ст. 212 Гражданского кодекса РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

На основании ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Как следует из ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения в области жилищных отношений относятся, в том числе, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами (далее также - приведение в соответствие с установленными требованиями), решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Из материалов дела установлено следующее.

По договору купли-продажи от 07 июня 2021 года Мурзагалиева Мария продала, а Жуникова Анастасия Станиславовна купила квартиру с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес> (Т. 1, л.д. 5). В Едином государственном реестре недвижимости право собственности Жуниковой А.С. зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, номер записи - (Т. 1, л.д. 6-7).

В свою очередь Мурзагалиева Мария приобрела вышеуказанную квартиру по договору купли-продажи от 25 декабря 2012 года у ФИО13 (Т. 1, л.д. 199). Решением Евпаторийского городского суда Автономной Республики Крым от 07 октября 2008 года по делу № 2-4321/2008 за ФИО13 признано право собственности на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 106,2 кв.м., жилой площадью 51,4 кв.м., которая складывается из помещений №, общей площадью 68,3 кв.м. и подвала под квартирой площадью 37,9 кв.м. (Т. 1, л.д. 70).

В соответствии со свидетельством о праве собственности на жилье, выданным Евпаторийским горсоветом 30 июня 1999 года на основании распоряжения органа приватизации № 6/65-РП от 30 июня 1999 года, Ожередовой Т.С. и Фурманюку С.В. принадлежала в равных долях <адрес> по адресу: <адрес>, площадью 46,1 кв.м. (Т. 1, л.д. 195; Т. 2, л.д. 161). При передаче квартиры в собственность, согласно справке о составе семьи нанимателя (Ожередовой Т.С.) и занимаемых ими помещений за квартирой № 2 был закреплен подвал площадью 34,1 кв.м. (Т. 2, л.д. 165).

Право собственности на 1/2 долю <адрес> по адресу: <адрес> <адрес> было зарегистрировано за Фурманюком С.В. 09 ноября 2013 года в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество (Т. 1, л.д. 196).

На основании договора дарения от 01 сентября 2022 года, удостоверенному нотариусом Евпаторийского городского нотариального округа ФИО14, Ожередова Т.С. безвозмездно передала в собственность - подарила Фурманюку С.В. 1/2 долю в праве общей долевой собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>, площадью 49,2 кв.м. (Т. 1, л.д. 59-60).

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости в настоящее время Фурманюк С.В. является единственным правообладателем нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес> площадью 49,2 кв.м., кадастровый (Т. 1, л.д. 61-62).

Постановлением Администрации города Евпатории Республики Крым от 20 октября 2021 года № 2134-п объекту недвижимого имущества: нежилому помещению с кадастровым номером 90:18:010134:4998 был присвоен новый адрес: <адрес> (Т. 1, л.д. 148).

В своём исковом заявлении Жуникова А.С. указывает, что ответчиком Фурманюком С.В. была произведена незаконная реконструкция, установлены перегородки, вследствие чего площадь принадлежащей ей квартиры была уменьшена.

Согласно материалам дела, департаментом имущественных и земельных отношений администрации г. Евпатории Республики Крым было принято решение № 155-МВК от 27 июня 2017 года о согласовании переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений (Т. 1, л.д. 190). Решение подписано председателем межведомственной комиссии, заместителем главы администрации города Евпатории Республики Крым. Указанным решением, в связи с обращением Фурманюка Сергея Валентиновича, Мурзагалиевой Марии Яковлевны, Ожередовой Татьяны Степановны, дано согласие на перепланировку и перевод подвальных помещений квартир №№ 2, 3 по адресу: <адрес> под магазин-кафетерий с дополнительными входами. Заявителям предписано осуществить перепланировку в соответствии с проектной документацией ООО «Крым-проект» № 170-04-17, после выполнения ремонтно-строительных работ в установленном порядке обратиться с заявлением в межведомственную комиссию для подготовки и подписания акта приемочной комиссии о завершении перепланировки жилого помещения; на заявителей возложена обязанность по осуществлению переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с проектом (проектной документацией) и с соблюдением требований строительных норм и правил. Также решением установлено, что межведомственная комиссия осуществляет приемку выполнения ремонтно-строительных работ и подписание акта о завершении переустройства и перепланировки нежилого помещения в установленном порядке, приемочная комиссия после подписания акта о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения направляет подписанный акт в орган местного самоуправления. Контроль за исполнением решения возложен на межведомственную комиссию по использованию жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым.

18 сентября 2019 года межведомственной комиссией по использованию жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым (далее - МВК) по результатам обследования по адресу: <адрес>, <адрес> подписан акт № 51/13-2019 о приемке завершенного переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме (Т. 1, л.д. 9). В акте указано, что основанием для производства работ по перепланировке послужило решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки № 155-МВК от 27 июня 2017 года. Комиссией было установлено, что работы выполнены в соответствии с проектом (корректировка проекта) 170-04-17 «Перепланировка и перевод подвальных помещений <адрес> с устройством дополнительных входов по адресу: <адрес>, <адрес>». После выполненной перепланировки определено назначение подвальных помещений <адрес>: - тамбур площадью 5,0 кв.м., - подсобное помещение площадью 5,30 кв.м., - санузел площадью 3,90 кв.м., - магазин-кафетерий (винный погребок) площадью 35,0 кв.м. Также определено назначение помещений <адрес>: - кухня площадью 9,90 кв.м., - санузел площадью 1,40 кв.м., - жилая комната площадью 19,30 кв.м., - жилая комната площадью 9,80 кв.м., - жилая комната площадью 22,30 кв.м., - прихожая площадью 5,60 кв.м., - подсобное помещение, площадью 7,40 кв.м., - торговый зал площадью 27,70 кв.м.

