РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 октября 2021 года г. Саратов
Волжский районный суд г.Саратова в составе:
председательствующего судьи Даниленко А.А.
при помощнике судьи ФИО3,
с участием представителя истца, представителей ответчиков
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 Гадир оглы к администрации муниципального образования «<адрес>», Комитету по строительству и инженерной защите администрации муниципального образования "<адрес>" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, взыскании ущерба
установил:
Истец обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «<адрес>», управлению по инженерной защите администрации муниципального образования «<адрес>», об обязании организовать ливневую канализацию, дождеприемные колодцы, взыскании ущерба, в обоснование указал, что он является собственником жилого дома по адресу: <адрес>. Указывает, что данный жилой дом находится в низине по естественному уклону участка местности от <адрес> в сторону <адрес>. В результате такого расположения все дождевые и талые воды стекают по естественному уклону в сторону жилого дома, тем самым вызывая разрушения и намокание отделочных покрытий в помещении жилого дома. Ливневые канализации, дождеприемные колодцы, которые должны быть установлены в целях предотвращения разрушения жилых объектов по настоящее время отсутствуют. Истец неоднократно обращался в администрацию муниципального образования «<адрес>» в целях обращения внимания на данную ситуацию и просил установить ливневые канализации, дождеприемные колодцы для ухода воды от земельного участка и жилого дома истца, однако все обращения истца не были удовлетворены и при каждом дожде жилое помещение истца затапливает, делая невозможным проживание в нем истца и его сына инвалида ФИО4 В своем ответе на обращение истца от 26.08.2020г. №а ответчик указывает, что учитывая многочисленные жалобы жителей домов по <адрес>, управлением по инженерной защите администрации муниципального образования «<адрес>» объект: «ливневая канализация по <адрес>» включен в реестр расходных обязательств муниципального образования «<адрес>», в случае выделения финансовых средств из бюджета муниципального образования «<адрес>» на указанные цели, работы по строительству ливневой канализации по <адрес> будут выполнены при выполнении собственниками земельных участков № и № определенных условий. Однако до настоящего времени работы по устройству ливневой канализации на <адрес> не проведены. После очередного залива, произошедшего 28-ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ООО «Саратовский департамент судебных экспертиз» для проведения оценки ущерба, причиненного заливом, талыми и дождевыми водами, вследствие бездействия администрации муниципального образования «<адрес>» по устройству ливневой канализации. В соответствии с экспертным исследованием № от 23.07.2020г. сумма восстановительного ремонта составляет 377 233 руб. Отсутствие ливневой канализации и длительное бездействие ответчиков нарушает права жильцов, проживающих по адресу: <адрес>, поскольку приводит к подтоплению фундамента жилого дома атмосферными сточными водами и как следствие, к попаданию ливневых и талых вод в подвальное помещение дома и как следствие жильцам в самостоятельном порядке необходимо проводить мероприятия по ремонту жилого помещения, в целях недопущения его обрушения. Просил обязать ответчиков оборудовать ливневую канализацию и дождеприемные колодцы на <адрес> вдоль земельного участка №; взыскать с ответчиков материальный вред в размере 377 233 руб.; расходы по оплате услуг эксперта в размере 13 500 руб.; расходы по оплате юридических услуг в размере 20 000 руб.; расходы по оплате государственной пошлины в размере 7 272 руб. 33 коп.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске.
Представитель администрации муниципального образования «<адрес>» возражал против удовлетворения требований, пояснив, что истец не доказал противоправность поведения ответчика- администрации муниципального образования «<адрес>» и причинно-следственную связь между противоправностью поведения и наступившими последствиями в виде причинения вреда имущества истца. Просил в иске отказать.
Представитель Комитета по строительству и инженерной защите администрации муниципального образования "<адрес>" также полагала заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку бремя содержания имущества несет собственник имущества. Причиной причинения вреда имуществу истца явилось нахождение дома в низине, истечение срока службы дома, старение дома.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В Конституции РФ закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2). Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7). Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42). Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ст. 132).
Пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Аналогичные требования закреплены в статье 6 Устава муниципального образования «<адрес>», утвержденного решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
Под благоустройством территории поселения (городского округа) понимается комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории (ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии с п. 1.4 «О Правилах благоустройства территории муниципального образования "<адрес>"» принятых решением Саратовской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ N 45-326 под благоустройством территории понимается комплекс мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение безопасности и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Под объектами благоустройства понимаются любые территории города, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования, территории районов, город в целом, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории <адрес>.
В соответствии с разделом 11 «О Правилах благоустройства территории муниципального образования "<адрес>"» Элементы инженерной подготовки и защиты территории обеспечивают безопасность и удобство пользования территорией, ее защиту от неблагоприятных явлений природного и техногенного воздействия в связи с новым строительством или реконструкцией. Проектирование элементов инженерной подготовки и защиты территории производится в составе мероприятий по организации рельефа и стока поверхностных вод в соответствии с положениями СНиП, СанПиН. При проектировании стока поверхностных вод следует руководствоваться требованиями нормативно-технических документов. При организации стока следует обеспечивать комплексное решение вопросов организации рельефа и устройства открытой или закрытой системы водоотводных устройств: водосточных труб (водостоков), лотков, кюветов, быстротоков, дождеприемных колодцев. Проектирование поверхностного водоотвода рекомендуется осуществлять с минимальным объемом земляных работ и предусматривать сток воды со скоростями, исключающими возможность эрозии почвы. Дождеприемные колодцы являются элементами закрытой системы дождевой (ливневой) канализации, устанавливаются в местах понижения проектного рельефа: на въездах и выездах из кварталов, перед перекрестками со стороны притока воды до зоны пешеходного перехода, в лотках проезжих частей улиц и проездов в зависимости от продольного уклона улиц. На территории <адрес> не допускается устройство поглощающих колодцев и испарительных площадок.
На основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (пункт 2 статьи 2). При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания (пункт 1 статьи 12).
На основании ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу ст. 11, 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Территориальное планирование, градостроительное зонирование и планировка территории осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе в соответствии с требованиями к сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду с учетом ближайших и отдаленных экологических последствий эксплуатации планируемых к строительству объектов капитального строительства и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия.
В силу раздела 4 СП 104.13330 "СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 Инженерная защита территории от затопления и подтопления", утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 964/пр, - При проектировании инженерной защиты следует разрабатывать комплекс мероприятий, обеспечивающих предотвращение затопления и подтопления территорий с учетом требований к их функциональному назначению (использованию) или устранение отрицательных воздействий затопления и подтопления. Защита территории населенных пунктов, промышленных, общественно-деловых и коммунально-складских объектов должна обеспечивать: бесперебойное и надежное функционирование и развитие объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового назначения, социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, зон рекреационного назначения и других территориальных зон и отдельных сооружений; нормативные медико-санитарные условия жизни населения; нормативные санитарно-гигиенические, социальные и рекреационные условия защищаемых территорий.
Судом установлено, что ФИО1 с 22.08.2003г. является собственником домовладения (жилой дом с сараем, погребом, наружным сооружением инв. № литер А), расположенного по адресу: <адрес>, площадью 61,5 кв.м., кадастровый № и проживает в данном доме. (л.д.39, 238 т.1).
Также является соарендатором земельного участка на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ., договором замены стороны в обязательстве от ДД.ММ.ГГГГ., с кадастровым номером №. Площадь земельного участка 585 кв.м. Срок действия договора с 18.10.2017г. на 49 лет. (л.д.130-131 т.4).
Как следует из искового заявления и пояснений представителя истца происходит систематическое затопление жилого дома истца и прилегающей территории дождевыми и талыми водами.
В подтверждение данным обстоятельствам истцом приобщены к материалам дела письменные ответы компетентных органов по рассматриваемому вопросу.
Так, в ответе администрации Муниципального образования «<адрес>» от 26.08.2020г. №а указано, что вопрос устройства ливневой канализации по <адрес>, на участке между <адрес> и ул. им. ФИО5 неоднократно, начиная с 2017 года, рассматривался администрацией муниципального образования «<адрес>» в связи с жалобами жителей домов №№, 46, 48 по <адрес> по перекрытию естественного стока поверхностных вод собственниками земельных участков домовладений № и № по <адрес> путем возведения самовольных строений, выходящих за красную линию застройки <адрес> и перекрывающих линию тротуара. ДД.ММ.ГГГГ было проведено выездное совещание с участием представителей комитета дорожного хозяйства администрации муниципального образования «<адрес>», управления по инженерной защите администрации муниципального образования «Г ород Саратов», комитета по управлению имуществом <адрес>, комитета по жилищно- коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «<адрес>», администрации <адрес> муниципального образования «<адрес>», МУП «Водосток» и ООО «Концессии водоснабжения - Саратов» по вопросу организации системы водоотведения в районе жилых домов №№, 51 по <адрес> результатам проведения выездного совещания был составлен протокол. В ходе проведенного выездного совещания рассмотрены вопросы о возможности проведения мероприятий по отводу поверхностных вод от земельных участков частного домовладения № по <адрес>. В результате проведенного обследования территории, прилегающей к участку частного домовладения № по <адрес>, установлено. Участок автодороги по <адрес> между <адрес> и ул. им. ФИО5, на котором расположены вышеуказанные частные жилые дома, имеет сложившийся рельеф с неравномерным уклоном от <адрес> в сторону ул. им. ФИО5 В результате участок дороги по <адрес> в районе расположения жилых домов № и № находится в пониженном месте. В районе жилых домов № проезжая часть автодороги по <адрес> находится в удовлетворительном состоянии, дорога с грунтовым покрытием без бордюрного камня, просадок дороги не выявлено. На данном участке дорога имеет сложившийся рельеф (отрицательная форма уклона). Проведение мероприятий по повышению высотных отметок дорожного полотна в районе указанных домов приведет к подтоплению этих частных домовладений, расположенных ниже по отношению к дороге. Для защиты от возможного подтопления участков домовладений по четной стороне <адрес> по территории указанных участков проложены водоотводящие канавы в сторону проезжей части автодороги. Для отвода поверхностных вод по нечетной стороне улицы необходимо восстановить водоотводящие лотки на территории земельных участков №№, 51. Участок дороги по <адрес> между <адрес> и <адрес> не имеет асфальтобетонного покрытия и бортового обрамления. В результате часть стока поверхностных вод с проезжей части дороги по <адрес> попадает по уклону рельефа местности на дорогу по <адрес> в сторону частных жилых домов № и № по <адрес>, вдоль нечетной стороны домов проходит водопроводная линия с вводами в частные жилые дома, расположенные на рассматриваемом участке улицы. Световые опоры линии электропередач по <адрес> расположены по обе стороны, одна из которых проходит по центральной линии улицы. На земельных участках частных домовладений № и № по <адрес> расположены надворные постройки из кирпича и бетонных блоков с выходом за пределы красной линии застройки. Указанные строения перекрывают существовавший ранее тротуар. Тротуар вдоль участков домовладений № и № завален грунтом. В результате перекрыт естественный сток поверхностных вод по уклону рельефа вдоль указанных участков от <адрес> в сторону ул. им. ФИО5 Сведения о законности данных строений в администрации муниципального образования «<адрес>» и администрации <адрес> отсутствуют. На рассматриваемой территории имеется ливневая канализация, проходящая по <адрес> от 1-го <адрес>а и ливневой коллектор Глебучева оврага, которые перехватывают поверхностные воды с вышерасположенной территории. Согласно разработанному ТЭО (технико-экономическому обоснованию) развития ливневой канализации <адрес>, ливневая канализация по <адрес> на участке от <адрес> до ул. им. ФИО5 не предусмотрена. Учитывая многочисленные жалобы жителей домов по <адрес>, управлением по инженерной защите администрации муниципального образования «<адрес>» объект: «Ливневая канализация по <адрес>, в <адрес>» включен в Реестр расходных обязательств муниципального образования «<адрес>». В случае выделения финансовых средств из бюджета муниципального образования «<адрес>» на указанные цели, работы по строительству ливневой канализации по <адрес> будут выполнены при выполнении собственниками земельных участков домовладений № и № определенных условий. Для устранения подтопления территории участков частных домовладений №№, 46, 48, 49 и 51 по <адрес> со стороны проезжей части автодороги необходимо рассмотреть возможность проведения работ по реконструкции проезжей части дороги по <адрес> на указанном участке с организацией естественного стока поверхностных вод по лотку проезжей части по уклону рельефа местности в сторону ул. им. ФИО5 По сведениям собственников земельных участков домовладений №№, 46, 48, водоотводящие канавы ранее проходили по земельным участкам нечетной стороны <адрес> вниз по рельефу, в сторону <адрес>, а пользователями участков № и № сток поверхностных вод был перекрыт путем ликвидации водоотводящих канав на своих участках и возведения надворных построек, которые выходят за красные линии. В связи с этим необходимо дополнительно рассмотреть вопрос законности, а также демонтажа или переноса возведенных построек с освобождением засыпанного грунтом ранее существовавшего тротуара вдоль земельных участков частных домовладений № и №, расположенных за пределами красной линии застройки и перекрывающих естественный сток поверхностных вод. Собственникам указанных земельных участков необходимо рассмотреть возможность восстановления ранее проложенных водоотводящих канав на своих участках домовладений.
В ходе рассмотрения дела определением суда была назначена комплексная судебная экспертиза.
Согласно выводам заключения эксперта общества с ограниченной ответственностью «Центр независимой технической экспертизы» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, - объект недвижимости – жилой дом, принадлежащий ФИО1, с адресным ориентиром <адрес>, нормам градостроительных регламентов возведен в 1936 году (основное строение), в 1946 году возведена основная пристройка Литера А1 (фотоизображения №, 17-23 приложения №), в связи с чем определение его технического состояния, места расположения и т.д. Техническим сводам правил, СНиП, ГОСТ, а также противопожарным, санитарно – эпидемиологическим и иным правилам, нормативам, в том числе Правилам землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>», правоустанавливающим документам, не является корректным. За жилым домом истца смонтирован навес (некапитальное строение), не выходящий за пределы фасада жилого дома, площадью около 12 кв.м., обладающий признаками высокой степени износа.
У жилого <адрес> имеются постройки капитального характера из искусственного каменного материала, значительно выходящие за пределы фактических границ земельного участка (фотоизображение №, 26 Приложения №), препятствующие организации водоотведения (ливневой канализации, дождеприемников) для отвода дождевых и талых вод от домовладения истца.
Подтопление домовладения истца с адресным ориентиром <адрес> талыми, дождевыми водами имеет место. Причиной подтопления дома истца является сложившийся в процессе эксплуатации измененный рельеф местности, который выражается в поднятии вертикальной отметки полотна, наличия уклона обочины дороги в сторону жилого дома истца. В процессе формирования рельефа местности не были предусмотрены мероприятия, направленные на отведение талых и дождевых вод от жилого дома истца.
Способом защиты принадлежащего истцу жилого дома от подтопления талыми, дождевыми водами являлось комплексное решение по реконструкции проезжей части <адрес> и созданию ветки ливневой канализации в соответствии с разработанным проектным решением. Техническая возможность в оборудовании ливневой канализации, дождеприемных колодцев на <адрес> вдоль земельного участка № имеется и является исключительным путем избежания подтопления жилого дома истца. Проведение каких-либо работ самим истцом как собственником домовладения, направленных на избежание подтопления поверхностными водами его домовладения, не имеется, поскольку данные работы должны приводиться на основании разработанной проектной документации по реконструкции дорожного полотна с созданием ветки ливневой канализации.
Жилой дом истца согласно положениям Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (с изменениями и дополнениями), является не пригодным для проживания. Несущие и ограждающие конструкции жилого помещения находиться в аварийном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформации приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и не обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции жилого дома имеют разрушения и повреждения, приводящие к деформации и образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства жилого дома в целом. Жилые помещения не защищены от проникновения дождевой и талой воды.
Категория технического состояния конструкций всего <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, согласно данным таблиц ВСН 53-86 (р) Правила оценки физического износа жилых зданий, характеризуется как аварийная, физический износ превышает 80%.
На основании изложенного, принимая во внимание физический износ конструкций, составляющий не менее 80%, следует указать, угроза жизни и здоровью кругу лиц, проживающих в индивидуальном жилом <адрес>, расположенном по адресу <адрес>, имеется.
Жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, группы капитальности, срок службы конструкций составляет 25-30 лет.
Причиной заявленного истцом материального ущерба, является не только отсутствие системы водоотведения (дождеприемников, ливневой канализации) по адресу: <адрес> №, но и высокой степенью износа самого объекта недвижимости.
Для приведения объекта истца – жилого <адрес>, в состояние пригодное для безопасной эксплуатации, необходимо произвести работы по комплексной замене несущих конструкций (включая замену фундаментов, несущих стен, кровли), что фактически означает новое строительство.
При выполнении нового строительства следует руководствоваться действующими на момент производства работ Техническим регламентами, сводами правил, СаНПин, Правилами землепользования и застройки МО «<адрес>».
Жилой дом истца расположен в территориальной зоне Ж-4 «Зона застройки индивидуальными домами». Согласно п. 25.3 ПЗЗ МО «<адрес>» отступ от лицевой границы земельного участка должен составлять 5м, отступ от других границ 3 метра. При выполнении вышеуказанных пунктов размещение аналогичного объекта на земельном участке в сложившейся плотной застройке с технической точки зрения не представляется возможным.
Суд принимает во внимание выводы заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ № Х и учитывает его выводы при принятии решения по существу спора, поскольку оно составлено компетентным лицом, имеющим специальные познания в области исследования, экспертное заключение соответствует требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», порядок проведения экспертизы соблюден, в тексте заключения подробно отражен процесс исследования, указано на источники примененных данных, выводы эксперта обоснованы. Об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 УК РФ эксперт предупрежден, объективность и беспристрастность эксперта сомнений у суда не вызывает. Выводы эксперта согласуются с иными доказательствами по делу.
Доводы ответчиков об отсутствии законных оснований для возложения обязанности по организации водоотведения с частного домовладения опровергаются вышеприведенными правовыми нормами права, заключением судебной экспертизы, Протоколом от 27.11.2018г. выездного совещания по вопросу организации системы водоотведения в районе жилых домов №№, 51 по <адрес> от с участием представителей комитета дорожного хозяйства администрации муниципального образования «<адрес>», управления по инженерной защите администрации муниципального образования «Г ород Саратов», комитета по управлению имуществом <адрес>, комитета по жилищно- коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «<адрес>», администрации <адрес> муниципального образования «<адрес>», МУП «Водосток» и ООО «Концессии водоснабжения - Саратов», обращениями с инвестиционными заявками на выделение денежных средств на финансирование данных мероприятий, указывают на объективную необходимость производства данных мероприятий.
Рассматривая исковые требования в отношении Комитета по строительству и инженерной защите администрации муниципального образования "<адрес>" суд приходит к следующим выводам.
Комитет по строительству и инженерной защите администрации муниципального образования "<адрес>" осуществляет свою деятельность на основании Положения о Комитете по строительству и инженерной защите администрации муниципального образования "<адрес>", утвержденного решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 48-353.
В силу пункта 1.1 Положения Комитет по строительству и инженерной защите администрации муниципального образования "<адрес>" является функциональным структурным подразделением администрации муниципального образования "<адрес>" и создается в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами.
Деятельность Комитета направлена на решение вопросов местного значения в сфере капитального строительства и реконструкции объектов жилищного, коммунально-бытового и социально-культурного назначения, улучшение качества и состояния городской территории, исключение негативного воздействия на застраиваемые и реконструируемые территории, в том числе обеспечение организации и координации работ по инженерной защите города от затопления и подтопления городских территорий и оползневых процессов, благоустройства территории городского округа.
Основными задачами управления являются: участие в разработке и реализации мероприятий, направленных на создание условий для строительства и реконструкции объектов капитального строительства на территории муниципального образования "<адрес>". Организация строительства и реконструкции объектов капитального строительства для муниципальных нужд в целях обеспечения решения вопросов местного значения. Участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования "<адрес>" в части предупреждения проявления оползневых процессов, подтопления и затопления городской территории грунтовыми и поверхностными водами и ликвидации их последствий. Организация водоотведения поверхностных и дренажных вод с территории муниципального образования "<адрес>". Организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования "<адрес>". Участие в организации благоустройства территории городского округа в соответствии с Правилами благоустройства территории муниципального образования "<адрес>". (раздел 2).
В разделе 3 Положения указаны полномочия Комитета в соответствии с возложенными задачами: Проводит прогнозирование, анализ и определение приоритетных направлений в сфере строительства и реконструкции объектов капитального строительства совместно с соответствующими структурными подразделениями администрации муниципального образования "<адрес>". Участвует в подготовке проектной документации для строительства объектов капитального строительства местного значения. Рассматривает инвестиционные проекты строительства, реконструкции муниципальных объектов капитального строительства. Организует строительство, эксплуатацию и содержание сооружений ливневой канализации на территории муниципального образования "<адрес>". Осуществляет функции муниципального заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Заключает договоры, контракты и соглашения. Осуществляет полномочия главного распорядителя (получателя) бюджетных средств и иные бюджетные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством. Обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств. Участвует в научно-методическом и техническом обеспечении исполнительно-распорядительной деятельности органов местного самоуправления, в том числе, при разработке схем зонирования территории муниципального образования "<адрес>", схем и проектов развития его инженерной и социальной инфраструктуры, использовании застроенных территорий и земель муниципального образования "<адрес>". Участвует в работе межведомственных, согласительных и иных комиссий. Осуществляет контроль и координацию деятельности подведомственных муниципальных учреждений и предприятий. Осуществляет контроль за финансово-экономическим состоянием подведомственных муниципальных предприятий и учреждений, выполняет анализ их финансово-хозяйственной деятельности. Организует строительство, эксплуатацию и содержание сооружений инженерной защиты на территории муниципального образования "<адрес>".
Анализируя указанные задачи и полномочия Комитет по строительству и инженерной защите администрации муниципального образования "<адрес>", суд приходит к выводу о наличии бездействия и признании незаконным бездействия как администрации муниципального образования «<адрес>», так и его структурного подразделения Комитета по строительству и инженерной защите администрации муниципального образования "<адрес>", выразившееся в непринятии мер по организации водоотведения у жилого <адрес>.
Отсутствие необходимого количества денежных средств не является исключительным обстоятельством для признания причины бездействия уважительной, поскольку имеет место нарушение прав и законных интересов истца на благополучную окружающую среду, защиту жизни, здоровья и личного имущества.
Суд считает необходимым исковые требования в части признания бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворить и возложить на ответчиков обязанность организовать водоотведение у жилого <адрес>, оставив выбор способа водоотведение на усмотрение ответчиков.
На основании п. 2 ст. 314 ГК РФ в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства.
В связи с этим, при определении срока исполнения обязательств, исходя из требований разумности, необходимости финансирования проведения данных работ, необходимость подачи и рассмотрения инвестиционной заявки при формировании бюджета (конец отчетного года), подготовки проектной документации, суд считает возможным определить срок проведения указанных мероприятий в течение 15 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Также истцом заявлены требования о возмещении ущерба, причиненного подтоплением дома. Рассматривая указные требования суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ, Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Для наступления деликтной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего в себя: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между ними, а также вину причинителя вреда.
По смыслу части второй ст. 1064 ГК РФ отсутствие вины в причинении вреда должно доказываться ответчиком. При этом, наступление вреда, размер вреда, противоправность действия (бездействия) причинителя вреда и причинная связь между данным действием (бездействием) и наступившими последствиями доказывается истцом.
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно выводам исследования ООО «Саратовский департамент судебных экспертиз» № от 23.07.2020г., представленного стороной истца, сумма восстановительного ремонта составляет 377 233 руб.
Вместе с тем, согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч. 4 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует, из заключения судебной экспертизы - категория технического состояния конструкций всего <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, согласно данным таблиц ВСН 53-86 (р) Правила оценки физического износа жилых зданий, характеризуется как аварийная, физический износ превышает 80%. Жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, группы капитальности, срок службы конструкций составляет 25-30 лет. Причиной заявленного истцом материального ущерба, является не только отсутствие системы водоотведения (дождеприемников, ливневой канализации) по адресу: <адрес> №, но и высокой степенью износа самого объекта недвижимости. Для приведения объекта истца – жилого <адрес>, в состояние пригодное для безопасной эксплуатации, необходимо произвести работы по комплексной замене несущих конструкций (включая замену фундаментов, несущих стен, кровли), что фактически означает новое строительство.
Таким образом, суд приходит к выводу, что причиненный имуществу истца - жилому дому по вышеуказанному адресу вред обусловлен несколькими причинами: истечение срока службы дома, подтопление домовладения истца талыми, дождевыми водами, в том числе по вине самого истца.
При этом, суд учитывает акты Государственного земельного надзора Управления Росреестра по <адрес> от 26.03.2019г, от 29.07.2019г. о допущенных нарушениям со стороны истца, выводы изложенные в Протоколе выездного совещания по вопросу организации системы водоотведения в районе жилых домов №№, 51 по <адрес> от 27.11.2018г. – по перекрытию естественного стока поверхностных вод собственниками земельных участков домовладений № и № по <адрес>, путем возведения самовольных строений, выходящих за красную линию застройки <адрес> и перекрывающих линию тротуара, а также решение Кировского районного суда <адрес> от 06.05.2019г.
Решением Кировского районного суда <адрес> от 06.05.2019г. постановлено:
признать самовольной постройкой: нежилое здание - кирпичный гараж,
расположенный частично на территории земельного участка с кадастровым номером 64:48:030422:8, частично на территории земельного участка площадью 18 кв.м. государственная собственность на который не разграничена по адресу: <адрес>,
обязать ФИО1 Гадир оглы в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда снести самовольную постройку: нежилое здание - кирпичный гараж, расположенный частично на территории земельного участка с кадастровым номером 64:48:030422:8, частично на территории земельного участка площадью 18 кв.м государственная собственность на который не разграничена по адресу: <адрес> №.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Допрошенная в судебном засевании эксперт ФИО6 поддержала данное заключение, выводы в нем. Указала, что установить временной период возникновения отдельных повреждений и разграничить их по причинам образования не представляется возможным. При этом, эксперт пояснила, что повреждения дома истца возникли как из-за подтопления дождевыми, талыми водами, так и по причине физического износа дома. Кроме того, у дома отсутствует фундамент на глубину промерзания, что также способствует подтоплению дома.
Доказательств, проведения своевременного капитального, текущего ремонта дома, суду не представлено.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что истцом не представлено достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих наличие причинно-следственной связи между наступлением вреда и размером вреда и бездействием указанных им ответчиков. В связи с чем, у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о взыскании материального ущерба.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела относятся: суммы, подлежащие выплате экспертам, расходы на оплату услуг представителей; другие признанные судом необходимыми расходы.
Истцом заявлено о возмещении расходов по оплате государственной пошлины в размере 7 272,33 коп. ( за требования о взыскании ущерба +300 руб. за нематериальные требования), расходов по оплате досудебного исследования в размере 13 500 руб., расходов по оплате услуг представителя.
С учетом пропорциональности удовлетворенных исковых требований, суд приходит к выводу о взыскании с ответчиков в пользу истца расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Поскольку в удовлетворении требований о возмещении ущерба отказано, то суд не усматривает оснований для возмещения истцу расходов по проведению досудебного исследования, направленного на установления размера ущерба.
Так как истцом были понесены расходы по досудебному исследованию в размере 10 000 руб. Указанные расходы суд считает необходимыми, связанными с рассмотрением дела и подлежащими возмещению ответчиком истцу.
Истцом понесены расходы по оплате услуг представителя в размере 40 000 руб.
В силу ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 355-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Таким образом, основным критерием размера оплаты труда представителя согласно ст. 100 ГПК РФ является разумность суммы оплаты, которая предполагает, что размер возмещения стороне расходов должен быть соотносим с объемом защищаемого права.
Согласно п.12 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ, статья 112 КАС РФ, часть 2 статьи 110 АПК РФ).
Учитывая характер заявленных требований, объем работы представителя, составление искового заявления, подготовку и сбор документов для подачи иска в суд, участие представителя в рассмотрении дела, конкретные обстоятельства дела, критерии разумности и пропорциональности удовлетворения исковых требований, суд находит возможным взыскать понесенные расходы на представителя в размере 12 000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░>» ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ "<░░░░░>", ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░>» ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ "<░░░░░>" ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░>» ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ "<░░░░░>" ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 12 300 ░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░