Решение
Именем Российской Федерации
12 ноября 2024 года Замоскворецкий районный суд адрес в составе судьи Хайретдиновой Н.Г., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 02а-1191/2024 по административному иску ИФНС России № 5 по адрес к Алексеевой Елене Викторовне о взыскании недоимки по налогам и обязательным платежам,
Установил:
Административный истец ИФНС России № 5 по адрес обратился в суд с иском к административному ответчику Алексеевой Е.В. о взыскании транспортного налога за 2020 г. в размере сумма, транспортного налога за 2021 г. в размере сумма, транспортного налога за 2022 г. в размере сумма и пени в размере сумма, в общей сумме сумма
Административное исковое заявление мотивировано тем, что ответчик состоит на налоговом учете в Инспекции ФНС России № 5 по адрес. В связи с неуплатой налогов административному ответчику Алексеевой Е.В. в рамках ст. 69 НК РФ выставлено требование № 13776 от 11.08.2023 г. об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов. Ввиду того, что уплату налога по выставленному требованию в срок до 11.09.2023г. Алексеева Е.В. не произвела, в установленный срок ИФНС России № 5 обратилась в мировой судебный участок № 399 адрес с заявлением о вынесении судебного приказа. Мировым судьей судебного участка № 399 адрес было вынесено определение от 14 мая 2024 года об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извешен надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела.
Административный ответчик в судебное заседание не явилась, извешена надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела.
На основании ст. 150 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ, контрольные органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. ст. 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на объекты налогообложения (жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение), расположенные в пределах муниципального образования.
В силу п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. На основании п. 8, 9 ст. 5 Закона налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.
Требование об уплате налога согласно ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если указанное требование не является результатом налоговой проверки.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. В силу п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
С направлением предусмотренного ст. 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Административным ответчиком Алексеевой Е.В. страховые взносы уплачены не были, в связи с чем налоговым органом в адрес налогоплательщика направлены требования № 13776 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов со сроком уплаты до 11.09.2023 г.
Налогоплательщиком указанные требования выполнены не были, в связи с чем налоговый орган обратился к мировому судье с заявлениям о вынесении судебного приказа о взыскании с Алексеевой Е.В. недоимки по налогам и пени, а в дальнейшем, после отмены судебного приказа, - с настоящим административным исковым заявлением.
Проанализировав нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, и исследовав установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что административным истцом соблюдена установленная налоговым законодательством процедура взыскания с административного ответчика недоимки по налогу и пени: уведомления и требование об уплате указанного налога и пени направлены налогоплательщику по месту его жительства (регистрации) заказной почтой в установленный законодательством о налогах и сборах срок, и в силу положений пункта 4 статьи 52 и пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации считаются полученными по истечении восьми дней с даты направления заказного письма, а также через личный кабинет налогоплательщика в соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Одновременно с административным исковым заявлением истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного искового заявления.
Разрешая данное ходатайство, суд исходит из следующего.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Таким образом, обращение административного истца в суд за взысканием налогов и пени по истечении сроков, установленных ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации не противоречит действующему законодательству и корреспондирует с указанной конституционной обязанностью гражданина платить налоги.
В обоснование уважительности пропуска срока обращения за взысканием налогов ИФНС России № 5 по адрес указал на большой объем исковой работы, что препятствовало своевременному отслеживанию задолженности, а соответственно, и обращению в суд.
Исходя из того, что срок для подачи иска является незначительным, а конституционная обязанность физических лиц об уплате налогов Алексеевой Е.В., исполняется ненадлежащим образом и, принимая во внимание общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, суд приходит к выводу о том, что пропущенный административным истцом срок для подачи искового заявления подлежит восстановлению, поскольку такое восстановление не противоречит ни положениям ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, ни положениям ст. 286 КАС Российской Федерации.
Исследованные в судебном заседании расчеты задолженности заверены и не вызывают сомнений в своей достоверности, в связи с чем, суд принимает их в качестве обосновывающих размер взыскиваемых сумм. Кроме того, указанные расчеты административным ответчиком не оспорены, доказательств обратного суду не представлено.
С учетом установленных обстоятельств и приведенных норм права суд полагает правильным взыскать с административного ответчика транспортного налога за 2020 г. в размере сумма, транспортного налога за 2021 г. в размере сумма, транспортного налога за 2022 г. в размере сумма и пени в размере сумма, в общей сумме сумма
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход местного бюджета. В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика следует взыскать госпошлину в размере сумма в доход адрес.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 3, 23, 45, 48, 72, 387, 388 НК РФ, ст.ст. 175-180, 286-290 КАС РФ, суд,
Решил:
Административный иск удовлетворить.
Взыскать с фио Виктороны (паспортные данные, ИНН 502716338020) в пользу ИФНС России № 5 по адрес транспортный налог за 2020 г. в размере сумма, транспортный налог за 2021 г. в размере сумма, транспортный налог за 2022 г. в размере сумма и пени в размере сумма
Взыскать с фио Виктороны в доход бюджета адрес государственную пошлину в размере сумма
Решение суда может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Замоскворецкий районный суд адрес.
Судья: Н.Г.Хайретдинова
Решение в окончательной форме изготовлено 19.11.2024 г.
1