Именем Российской Федерации
г. Вельск 07 июля 2020 года
Вельский районный суд Архангельской области
в составе председательствующего судьи Латфуллина И.Г.,
при секретаре Сумароковой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Власовой Евгении Николаевны к администрации муниципального образования «Вельское» о возложении обязанности по проведению работ по подключению системы отопления, водоснабжения и водоотведения, и по встречному иску администрации муниципального образования «Вельское» к Власовой Евгении Николаевне об истребовании имущества,
установил:
Власова Е.Н. обратилась в суд с иском к администрации МО «Вельское» овозложении обязанности по проведению работ по подключению системы отопления, водоснабжения и водоотведения.
В обоснование заявленных требований Власова Е.Н. указала, что 22 мая 2015 года между ней и администрацией МО «Вельское» заключено мировое соглашение о предоставлении по договору социального найма неблагоустроенного жилого помещения по адресу: <адрес>, согласно условиям которого, администрация МО «Вельское» обязалась устранить все имеющиеся недостатки в доме за летний период 2015 года, что не было сделано. Ремонт произведен не был. В последующем была достигнута договоренность, что она производит ремонт жилого помещения, а администрация МО «Вельское» оплатит ей ее личные денежные расходы, затраченные на ремонт капитального характера. В последующем по судебным решениям, денежные средства ей были выплачены. В настоящее время между ней и администрацией идет спор по обеспечению жилья по вышеуказанному адресу теплом, водоснабжением и водоотведением. 18 июля 2017 года администрацией были предоставлены твердотопливный котел, батареи, но монтажные работы произведены не были. В последующем администрация отказалась выполнить данные работы. В связи с этим она обратилась в Вельскую прокуратуру, в адрес администрации МО «Вельское» вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, которое было согласовано и принято к исполнению, но до сегодняшнего дня не исполнено, сославшись на то, что дом оборудуют настенными электрическими конвекторами, с чем она не согласна. В судебном порядке администрации МО «Вельское» было отказано в обустройстве дома электрическими конвекторами. Она произвела монтажные работы по обеспечению квартиры теплом, установив: батареи, трубопровод, запорную арматуру, котел (без дымоотводящих приборов и соединительных элементов). Просит привести работы по подключению системы отопления, водоснабжения и водоотведения.
В ходе судебного разбирательства в соответствии со ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены отдел надзорной деятельности и профилактической работы Вельского и Устьянского районов и Пескишев
обоснование встречного иска указано, что в связи с отсутствием в квартире № 4 отопления, и с согласием Власовой Е.Н. самостоятельно, за счет собственных средств смонтировать систему отопления и установить твердотопливный котел в квартире, последней было передано муниципальное имущество, поименованное в счетах фактурах от 17.07.2017 года, состоящего из твердотопливного котла WARMOS-TT-18K- 1 шт., насос циркулярный (отопл.) URC 25-40 180-1 шт., радиатор биметаллический ЕКО БМ 500-80 112 шт., кран шаровой для радиаторов угловой lv: 25x3/4 ТВ- 28 шт., тройник: 32x25x32- 28 шт., угольник 90 град: 32 - 8 шт., угольник 45 град: 32 - 16 шт., муфта соединительная: 32 - 10 шт., кронштейн на полосе 500 - 28 шт., опора: 32 - 100 шт., труба (стекловолокно): 32 PN25 RU-FR - 50 м., труба (стекловолокно): 25 PN25 RU-FR- 10 м., тройник: 32x20x32 ТВ - 1 шт., угольник 45 град: 25- 20 шт., угольник 90 град: 25 - 40 шт., кран шаровой lv: 32 - 8 шт., бак мембранный для отопления Wester WRV24 - 1 шт., TR-TB муфта комб. разъемная вн.р.: 32x1"- 6 шт., группа безопасности VALTEC VT.460 – 1 шт., монтажный комплект фитингов: 3/4"- 14 шт., саморез СГД 4,2x75 (100 шт.) - 2 уп., а всего на сумму 86 122,91 руб. До июня 2019 года работы по монтажу системы отопления с установкой котла выполнены не были, котел понадобился для установки в муниципальное бюджетное учреждение «Дворец культуры и спорта» и было принято решение изъять имущество у Власовой Е.Н., которая передавать его отказалась. Кроме этого, администрацией МО «Вельское» направлено в Вельский районный суд исковое заявление о выселении Власовой Е.Н. и Пескишева В.Л. в жилое помещение маневренного фонда, для производства ремонтных работ капитального характера в квартире № 4, требующих выселение жильцов на время ремонта. Просят обязать Власову Е.Н. вернуть указанное имущество.
Истец Власова Е.Н. первоначальный иск поддержала в полном объеме и по тем же основаниям, дополнительно указав, что ответчик длительное время не выполняет свои обязательства данные ей как устно, так и письменно, по обеспечению ее квартиры отоплением, водопроводом и канализацией, после неоднократных обещаний делает все частично, закупили для ее квартиры оборудование для отопления, но не смонтировали его, пробурили скважину, но не проложили трубы водопровода к квартире, вкопали у дома три септика, но не провели трубы канализации от квартиры к септикам. Встречный иск не признала, указав, что монтаж внутренней системы отопления в квартире ей проведен, не подключен только котел и детали связанные с ним, поскольку выяснилось, что дровяной котел нельзя ставить в квартире.
Представитель ответчика администрации МО «Вельское» Подобаева Т.Г. первоначальный иск Власовой Е.Н. не признала, указав, что за счет администрации истец хочет изменить степень благоустройства квартиры, провести переоборудование, перепланировку жилого помещения, встречные иск поддержала в полном объеме и по основаниям изложенным в иске.
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Вельскому и Устьянскому районам своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Третье лицо – Пескишев В.Л. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд рассмотрел данный спор по тем требованиям и основаниям, которые были заявлены, поскольку согласно ст.39 ГПК РФ предмет и основание иска определяет истец.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
В силу ст.ст. 18, 19, 40 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Все равны перед законом и судом. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к основным началам жилищного законодательства относится реализация гражданами права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах. В условиях рыночной экономики граждане обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы.
Вместе с тем, ст. 40 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным, указанным в законе гражданам, дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В силу ч. 4 ст. 17 ЖК РФ, п. 6 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 № 25, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 1 ст. 26 ЖК РФ, переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
На основании пункта 1 ст. 25 ЖК РФ, переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
В силу пункта 2 ст. 25 Жилищного кодекса РФ, перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме
В соответствии с пунктом 1.6 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда), собственники жилищного фонда или их уполномоченные должны своевременно вносить изменения в исполнительную документацию по планировке помещений, конструктивным элементам и инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкции, модернизации, перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой технического паспорта на дома, строения и земельный участок.
Как установлено п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке; переоборудование жилых помещений может включать в себя, в частности, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Пунктом 1.7.2 указанных Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда установлено, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Положениями ч. 4 ст. 29 ЖК РФ предусмотрено, что на основании решения суда помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью
Исходя из системного толкования указанных норм ЖК РФ согласование переустройства/перепланировки жилого помещения уполномоченным органом необходимо с целью проверки соответствия такого переустройства/перепланировки требованиям, предъявляемым жилым помещениям, и подтверждения отсутствия возможных нарушенных прав и законных интересов других лиц.
В силу положений ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В силу положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Собственником жилого дома по адресу: <адрес>, является администрация МО «Вельское».
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что решением Вельского районного суда Архангельской области от 19 декабря 2013 года по делу № 2-1785/2013 были удовлетворены исковые требования Власовой Е.Н.,Э.В.И. и Пескишева В.Л. к администрации МО «Вельское» о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма. На администрацию МО «Вельское» возложена обязанность предоставить истцам по договору социального найма во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение применительно к условиям г. Вельска в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 71 кв.м., жилой площадью не менее 29,6 кв.м., состоящее не менее чем из двух комнат, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте г. Вельска Архангельской области.
С учетом данного решения ссылка представителя ответчика на действия Власовой Е.Н. по изменению степени благоустройства, как не обоснованные и не законные, являются не состоятельной.
На основании определения Вельского районного суда по делу № 2-1785/2013 между Власовой Е.Н. и администрацией МО «Вельское» было заключено мировое соглашение, утвержденное Вельским районным судом Архангельской области 10 июня 2015 года, по условиям которого администрация МО «Вельское» обязалась предоставить Власовой Е.Н. по договору социального найма неблагоустроенное жилое помещение: квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью № кв.м. и провести наружную сеть водоснабжения к этому дому.
Вторая часть мирового соглашения о проводке наружной сети водоснабжения и водоотведения, которое является неотделимой частью водоснабжения, к этому дому до настоящего времени не исполнено.
Истец вселилась в предоставленное жилое помещение, с ней был заключен договор социального найма.
Как следует из материалов дела, имеющихся в деле фотографий, переданное истцу жилое помещение требовало реконструкции и ремонта, так как не было приспособлено для постоянного проживания, поскольку ранее по своему назначению относилось к административному зданию, кровля здания была ветхая, часть стен – сгнившая, оконные блоки – сгнившие, без остекления, заколочены досками; отсутствовала сантехника, водоснабжение, электроснабжение, центральное отопление (которое должно быть согласно техническому паспорту дома), межкомнатные двери; стены не были оклеены обоями, сырые с осыпающейся штукатуркой; потолки не имели отделки; полы дощатые сношенные, то есть требовались определенные работы для приведения данного жилого помещения в надлежащее состояние, позволяющее нанимателю и членам его семьи пользоваться квартирой.
Согласно постановлению администрации МО «Вельское» от 07 июня 2017 года № 201 в связи с обращением Власовой Е.Н. согласовано переустройство и перепланировка жилого помещения по объединению квартир № 4 Власовой Е.Н. и № 3 Пескишева В.Л. с присвоением адреса: г<адрес>.
На основании акта от 13 июля 2017 года о завершенном переустройстве и перепланировке жилого/нежилого помещения в жилом доме, в котором предъявленные комиссии мероприятия (работы) по заделке оконных проемов, заделке дверных проемов, устройство дверных проемов, устройство перегородок, выполнены в соответствии с требованиями нормативных документов действующих для жилых домов.
Администрацией МО «Вельское» были проведены работы по подведению к жилому дома источника водоснабжения и канализации (бурение и устройство скважины, вкопка 3 септиков), источника электроснабжения, по ремонту кровли. Работы по теплоснабжению проведены не были, ранее осуществлялось отопление дома за счет предприятия, которому принадлежал дом.
27 ноября 2018 года с Власовой Е.Н. заключен письменный договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В договоре социального найма от 27 ноября 2018 года и в техническом паспорте на жилой <адрес> г. Вельска, в п. 10 указано благоустройство площади квартир жилого здания, а именно: отопление – центральное, электроосвещение – внутреннее, газового снабжения - не предусмотрено.
В связи с объединением квартир № 3 и № 4 и необходимостью приведения помещений в надлежащее состояние, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям,Власова Е.Н. за свой счет произвела 1 этап ремонта жилого помещения, в том числе: замену и установку четырех окон с деревянных на пластик; установку передвижки между окнами; установку и замену межкомнатных дверей; замену и установку входных дверей; подруба под окнами; оббивку жилого помещения гипсокартоном. Всего на общую сумму 183003 руб.
Решением Вельского районного суда Архангельской области от 25 июля 2017 года, с изменениями по апелляционному определению Архангельского областного суда от 25 октября 2017 года, исковые требования к администрации МО «Вельское» были удовлетворены в полном объеме, в пользу Власовой Е.Н. взысканы денежные средства, потраченные на 1 этап ремонта жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, в размере 183003 руб.
После этого Власова Е.Н. за свой счет произвела 2 этап ремонта жилого помещения, в том числе: ремонт и обустройство полов, стен, дверных проемов, понеся затраты в размере 127136 руб.
Решением Вельского районного суда Архангельской области от 12 февраля 2019 года исковые требования Власовой Е.Н. удовлетворены. Взыскано с администрации МО «Вельское» в пользу Власовой Е.Н. 127136 руб. 00 коп. в счет компенсации затрат на ремонт жилого помещения – квартиры под номером 4 в <адрес> Архангельской области, предоставленного по договору социального найма, 3500 руб. в счет возмещения расходов за составление сметной документации, 3742 руб. 72 коп. в счет возврата уплаченной государственной пошлины.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 65 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Истцом заявлены требования 3 этапа ремонта жилого помещения о проведении работ по подключению отопления, водоснабжения и водоотведения.
По договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Кодексом (часть 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 62 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В соответствии с п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях и на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Из совокупности приведенных норм жилищного законодательства следует, что по договору социального найма наймодателем должно быть передано нанимателю для проживания жилое помещение, которое отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам. В случаях, когда таким жилым помещением является квартира, проживающие в ней граждане должны иметь возможность для удовлетворения бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Исходя из вышеизложенного юридически значимыми по делу обстоятельствами являются установление соответствия состояния переданной нанимателю по договору социального найма квартиры требованиям законодательства, объем необходимых работ по подключению системы отопления, водоснабжения и водоотведения, приведение квартиры в состояние, соответствующее жилым помещениям, предоставляемым по договору социального найма.
Статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Из разъяснений, содержащихся в п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что применяя статью 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Иск об истребовании имущества, предъявленный к лицу, в незаконном владении которого это имущество находилось, но у которого оно к моменту рассмотрения дела в суде отсутствует, не может быть удовлетворен.
Судом установлено, что в районе расположения спорного дома на момент рассмотрения дела отсутствует централизованное теплоснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение.
18 июля 2017 года в соответствии со счет-фактурами № ВЛ-156, ВЛ-157 от 17 июля 2017 года ответчиком после проведенного обследования спорного жилого дома, Власовой Е.Н. было передано следующее имущество: твердотопливный котел WARMOS-TT-18K - 1 шт., насос циркулярный (отопл.) UРC 25-40 180-1 шт., радиатор биметаллический ЕКО БМ 500-80 - 112 шт., кран шаровый для радиаторов угловой lv: 25x3/4 ТВ- 28 шт., тройник: 32x25x32- 28 шт., угольник 90 град: 32 - 8 шт., угольник 45 град: 32 - 16 шт., муфта соединительная: 32 - 10 шт., кронштейн на полосе 500 - 28 шт., опора: 32 - 100 шт., труба (стекловолокно): 32 PN25 RU-FR - 50 м., труба (стекловолокно): 25 PN25 RU-FR- 10 м., тройник: 32x20x32 ТВ - 1 шт., угольник 45 град: 25- 20 шт., угольник 90 град: 25 - 40 шт., кран шаровой lv: 32 - 8 шт., бак мембранный для отопления Wester WRV24 - 1 шт., TR-TB муфта комб. разъемная вн.р.: 32x1"- 6 шт., группа безопасности VALTEC VT.460 – 1 шт., монтажный комплект фитингов: 3/4"- 14 шт., саморез СГД 4,2x75 (100 шт.) - 2 уп.
Факт получения указанного имущества подтверждается собственноручными записями Власовой Е.Н. в счет – фактурах от 17 июля 2017 года.
Кроме того администрацией МО «Вельское» была пробурена скважина для подключения водоснабжения к дому, установлены септики, однако система отопления не была смонтирована, водоснабжение от скважины к спорной квартире и водоотведение от спорной квартиры до септика не подключено.
В связи с невыполнением работ администрацией МО «Вельское» связанных с проведением монтажных работ по установке прибора отопления и его подключения, прокуратурой Вельского района в адрес главы МО «Вельское» было направлено представление об устранении нарушений и обязании провести работы по обеспечению жилого помещения системой отопления.
Письмом администрации МО «Вельское» от 19 мая 2017 года Власовой Е.Н. было предложено монтаж системы отопления выполнить за свой счет.
В связи с принятым решением о проведении работ по установке системы отопления и поставкой необходимых материалов, Власовой Е.Н. были произведены внутренние работы по установке системы отопления без подключения к предоставленному ей твердотопливному котлу WARMOS-TT-18K.
Из апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 11 марта 2019 года по иску администрации МО «Вельское» к Власовой Е.Н. о возложении обязанности обеспечить доступ в жилое помещение следует, что фактически жилой <адрес> в г. Вельске, в том числе кв. № 4 не оборудован системой отопления. Из технического паспорта на указанный дом по состоянию на 25 октября 2012 года следует, что в данном доме предусмотрено центральное отопление. Таким образом, индивидуальное отопление жилых помещений в виде настенных электрических конвекторов, не предусмотрено техническими характеристиками дома, не было оно согласовано и сторонами при заключении договора социального найма от 20 октября 2015 года. Смена системы отопления относится к переоборудованию жилого помещения. Переоборудование жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, если такое переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым помещением, без согласия нанимателя не допускается.
Определением Вельского районного суда Архангельской области от 18 мая 2020 года по делу № 2-10/2020 исковое заявление администрации МО «Вельское» к Власовой Е.Н., Пескишеву В.Л. о выселении из жилого помещения на период производства капитального ремонта оставлено без рассмотрения.
По данным ОНД ПР по Вельскому и Устьянскому районамтвердотопливный котел WARMOS-TT-18K, переданный Власовой Е.Н. 18 июля 2017 года, не может быть установлен в квартире из-за нарушения требований пожарной безопасности.
Для подготовки технической документации о возможности выполнения работ в спорном жилом помещении, в период рассмотрения дела Власова Е.Н. обратилась в ООО «АльянсСтрой».
Из заключения специалиста ООО «АльянсСтрой» от 05 сентября 2019 года следует, что квартиру № 4 в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, возможно подключить к сетям водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.
На дворовой территории расположена скважина (ВК1-водопроводный колодец). Подключение квартиры № 4 к данному колодцу ВК1 возможно согласно схеме на листе 4 заключения.
На дворовой территории расположена сеть септиков, состоящая из трех колодцев. КК1 – общий септик для приема водостоков от септиков КК2 (от квартиры № 4) и КК3 (от квартиры № 2). Подключение квартиры № 4 возможно согласно представленной схемы на листе № 4 заключения.
Теплоснабжение квартиры № 4 можно осуществить от дровяного котла. Котел необходимо установить в отдельно стоящей котельной. Одно из возможных мест расположения котельной указано на листе № 2 заключения. Данное место расположения котельной не противоречит противопожарным нормам. Прокладка сетей теплоснабжения указана на листе № 4 заключения.
Согласно подпункту «е» пункта 4 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 мая 2005 года № 315, к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
Согласно п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) является - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Пунктом 4 ч. 2 ст. 65 ЖК РФ определено, что наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан в том числе, обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
Действия Власовой Е.Н. по приведению квартиры в надлежащее состояние носят вынужденный характер и обусловлены неисполнением ответчиком своей обязанности по предоставлению нанимателю для проживания жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам. Передавая по договору социального найма непригодное для проживания жилое помещение, ответчик не мог не понимать, что истец будет вынуждена за свой счет проводить отделочные, строительно-ремонтные и монтажные работы в предоставленной ей квартире, и, следовательно, допускал возможность улучшения данного жилого помещения до уровня, при котором оно будет отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Свои обязательства по подключению системы отопления, водоснабжения и водоотведения ответчик не исполнил.
Дав анализ и оценку установленным по делу обстоятельствам и доказательствам в их совокупности и указанным нормам материального права, учитывая заключение ООО «АльянсСтрой» суд приходит к выводу, что заявленные требования Власовой Е.Н. о проведении работ по подключению системы отопления, водоснабжения и водоотведения, подлежат удовлетворению.
Изначальным решением администрации МО «Вельское» для отопления жилого помещения предполагалось установить отопительный котел в помещение квартиры истца, и выполнить необходимые работы по его подключению, а также подсоединить систему водоснабжения и водоотведения, чего ответчиком выполнено не было. Действия Власовой Е.Н. по установке оборудования системы отопления внутри жилого помещения выполнены согласно предложениям администрации МО «Вельское» от 19 мая 2017 года. При этом, Власовой Е.Н. подключение внутренней системы отопления в виде батарей к предоставленному ей котлу (дровяному) выполнено не было, поскольку предоставленный Власовой Е.Н. котел (дровяной) не может быть установлен как внутри помещения, так и в пристройке к дому, поскольку тем самым будут нарушены правила противопожарной безопасности.
Следовательно, твердотопливный котел WARMOS-TT-18K, насос циркулярный (отопл.) UРC 25-40180, бак мембранный для отопления Wester WRV24, 6 штук TR-T муфт комбинированных разъёмных, 1 группа безопасности VALTEC VT.460, которые согласно акта от 23 июня 2020 года не подключены к внутренней системе отопления квартиры, являются собственностью администрации МО «Вельское», и не могут быть установлены в квартире Власовой Е.Н., то они подлежат возврату ответчику.
Между тем, встречные требования администрации МО «Вельское» о возврате иного переданного Власовой имущества, перечисленного во встречном исковом заявлении и счетах фактурах от 17 июля 2017 года удовлетворению не подлежат, поскольку, указанное имущество было предоставлено Власовой Е.Н. целенаправленно для установки и подключения системы отопления, при этом работы по установке оборудования для теплоснабжения внутри квартиры Власовой Е.Н. проведены самостоятельно, согласно достигнутой с администрацией МО «Вельское» договоренности.
Принимая во внимание, установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что встречные исковые требования администрации МО «Вельское» к Власовой Е.Н. подлежат удовлетворению частично.
В силу ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам, расходы по оплате услуг представителя и другие, признанные судом необходимые расходы, отнесены к издержкам, связанным с рассмотрением дела.
Статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
С администрации МО «Вельское» в пользу Власовой Е.Н. подлежит взысканию государственная пошлина, уплаченная при подаче искового заявления в размере 150 руб. 00 коп. и в доход бюджета Вельского муниципального района в размере 150 рублей.
02 сентября 2019 года между ООО «АльянсСтрой» и Власовой Е.Н. был заключен договор № 73 подряда на выполнение проектных работ, пунктом 2.1 которого определена стоимость оказанных услуг в размере 6000 рублей.
Согласно акта приема-передачи от 06 сентября 2019 года по договору № 73 от 02 сентября 2019 года истцом принята техническая документация о возможности подключения квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Стоимость выполненных работ составила 6000 рублей, которая Власовой Е.Н. оплачена, что подтверждается представленными кассовыми чеками от 06 сентября 2019 года.
Таким образом, требования Власовой Е.Н. о взыскании судебных расходов связанных с выполнением технической документации основаны на законе и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
исковые требования Власовой Евгении Николаевны к администрации муниципального образования «Вельское» о возложении обязанности по проведению работ по подключению системы отопления, водоснабжения и водоотведения, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Вельское» в течение 4-х месяцев с момента вступления в законную силу решения суда выполнить в жилом помещении, расположенном по адресу: Архангельская область, <адрес>, и прилегающей к нему территории работы по подключению отопления, водоснабжения и водоотведения, а именно:
- подключить внутреннюю систему отопления квартиры № 4 к новой дровяной котельной, предварительно построенной на дворовой территории дома;
- подключить водоснабжение квартиры № 4 к скважине, расположенной на дворовой территории, и подсоединить подачу воды к сантехническому оборудованию, предварительно установить в квартире 2 мойки, унитаз, ванну;
- подключить сантехническое оборудование квартиры № 4 к общей системе водоотведения, к септикам для приема водостоков, расположенных на дворовой территории;
Указанные работы провести в соответствии с заключением специалиста общества с ограниченной ответственность «АльянсСтрой» № 177-19 от 05 сентября 2019 года, при этом сводный план инженерных сооружений является неотделимой частью судебного решения.
Взыскать с администрации муниципального образования «Вельское» в пользу Власовой Евгении Николаевны 150 руб. 00 коп. в счет возврата уплаченной государственной пошлины и судебные расходы, связанные с подготовкой технической документации обществом с ограниченной ответственность «АльянсСтрой», в размере 6000 рублей, в пользу бюджета Вельского муниципального района взыскать 150 рублей в счет уплаты государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления.
Встречные исковые требования администрации муниципального образования «Вельское» к Власовой Евгении Николаевне об истребовании имущества удовлетворить частично.
Обязать Власову Евгению Николаевну незамедлительно после вступления в законную силу решения суда вернуть администрации муниципального образования «Вельское» твердотопливный котел WARMOS-TT-18K, насос циркулярный (отопл.) UРC 25-40180, бак мембранный для отопления Wester WRV24, 6 штук TR-T муфт комбинированных разъёмных, 1 группу безопасности VALTEC VT.460.
Администрации муниципального образования «Вельское» в удовлетворении иска к Власовой Евгении Николаевне о возложении обязанности вернуть иное имущество, переданное 18 июля 2017 года, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд.
Председательствующий: И.Г. Латфуллин