Решение по делу № 2-615/2022 от 06.05.2022

Дело № 2 - 615/2022

42RS0014-01-2022-000668-85

                                     РЕШЕНИЕ

                      именем Российской Федерации

       Мысковский городской суд Кемеровской области в составе судьи Ульяновой О.А.,

с участием прокурора Ушковой И.В.,

при секретаре судебного заседания Караевой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Мыски

29 июня 2022 г.

гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Мыски в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя образовательная школа №2», администрации Мысковского городского округа о понуждении к совершению действий (в порядке ст. 45 ГПК РФ),

установил:

Прокурор города Мыски обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя образовательная школа №2», администрации Мысковского городского округа о понуждении к совершению действий (в порядке ст. 45 ГПК РФ), согласно которому просит обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2»: разработать проектно-сметную документацию на проведение капитального ремонта здания, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> с учетом заключения о техническом состоянии строительных конструкций и инженерных коммуникаций здания МБОУ «СОШ № 2», выданного ООО «ЕВРАЗпроект», выданного по результатам обследования в октябре 2021 года; провести капитальный ремонт здания, расположенного по адресу: <адрес> - Кузбасс, создать безопасные условия пребывания детей в соответствии с требованиями действующего законодательства обеспечивающими жизнь и здоровье детей, работников организации в здании по указанному адресу путем восстановления и усиления несущих конструкций, находящихся в «ограниченно работоспособном» техническом состоянии, приведению здания в сейсмостойкое состояние и восстановлению эксплуатационных характеристик строительных конструкций и инженерных коммуникаций или организовать образовательный процесс в ином здании, соответствующем установленным санитарно-эпидемиологическим и иным требованиям и нормам, обеспечивающими жизнь и здоровье детей, работников организации;

возложить на администрацию Мысковского городского округа обязанность по финансированию исполнения МБОУ «СОШ № 2» вышеуказанных требований. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить администрации Мысковского городского округа и МБОУ «СОШ № 2» срок до 01.09.2023, в течение которого указанные действия должны быть совершены.

В исковом заявлении в обоснование названных требований указано следующее. Прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности обучающихся, работников и иных лиц в деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя образовательная школа №2», в ходе которой установлено, что в здании данной образовательной организации требуется проведение капитального ремонта. Так, специализированная организация, ООО «Евразпроект», по результатам обследования технического состояния строительных конструкций здания МБОУ «СОШ № 2» пришла к общему выводу, что строительные конструкции и инженерные коммуникации здания имеют повреждения и дефекты, приведшие к некоторому снижению несущей способности и эксплуатационных характеристик, в целом зданию присвоена категория технического состояния – «ограниченно работоспособное», требуется проведение капитального ремонта. Ранее прокурором г. Мыски в адрес главы МГО вносилось представление от 14.01.2022 г. № 21 – 1 -2022, в котором указано о сохранении существования угрозы жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса при отсутствии капитального ремонта в МБОУ «СОШ № 2», необходимость финансирования мероприятий по капитальному ремонту, в частности, в указанном учреждении. Однако, требования до настоящего времени не исполнены ввиду отсутствия в бюджете МГО денежных средств на данные цели. Довод об отсутствии финансовых возможностей для проведения капитального ремонта не является основанием для освобождения ответчиков от выполнения возложенных на них федеральными законами обязанностей по проведению капитального ремонта и надлежащего обеспечения безопасности детей, так как закон не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления по созданию безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за ними, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации с наличествующими финансовыми возможностями. Ответчиков следует обязать, устранить нарушения требований законодательства в части соблюдения требований безопасности, указанные в настоящем иске, поскольку они являются условием формирования реальной угрозы для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, находящихся в тот или иной момент времени в помещениях Учреждения.

          В судебном заседании участвующий в рассмотрении дела прокурор настаивал на удовлетворении указанных требований по изложенным в исковом заявлении основаниям.

            От ответчиков, третьих лиц поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, удовлетворенные определением суда.

             Как следует из письменного отзыва на исковое заявление МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2», учредителем является Мысковский городской округ, функции и полномочия учредителя осуществляет МКУ Управление образованием МГО. Для разработки проектно-сметной документации требуется 3643144,904 руб. Данная сумма не заложена в смете школы на 2022 г. Согласно п. 1.8. Устава Школа отвечает по своим обязательствам находящимися в её распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам школы несёт собственник имущества. В связи с вышеизложенным МБОУ «СОШ № 2» согласно с исковыми требованиями.

           Согласно письменному отзыву администрация МГО оставляет разрешение поставленного в исковом заявлении вопроса на усмотрение суда.

          Третье лицо МКУ «Управление образованием МГО» в письменном отзыве указало следующее. Школа - подведомственное учреждение Муниципального казенного учреждения «Управление образования Мысковского городского округа» (далее - Управление образованием). Управление образованием наделяется полномочиями вышестоящей организации в системе образования Мысковского городского округа в отношении подведомственных муниципальных образовательных учреждений (в том числе казенных, бюджетных и (или) автономных) в пределах предоставленных ему прав и установленной компетенции. Управление образованием в пределах компетенции и предоставленных ему прав осуществляет управление деятельностью подведомственных ему муниципальных образовательных учреждений (в том числе казенных, бюджетных и (или) автономных), (далее именуемые МОУ), образуя единую систему образования, действующую на территории Мысковского городского округа, выступает в качестве учредителя муниципальных образовательных учреждений в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Управление образованием является казенным учреждением и финансируется из бюджета Мысковского городского округа на основании бюджетной сметы. Управление образованием является главным распорядителем бюджетных средств, а также администратором доходов местного бюджета, закрепляемых в решениях о бюджете на очередной финансовый год по подведомственным учреждениям (пункт 1.7., 1.8 устава Муниципального казенного учреждения «Управление образованием Мысковского городского округа»). Управление образованием отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Учредителем Управления образованием является Мысковский городской округ. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Мысковского городского округа (пункт 1.6. Устава Муниципального казенного учреждения «Управление образованием Мысковского городского округа»). В настоящее время разработать проектно-сметную документацию на проведение капитального ремонта здания в МБОУ «СОШ № 2», а также провести капитальный ремонт здания не представляется возможным, так как денежные средства на данные цели в местный бюджет на 2022 год плановый 2023-2024 годы на проведение вышеуказанных мероприятий не предусмотрены бюджетом, не закладывались, не выделялись. Управлением образования были приняты меры, поданы информационные письма главе Мысковского городского округа:

- от 14.01.2022 г. № 25 о рассмотрении вопроса о включении учреждений которым требуется капитальный ремонт в муниципальную программу «Реконструкция, капитальный и текущий ремонт объектов социальной сферы Мысковского городского округа на 2021-2023 годы»;

- от 11.04.2022 г. № б/н о содействии в выделении денежных средств на проведение на выполнение мероприятий по разработке дефектной ведомости и проектно-сметной документации. Письменного ответа не поступило.

При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение, (п.7 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). В связи с вышеизложенным Управление образованием согласно с исковыми требованиями.

             Заслушав объяснение, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

      В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

      Статьей 45 Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

     В соответствии с абзацем третьим статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ закреплена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с требованиями ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей в результате разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкцией, в том числе отклонений от вертикальности.

Согласно пункту 3 СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», принятого Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21.08.2003 № 153 (далее - СП 13-102-2003), категория технического состояния - это степень эксплуатационной пригодности строительной конструкции или здания и сооружения в целом, установленная в зависимости от доли снижения несущей способности и эксплуатационных характеристик конструкций.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой города Мыски проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности учащихся, работников и иных лиц в деятельности МБОУ «СОШ № 2», в ходе которой установлено, что здание данной образовательной организации требуется проведение капитального ремонта.

Специалистами ООО «ЕВРАЗпроект» в октябре 2021 года проведено обследование технического состояния строительных конструкций здания МБОУ «СОШ № 2».

По результатам обследование технического состояния строительных конструкций здания МБОУ «СОШ № 2» специализированной организацией выдано заключение.

Согласно разделу 5 данного заключения проведение обследования технического состояния строительных конструкций и инженерных коммуникаций нежилого здания МБОУ «СОШ № 2», расположенного по адресу: <адрес><адрес> <адрес>, позволяет сделать следующие выводы:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Прокурором г. Мыски в адрес главы г. Мыски МГО вносилось представление от 14.01.2022 г. № 21- 1 -2022, в котором указано о сохранении существенной угрозы жизни и здоровью обучающихся в период образовательного процесса при отсутствии капитального ремонта в МБОУ «СОШ № 2», необходимости финансирования мероприятий по капитальному ремонту, в частности, МБОУ «СОШ № 2». Однако, требование не исполнено с указанием на отсутствие в бюджете МГО денежных средств на указанные цели (л.д. 111-118).

Согласно пункту 1.6. Устава МБОУ «СОШ № 2» учредителем и собственником имущества является Мысковский городской округ. Функции и полномочия учредителя осуществляет Муниципальное казенное учреждение «Управление образованием МГО». Функции и полномочия собственника имущества Учреждения от имени МГО осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом МГО (л.д. 17-31).

Уставом МКУ «Управление образованием МГО», утвержденным постановлением администрации МГО от 28.07.2014 г. № 1689-п (л.д. 174-182), установлено, что учреждение финансируется из бюджета МГО на основании бюджетной сметы (п. 1.8.).

Исходя из статьи 15 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 вышеуказанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений.

Администрация города является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения.

В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

На основании абз. 3 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Выявленные нарушения являются недопустимыми и свидетельствуют о непринятие МБОУ «СОШ № 2», администрацией Мысковского городского округа мер к исполнению требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федерального закона № 273-ФЗ, чем грубо нарушают права и законные интересы несовершеннолетних, что в данной ситуации создает реальную угрозу жизни и здоровью обучающихся и работников МБОУ «СОШ № 2».

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе о защите семьи, материнства, отцовства и детства.

Реализация прокурором полномочий, предусмотренных статьей 45 ГПК РФ, в части предъявления заявлений в интересах несовершеннолетних, служит гарантией защиты прав несовершеннолетних и свидетельствует о заботе и охране интересов ребенка со стороны государства.

         На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объёме.

          В соответствии со ст. 206 ГПК РФ следует установить срок, в течение которого ответчикам следует совершить установленные решением суда действия – до 01.09.2023 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

           Иск прокурора города Мыски в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2», администрации Мысковского городского округа о понуждении к совершению действий (в порядке ст. 45 ГПК РФ) удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» разработать проектно-сметную документацию на проведение капитального ремонта здания, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> с учетом заключения о техническом состоянии строительных конструкций и инженерных коммуникаций здания МБОУ «СОШ № 2», выданного ООО «ЕВРАЗпроект», выданного по результатам обследования в октябре 2021 года; провести капитальный ремонт здания, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, создать безопасные условия пребывания детей в соответствии с требованиями действующего законодательства обеспечивающими жизнь и здоровье детей, работников организации в здании по указанному адресу путем восстановления и усиления несущих конструкций, находящихся в «ограниченно работоспособном» техническом состоянии, приведению здания в сейсмостойкое состояние и восстановлению эксплуатационных характеристик строительных конструкций и инженерных коммуникаций или организовать образовательный процесс в ином здании, соответствующем установленным санитарно-эпидемиологическим и иным требованиям и нормам, обеспечивающими жизнь и здоровье детей, работников организации.

Возложить на администрацию Мысковского городского округа обязанность по финансированию исполнения МБОУ «СОШ № 2» вышеуказанных требований.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить администрации Мысковского городского округа и МБОУ «СОШ № 2» срок до 01.09.2023, в течение которого указанные действия должны быть совершены.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Кемеровского областного суда через Мысковский городской суд Кемеровской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

               Судья                                                                Ульянова О.А.

Мотивированное решение изготовлено 04.07.2022 г.

2-615/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор
Ответчики
Администрация
МБОУ СОШ № 2
Другие
КУМИ МГО
МКУ Управление образованием
Суд
Мысковский городской суд Кемеровской области
Судья
Ульянова Ольга Александровна
Дело на сайте суда
myskovsky.kmr.sudrf.ru
06.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.05.2022Передача материалов судье
11.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.05.2022Подготовка дела (собеседование)
29.06.2022Подготовка дела (собеседование)
29.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.06.2022Судебное заседание
04.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.08.2022Дело оформлено
30.08.2022Дело передано в архив
29.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее