Решение по делу № 2а-1661/2020 от 04.01.2020

УИД 11RS0001-01-2020-000032-30

Дело № 2а-1661/20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Куриленко Р.В.,

при помощнике Саакян А.Г.,

с участием административного истца Мезака Э.А.,

представителя административного ответчика Матвеева В.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкар

06 января 2020 года гражданское дело по административному исковому заявлению Каблис Григория Николаевича, Мезак Эрнеста Александровича, Слюсарева Вячеслава Сергеевича к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным отказа в согласовании проведения публичного мероприятия в форме пикета, обязании устранить нарушение,

УСТАНОВИЛ:

Мезак Э.А., Каблис Г.Н., Слюсарев В.С. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным отказа в согласовании проведения 09.01.2020 года с 08.30 до 10.00 часов публичного мероприятия в форме пикета с числом участников 5 (пять) человек на площадке, расположенной по адресу: г. Сыктывкар, ул. Советская перед зданием Верховного суда Республики Коми, обязании устранить нарушение.

В судебном заседании истец Мезак Э.А. на удовлетворении требований настаивает в полном объеме. Указал, что отказ в согласовании проведения пикета является необоснованным, поскольку место проведения пикета хоть и заявлено в непосредственной близости к зданию Верховного суда РК, но располагается на тротуаре, который является местом общего пользования.

Представитель ответчика с иском не согласился. Считает ответ администрации МО ГО «Сыктывкар» законным и обоснованным.

Истцы Каблис Г.Н., Слюсарев В.С. в судебное заседание не явились. Извещены надлежащим образом.

Заинтересованное лицо Семейкина Е.В. в судебное заседание не явилась. Извещена надлежащим образом.

С учетом мнения истца Мезака Э.А., представителя ответчика Матвеева В.Ю., суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке сторон.

Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусмотрено, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ст. ст. 29, 31 Конституции РФ каждому гарантируется свобода мысли и слова. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В соответствии со ст. ст. 10, 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства.

Конкретизирующими названные основополагающие нормы положениями статей 2, 5, 7, 8, 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определено, что под пикетированием понимается форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.

Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона; не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Судом установлено, что 31.12.2019 Каблис Г.Н., Мезак Э.А., Слюсарев В.С. обратились в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с уведомлением о проведении 09.01.2020 года с 08.30 до 10.00 часов публичного мероприятия в форме пикета, с целью «выдвижение требования об отставке судей Верховного суда РК вынесших апелляционное определение от 13.12.2019 по делу №33а-7513/2019» с числом участников 5 человек на площадке, расположенной по адресу: г. Сыктывкар, ул. Советская перед зданием Верховного суда Республики Коми.

Письмом от 31.12.2019 № 01/1-12/160 заявителям сообщено о том, что администрация МО ГО «Сыктывкар» не согласовывает проведение публичного мероприятия на данной территории в связи с тем, что указанная территория входит в границы прилегающей к зданию Верховного суда РК, где проведение публичных мероприятий запрещено.

Также указано о том, что на территории МО ГО «Сыктывкар» специально отведенным или приспособленным для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов являются:

- площадка, расположенная на пересечении ул. Димитрова и Октябрьского пр-та в северной части Мичуринского парка, с южной стороны, ограниченной аллеей парка (площадью 2700 кв.м.);

- площадка, расположенная в Берендеевском парке (Эжвинский район) (площадью 2925 кв.м.);

- площадка, расположенная перед Домом культуры «Волна» (пос. Краснозатонский, ул. Корабельная, 1В) (площадью 480 кв.м.);

- площадка у здания 11 по ул. Общественная пос. Верхняя Максаковка (площадью 600 кв.м.).

В связи с указанными обстоятельствами, заявителям разъяснен порядок уведомления органа местного самоуправления об изменении места и времени проведения планируемого публичного мероприятия.

Статьей 8 Федерального закона №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 запрещается проведение публичных мероприятий на территориях непосредственно прилегающих к зданиям, занимаемым судами.

Согласно постановления главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от 04.09.2013 №9/3483 «О внесении изменений в постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» от 16.07.2013 №7/2751 «О внесении изменений в постановление главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от 29.10.2008 №10/4160 «Об определении мест (земельных участков), на территории которых запрещается проведение публичных мероприятий» приложение №2 определены границы территории, непосредственно прилегающей к зданию Верховного суда РК по ул.Д.Каликовой д.22.

Заявленное место проведения публичного мероприятия в уведомлении от 31.12.2019, расположено в границах территории прилегающей к зданию Верховного суда РК.

Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.

Администрацией МО ГО «Сыктывкар» предложено изменение места проведения публичного мероприятия, в связи, с чем заявители не были лишены возможности реализовать свое конституционное право проводить собрания, митинг, шествие и пикетирование в порядке, установленном Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», права и законные интересы заявителей обжалуемым решением не нарушены и препятствия в реализации конституционных прав не созданы.

При этом изменение места проведения мероприятия по инициативе органа государственной власти не нарушает право заявителя на выбор места проведения мероприятия, предусмотренное законом, поскольку нормами закона предусмотрены действия лиц в случаях невозможности проведения мероприятия в требуемом месте, заявителю предложен иной вариант места проведения публичного мероприятия с учетом формы, целей и средств планируемого мероприятия.

Предложенные Администрацией МОГО «Сыктывкар» для проведения публичных мероприятий специально отведенные места определены Правительством Республики Коми с учетом обеспечения возможности достижения целей публичных мероприятий, их транспортной доступности, возможности использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, обеспечения соблюдения соблюдение санитарных норм и правил, безопасности организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц.

По смыслу закона на организаторах публичного мероприятия лежит обязанность предпринять разумные и достаточные усилия по достижению возможного компромисса на основе баланса интересов, с тем чтобы реализовать право на свободу мирных собраний, поскольку в ситуации, когда им не запрещают публичное мероприятие, а предлагают альтернативное место проведения, его организаторы не могут отвергать без каких-либо убедительных причин предложение властей, позволяющее им провести свое мероприятие.

Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что ответчиком обоснованно принято решение об отказе в согласовании места проведения публичного мероприятия, а так же об отсутствии нарушения прав заявителей.

На основании изложенного требования Мезака Э.А., Каблиса Г.Н., Слюсарева В.С. к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным отказа в согласовании проведения 09.01.2020 года с 08.30 до 10.00 часов публичного мероприятия в форме пикета на площадке, расположенной по адресу: г. Сыктывкар, ул. Советская перед зданием Верховного суда Республики Коми, обязании устранить нарушения, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Каблис Григория Николаевича, Мезак Эрнеста Александровича, Слюсарева Вячеслава Сергеевича к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным отказа в согласовании проведения публичного мероприятия в форме пикета от 31.12.2019 №01/1-12/160, обязании устранить нарушение, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца.

Судья                     Р.В. Куриленко

2а-1661/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Каблис Григорий Николаевич
Мезак Эрнест Александрович
Слюсарев Вячеслав Сергеевич
Ответчики
АМО ГО Сыктывкар
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Куриленко Роман Владимирович
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
05.01.2020Регистрация административного искового заявления
05.01.2020Передача материалов судье
05.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
05.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.01.2020Судебное заседание
23.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее