Решение по делу № 2-369/2024 от 04.03.2024

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пгт.Каа-Хем                                              ДД.ММ.ГГГГ

Кызылский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Доржу Р.А., при секретаре Сат А.А.,

с участием представителя истца - помощника Кызылского межрайонного прокурора Ф., представителя административного ответчика по доверенности П..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Кызылского межрайонного прокурора Республики Тыва Ф. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва о возложении обязанности устранить нарушения,

    установил:

Заместитель Кызылского межрайонного прокурора Ф. обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском к Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва о возложении обязанности устранить нарушения. В обосновании иска указывается, что проведенной Кызылской межрайонной прокуратурой совместно государственным инспектором OГИБДД МО МВД РФ «Кызылский» проверкой улично-дорожной сети на территории с. <адрес> Кызылского <адрес> установлено, что администрацией муниципального района Кызылский кожуун» Республики Тыва в нарушение законодательства ненадлежащим образом исполняется обязанность по содержанию, ремонту дорог, оборудованию дорог дорожными знаками и стационарным электрическим освещением на территории с.<адрес> Кызылского <адрес>. В частности, актом ОГИБДД МО МВД РФ «Кызылский» от ДД.ММ.ГГГГ выявлены нарушения улично-дорожной сети с.<адрес>, а именно на всей протяженности автодороги по 100-летия, <адрес>, Набережная отсутствует уличное стационарное электрическое освещение в нарушение требования п.6.9 ГОСТ Р 50597-2017, п.7.5 ГОСТ 33220-2015, п.4.6 ГОСТ Р 52766-2007; вдоль Детской школы искусств по <адрес> «Б», возле МБОУ <адрес> СОШ им. А., возле ГАНОО «Аграрный лицей-интернат Республики Тыва», возле детского сада «Колосок», возле детского сада «Петушок» в нарушение требований п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019 отсутствует тротуар (пешеходная дорожка) вдоль автомобильной дороги; в нарушение требований ГОСТ Р-50597-2017, ГОСТ Р 52289-2019 отсутствуют дорожные знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости 20 км/ч», 5.20 «Искусственная неровность»; на пересечении улиц Интернациональная-Горная со стороны <адрес> отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу» ПДД РФ в нарушение требований ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52289-2019. Полагая, что указанные нарушения законодательства и Правил дорожного движения могут повлечь дорожно-транспортные происшествия, увеличивают вероятность аварийной ситуации, угрожают жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе детей, заместитель Кызылского межрайонного прокурора Ф. просил обязать администрацию муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва устранить нарушения требований федерального законодательства в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу: 1) на всей протяженности автодороги по улицам 100-летия, <адрес>, Набережная с. <адрес> установить уличное стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями п.6.9 ГОСТ Р 50597-2017, п.7.5 ГОСТ 33220-2015, п.4.6 ГОСТ Р 52766-2007; 2) вдоль Детской школы искусств по <адрес> «Б», возле МБОУ <адрес> СОШ им. А., возле ГАНОО «Аграрный лицей-интернат Республики Тыва», возле детского сада «Колосок», возле детского сада «Петушок» в с.<адрес> Кызылского <адрес> установить: ограничивающие пешеходные ограждения в соответствии с требованиями п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019, тротуар (пешеходная дорожка) вдоль автомобильной дороги в соответствии с требованиями раздела 4.5 ГОСТ Р 52766-2007, установить дорожные знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости 20 км/ч», 5.20 «Искусственная неровность» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52289-2019; 3) установить на пересечении улиц Интернациональная – Горная со стороны <адрес> дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу» ПДД РФ в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 522-89-2019.

В письменном пояснении представитель ответчика П.. указывает, что акт выездного обследования ОГИБДД МО МВД России «Кызылский» от ДД.ММ.ГГГГ не может служить доказательством, поскольку проверка проводилась в дневное время и невозможно объективно установить отсутствие освещения на автомобильных дорогах населенного пункта с.<адрес> при наличии столбов для установки освещения и наличия в столбах некоторых улиц наружных осветительных установок. Полагает, что акт составлен неуполномоченным должностным лицом – Государственным инспектором безопасности дорожного движения ОГИБДД МО МВД России «Кызылский», поскольку в соответствии с пп. а, п.5 Положений о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ уполномоченными на осуществление федерального надзора являются инспектора уполномоченных органов федерального надзора в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов старшие государственные инспектора дорожного надзора, государственные инспектора дорожного надзора.

Представитель истца Ф. в судебном заседании поддержала исковое заявление в полном объеме.

Представитель административного ответчика Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва П.. возражал в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в возражении.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд установил следующее.

    В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон №196-ФЗ).

В соответствии со ст.2 Федерального закона №196-ФЗ под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Согласно ст.3 Федерального закона №196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

По смыслу ст.12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии со ст.5 Федерального закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в частности, посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

В силу п.1 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; к элементам обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, предназначенные для освещения автомобильных дорог.

В соответствии с ч.9 ст.6 Федерального закона №257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно ч.3 ст.15 Федерального закона №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В силу п.п.5, 25 п.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об основных принципах организации местного самоуправления» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.

Согласно ст.13 Федерального закона №257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с пп.5 п.1 ст.14, пп.5 п.1 ст.15 Федерального закона № 131-ФЗ, ч.1 ст.13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в п.7 ст.3 Федерального закона №257-ФЗ.

С учетом положений ст.34 и 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, контрольно-счетным органом муниципального образования, а также иными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Уставом муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва в п.5 ч.1 ст.5 «Вопросы местного значения муниципального района» установлено, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального района.

Соответственно дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог внутри сельского поселения <адрес> Кызылского <адрес> Республики Тыва реализуются Администрацией муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва.

Согласно ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п.3 ч.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №443-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений в области организации дорожного движения относятся, в том числе установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.

В силу ч.1 ст.17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Основными нормативными документами, устанавливающими требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог являются ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ , ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденный и введенный в действие Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ -ст, которые признаны национальными стандартами.

Все требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Согласно требованиям пункта 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017 средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766-2007.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам утвержден п национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В рамках данного национального проекта предписано, что программы дорожной деятельности, разрабатываемые и реализуемые в целях настоящего федерального проекта, в том числе, должны предусматривать мероприятия, направленные на обеспечение видимости транспортных средств и пешеходов в ночное время, в том числе за счет устройства наружного освещения в населенных пунктах, в пределах транспортных развязок, пешеходных переходов, в местах расположения остановок общественного транспорта и аварийно-опасных участках.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ и.о. Кызылского межрайонного прокурора Ф. принято решение о проведении проверки в Администрации муниципального района «<адрес>» Республики Тыва о соблюдении требований законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности со сроком проведения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, проведение проверки поручено помощнику прокурора О. совместно с ОГИБДД МО МВД РФ «Кызылский».

ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст.ст.6 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» начальнику ОГИБДД МО МВД России «Кызылский» направлено требование о проведении выездной проверки на территории с.<адрес> Кызылского <адрес> на предмет соответствия требования законодательства в сфере безопасности дорожного движения с отражением сведений о наличии соответствующих дорожных разметок, на всей протяженности дороги, о соответствии дорожного полотна, о наличии уличного освещения вдоль дороги; о наличии дорожных знаков; о наличии искусственных неровностей возле образовательных школьных и дошкольных учреждений; о наличии дорожного ограждения возле образовательных школьных и дошкольных учреждений.

Из акта выездного обследования по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ проведенного ДД.ММ.ГГГГ с 11:00 до 12:00 часов, отделением ГИБДД МО МВД России «Кызылский» по требованию и.о. Кызылского межрайонного прокурора Ф. следует, что по результатам выездного обследования установлено:

- на всей протяженности улиц 100-летия, <адрес>, Набережная с. <адрес> Кызылского <адрес> отсутствует уличное стационарное электрическое освещение в нарушении требований п. 6.9 ГОСТ Р 50597-2017, п. 7.5 ГОСТ 33220-2015, п. 4.6 ГОСТ Р 52766-2007;

- на проезжей части автодороги улиц 100-летия, <адрес>, Набережная с.<адрес> Кызылского <адрес> имеется уплотнение снега (снежный накат), так же обочины находятся в неудовлетворительном состоянии, а именно покрыты рыхлым снегом (комки уплотненного снега) в нарушении требований п. 8 ГОСТ Р 50597-2017;

- возле Детской школы искусств расположенного по адресу: с.<адрес>, <адрес>Б со стороны ул.100-летия отсутствует искусственная дорожная неровность, вдоль детского учреждения отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения, в нарушение требований п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019; отсутствует тротуар (пешеходная дорожка) вдоль автомобильной дороги в нарушении требований раздела 4.5 ГОСТ Р 52766- 2007, отсутствует искусственная дорожная неровность, а так же отсутствуют дорожные знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости 20км/ч» 5.20 «Искусственная неровность» ПДД РФ в нарушении требований ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52289-2019;

- возле МБОУ <адрес> СОЩ им. А. отсутствует искусственная дорожная неровность, вдоль детского учреждения отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения, в нарушение требований п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019; отсутствует тротуар (пешеходная дорожка) вдоль автомобильной дороги в нарушении требований раздела 4.5 ГОСТ Р 52766- 2007, а так же отсутствуют дорожные знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости 20км/ч» 5.20 «Искусственная неровность» ПДД РФ в нарушении требований ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52289-2019;

- возле ГАНОО «Аграрный лицей-интернат РТ» расположенного по адресу: с.<адрес> <адрес> возле Детского сада «Петушок» отсутствует искусственная дорожная неровность, вдоль детских учреждений отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения, в нарушение требований п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019; отсутствует тротуар (пешеходная дорожка) вдоль автомобильной дороги в нарушении требований раздела 4.5 ГОСТР 52766-2007;

- возле детского сада «Колосок» с.<адрес> Кызылского <адрес> расположенного по адресу: с.<адрес>, <адрес> отсутствует искусственная дорожная неровность, вдоль детских учреждений отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения, в нарушение требований п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019; отсутствует тротуар (пешеходная дорожка) вдоль автомобильной дороги в нарушении требований раздела 4.5 ГОСТ Р 52766-2007, а так же дорожные знаки 1.23 «Дети», 3.24 «Ограничение максимальной скорости 40 км/ч» ПДД РФ не соответствует по ГОСТу в нарушении требований ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52289-2019;

- на пересечении улиц Интернациональная-Горная с.<адрес> Кызылского <адрес> со стороны <адрес> отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу» ПДД РФ в нарушении требований ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52289-2019.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Кызылского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц в суд с настоящим иском, поскольку как полагает прокурор указанные нарушения законодательства и Правил дорожного движения могут повлечь дорожно-транспортные происшествия, увеличивают вероятность аварийной ситуации, угрожают жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе детей.

Вступившим в законную силу решением Кызылского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу а-1555/2024 административное исковое заявление заместителя Кызылского межрайонного прокурора Республики Тыва Ф. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва о признании незаконным бездействия по исполнению обязанности по обустройству дорожного полотна на территории с. <адрес> Кызылского <адрес> Республики Тыва и возложении обязанности устранить нарушения удовлетворено частично. Признано незаконным бездействие Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва по обустройству искусственных неровностей возле МБОУ <адрес> СОШ им. А., ГБОУ «Аграрный лицей Республики Тыва», МБДОУ «Детский сад «Колосок», Детской школы искусств в с. <адрес> Кызылского <адрес> Республики Тыва в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52605-2006, устранению повреждения дорожного знака 2.3.3 ПДД РФ возле <адрес> с.<адрес> Кызылского <адрес> в соответствии с требованиями раздела 6.2 ГОСТ Р 52766-2007. На Администрацию муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу: обустроить искусственные неровности возле МБОУ <адрес> СОШ им.А., ГБОУ «Аграрный лицей Республики Тыва», МБДОУ «Детский сад «Колосок», Детской школы искусств в с.<адрес> Кызылского <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52605-2006, устранить повреждения дорожного знака 2.3.3 ПДД РФ возле <адрес> с.<адрес> Кызылского <адрес> в соответствии с требованиями раздела 6.2 ГОСТ Р 52766-2007.В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказать.

Указанным судебным актом установлено, что Администрацией муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва как субъекта, ответственного за содержание вышеуказанных автомобильных дорог, всех мер к соблюдению действующего законодательства по обустройству искусственных неровностей возле МБОУ <адрес> СОШ им. А., ГБОУ «Аграрный лицей Республики Тыва», МБДОУ «Детский сад «Колосок», Детской школы искусств в с.<адрес> Кызылского <адрес> Республики Тыва в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52605-2006, устранению повреждения дорожного знака 2.3.3 ПДД РФ возле <адрес> с. <адрес> Кызылского <адрес> Республики Тыва в соответствии с требованиями раздела 6.2 ГОСТ Р 52766-2007 не принимается.

При этом в части требований о нанесении на всей протяженности автодорог с.<адрес> Кызылского <адрес> горизонтальной разметки суд пришел к выводу об отсутствии бездействия со стороны Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» в части нанесения дорожной разметки, так как в соответствии с муниципальным контрактом №Ф.2023.05 заключенным между Администрацией муниципального района «Кызылский кожуун Республики Тыва «Заказчик» и Обществом с ограниченной ответственностью «Дорожно-технический сервис «Подрядчик» предусмотрено выполнение работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки в с.<адрес> и в <адрес> пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна, срок выполнения работ по контракту - с даты заключения по ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, в части требований о признании незаконным бездействия в части установки электрического освещения и возложении обязанности установить освещение судом оставлено без удовлетворения, поскольку администрацией Кызылского <адрес> в указанном направлении работа проводится, подана заявка на участие в государственной программе «Комплексное развитие сельских территорий». Согласно протоколу заседания комиссии по отбору проектов развития сельских территорий и распределению субсидий муниципальным районам Республики Тыва в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» от ДД.ММ.ГГГГ в с.<адрес> Кызылского <адрес>, в рамках проекта предусмотрено освещение улично-дорожной сети 34 улиц с.<адрес> Кызылского <адрес>. Сводный сметный расчет от 2021 года на 4 квартал 2020 год стоимостью <данные изъяты> со сроком реализации - 2024 год.

В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ, а также разъяснений, изложенных в п.9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О судебном решении», обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Под судебным постановлением, указанным в ч.2 ст.61 ГПК РФ, понимается любое судебное постановление, которое согласно ч.1 ст.13 ГПК РФ принимает суд (судебный приказ, решение суда, определение суда).

Таким образом, поскольку вышеуказанным вступившим в законную силу решением требования прокурора о возложении обязанности установить освещение на всей протяженности автодороги по <адрес>, <адрес> с. <адрес> уличное стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями п. 6.9 ГОСТ Р 50597-2017, п. 7.5 ГОСТ 33220-2015, п. 4.6 ГОСТ Р 52766-2007 судом оставлено без удовлетворения и так как они идентичны в части требований о возложении обязанности установить на всей протяженности автодороги по улицам 100-летия, Кызылская, Салчак Тока, Кечил-оола, Фрунзе, Интернациональная, Саянская, Геологов, Набережная с. <адрес> уличное стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями п. 6.9 ГОСТ Р 50597-2017, п. 7.5 ГОСТ 33220-2015, п. 4.6 ГОСТ Р 52766-2007 по настоящему делу, то они также не подлежат удовлетворению.

В части требований о возложении обязанности установить освещение на всей протяженности автодороги по улицам 100-летия, Буровая также суд оставляет без удовлетворения, в связи с тем как установлено вышеуказанным решением администрацией Кызылского <адрес> в указанном направлении работа проводится и оснований обязывать администрацию установить уличное стационарное электрическое освещение суд не усматривает.

Представленный в материалы дела акт выездного обследование по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ, подписанный государственным инспектором безопасности дорожного движения отделения ГИБДД МО МВД России «Кызылский» Д. подтверждает несоответствие Дороги техническим регламентам и иным нормативным документам.

И данный акт должностного лица Администрацией не оспаривалось.

На основании данного акта Кызылским межрайонным прокурором в Администрацию муниципального района Кызылский кожуун направлено требовании от ДД.ММ.ГГГГ -адм/Исорг44-24, на который начальником финансового управления Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва С. ДД.ММ.ГГГГ дан ответ о том, что на 2024 год в бюджете муниципального района «Кызылский кожуун» на выполнение работ по содержанию уличной сети в с.<адрес> денежные средства не предусмотрены.

Применение такой меры, как выдача предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, связано с реализацией публично-значимой цели защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Совершение всех необходимых действий для выполнения этих мероприятий, которые являются крайне необходимыми в целях обеспечения безопасности дорожного движения на указанных участках автомобильных дорог с.<адрес> Кызылского <адрес> должно производиться с соблюдением сроков, указанных в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и это возможно сделать в указанный в исковом заявлении трех месячный срок.

Указанные доказательства соответствуют требованиям закона, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, так как они не содержат никаких противоречий, в связи с чем признаются допустимыми и достоверными доказательствами.

Доводы представителя ответчика о том, что неуполномоченным должностным лицом - Государственным инспектором безопасности дорожного движения ОГИБДД МО МВД России «Кызылский» составлен акт, суд находит несостоятельными, поскольку эти вопросы подлежат разрешению в процессе выполнения мероприятий по обустройству стационарным освещением автомобильных дорог, которые не соответствуют требованиям ГОСТ, и на которые обращено внимание Кызылского межрайонного прокурора.

Представленное стороной ответчика письмо, адресованное Кызылскому межрайонному прокурора Г. от ДД.ММ.ГГГГ и акт обследования дорог вблизи образовательных учреждений МБОУ <адрес> СОШ им. А., ГБОУ «Аграрный лицей РТ «МБДОУ «Детский садик Колосок», детская школа искусств в с.<адрес> Кызылского <адрес> Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ к исполнению требований прокурора настоящему делу отношения не имеет, поскольку как следует из указанных документов администрацией муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва совершены действия по исполнению исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ с предметом исполнения, которого было обустроить искусственные неровности возле указанных учреждений и устранить повреждения дорожного знака 2.3.3 ПДД РФ возле <адрес> с.<адрес> Кызылского <адрес>.

Кроме того судом принято во внимание то обстоятельство, что доказательств о принятии Администрацией муниципального района «Кызылский кожуун» как субъекта, ответственного за содержание вышеуказанных автомобильных дорог, всех мер к соблюдению действующего законодательства по устранению нарушения требований федерального законодательства в материалы дела не представлено. В материалах дела отсутствует какой-либо акт органа местного самоуправления или уполномоченной организации, подтверждающий соответствие Дороги техническим регламентам и иным нормативным документам, в том числе требованиям ГОСТ Р 50597-2017 и ГОСТ Р 52289-2019.

Сведений о наличии обстоятельств, объективно препятствующих Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва соблюдению требований по обеспечению безопасности дорожного движении при содержании дорог, в материалы дела не представлено.

При изложенных обстоятельствах суд признает ненадлежащим исполнение Администрацией муниципального района «Кызылский кожуун» возложенных на нее обязанностей по содержанию, ремонту дорог, оборудованию дорог дорожными знаками на территории с.<адрес> Кызылского <адрес> в нарушение требований законодательства по обеспечению безопасности дорожного движении. Поскольку не соблюдение указанных нарушений законодательства и Правил дорожного движения могут повлечь дорожно-транспортные происшествия, увеличивают вероятность аварийной ситуации, угрожают жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе детей в районе детских учреждений.

Таким образом, исследовав фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения в части исковых требований заместителя Кызылского межрайонного прокурора Республики Тыва Ф. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» о возложении обязанности установить вдоль Детской школы искусств по <адрес> «Б», возле МБОУ <адрес> СОШ им. А., возле ГАНОО «Аграрный лицей-интернат Республики Тыва», переименованного Приказом Министерства образования Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ в Государственную автономную общеобразовательную организацию Республики Тыва «Аграрный лицей имени Народного учителя Республики Тыва М.», возле детского сада «Колосок», возле детского сада «Петушок» в с.<адрес> Кызылского <адрес> ограничивающие пешеходные ограждения, установить тротуар (пешеходная дорожка) вдоль автомобильной дороги Детской школы искусств по <адрес> «Б», возле МБОУ <адрес> СОШ им. А., возле ГАОО РТ «Аграрный лицей имени Народного учителя Республики Тыва М.», возле детского сада «Колосок», возле детского сада «Петушок» в с.<адрес> Кызылского <адрес>; установить дорожные знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости 20 км/ч», 5.20 «Искусственная неровность»; вдоль Детской школы искусств по <адрес> «Б», возле МБОУ <адрес> СОШ им.А., возле ГАОО РТ «Аграрный лицей имени Народного учителя Республики Тыва М.», возле детского сада «Колосок», возле детского сада «Петушок» в с.<адрес> Кызылского <адрес>; установить на пересечении улиц Интернациональная-Горная со стороны <адрес> дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу» ПДД РФ.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 196-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление заместителя Кызылского межрайонного прокурора Республики Тыва Ф. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва о возложении обязанности устранить нарушения удовлетворить частично.

Обязать Администрацию муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу:

- установить вдоль Детской школы искусств по <адрес> «Б», возле Муниципального бюджетного образовательного учреждения <адрес> средней образовательной школы им.А., возле Государственной автономной общеобразовательной организации Республики Тыва «Аграрный лицей имени Народного учителя Республики Тыва М.», возле детского сада «Колосок», возле детского сада «Петушок» в с.<адрес> Кызылского <адрес> ограничивающие пешеходные ограждения в соответствии требованиями п. ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019;

- установить тротуар (пешеходная дорожка) вдоль автомобильной дороги Детской школы искусств по <адрес> «Б», возле Муниципального бюджетного образовательного учреждения <адрес> средней образовательной школы им.А., возле Государственной автономной общеобразовательной организации Республики Тыва «Аграрный лицей имени Народного учителя Республики Тыва М.», возле детского сада «Колосок», возле детского сада «Петушок» в с.<адрес> Кызылского <адрес> в соответствии с требованиями раздела 4.5 ГОСТ Р 52766-2007;

- установить дорожные знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости 20 км/ч», 5.20 «Искусственная неровность» в соответствии требованиями ГОСТ Р-50597-2017, ГОСТ Р 52289-2019 вдоль Детской школы искусств по <адрес> «Б», возле Муниципального бюджетного образовательного учреждения <адрес> средней образовательной школы им.А., возле Государственной автономной общеобразовательной организации Республики Тыва «Аграрный лицей имени Народного учителя Республики Тыва М.», возле детского сада «Колосок», возле детского сада «Петушок» в с.<адрес> Кызылского <адрес>;

- установить на пересечении улиц Интернациональная – Горная со стороны <адрес> с.<адрес> Кызылского <адрес> дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу» ПДД РФ в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52289-2019.

В части исковых требований установить на всей протяженности автодороги по улицам 100-летия, <адрес>, Набережная с. <адрес> уличное стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями п. 6.9 ГОСТ Р 50597-2017, п. 7.5 ГОСТ 33220-2015, п. 4.6 ГОСТ Р 52766-2007 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва через Кызылский районный суд Республики Тыва в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                    подпись                Р.А. Доржу

Копия верна, судья:______________________Р.А. Доржу

2-369/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Кызылская межрайонная прокуратура Республики Тыва
Ответчики
Администрация муниципального района "Кызылский кожуун" РТ
Другие
Администрацию сельского поселения Сумона Сукпак Кызылского кожууна Республики Тыва
Суд
Кызылский районный суд Республики Тыва
Судья
Бадмаева Надежда Бадмаевна
Дело на странице суда
kizilskiy-r.tva.sudrf.ru
04.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.03.2024Передача материалов судье
07.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.04.2024Судебное заседание
22.05.2024Судебное заседание
03.07.2024Судебное заседание
12.07.2024Судебное заседание
19.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее