Дело № 2-1598/2023
44RS0002-01-2023-000517-73
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 марта 2023 года г. Кострома
Ленинский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Балаевой Н.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Матвеичевой М.О., с участием представителя истца Коновалова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к Яхонтову Р. В., муниципальному образованию городской округ город Кострома о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия,
установил:
Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области обратилась в суд с исковым заявлением к Яхонтову Р. В., муниципальному образованию городской округ город Кострома, указывая, что Постановлением главы администрации Костромской области от 30.12.1993 № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры» объект недвижимости, расположенный по адресу: ...), принят под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль доходных домов Третьякова, кон. XIX в.: Конюшня», кон. XIX в. (далее - Объект). В 1995 году в отношении Объекта разработаны и утверждены учетные документы на объект культурного наследия - паспорт Объекта и учетная карточка Объекта. Согласно приказу Министерства культуры Российской Федерации от 21.10.2015 №12108-р Объект зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за номером №. Приказом инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от 27.12.2018 № 122 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия. Неотъемлемой частью к охранному обязательству является акт технического состояния объекта культурного наследия от 21.12.2018 № 122-04/00 (далее — Акт технического состояния). В соответствии с Актом технического состояния собственникам Объекта необходимо в срок до dd/mm/yy выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия, а именно:
разработать и согласовать в установленном законодательством порядке проектную документацию, с предоставлением положительного заключения историко-культурной экспертизы;
выполнить ремонтно-реставрационные работы в соответствии разработанной и согласованной с Госорганом проектной документацией. Получить акт приемки выполненных работ в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ;
установить информационную надпись на объект культурного наследия в соответствии с согласованным с Госорганом проектом (макетом), а также на постоянной основе содержать территорию объекта культурного наследия в надлежащем санитарном состоянии.
До настоящего времени, предложенные в акте технического состояния мероприятия по сохранению Объекта, собственниками – ответчиками по делу в добровольном порядке не исполнены.
Ссылаясь на положения ст. 210, 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 27, 45. 47.2. 47.3 Федерального закона от dd/mm/yy № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», истец просит:
обязать муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы (ИНН 4401012770 ОГРН 1024400534619), Яхонтова Р. В. - собственников объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль доходных домов Третьякова, кон. XIX в.: Конюшня», кон. XIX в., расположенного по адресу: ..., исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а именно:
организовать разработку и согласование, в установленном законодательством порядке, проектной документации, на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, с предоставлением положительного заключения историко-культурной экспертизы в течение 12 (двенадцати) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
организовать выполнение ремонтно-реставрационных работ, в соответствии с разработанной и согласованной с инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области проектной документацией, а также сдать работы по акту приемки выполненных работ, в течение 24 (двадцати четырех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
установить информационную надпись на объект культурного наследия, в соответствии с согласованным с инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области, проектом (макетом) в течение 24 (двадцати четырех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца Коновалов А.С. на иске настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Яхонтов Р.В., представитель ответчика Левикова А.А. в судебное заседание не явились. От ответчиков поступили ходатайства об отложении слушания дела. Находя возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков, суд учитывает, что возражения ответчика Яхонтова Р.В. сводятся к тому, что он не согласен с требованиями истца, поскольку ведется работа по получению сервитута к земельному участку, так как со всех сторон проезд к памятнику невозможен, т.к. все смежные земельные участки отмежеваны, доступ граждан к памятнику гражданам Российской Федерации не обеспечен. Работы на объекте будут начаты только после установления сервитута к общим землям общего пользования, на получение разрешения необходимо 14 месяцев, на ремонтно-реставрационные работы, сдачу объекта в инспекцию - 32 месяца.
Представитель ответчика Муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы Левикова А.А. просила отложить дело для урегулирования спора путем заключения мирового соглашения, указывая, что Администрацией города Костромы объявлен аукцион на право заключения договора аренды в отношении муниципального имущества – здания с кадастровым номером 44:27:040105:147, являющегося объектом культурного наследия.
Судом ходатайства об отложения слушания дела отклонены, причины неявки сторон в судебное заседание признаны судом неуважительными, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков, их представителей, принимая во внимание, что ответчиком Яхонтовым Р.В. возражения по иску и доказательства в их обоснование представлены, а доводы представителя ответчика Левиковой А.А. препятствием к рассмотрению дела по существу не являются, т.к. не предусмотрены в качестве таковых ст. 167 ГПК РФ.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Постановлением главы администрации Костромской области от 30.12.1993 № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры» объект недвижимости, расположенный по адресу: ...), принят под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль доходных домов Третьякова, кон. XIX в.: Конюшня», кон. XIX в. (далее - Объект).
По данным Единого государственного реестра недвижимости от dd/mm/yy собственниками объекта культурного наследия являются муниципальное образование городской округ город Кострома, часть здания с кадастровым номером №. общей площадью 143,3 кв.м., назначение - нежилое; право собственности зарегистрировано dd/mm/yy. Собственником остальной части здания с кадастровым номером №, общей площадью 107,5 кв.м., назначение нежилое, является Яхонтов Р. В.. Право собственности зарегистрировано dd/mm/yy.
Факт неудовлетворительного состояния объекта культурного наследия, собственниками которого являются муниципальное образование городской округ город Кострома и Яхонтов Р.В., ответчиками не оспаривался. Не оспаривались ответчиками необходимость и организовать разработку и согласование, в установленном законодательством порядке, проектной документации, на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, с предоставлением положительного заключения историко-культурной экспертизы, и необходимость организовать выполнение ремонтно-реставрационных работ, в соответствии с разработанной и согласованной с инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области проектной документацией, а также сдать работы по акту приемки выполненных работ, а также установить информационную надпись на объект культурного наследия, в соответствии с согласованным с инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области, проектом (макетом).
Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального парода Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 47.3 Закона № 73 при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания его в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния собственник обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Статьей 27 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ установлено, что на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2019 № 1178 «Об утверждении Правил установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, содержания этих информационных надписей и обозначений, а также требований к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка» определены требования к информационным надписям и обозначениям.
В статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено, что работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В силу и. 8 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ. Обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации, и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
Следует отметить, что в отношении объектов культурного наследия, которые, находясь в собственности публично-правового образования, не были переданы на праве хозяйственного ведения (оперативного управления) унитарному предприятию (учреждению), охранное обязательство подлежит выполнению соответствующим органом исполнительной власти (абзацы 2 - 3 п. 11 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ).
Согласно абзацам 5 - 8 п. 11 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или безвозмездного пользования нескольким лицам, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из указанных лиц. Так как предмет данного обязательства - объект культурного наследия - неделим, то в случае наличия нескольких сособственников (совладельцев) их обязанность по выполнению требований охранного обязательства является солидарной.
Пункт 3 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
Таким образом, с учетом вышеприведенных положений закона, принимая во внимание факт неудовлетворительного состояния объекта культурного наследия- «Ансамбль доходных домов Третьякова, кон. XIX в.: Конюшня», бремя содержания которого в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии лежит на его собственниках-ответчиках по настоящему делу, требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ч.1 и 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Истец просит суд установить срок по первому пункту искового требования для его исполнения ответчиками продолжительностью 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а по 2 и 3 пункта исковых требований-24 месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Ответчик Яхонтов Р.В. возражал против указанных сроков, ссылаясь на то, что необходим доступ к объекту, что возможно только после установления соответствующего сервитута, и для получения разрешения необходимо 14 месяцев, на ремонтно-строительные работы 1,5 года, а для сдачи объекта - 32 мес.
Суд приходит к выводу, что сроки исполнения требований, которые просит установить истец, являются оптимальными, не выходят за рамки разумных, так как строительный объем объекта не большой, при этом суд учитывает, что ответчик Яхонтов Р.В. не привел убедительных доводов, свидетельствующих о том, что в сроки, указанные истцом, требования исполнить невозможно. Фактически ответчики не представили доказательств того, что какие-либо работы в отношении указанного объекта начаты. Вопрос об установлении сервитута предметом настоящего спора не является, и должен быть инициирован ответчиками в соответствующем порядке. Суд также исходит из того, что в случае возникновения конкретных обстоятельств, объективно препятствующих исполнению судебного акта в указанные сроки, стороны вправе ставить перед судом вопрос о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта, подтверждая наличие таких обстоятельств соответствующими доказательствами.
В силу ст. 103 ГПК РФ, с ответчика Яхонтова Р.В. в доход бюджета муниципального образования городской округ город Кострома подлежит взысканию государственная пошлина в размере 150 руб. (сто пятьдесят) руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к Яхонтову Р. В., муниципальному образованию городской округ город Кострома о понуждении проведения работ по сохранению объекта культурного наследия удовлетворить.
Обязать муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы (ИНН 4401012770 ОГРН 1024400534619), Яхонтова Р. В., <данные изъяты>), - собственников объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль доходных домов Третьякова, кон. XIX в.: Конюшня», кон. XIX в., расположенного по адресу: ..., исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а именно:
организовать разработку и согласование, в установленном законодательством порядке, проектной документации, на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, с предоставлением положительного заключения историко-культурной экспертизы в течение 12 (двенадцати) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
организовать выполнение ремонтно-реставрационных работ, в соответствии с разработанной и согласованной с инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области проектной документацией, а также сдать работы по акту приемки выполненных работ, в течение 24 (двадцати четырех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
установить информационную надпись на объект культурного наследия, в соответствии с согласованным с инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области, проектом (макетом) в течение 24 (двадцати четырех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Яхонтова Р. В., <данные изъяты>) в доход бюджета муниципального образования городской округ город Кострома государственную пошлину в размере 150 руб. (сто пятьдесят)руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Н.С. Балаева
Мотивированное решение изготовлено 05 апреля 2023 года.