Таким образом, судом установлено, что по результатам проведённой перепланировки, в соответствии с актом межведомственной комиссии № 51/13-2019 от 18 сентября 2019 года площадь помещений <адрес>, принадлежащей на тот момент Мурзагалиевой М., составляла 103,3 кв.м, при отчуждении квартиры Жуниковой А.С. данные изменения учтены не были.

В силу положений ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений). Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

Согласно положениям ч.ч. 4 - 6, 8, 9 статьи 23 ЖК РФ решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 данной статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий перевод помещений.

Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений.

На основании положений ст. 23 (ч.ч. 6, 7, 8, 9) ЖК РФ в случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 данной статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо. Данный документ подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, если для такого использования не требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ.

Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 данной статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем, и (или) иных работ.

Завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы (далее - орган регистрации прав). Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.

Часть 1 статьи 26 ЖК РФ предусматривает, что переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

В соответствии с положениями части 6 статьи 26 ЖК РФ документ, подтверждающий принятие положительного решения по данному вопросу, является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме.

На основании ст. 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган регистрации прав.

В ч. 1 ст. 29 ЖК РФ указано, что самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 данного кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 кодекса.

Понятие реконструкции предусмотрено пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации: реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Согласно п.2.2 ст.23 ЖК РФ примыкающими к переводимому помещению признаются помещения, имеющие общую с переводимым помещением стену или расположенные непосредственно над или под переводимым помещением. Согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение оформляется собственником помещения, примыкающего к переводимому помещению, в письменной произвольной форме, позволяющей определить его волеизъявление. В этом согласии указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения, примыкающего к переводимому помещению, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица - собственника помещения, примыкающего к переводимому помещению, паспортные данные собственника указанного помещения, номер принадлежащего собственнику указанного помещения, реквизиты документов, подтверждающих право собственности на указанное помещение.

Согласно части 2 статьи 40 ЖК РФ если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Из материалов дела судом установлено, что по заказу ФИО15 в 2013 году коммунальным предприятием «Евпаторияпроект» был подготовлен проект «Вход в магазин по <адрес> <адрес> <адрес>» 043/13-02-АР, который, как видно из схематического плана, предполагал уменьшение площади подвального помещения Муртазалиевой М.Я. при обустройстве входа (Т. 2, л.д. 98-104). Оказание услуг КП «Евпаторияпроект» по изготовлению проекта было оплачено ФИО15 по счет-фактура № СФ-0000043 от 13 февраля 2013 года (Т. 2, л.д. 105).

29 мая 2013 года Мурзагалиева М.Я., Фурманюк С.В., Ожередова Т.С. обратились к директору департамента по развитию территории Евпаторийского городского совета с заявлением о выдаче заключения о возможности строительства реконструкции помещений подвального этажа под магазин с кафетерием с устройством дополнительного входа согласно эскизного проекта -АР (Т. 2, л.д. 110).

Как следует из акта о согласии совладельцев от 01 декабря 2013 года, совладельцы (соседи), проживающие в домовладении <адрес>, не возражали против реконструкции подвальных помещений , под магазин-кафетерий с устройством дополнительных входов, которую планируют произвести совладельцы дома: Фурманюк С.В. и Ожередова Т.С. - собственники <адрес> вместе с Мурзагалиева М.Я, - собственником <адрес> (Т. 1, л.д. 157). Указанный акт подписан собственником <адрес> - ФИО20 и совладельцами <адрес> - ФИО12 и ФИО16, их подписи удостоверены председателем ОСМД «СТАРЕ МИСТО 20/7» Фурманюком С.В.

Департаментом по развитию территории Евпаторийского городского совета было принято заключение от 06 декабря 2013 года № 01-3/3116, согласно которому управление архитектуры и градостроительства департамента по развитию территории Евпаторийского городского совета не возражало в выполнении работ по реконструкции нежилых помещений , подвального этажа под магазин-кафетерий с устройством дополнительного входа по <адрес> в соответствии с разработанным проектом в установленном законом (Т. 2, л.д. 111).

В соответствии с ответом 16 октября 2015 года № 1751/01-09, адресованным Фурманюку С.В., отделом архитектуры и градостроительства администрации города Евпатории Республики Крым было рассмотрено заявление о согласовании проекта реконструкции подвальных помещений по <адрес> <адрес> <адрес> (Т. 1, л.д. 161). По результатам рассмотрения сделан вывод о том, что представленный проект реконструкции подвальных помещений , под магазин-кафетерий с устройством дополнительного входа по адресу: <адрес>, <адрес> фактически предполагает проведение перепланировки подвальных помещений. Указано, что перепланировка нежилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт. Заявителю рекомендовано обратиться за получением муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения».

Также согласно ответу отдела архитектуры и градостроительства администрации города Евпатории предоставил от 23 мая 2016 года №264/01-09 «О согласовании проекта реконструкции объекта капитального строительства» Мурзагалиевой М.Я., Фурманюку С.В., Ожередовой Т.С. было рекомендовано представить на рассмотрение комиссии проект перепланировки, соответствующий действующему законодательству с учетом требований Федерального Закона от 25 июня 2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и в рамках сохранения комплексной охранной зоны исторического центра города Евпатории (Т. 1, л.д. 164)

По заказу Ожередовой Т.С., Мурзагалиевой М.Я., Фурманюка С.В ООО «Крымпроект» в 2017 году был разработан проект № 170-04-17 «Перепланировка и перевод подвальных помещений <адрес> под магазин-кафетерий с устройством дополнительных входов по адресу: <адрес>, <адрес> (Т. 1, л.д. 213-242). В разделе «Архитектурно-строительные решения» проекта указано, что для перепланировки помещений выполняются, в том числе, работы по демонтажу части существующих перегородок между помещениями , 12, 13; демонтажу оконных блоков и несущей подоконной зоны в помещениях , 12; пробивка проема между помещениями и с устройством металлической перемычки; устройство новой перегородки в помещении для устройства тамбура и др.

22 мая 2017 года Мурзагалиева М.Я., Фурманюк С.В., Ожередова Т.С. обратились с совместным заявлением в межведомственную комиссию по использованию жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым о переводе жилого помещения в нежилое и изменении функционального назначения подвальных помещений под магазин, с перепланировкой и устройством дополнительного входа (Т. 1, л.д. 191).

Таким образом, доводы истца о том, что ответчиком Фурманюком С.В. и третьим лицом Ожередовой Т.С. была произведена незаконная реконструкция помещений в отсутствие согласия всех собственников дома опровергается собранными по делу доказательствами.

При этом суд критически относится к пояснениям третьего лица Мурзагалиевой М.Я. в части того, что она не давала своего согласия и не знала о перепланировке подвальных помещений, предполагающей уменьшение площади её помещения, поскольку об обратном свидетельствуют все имеющиеся в материалах дела документы, в том числе заявления и обращения в уполномоченные органы, по подготовке проектной документации и её согласованию. Кроме того, Мурзагалиевой М.Я. не могло быть неизвестно о том, что в принадлежащем ей помещении фактически осуществляются строительные и ремонтные работы по уменьшению площади нежилого помещения, а также по обустройству отдельного выхода из нежилого помещения на территорию общего земельного участка, однако каких-либо мер к защите своего права собственности, в случае если обо было нарушено, она не предприняла.

По общему правилу при заключении договора купли-продажи объекта недвижимости право собственности к покупателю переходит в том виде, в каком оно существовало у продавца. В связи с чем, то обстоятельство, что фактическое состояние объекта недвижимости не соответствует его характеристикам, указанным в правоустанавливающих документах и документах технической инвентаризации, должно было быть выяснено истцом Жуниковой А.С. при заключении договора купли-продажи от 07 июня 2021 года. В связи с чем суд считает, что истцом выбран неправильный способ защиты своих прав.

Таким образом, анализируя вышеизложенное, исследовав обстоятельства дела, проверив их доказательствами, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, исходя из принципов разумности и справедливости, суд приходит к выводу от отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Жуниковой Анастасии Станиславовны в пределах избранного истцом способа защиты нарушенного права.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 209, 320, 321 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Жуниковой Анастасии Станиславовны к Администрации г. Евпатории Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации <адрес> Республики Крым, Фурманюку Сергею Валентиновичу, третьи лица: Мурзагалиева Мария, Ожередова Татьяна Степановна, Отдел архитектуры и градостроительства администрации <адрес> Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании решения № 155-МВК от 27 июня 2017 года, акта о приемке завершенного переустройства и (или) перепланировки помещения № 51/13-2019 от 18 сентября 2019 года незаконными - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд Республики Крым в течение месяца.

Судья                                А.И. Лантратова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-204/2024 (2-2328/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Жуникова Анастасия Станиславовна
Ответчики
Фурманюк Сергей Валентинович
ДИЗО Администрации г. Евпатории РК
Администрация г.Евпатория
Другие
отдел архитектуры и градостроительства администрации г.Евпатория
Ожередова Татьяна Степановна
Ким Константин Робертович
Мурзагалиева Мария
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру
Суд
Евпаторийский городской суд Республики Крым
Судья
Лантратова Антонина Ивановна
Дело на странице суда
evpatoriya.krm.sudrf.ru
11.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.10.2023Передача материалов судье
11.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.10.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
09.11.2023Предварительное судебное заседание
07.12.2023Судебное заседание
10.01.2024Судебное заседание
06.02.2024Судебное заседание
05.03.2024Судебное заседание
11.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.04.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
03.04.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
26.08.2024Судебное заседание
12.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее