Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 мая 2018 года г. Уяр
Уярский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего Приваловой О.В.
при секретаре Нестеренко А.С.
с участием представителя административного истца помощника прокурора Уярского района Величевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению прокурора Уярского района в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Рощинского сельсовета Уярского района Красноярского края незаконным и обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Уярского района Красноярского края обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Рощинского сельсовета Уярского района Красноярского края по рассмотрению представления прокурора Уярского района от 10.10.2017 года № 7-01-2017 об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле, о муниципальной собственности, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, не оформлении земельных участков, используемых в качестве кладбищ в муниципальную собственность, не проведении межевания, не постановке на кадастровый учет земельных участков, используемых в качестве кладбищ и обязании создать специализированную службу по вопросам похоронного дела и оформить земельные участки, используемые в качестве кладбищ, в муниципальную собственность, провести работы по межеванию и поставить их на кадастровый учет.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Уярского района Красноярского края проведена проверка исполнения администрацией Рощинского сельсовета Уярского района Красноярского края законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой установлено, что на территории Рощинского сельсовета размещено 9 общественных кладбищ: п. Пинчино, п. Жандат, д. Торгинка, с. Никольское, д. Каменно-Горновка, д. Борисовка, д. Марьевка. Администрацией Рощинского сельсовета работа по оформлению земельного участка, используемого в качестве кладбища, в муниципальную собственность не начата, договор на межевание всех вышеуказанных земельных участков не заключался, данные работы не оплачивались, межевание не проводилось, земельный участок не поставлен на кадастровый учет, в связи с чем, невозможно оформление права собственности, так как земельный участок не сформирован. Кроме того, в нарушение ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8- ФЗ «О погребении и похоронном деле», предусматривающей создание органом местного самоуправления специализированной службы по вопросам похоронного дела, на которую в соответствии с указанным Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших и определение органом местного самоуправления порядка деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела, администрацией поселения специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, порядок ее деятельности не разработан. По результатам проверки 10.10.2017 года прокурором района главе Рощинского сельсовета внесено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле, предоставлении государственных и муниципальных услуг, которое рассмотрено, 25.10.2017 года поступил ответ главы сельсовета о частичном принятии мер к устранении выявленных нарушений. Отсутствие определенных в установленном законодательством порядке границ данных земельных участков, на которых расположены общественные кладбища, не позволяет обеспечить надлежащее исполнение органом местного самоуправления полномочий по содержанию мест захоронения в соответствии с санитарными и экологическими требованиями, что может повлечь за собой загрязнение окружающей среды, незаконное размещение мест захоронения, распространение инфекционных болезней, создать угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие специализированной службы не дает возможности реализовать положения ст.ст. 9, 25, 29 Федерального закона о погребении. Просит признать незаконным бездействие администрации Рощинского сельсовета по рассмотрению представления прокурора Уярского района от 10.10.2017 № 7- 01-2017 об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле, в части непринятия мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, не оформлении земельного участка, для размещения мест захоронения, не проведении межевания, не постановки на кадастровый учет земельного участка, используемого в качестве кладбища, обязать администрацию Рощинского сельсовета организовать работу специализированной службы по вопросам похоронного дела в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на территории Балайского сельсовета и оформить земельные участки, расположенные на территории Рощинского сельсовета возле п.Пипчино, п. Жандат, д. Торгинка, с. Никольское, д. Каменно-Горновка, д. Борисовка, д. Марьевка, используемые в качестве кладбищ, в муниципальную собственность, в том числе провести работы по межеванию земельных участков, расположенных на территории Рощинского сельсовета возле п.Пипчино, п. Жандат, д. Торгинка, с. Никольское, д. Каменно-Горновка, д. Борисовка, д. Марьевка, используемых в качестве кладбищ, поставить указанные земельные участки на кадастровый учет в срок до 01.01.2019 года.
В судебном заседании административный истец требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик – представитель администрации Рощинского сельсовета Уярского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, ходатайств об отложении дела, возражений относительно заявленных требований не представил.
С учетом мнения административного истца, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с п. «п» ч. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 01.12.2014 № 7-2880 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Пунктом 26 части 1 статьи 6 Устава Рощинского сельсовета Уярского района определено, что к вопросам местного значения сельсовета относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно статье 4 Федерального закона № 8-ФЗ «О погребении и Похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными. и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Статьями 16 и 17 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлены санитарные и экологические требования к размещению и содержанию мест захоронения.
На основании п. 4 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 года 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.
Согласно ст. 6 Земельного кодекса РФ объектом земельных отношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Частью 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» определено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Частью 1 ст. 9 Федерального закона № 8-ФЗ предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению, которые в соответствии с ч. 2 ст. 9 ФЗ № 8-ФЗ оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела: супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Как установлено в судебном заседании, на территории Рощинского сельсовета размещено 9 общественных кладбищ: п. Пинчино, п. Жандат, д. Торгинка, с. Никольское, д. Каменно-Горновка, д. Борисовка, д. Марьевка. При этом администрацией Рощинского сельсовета работа по оформлению земельных участков, используемых в качестве кладбищ, в муниципальную собственность не начата, договор на межевание всех вышеуказанных земельных участков не заключался, данные работы не оплачивались, межевание не проводилось, земельные участки не поставлены на кадастровый учет, в связи с чем, невозможно оформление права собственности на них, так как земельные участки не сформированы, кроме того, специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, порядок ее деятельности не разработан.
Таким образом, отсутствие специализированной службы не дает возможности реализовать положения ст.ст. 9, 25, 29 Федерального закона о погребении, а отсутствие определенных в установленном законодательством порядке границ данных земельных участков, на которых расположены общественные кладбища, не позволяет обеспечить надлежащее исполнение органом местного самоуправления полномочий по содержанию мест захоронения в соответствии с санитарными и экологическими требованиями, что может повлечь за собой загрязнение окружающей среды, незаконное размещение мест захоронения, распространение инфекционных болезней, создать угрозу жизни и здоровью граждан.
Суд полагает, что деятельность по организации возможности захоронения умерших граждан, содержанию мест захоронения и по организации специализированной службы по вопросам похоронного дела входит в компетенцию данного органа местного самоуправления и вытекает из установленной законом функции публичного органа. Ненадлежащее выполнение данной функции следует рассматривать как незаконное бездействие. Суд также учитывает, что административный истец возражений относительно заявленных требований, как и доказательств исполнения возложенных на него законом обязанностей не представил.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым административное исковое заявление прокурора Уярского района удовлетворить, признать незаконным бездействие администрации Рощинского сельсовета Уярского района Красноярского края, выразившееся в непринятии мер по по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, не оформлении земельных участков, используемых в качестве кладбищ в муниципальную собственность, не проведении межевания, не постановке на кадастровый учет земельных участков, используемых в качестве кладбищ и обязать администрацию Рощинского сельсовета Уярского района Красноярского края создать специализированную службу по вопросам похоронного дела и оформить земельные участки, используемые в качестве кладбищ, в муниципальную собственность, провести работы по их межеванию и поставить их на кадастровый учет.
Руководствуясь ст. ст. 175-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации Рощинского сельсовета Уярского района Красноярского края по рассмотрению представления прокурора Уярского района от 10.10.2017 года № 7-01-2017 об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле, о муниципальной собственности, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, не оформлении земельных участков, используемых в качестве кладбищ в муниципальную собственность, не проведении межевания, не постановке на кадастровый учет земельных участков, используемых в качестве кладбищ.
Обязать администрацию Рощинского сельсовета Уярского района Красноярского края создать специализированную службу по вопросам похоронного дела в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» в срок до 01 января 2019 года.
Обязать администрацию Рощинского сельсовета Уярского района Красноярского края оформить земельные участки, расположенные на территории Рощинского сельсовета возле п. Пинчино, п. Жандат, д. Торгинка, с. Никольское, д. Каменно-Горновка, д. Борисовка, д. Марьевка, используемые в качестве кладбищ, в муниципальную собственность, провести работы по межеванию и поставить на кадастровый учет земельные участки, используемые в качестве кладбищ, расположенные на территории Рощинского сельсовета возле п. Пинчино, п. Жандат, д. Торгинка, с. Никольское, д. Каменно-Горновка, д. Борисовка, д. Марьевка в срок до 01 января 2019 года.
Решение может быть обжаловано через Уярский районный суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.
Председательствующий: Привалова О.В.
.