ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ-
№ 88-12752/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 22 июня 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Гусева Д.А.,
судей Андугановой О.С., Леонтьевой Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-134/2022 (УИД: 75RS0011-01-2021-000219-73) по иску Полковникова Германа Альбертовича, Милюшкина Андрея Сергеевича, Ескина Романа Алексеевича, Простакишина Василия Васильевича, Лаулисиже Александра Викторовича, Бутина Евгения Евгеньевича, Плотникова Александра Ивановича, Белькова Владимира Борисовича, Бутиной Ксении Сергеевны, Фомина Эдуарда Анатольевича, Скоробогатова Алексея Владимировича, Токмакова Ивана Алексеевича, Ившина Сергея Юрьевича, Бухарова Виталия Васильевича, Кузьминых Виталия Александровича к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю о взыскании задолженности по заработной плате,
по кассационной жалобе Полковникова Германа Альбертовича, Милюшкина Андрея Сергеевича, Ескина Романа Алексеевича, Простакишина Василия Васильевича, Лаулисиже Александра Викторовича, Бутина Евгения Евгеньевича, Плотникова Александра Ивановича, Белькова Владимира Борисовича, Бутиной Ксении Сергеевны, Фомина Эдуарда Анатольевича, Скоробогатова Алексея Владимировича, Токмакова Ивана Алексеевича, Ившина Сергея Юрьевича, Бухарова Виталия Васильевича, Кузьминых Виталия Александровича на решение Каларского районного суда Забайкальского края от 8 сентября 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 2 февраля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С.,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Полковников Герман Альбертович (далее по тексту – Полковников Г.А.), Милюшкин Андрей Сергеевич (далее по тексту – Милюшкин А.С.), Ескин Роман Алексеевич (далее по тексту – Ескин Р.А.), Простакишин Василий Васильевич (далее по тексту – Простакишин В.В.), Лаулисиже Александр Викторович (далее по тексту – Лаулисиже А.В.), Бутин Евгений Евгеньевич (далее по тексту – Бутин Е.Е.), Плотников Александр Иванович (далее по тексту – Плотников А.И.), Бельков Владимир Борисович (далее по тексту – Бельков В.Б.), Бутина Ксения Сергеевна (далее по тексту – Бутина К.С.), Фомин Эдуард Анатольевич (далее по тексту – Фомин Э.А.), Скоробогатов Алексей Владимирович (далее по тексту – Скоробогатов А.В.), Токмаков Иван Алексеевич (далее по тексту – Токмаков И.А.), Ившин Сергей Юрьевич (далее по тексту – Ившин С.Ю.), Бухаров Виталий Васильевич (далее по тексту – Бухаров В.В.), Колесов Евгений Александрович (далее по тексту – Колесов Е.А.), Кузьминых Виталий Александрович (далее по тексту – Кузьминых В.А.) обратились в Каларский районный суд Забайкальского края с исками к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю (далее по тексту – ГУ МЧС России по Забайкальскому краю) о взыскании задолженности по заработной плате.
Протокольным определением Каларского районного суда Забайкальского края от 30 июня 2021 г. на основании части 4 статьи 151 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела по искам указанных лиц объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Решением Каларского районного суда Забайкальского края от 23 июля 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 21 октября 2021 г., исковые требования удовлетворены частично. С ГУ МЧС России по Забайкальскому краю взыскана задолженность по заработной плате за период с 1 января 2020 г. по 30 сентября 2020 г. в пользу Полковникова Г.А. в размере 226 656,59 рублей, Милюшкина А.С. в размере 166 382,82 рублей, Простакишина В.В. в размере 174 278,92 рублей, Лаулисиже А.В. в размере 193 086,68 рублей, Бутина Е.Е. в размере 139 258,47 рублей, Плотникова А.И. в размере 205 153,07 рублей, Белькова В.Б. в размере 162 172,97 рублей, Бутиной К.С. в размере 233 587,75 рублей, Фомина Э.А. в размере 190 449,04 рублей, Скоробогатова А.В. в размере 154 357,33 рублей, Токмакова И.А. в размере 218 409,80 рублей, Бухарова В.В. в размере 198 672,94 рублей, Кузьминых В.А. в размере 127 791,14 рублей, Ившина С.Ю. за период с 1 января 2020 г. по 26 сентября 2020 г. в размере 151 735,02 рублей, Колесова Е.А. за период с 8 июня 2020 г. по 30 сентября 2020 г. в размере 94 441,36 рублей, Ескина Р.А. за период с 8 июня 2020 г. по 30 сентября 2020 г. в размере 96 268,26 рублей. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10 февраля 2022года решение Каларского районного суда Забайкальского края от 23 июля 2021года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 21 октября 2021 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением Каларского районного суда Забайкальского края от 8 сентября 2022 г. производство по делу в части исковых требований К. к ГУ МЧС России по Забайкальскому краю о взыскании задолженности по заработной плате за период с 1 января 2020 г. по 30 сентября 2020 г. прекращено в связи со смертью истца.
Решением Каларского районного суда Забайкальского края от 8 сентября 2022 г. исковые требования удовлетворены частично; с Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю взыскана задолженность по заработной плате за период с 1 января 2020 г. по 30 сентября 2020 г. в пользу Полковникова Г.А. в размере 1 234 рублей 19 копеек, Бутиной К.С. в размере 3 212 рублей 61 копейка, Токмакова И.А. в размере 1 617 рублей 99 копеек, Кузьминых В.А. в размере 2 120 рублей 38 копеек.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований Полковникову Г.А., Бутиной К.С., Кузьминых В.А., Токмакову И.А. отказано.
Исковые требования Милюшкина А.С., Ескина Р.А., Простакишина В. В., Лаулисиже А.В., Бутина Е. Е., Плотникова А. И., Белькова В.Б., Фомина Э.А., Скоробогатова А.В., Ившина С.Ю., Бухарова В.В. к Главному управлению МЧС России по Забайкальскому краю о взыскании задолженности по заработной плате с учетом разницы должностей и предусмотренных для них окладов, а так же стимулирующих и компенсационных выплат оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 2 февраля 2023 г. решение Каларского районного суда Забайкальского края от 8 сентября 2022 г. отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований Милюшкина А.С., Ескина Р.А., Простакишина В.В., Лаулисиже А.В., Бутина Е.Е., Плотникова А.И., Белькова В.Б., Фомина Э.А., Скоробогатова А.В., Ившина С.Ю., Бухарова В.В. к Главному управлению МЧС России по Забайкальскому краю о взыскании задолженности по заработной плате.
В отмененной части принято новое решение, которым исковые требования удовлетворены частично: с Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю взыскана задолженность по заработной плате за период с 1 января 2020 г. по 30 сентября 2020 г. в пользу Милюшкина А.С. в размере 56038,28 руб., Ескина Р.А. в размере 32802,56 руб., Простакишина В.В. в размере 64794,43 руб., Лаулисиже А.В. в размере 66 437,97 руб., Бутина Е.Е. в размере 40 089,01 руб., Плотникова А.И. в размере 67540,94 руб., Белькова В.Б. в размере 62 906,12 руб., Фомина Э.А. в размере 57039,24 руб., Скоробогатова А.В. в размере 52867,73 руб., Ившина С. Ю. в размере 47258,77 руб., Бухарова В.В. в размере 66101, 64 руб.
Также апелляционным определением Забайкальского краевого суда от 2 февраля 2023года решение Каларского районного суда Забайкальского края от 8 сентября 2022 года частично изменено: с Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю взыскана задолженность по заработной плате за период с 1 января 2020 г. по 30 сентября 2020 г. в пользу Полковникова Г.А. в размере 75813,53 руб., Бутиной К.С. в размере 56 641,45 руб., Токмакова И.А. в размере 70326,42 руб., Кузьминых В.А. в размере 26389,37 руб.
Решение суда в части взыскания с Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю задолженности по заработной плате в пользу Милюшкина А.С., Ескина Р.А., Простакишина В.В., Лаулисиже А.В., Бутина Е.Е., Плотникова А.И., Белькова В.Б., Фомина Э.А., Скоробогатова А.В., Ившина С.Ю., Бухарова В.В., Полковникова Г.А., Бутиной К.С. Токмакова И.А., Кузьминых В.А. постановлено не исполнять.
В кассационной жалобе Полковников Г.А., Милюшкин А.С., Ескин Р.А., Простакишин В.В., Лаулисиже А.В., Бутин Е.Е., Плотников А.И., Бельков В.Б., Бутина К.С., Фомин Э.А., Скоробогатов А.В., Токмаков И.А., Ившин С.Ю., Бухаров В.В., Кузьминых В.А. просят об отмене решения Каларского районного суда Забайкальского края от 8 сентября 2022 г., апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 2 февраля 2023 г.
В обоснование доводов заявители указывают на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Так, обращаясь с апелляционной жалобой истцы полагают неверным приведенный судами расчет суммы задолженности по заработной плате. В частности полагают, что работник при полной выработке положенного объема работы в месяц, получивший 23 000 рублей имеет право на фиксированную выплату (доплату) в размере установленную согласно писем заместителя министра МЧС России Г. № от 30 августа 2019 г. и № № от 24 января 2020 г. как гарантированную доплату для доведения уровня оплаты труда, размер увеличения должен также учитывать сложившуюся разницу в уровне оплаты труда между существующими должностями и впоследствии начисление на оплату труда, в том числе, с доплатой иных компенсаций и надбавок с учетом условий труда в районах с неблагоприятными климатическими условиями. Заявители кассационной жалобы полагают, что после доведения размера оплаты труда до указанного размера (32 000 руб.) на такой доход подлежат начислению гарантированные надбавки и компенсации (за стаж работы, условия труда, климатические условия т.д.). Также полагает, что незаконные действия распорядителей бюджетных средств, либо работодателя в лице Министерства по чрезвычайным ситуациям России, Правительства Российской Федерации и ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, либо их незаконные бездействия не могут являться основанием для отказа в удовлетворении законных требований работников, выполняющих трудовую функцию по тушению пожара. Просят судебные постановления отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, явку не обеспечили, причины неявки в судебное заседание не сообщили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителей.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судами установлено и следует из материалов дела, что истцы приняты в ГУ МЧС России по Забайкальскому краю пожарно-спасательного подразделения переводом из ликвидированного подведомственного учреждения ФГКУ «3 отряд ФПС ГПС по Забайкальскому краю», которое в соответствии с приказом МЧС России от 31 августа 2019 г. прекратило свою деятельность.
Местом дислокации пожарно-спасательного подразделения является <адрес> (район, приравненный к районам Крайнего Севера). <данные изъяты> является пожарно-спасательным подразделением федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
Системой оплаты труда работников <данные изъяты> предусмотрены ежемесячно на постоянной основе выплаты в виде оклада по должности (тарифной ставки), надбавки за выслугу лет в процентах от должностного оклада (тарифной ставки), надбавки за вредные условия труда в размере 12% от должностного оклада (за исключением диспетчера Б.), надбавки за особые условия труда, специальный режим работы, сложность напряженность в процентах от должного оклада (тарифной ставки), надбавки за тушение пожаров в размере 15 % от должностного оклада (тарифной, ставки).
Приказом МЧС России от 28 декабря 2015 г. № для работников федеральной противопожарной службы устанавливались конкретные размеры районного коэффициента до 10 января 2020 г. Для работников ФПС ГПС, выполняющих трудовые функции на территории Каларского района Забайкальского края, был установлен коэффициент в размере - 1,70.
В связи с проведением ликвидационных мероприятий и принятием Приказа МЧС России от 14 декабря 2019 г. № «Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России» с 10 января 2020 г. территориальными органами МЧС России произведен переход на новую систему оплаты труда гражданского персонала.
Согласно п. 58 и 59 Приложения 2 к приказу МЧС России от 14 декабря 2019 г. № к заработной плате работников ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, выполняющих трудовые функции в районах, приравненных к районам Крайнего Севера и других местностях с неблагоприятными климатическими условиями, в том числе отдаленных, должен устанавливаться районный коэффициент и выплачиваться процентная надбавка к заработной плате в порядке и размерах, которые установлены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.
Во исполнение требований трудового законодательства Российской Федерации ГУ МЧС России по Забайкальскому краю в январе 2020 г. произведено вручение письменных уведомлений о снижении с 1 апреля 2020 г. размера районного коэффициента к заработной плате работников 22 пожарно-спасательной части до 1,30.
С 1 апреля 2020 г. произведено подписание дополнительных соглашений к трудовым договорам с личным составом 22 пожарно-спасательной части, в том числе и с истцами, о снижении размера районного коэффициента к заработной плате до 1,30.
Согласно подпункту «г» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 2 июля 2019 г. № 2 Пр-1180 Правительству Российской Федерации было поручено обеспечить доведение уровня оплаты труда работников ФПС ГПС МЧС России, непосредственно принимающих участие в тушении пожаров, в 2019 г. до 24 000 руб. в месяц, а с 2020 г. - до 32 000 руб. в месяц.
24 января 2020 г. во все территориальные органы МЧС России было направлено указание №, в соответствии с которым с 1 января 2020 г. производится повышение уровня оплаты труда работников ФПС ГПС, непосредственно принимающих участие в тушении пожаров и замещающих должности, входящие в состав дежурных караулов (в том числе должности водителя, диспетчера), дежурных смен, а также начальников частей (заместителей начальников частей), допущенных к руководству тушением пожаров, до суммы 32 000 руб. в месяц к начислению.
Поскольку истцы проживают и работают в местности, в которой законодательством установлены районный коэффициент и северная надбавка, начисленная заработная плата в спорный период времени истцам Белькову В.Б., Бутину Е.Е., Ившину С.Ю., Милюшкину А.С., Скоробогатову А.В., Фомину Э.А., с учетом районного коэффициента и набавки превышала 32 000 руб., в связи с чем, президентская доплата им не начислялась и не выплачивалась.
Истцам Бутиной К.С., Бухарову В.В., Ескину Р.А., Кузьминых В.А., Лаулисиже А.В., Плотникову А.И., Полковникову Г.А., Простакишину В.В., Токмакову И.А. такая доплата производилась в той части, в которой начисленная заработная плата не достигала уровня 32 000 руб.
25 сентября 2020 г. в адрес ответчика поступило разъяснение №, согласно которому поручено пересмотреть подход к начислению заработной платы работникам реагирующих подразделений и в пределах доведенных лимитов бюджетных средств произвести перерасчет заработной платы работников и довести ее начисление до 32 000 руб. без учета районного коэффициента и северной надбавки.
Истцы, указав, что выплата в размере 32 000 руб. производятся всем работникам без учета особых климатических условий, а именно работникам в Каларском районе, местности, приравненной к районам Крайнего Севера, уровень оплаты до 32 000 руб. доводится путем начисления районного коэффициента и процентной надбавки, тогда как в силу статей 315, 316 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктов 58, 59 Приказа МЧС России № 747 к заработной плате работников организаций и подразделений системы МЧС, дислоцированных в приравненных к Крайнему Северу районах устанавливаются районные коэффициенты и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в порядке и размерах, которые установлены законодательными актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях, районный коэффициент применяется по месту фактической постоянной работы независимо от места нахождения органа, организации (учреждения) или подразделения, в штате которого состоит работник, таким образом, заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местности с особыми климатическими условиями по своему размеру не отличается от оплаты лиц, работающих в районах с благоприятным климатом, у работодателя перед ними возникла задолженность по заработной плате, обратились в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 Гражданско процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 129, 146, 148, 315, 316, 317, 381, 382, 392 Трудового кодекса Российской Федерации, частью 6 Постановления Госкомтруда СССР № 45, Секретариата ВЦСПС № 2 от 19 января 1961 г. «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников организаций и предприятий радиовещания и телевидения системы Государственного комитета по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР», разъяснениями, изложенными в абзаце 5 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», а также подходом, изложенным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. № 38-П, в котором указано, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации без учета природно-климатических условий различных регионов страны и должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность, исходил из того, что расчет задолженности должен производиться при фактически отработанной норме часов следующим образом: оклад + надбавка за выслугу лет + надбавка за вредные условия труда + надбавка за особые условия, специальный режим работы, сложность, напряженность + доплата за работу в ночное время + за работу личного состава караула (тушение пожаров) + (доплата до 32 000 руб., в случае, если указанные начисления в совокупности не достигают данного размера 32 000 руб.), при этом для каждого из истцов приняты во внимание индивидуальные надбавки за сложность, выслугу лет и т.п., представленным в расчетных листках, и расчетах ответчика. Срок для обращения в суд, предусмотренный частью 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, признан судом, пропущенным истцами по уважительной причине.
При этом, суд первой инстанции произвел свой расчет, частично удовлетворив заявленные исковые требования, взыскав с ответчика в пользу истцов Полковникова Г.А., Бутиной К.С., Токмакова И.А., Кузьминых В.А. не доначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 1 января 2020 г. по 30 сентября 2020 г.; в удовлетворении исковых требований Милюшкина А.С., Ескина Р.А., Простакишина В.В., Лаулисиже А.В., Бутина Е.Е., Плотникова А.И., Белькова В.Б., Фомина Э.А., Скоробогатова А.В., Ившина С.Ю., Бухарова В.В. к Главному управлению МЧС России по Забайкальскому краю о взыскании задолженности по заработной плате отказал.
Суд апелляционной инстанции решение Каларского районного суда Забайкальского края от 8 сентября 2022 г. отменил в части отказа в удовлетворении исковых требований Милюшкина А.С., Ескина Р.А., Простакишина В.В., Лаулисиже А.В., Бутина Е.Е., Плотникова А.И., Белькова В.Б., Фомина Э.А., Скоробогатова А.В., Ившина С.Ю., Бухарова В.В. к Главному управлению МЧС России по Забайкальскому краю о взыскании задолженности по заработной плате; в отмененной части принял новое решение, которым с Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю взыскал задолженность по заработной плате за период с 1 января 2020 г. по 30 сентября 2020 г. в пользу Милюшкина А.С. в размере 56 038,28 руб., Ескина Р.А. в размере 32 802,56 руб., Простакишина В. В. в размере 64 794,43 руб., Лаулисиже А.В. в размере 66 437,97 руб., Бутина Е.Е. в размере 40 089,01 руб., Плотникова А.И. в размере 67540,94 руб., Белькова В.Б. в размере 62 906,12 руб., Фомина Э.А. в размере 57 039,24 руб., Скоробогатова А.В. в размере 52 867,73 руб., Ившина С. Ю. в размере 47258,77 руб., Бухарова В.В. в размере 66 101,64 руб.
Также суд апелляционной инстанции частично изменил решение Каларского районного суда Забайкальского края от 8 сентября 2022 г., взыскав с Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю задолженность по заработной плате за период с 1 января 2020 г. по 30 сентября 2020 г. в пользу Полковникова Г. А. в размере 75813,53 руб., Бутиной К.С. в размере 56641,45 руб., Токмакова И.А. в размере 70326,42 руб., Кузьминых В.А. в размере 26 389,37 руб.
Решение суда в части взыскания с Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю задолженности по заработной плате в пользу Милюшкина А.С., Ескина Р.А., Простакишина В.В., Лаулисиже А.В., Бутина Е.Е., Плотникова А.И., Белькова В.Б., Фомина Э.А., Скоробогатова А.В., Ившина С.Ю., Бухарова В.В., Полковникова Г.А., Бутиной К.С. Токмакова И.А., Кузьминых В.А. постановлено не исполнять.
Судебной коллегий по гражданским делам Забайкальского краевого суда был проверен механизм расчета выплат, входящих в состав заработной платы истцов и установлено, что ответчиком при определении доплаты в виде дополнительных денежных средств в размере, необходимом для доведения уровня заработной платы до рекомендованной подпунктом «г» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации (в 2020 году – 32 000 руб.) в общем размере ежемесячной заработной платы, выплаченной истцам, полностью отработавшим норму рабочего времени и выполнивших нормы труда, с учетом всех предусмотренных выплат и надбавок, учитывались районный коэффициент (за работу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях) и процентная надбавка за стаж работы в указанных местностях, что судом апелляционной инстанции признано неверным.
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда приводя свой расчет задолженности по заработной плате перед истцами за заявленный в иске период, с учетом разницы должностей и предусмотренных для них окладов, а также стимулирующих и компенсационных выплат, исходила из того, что сумму начисленных и произведенных работодателем за конкретный месяц работнику с учетом всех компенсационных и стимулирующих выплат начислений необходимо учитывать без учета районного коэффициента и надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и соответственно саму сумму задолженности также определяла без учета районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно ч. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит в том числе свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается; право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.
В силу абзаца 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Порядок и условия оплаты труда и нормирования труда урегулированы разделом VI Трудового кодекса Российской Федерации (главы 20-22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч. 3 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 4 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 5 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частями 5 и 6 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Нормами Трудового кодекса Российской Федерации работникам предусмотрена повышенная оплата труда за работу в особых условиях - за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в местностях с особыми климатическими условиями, за работу в других условиях, отклоняющихся от нормальных (статьи 146-149 Трудового кодекса Российской Федерации), а также повышенная оплата за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (статьи 152-154 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» Приказом МЧС России от 28 декабря 2015 г. № 700 «О системе оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России» были утверждены; размеры должностных окладов (тарифных ставок) работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России (приложение № 1); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера работникам бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России (приложение № 2); условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера работникам бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России (приложение № 3); порядок формирования и использования фонда оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России (приложение № 4).
Согласно п. 2 Порядка формирования и использования фонда оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России (приложение № 4) к Приказу МЧС России от 28 декабря 2015 г. № 700, годовой фонд оплаты труда работников учреждения формируется исходя из объема денежных средств, направляемых на выплаты: окладов (тарифных ставок), в том числе окладов руководителей учреждений – в размере 12 окладов (далее - окладный фонд); выплат компенсационного характера, за исключением выплат, связанных с работой в местностях с особыми климатическими условиями, от окладного фонда в размере; выплат стимулирующего характера для учреждений и организаций МЧС России в размере до 100 процентов окладного фонда (кроме Авиационно-спасательной компании); единовременных выплат стимулирующего характера, осуществляемых на основании решения главного распорядителя бюджетных средств, в размере дополнительных лимитов бюджетных обязательств, выделяемых на эти цели распорядителем (главным распорядителем) бюджетных средств.
Согласно пункту 2 «Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера работникам бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России» (приложение № 2) к Приказу МЧС России от 28 декабря 2015 г. № 700, работникам учреждений МЧС России устанавливаются следующие виды выплат компенсационного характера: занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; за работу в местностях с особыми климатическими условиями; за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
В пункте 2 «Условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера работникам бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России» (приложение № 3) к Приказу МЧС России от 28 декабря 2015 г. № 700, работникам учреждений МЧС России устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.
Согласно пункту 6 Порядка фонд оплаты труда работников учреждения подлежит перерасчету и корректировке в случаях: увеличения (индексации) окладов; изменения штатов (штатных расписаний, перечней); существенных изменений условий оплаты труда; принятия главным распорядителем бюджетных средств решения о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств на единовременные выплаты стимулирующего характера; принятия главным распорядителем бюджетных средств решения о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств на выплаты компенсационного характера; установления главным распорядителем бюджетных средств повышающего коэффициента к фонду оплаты труда.
С 10 января 2020 г. вступил в силу Приказ МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747 «Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России» (далее по тексту Приказ МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747), который признал утратившим силу Приказ МЧС России от 28 декабря 2015 г. № 700.
Приказом МЧС России от 14 декабря 2019 г. №747 утверждены: Размеры окладов (должностных окладов, тарифных ставок) работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России (приложение № 1), Условия, размеры, порядок осуществления выплат компенсационного характера работникам органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России (приложение № 2), Условия, размеры, порядок осуществления выплат стимулирующего характера работникам органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России (приложение №3), Порядок формирования и использования фонда оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России (приложение № 4).
В приложении 1, утвержденном Приказом МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747, приведены размеры должностных окладов работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Согласно пункту 1 Порядка формирования и использования фонда оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России (далее по тексту - Порядок) (приложение № 4), утвержденного Приказом МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747, настоящий Порядок определяет правила формирования и использования фонда оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России (далее - работники).
Выплаты, установленные настоящим Порядком, осуществляются за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников (пункт 2 Порядка).
Фонд оплаты труда работников формируется в расчете на штатную численность работников в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделяемых на оплату труда (пункт 3 Порядка).
Перечень выплат, которые входят в годовой фонд оплаты труда, установлен в пункте 4 Порядка и к ним относятся: должностные оклады (тарифные ставки) (далее соответственно - оклад, тарифная ставка), в том числе окладов руководителей организаций (учреждений) - в размере 12 окладов (далее - окладный фонд), с учетом их повышений, предусмотренных настоящей системой оплаты труда; выплаты компенсационного характера, за исключением выплат, связанных с работой в местностях с особыми климатическими условиями, от окладного фонда в соответствующем размере, при этом фонд оплаты труда в части выплат компенсационного характера может быть увеличен главным распорядителем бюджетных средств в пределах дополнительных лимитов бюджетных обязательств, доведенных на эти цели; выплаты стимулирующего характера для учреждений в размере до 100 процентов окладного фонда (кроме Авиационно-спасательной компании), фонд оплаты труда в части выплат стимулирующего характера может быть увеличен главным распорядителем бюджетных средств; единовременные выплаты стимулирующего характера, осуществляемые на основании решения главного распорядителя бюджетных средств, в размере дополнительных лимитов бюджетных обязательств, выделяемых на эти цели главным распорядителем бюджетных средств; материальная помощь в размере трех окладов (тарифных ставок).
Согласно пункту 5 Порядка фонд оплаты труда работников формируется с учетом размеров районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, определенных соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В пункте 7 Порядка указано, что фонд оплаты труда работников подлежит перерасчету и корректировке в случаях: а) увеличения (индексации) окладов (тарифных ставок); б) изменения штатов (штатных расписаний, перечней); в) существенных изменений условий оплаты труда; г) принятия главным распорядителем бюджетных средств решения о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств на выплаты компенсационного характера; д) принятия главным распорядителем бюджетных средств решения об увеличении фонда оплаты труда в части выплат стимулирующего характера; е) принятия главным распорядителем бюджетных средств решения о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств на единовременные выплаты стимулирующего характера.
Согласно пункту 13 Порядка в пределах фонда оплаты труда и выделенных бюджетных ассигнований в случае, если заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), с учетом выплат компенсационного и стимулирующего характера (за исключением коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок за стаж работы в указанных местностях, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни) окажется ниже установленного МРОТ, работнику производится соответствующая доплата на основании приказа руководителя организации (учреждения).
В п. 7.19 Коллективного договора, заключенного между руководством Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю и трудовым коллективом по регулированию социально-трудовых отношений федеральных государственных гражданских служащих и работников Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю, на период с 1 апреля 2020 г. по 31 марта 2023 г., установлено, что месячное содержание гражданских служащих (заработная плата работников) территориального органа, отработавших полностью месячную норму служебного (рабочего) времени и выполнившим свои служебные (трудовые) обязанности, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации.
Согласно пункту 7.19 Коллективного договора в редакции дополнительного соглашения, месячное денежное содержание гражданских служащих (заработная плата работников) территориального органа, отработавших полностью месячную норму служебного (рабочего) времени и выполнившим свои служебные (трудовые) обязанности, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации. Расчет месячного денежного содержания гражданских служащих (заработной платы работников) территориального органа производится в порядке предусмотренными пунктами 7.21 и 7.22 Коллективного договора.
В случае, если месячное денежное содержание государственного гражданского (служащего территориального органа, исчисляемое согласно статье 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» с учетом ежемесячных и иных дополнительных выплат к денежному содержанию, не соответствует величине минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на территории Российской Федерации, на основании приказа Представителя нанимателя производится доплата к месячному денежному содержанию государственного гражданского служащего в размере, обеспечивающем соответствие уровня денежного содержания, минимальному размеру оплаты труда, установленному на дату осуществления выплаты в Российской Федерации. При определении соответствия уровня месячного денежного содержания государственных гражданских служащих территориального органа минимальному размеру оплаты труда в Российской Федерации, не допускается включение в состав денежного содержания районных коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых в связи с прохождением государственной гражданской службы в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях на территории Забайкальского края. Установление доплаты до минимального размера оплаты труда к месячному денежному содержанию государственного гражданского служащего производится по решению Представителя нанимателя из средств федерального бюджета, с учетом выделенных лимитов бюджетных обязательств и в пределах утвержденного фонда оплаты труда на текущий финансовый год (п. 7.21 Коллективного договора).
В случае, если месячная заработная плата работника территориального органа, исчисляемая согласно ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации с учетом всех выплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера к заработной плате, не соответствует величине минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на территории Российской Федерации, на основании приказа Работодателя производится доплата к месячной заработной плате работника в размере, обеспечивающем соответствие уровня заработной платы минимальному размеру оплаты труда, установленному на дату осуществления выплаты в Российской Федерации. При определении соответствия уровня месячной заработной платы работников территориального органа минимальному размеру оплаты труда в Российской Федерации, не допускается включение в состав вознаграждения за труд районных коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на территории Забайкальского края. Установление доплаты до минимального размера оплаты труда к месячной заработной плате работника производится по решению работодателя из средств федерального бюджета, с учетом выделенных лимитов бюджетных обязательств и в пределах утвержденного фонда оплаты труда на текущий финансовый год (пункт 7.22 Коллективного договора).
Порядок оплаты труда работников Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю (далее - Главное управление, территориальный орган), замещающих должности в структурных подразделениях территориального органа, в том числе: в самостоятельных управлениях, отделах, отделениях и группах Главного управления, в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - ФПС ГПС) в штате территориального органа (центр управления в кризисных ситуациях, пожарно-спасательный отряд, пожарно-спасательная часть, специализированная пожарно-спасательная часть и др.), в подразделениях Государственной инспекции по маломерным судам на территории Забайкальского края (Центр государственной инспекции по маломерным судам), порядок назначения и выплаты работникам территориального органа надбавок компенсационного характера, назначения и выплаты работникам территориального органа надбавок стимулирующего характера, оказания материальной помощи, а также условия и порядок премирования работников структурных подразделений территориального органа, регламентированы Положением о порядке оплаты труда работников Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю (приложение № 6 к Коллективному договору).
С 1 января 2020 г. МРОТ установлен в размере 12 130 руб. (Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 463-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»).
Согласно подпункту «г» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам прямой линии с Владимиром Путиным, утвержденного Президентом Российской Федерации от 2 июля 2019 г. № Пр-1180, Правительству Российской Федерации поручено обеспечить доведение уровня оплаты труда работников подразделений пожарной охраны МЧС России в 2019 г. до 24 000 руб. в месяц, а с 2020 г. - до 32 000 руб. в месяц (срок - 1 августа 2019 г., ответственные: С., З.).
В порядке, установленном законом или иным нормативным актом, вопрос доведения уровня оплаты труда работников подразделений пожарной охраны МЧС России в 2019 г. до 24 000 руб. в месяц, а с 2020 г. - до 32 000 руб., не урегулирован.
Как следует из материалов дела, в соответствии с письмом заместителя Министра МЧС России Г. от 30 августа 2019 г., доведенные лимиты бюджетных обязательств на оплату труда работников федеральной противопожарной службы были предназначены на доведение в 2019 г. уровня оплаты труда работников ФПС ГПС до 24 000 руб. в месяц, начиная с 1 июля 2019 г.
В соответствии с письмом заместителя Министра МЧС России Г. от 24 января 2020 г., повышение уровня оплаты труда работников ФПС ГПС производилось, начиная с 1 января 2020 г. в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. По результатам произведенного увеличения, размер оплаты труда работников составил не менее 32 000 руб. к начислению.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году и плановом периоде.
Из взаимосвязанных положений статей 38 и 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что принципы бюджетной системы Российской Федерации, в том числе принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, а также принцип подведомственности расходов бюджетов, предполагают установление лимитов бюджетных обязательств для целей формирования и расходования средств бюджетов различных публично-правовых образований. Так, получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. При этом, лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей с указанием цели их использования.
В силу подпункта 2 пункта 1 ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.
В силу пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Приведенное правовое регулирование не свидетельствует о возможности получателя бюджетных средств принимать бюджетные обязательства с превышением пределов доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Из анализа вышеизложенного следует, что если общая сумма заработной платы работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), с учетом всех предусмотренных выплат компенсационного и стимулирующего характера (за исключением коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок за стаж работы в указанных местностях) в месяц окажется ниже рекомендованной (в 2019 г. - 24 000 руб. в месяц, с 2020 г. - 32 000 руб.), работнику устанавливается доплата в виде дополнительных денежных средств в размере, необходимом до доведения уровня заработной платы до рекомендованной. При этом доплата, предусмотренная подпунктом «г» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам прямой линии с Владимиром Путиным, утвержденного Президентом Российской Федерации от 2 июля 2019 г. № Пр-1180, исходя из приведенных выше норм не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, ее осуществление производится за счет бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели МЧС России лимитов.
Как следует из материалов дела, в пределах доведенных лимитов в 2020 г., повышение уровня оплаты труда произведено с 1 января 2020 г. работникам пожарно-спасательных подразделений в составе Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю, непосредственно принимающих участие в тушении пожаров и замещающих должности, входящие в состав дежурных караулов (в том числе должности водителя, диспетчера), дежурных смен, а также начальников пожарно-спасательных частей и их заместителей, допущенных к руководству тушением пожаров, минимальная заработная плата ряда работников №, непосредственно принимающих участие в тушении пожаров, доведена до уровня не менее 32 000 руб. в месяц к начислению согласно указанию главного распорядителя средств федерального бюджета (МЧС России) путем осуществления выплаты президентской доплаты. Доплата производилась только работникам 22 пожарно-спасательной части, размер ежемесячной заработной платы которых в сумме был менее 32 000 руб. в месяц к начислению. Работникам 22 пожарно-спасательной части, заработная плата которых в период с 1 января 2020 г. по 30 сентября 2020 г. была больше 32 000 руб. в месяц к начислению, выплата доплаты в период с 1 января 2020 г. по 30 сентября 2020 г. не производилась в связи с отсутствием на то законных оснований.
Судом апелляционной инстанции был проверен механизм расчета выплат, входящих в состав заработной платы истцов, и установлено, что ответчиком при определении доплаты в виде дополнительных денежных средств в размере, необходимом для доведения уровня заработной платы до рекомендованной подпунктом «г» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации (в 2020 г. - 32 000 руб.) в общем размере ежемесячной заработной платы, выплаченной истцам, полностью отработавшим норму рабочего времени и выполнивших нормы труда, с учетом всех предусмотренных выплат и надбавок, учитывались районный коэффициент (за работу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях) и процентная надбавка за стаж работы в указанных местностях, что является неверным.
С учетом изложенного, исходя из представленных стороной ответчика подробных расчетов заработной платы с приведением математического и правового обоснования начисления тех или иных выплат и надбавок судом апелляционной инстанции произведен свой расчет не доначисленной и невыплаченной заработной платы с учетом разницы должностей и предусмотренных для них окладов, а также стимулирующих и компенсационных выплат, подробным образом приведенный в тексте апелляционного определения от 2 февраля 2023года.
Расчет суммы доплаты, которая причитается каждому из истцов обоснованно определена судом апелляционной инстанции, как разница между установленным Перечнем поручений по итогам прямой линии с Владимиром Путиным, утвержденным Президентом Российской Федерации от 2 июля 2019г. №Пр-1180 минимальным уровнем оплаты труда работников подразделений пожарной охраны МЧС России в 2020 году в размере 32 000 руб. и общей суммой заработной платы каждого работника по каждому месяцу с учетом всех надбавок и компенсационных выплат, за исключением районных коэффициентов и надбавок за работу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с произведенным судом апелляционной инстанции расчетом суммы доплат по каждому работнику.
При этом доводы заявителей кассационной жалобы о необходимости начисления районного коэффициента и процентной надбавки на доплату, указанную в подпункте «г» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам прямой линии с Владимиром Путиным, утвержденного Президентом Российской Федерации от 2 июля 2019 г. № Пр-1180 полагает несостоятельными.
Согласно ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах, не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. 315 Трудового кодекса Российской Федерации).
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере (ст. 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 316 Трудового кодекса Российской Федерации).
Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. № 38-П, территориальные масштабы Российской Федерации и ее географическое положение предопределяют необходимость учета при формировании социально-экономической политики государства природно-климатических особенностей тех или иных регионов, с тем чтобы обеспечить их устойчивое развитие, создать благоприятные условия для эффективной хозяйственной деятельности, рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей природной среды и, в конечном счете, - обеспечить достойную жизнь проживающим на их территории гражданам на основе принципов равенства и социальной справедливости. Негативное воздействие, которое оказывает на здоровье человека проживание и осуществление трудовой деятельности в регионах с особыми климатическими условиями, и связанный с этим риск преждевременной утраты трудоспособности обязывают Российскую Федерацию как правовое социальное государство принимать меры, призванные компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты, обусловленные более высокой стоимостью жизни, складывающейся в местностях с особыми климатическими условиями под воздействием географических, климатических факторов и вызванных ими особенностей социально-экономического развития. В этих целях федеральным законодателем установлена система специальных гарантий и компенсаций, включая повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (прежде всего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях) (часть 2 статьи 146 и статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации). Повышение оплаты труда таким работникам направлено не только на возмещение им дополнительных материальных и физиологических затрат в связи с работой в особых климатических условиях, но и на выравнивание уровня жизни населения в этих регионах, с тем чтобы в полной мере осуществить предназначение социального государства путем создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Что касается определения способов и размера повышения оплаты труда работников в местностях с особыми климатическими условиями, то федеральный законодатель - поскольку из Конституции Российской Федерации не вытекает его обязанность гарантировать таким гражданам определенный размер повышения оплаты труда или использовать для повышения ее размера конкретные правовые механизмы - вправе осуществлять соответствующее правовое регулирование в рамках предоставленной ему дискреции. Исходя из этого для граждан, работающих в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышенная оплата труда обеспечивалась, главным образом, путем установления соответствующих районных коэффициентов (коэффициентов) и надбавок (процентных надбавок). Действующее законодательство также предусматривает применение районного коэффициента и процентной надбавки для расчета заработной платы лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом Трудовой кодекс Российской Федерации (часть 1 статьи 316 и часть 1 статьи 317) и Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (часть 1 статьи 10 и часть 1 статьи 11) возлагают определение размера районного коэффициента и порядка его применения, а также определение размера процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях и порядок ее выплаты на Правительство Российской Федерации. Поскольку Правительство Российской Федерации данное полномочие не реализовало, в настоящее время действуют - в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации, - принятые до введения в действие данного Кодекса нормативные правовые акты, которыми определялся порядок применения районного коэффициента (коэффициента) и процентной надбавки. Наряду с этим сохраняют свое действие нормативные правовые акты, устанавливающие коэффициенты за работу в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях и процентные надбавки для работающих в отдельных регионах с особыми климатическими условиями. В соответствии с указанными нормативными правовыми актами районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка начисляются на фактический заработок работника. На основе действовавшего на протяжении десятилетий правового регулирования Министерство труда Российской Федерации в разъяснении от 11 сентября 1995 г. № 3 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)», утвержденном постановлением от 11 сентября 1995 г. № 49, подтвердив сложившуюся правоприменительную практику, указало, что процентные надбавки и коэффициенты начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет. Таким образом, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.
В п. 5 Условий, размеров и порядка осуществления выплат компенсационного характера работникам учреждений МЧС России (приложение № 2) к Приказу МЧС России от 28 декабря 2015 г. № 700, было предусмотрено, что к заработной плате работников учреждений, дислоцированных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в порядке и размерах, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.
К заработной плате работников учреждений могут быть применены повышенные размеры районных коэффициентов в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий.
Размеры районных коэффициентов к заработной плате работников учреждений, установленные законодательными и иными нормативными актами бывшего СССР и действующие на территории Российской Федерации, применяются в пределах и порядке, не противоречащих законодательству Российской Федерации (приложение к настоящему пункту).
При этом расходы на указанные цели производятся в пределах фонда оплаты труда, утвержденного соответствующим распорядителем средств федерального бюджета.
В приложении к пункту 2 Условий, размеров и порядка осуществления выплат компенсационного характера работникам учреждений МЧС России «Размеры районных коэффициентов к заработной плате» указано, что Забайкальский край, за исключением районов, указанных в пунктах 3 и 6 относится к районам, где к заработной плате работников применяется коэффициент 1,30 (п. 7). Пунктом 3 Каларский район Забайкальского края отнесен к районам, где к заработной плате работников применяется коэффициент 1,70. Пунктом 6 районы Забайкальского края: Тунгиро-Олекминский и Тунгокоченский (в том числе поселок Вершино-Дарасунский; город Краснокаменск и поселки Краснокаменский и Октябрьский) отнесены к районам, где к заработной плате работников применяется коэффициент 1,40.
В Приказе МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747 не приведены районные коэффициенты для расчета данной надбавки.
В п. 58 Условий размеры, порядок осуществления выплат компенсационного характера работникам органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России (приложение № 2), утвержденных Приказом МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747, указано, что к заработной плате работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России, дислоцированных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в порядке и размерах, которые установлены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.
Районный коэффициент применяется по месту фактической постоянной работы независимо от места нахождения органа, организации (учреждения) или подразделения, в штате которого состоит работник (пункт 59 Условий размеры, порядок осуществления выплат компенсационного характера работникам органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России (приложение №2), утвержденных Приказом МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747).
В пункте 3 «Виды выплат компенсационного характера» раздела II «Выплаты компенсационного характера работникам территориального органа, условия и порядок их назначения» Положения о порядке оплаты труда работников Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю (Приложение № 6 к Коллективному договору) предусмотрены выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями. В подпункте 3.1.2 к районам, где к заработной плате работников применяется коэффициент 1,30, отнесены Каларский, Тунгиро-Олёкминской и Тунгокоченский районы Забайкальского края. Указано, что районный коэффициент в размере 30% установлен в Каларском, Тунгиро-Олёкминском и Тунгокоченском районах на основании постановления от 4 сентября 1964 г. №, утвержденного Государственным комитетом Совета министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиумом ВЦСПС, «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».
В п. 3.2 указано, что в соответствии с частью 2 статьи 146, статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере, оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Статьями 315-317 Трудового кодекса Российской Федерации для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрено применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, размер которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Аналогичные нормы предусмотрены статьями 10 и 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». До настоящего времени акты, предусмотренные вышеназванными нормами, не изданы, в связи с чем, на основании части 1 статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации применяются ранее изданные правовые акты федеральных органов государственной власти Российской Федерации или органов государственной власти бывшего СССР.
Пунктом 3.2.1 установлено, что Забайкальский край (ранее - Читинская область) отнесен к районам с особыми климатическими условиями, где устанавливаются районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате. На основании постановления ЦК КПСС, Совмина СССР ВЦСПС от 9 января 1986 г. № 53 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Бурятской АССР и Читинской области» работникам устанавливается процентная надбавка за работу на территории Забайкальского края. Порядок установления процентной надбавки и исчисления стажа работы, дающего право на ее получение, определен Инструкцией о порядке предоставления работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР, Коми ССР в составе РСФСР, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской области, а также в Бурятской АССР, Тувинской АССР и Читинской области, социальных гарантий и компенсаций в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. № 255, утвержденной приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 3. В соответствии с пунктом 1 Постановления от 9 января 1986 г. № 53 и п. 6 Инструкции от 22 ноября 1990 г. № 3, работникам назначается процентная надбавка в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10 % за каждые последующие два года работы, но не свыше 30% заработка. Молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей не менее одного года в районах, где льготы и компенсации предоставляются па основании Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. № 255, и вступающей в трудовые отношения, надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% за каждые шесть месяцев работы.
В пункте 3.2.2 указано, что в Забайкальском крае имеются местности, приравненные к районам Крайнего Севера. Это Каларский, Тунгокоченский и Тунгиро-Олекминский районы (Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера»). Работникам, работающим в этих местностях, процентные надбавки устанавливаются во исполнение указов Президиума ВС СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. № 1908-VII в порядке, определенном Инструкцией о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 2. На основании пункта 16 названной Инструкции, работникам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, назначается выплата надбавки в следующих размерах: - по истечении первого года работы – 10% за каждый последующий год работы - увеличение на 10% до достижения 50%. Молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей не менее одного года в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, надбавка устанавливается в размере 10 % за каждые шесть месяцев работы до достижения 50%.
Принимая во внимание, что доплаты, предусмотренные подпунктом «г» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам прямой линии с Владимиром Путиным, утвержденного Президентом Российской Федерации от 2 июля 2019 г. № Пр-1180, не входят в систему оплаты труда, гарантированную законом и локальными нормативными актами, производятся только в том случае, когда сумма заработной платы работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), с учетом всех выплат, входящих в систему оплаты труда (за исключением коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок за стаж работы в указанных местностях), в месяц составляет ниже 32 000 руб., выплата такой доплаты производится в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, на них не подлежат начислению районный коэффициент и процентная надбавка.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает нарушений судом апелляционной инстанции при расчете суммы задолженности по заработной плате работников норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Каларского районного суда Забайкальского края от 8 сентября 2022 г., с учетом изменений, внесенных апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 2 февраля 2023года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 2 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Полковникова Германа Альбертовича, Милюшкина Андрея Сергеевича, Ескина Романа Алексеевича, Простакишина Василия Васильевича, Лаулисиже Александра Викторовича, Бутина Евгения Евгеньевича, Плотникова Александра Ивановича, Белькова Владимира Борисовича, Бутиной Ксении Сергеевны, Фомина Эдуарда Анатольевича, Скоробогатова Алексея Владимировича, Токмакова Ивана Алексеевича, Ившина Сергея Юрьевича, Бухарова Виталия Васильевича, Кузьминых Виталия Александровича – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: