Судья: Бугаева В.Н. 33-9271/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 июля 2016 года г. Самара
судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Гороховика А.С.
судей Сафоновой Л.А., Емелина А.В.
при секретаре Моревой Н.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Петровой Н.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Борском районе Самарской области о включении в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья, с применением льготного порядка исчисления периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Петровой Н.А. на решение Богатовского районного суда Самарской области от 13 апреля 2016 года,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сафоновой Л.А., объяснения Петровой Н.А. и ее представителя Низамотдиновой Л.Т. действующей на основании устного ходатайства истца,
УСТАНОВИЛА:
Петрова Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Борском районе Самарской области о включении в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья, с применением льготного порядка исчисления периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости, в котором просила:
- признать незаконным отказ ГУ Пенсионного фонда РФ по Борскому району Самарской области в назначении пенсии;
- обязать ГУ Пенсионного фонда РФ по Борскому району Самарской области включить указанные периоды в льготный стаж, дающий право на получение пенсии за выслугу лет и обязать пенсионный орган назначить страховую пенсию по старости ранее достижения возраста в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья, со дня возникновения права (обращения) ДД.ММ.ГГГГ.
Заявленные требования мотивировала следующим. Истица имеет специальный стаж, как лицо, осуществляющее лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения свыше 25 лет. ДД.ММ.ГГГГ Петрова Н.А. обратилась в УПФР в Борском районе с заявлением о досрочном назначении ей пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако решением указанной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) ей в досрочном назначении пенсии было отказано, так как из подсчета специального стажа комиссией пенсионного органа исключены: время работы в качестве фельдшера здравпункта <данные изъяты> районная больница с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ так как работа проводилась на неполную ставку в учреждении здравоохранения, а работа в училище не учитывалась, так как данное учреждение не поименовано Списками.
Решением Богатовского районного суда Самарской области от 13 апреля 2016 года постановлено:
«Исковые требования Петровой Н.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Борском районе Самарской области о включении в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья, с применением льготного порядка исчисления периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости, оставит без удовлетворения».
В апелляционной жалобе Петрова Н.А. просила отменить решения суда, удовлетворив исковые требования в полном объеме. Доводы жалобы аналогичны доводам искового заявления.
Истец Петрова Н.А и её представитель в судебном заседании апелляционной инстанции доводы жалобы поддержала в полном объеме, просили отменить решение суда первой инстанции, удовлетворив исковые требования.
Представитель ГУ Пенсионного фонда РФ по Борскому району Самарской области в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о явке извещался по правилам ст.113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин неявки судебной коллегии не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ в отсутствие ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со ст.330 ГПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считая его законным и обоснованным.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В силу части 1 статьи И указанного Федерального закона, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Аналогичные условия содержал подпункт 20 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ».
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.(ст.ЗО ч.2 Федеральном законе от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»)
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 29 октября 2002 года № 781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов такой работы, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» понятия "лечебная деятельность" и "учреждения здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Определение же того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением критериев оценки условий и характера труда в той или иной должности и относится к компетенции Правительства Российской Федерации, утверждающего и корректирующего исходя из этих критериев списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, что исключает возможность их произвольного истолкования.
В отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 определен перечень наименований должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж при условии строгого соответствия наименования должности и учреждения наименованиям, поименованным в соответствующих Списках, а также утверждены Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», лицам, осуществлявшим лечебную и иную по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Материалами дела установлено, что согласно трудовой книжки Петровой Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ она принята на должность медицинской сестры хирургического отделения ММУ <данные изъяты> (запись №); ДД.ММ.ГГГГ переведена фельдшером здравпункта лицея № (запись 26); ДД.ММ.ГГГГ уволена по сокращению штата ст.81 п.2 ТК РФ (запись 28); ДД.ММ.ГГГГ принята на должность медицинской сестры ММУ <данные изъяты> (запись 37); ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность фельдшера в зравпункт Государственного бюджетного профессионального образования «<данные изъяты>» (запись 38) и продолжает работать по настоящее время. (л.д.11-13)
ДД.ММ.ГГГГ Петрова Н.А. обратилась в УПФР в Борском районе с заявлением о досрочном назначении ей пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением комиссии территориального органа ПФР - ГУ УПФ РФ в Борском районе № от ДД.ММ.ГГГГ Петровой Н.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, ввиду отсутствия необходимого специального стажа.
Согласно протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ, в результате расчета стажа для права на досрочную трудовую пенсию у истца имеется 15 лет 8 месяцев 19 дней (л.д. 8-10).
Из льготного стажа Петровой Н.А. исключен период работы в качестве фельдшера здравпункта СПТУ <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (включая периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
При этом в протоколе комиссии в спорный период работа в учреждении здравоохранения ГБУЗ СО <данные изъяты> центральная районная больница проводилась на неполную ставку, а работа в ГБПОУ СО «<данные изъяты>» не учитывалась, так как данное учреждение не поименовано Списками.
Из справки, уточняющей занятость Петровой Н.А., предоставленной работодателем ГБУЗ СО <данные изъяты> центральная районная больница № от ДД.ММ.ГГГГ следует:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Петрова Н.А. работала в должности фельдшера на 0,5 ставки в здравпункте СПТУ №;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Петрова Н.А. работала в должности фельдшера на 0,75 ставки в здравпункте СПТУ №;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Петрова Н.А. работала в должности фельдшера на 0,5 ставки в здравпункте СПТУ №;
с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Петрова Н.А. работает в должности фельдшера на 0,5 ставки в здравпункте Государственного бюджетного профессионального образования «<данные изъяты>» (л.д. 15-16).
Согласно лицензии №№ от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление ГБУЗ Самарской области «<данные изъяты> центральная районная больница», медицинская деятельность осуществляется в том числе и по адресу <адрес> (<данные изъяты>) (здравпункт расположен в здании <данные изъяты>).
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Петрова Н.А. работает в ГБПОУ СО <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера 0,5 ставки по совместительству; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера на 0,5 ставки в ГОУ НПО профессиональный лицей <данные изъяты>.
Согласно договора об организации медицинского обслуживания в образовательном учреждении от ДД.ММ.ГГГГ, ГБПОУ СО «<данные изъяты>» и ГБУЗ Самарской области «<данные изъяты> центральная районная больница», заключили договор о взаимодействии сторон по организации медицинского обслуживания учащихся <данные изъяты> в соответствии со ст.54 ФЗ от 21.11.2011 года №323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст.41 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»; Порядком оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденных Приказом Минздрава России от 05.11.2013 №822н СанПиН 2.4.2.2821-10; Медицинское обслуживание учащихся <данные изъяты> осуществляется медицинскими работниками, находящимися в трудовых отношениях с Больницей, в помещениях <данные изъяты>, переданных Больнице на основании Договора безвозмездного пользования имуществом.
Из штатных расписаний с ДД.ММ.ГГГГ год Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессиональный лицей № переименованного впоследствии в ГБПОУ СО «<данные изъяты>» имеется должность фельдшера, которую занимает Петрова Н.А.
Из приставленного истцом Контракта от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между работодателем Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессиональный лицей № и работником Петровой Н.А., установлено, что Петрова Н.А. принята на должность фельдшера на 0,5 ставки по совместительству.
Из Устава Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессиональный лицей № (от ДД.ММ.ГГГГ с последующими изменениями и дополнениями) переименованного в ГБПОУ СО «<данные изъяты>» следует, что <данные изъяты>) является государственным образовательным учреждением начального профессионального образования; целью деятельности является образовательная деятельность.
Согласно ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и п.4 Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденных Приказом Минздрава России от 05.11.2013 №822н - Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями; Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
На основании п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подл. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, непременным условием зачета в льготный стаж является не только работа в должности, указанной в Списке, но обязательно и в учреждении, поименованном Списком.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном исключении спорных периодов работы из специального стажа основаны на неверном толковании норм права.
В пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что, исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г., независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, а также профиля учреждения, в котором осуществляется их трудовая деятельность, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение. (Определения от ДД.ММ.ГГГГ N 584-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1012-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 857-О и др.).
При таких обстоятельствах, когда установлено, что действующим в спорные периоды работы истца Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года №781 не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работающим фельдшером в образовательных учреждениях (<данные изъяты>), суд первой инстанции правильно указал в решении о том, что работа Петровой Н.А. в должности фельдшера, поименованной в соответствующих Списках 2002 года, но в учреждении образования Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессиональный лицей № переименованного впоследствии в ГБПОУ СО «<данные изъяты>», не отнесенного Списком 2002 года к учреждениям здравоохранения, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, то суммирование занятости (объема работы) в этой должности с 0,5 (0,75) ставкой должности фельдшера здравпункта ГБУЗ Самарской области «<данные изъяты> центральная районная больница» невозможно.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствуют основания для включения в специальный стаж Петровой Н.А., дающий право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья, - период работы в должности фельдшера здравпункта СПТУ № ГБУЗ СО <данные изъяты> центральная районная больница с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (включая периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он является верным, основанным на нормах действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с постановленным решением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения. Эти доводы судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм права, направлены на иную субъективную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции, а потому не могут служить поводом к отмене решения суда первой инстанции.
Оценка судом обстоятельств дела и доказательств, представленных в их подтверждение, соответствует требованиям ст.67 ГПК РФ и доводами апелляционной жалобы не опровергается. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Богатовского районного суда Самарской области от 13 апреля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Петровой Н.А. - без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: