Решение по делу № 33а-1062/2017 от 09.03.2017

Судья: Винтман Н.С.                                                     Дело № 33а-1062\2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

            г. Якутск                                                                                  10 марта 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Оконешниковой М.М., Скакуна А.И.,

при секретаре Афанасьевой А.А.,

с участием прокурора Буцяк М.И., административного истца Гараева И.Н., представителя избирательной комиссии муниципального образования «Чагдинский наслег» - Леонова Г.В., заинтересованного лица - Лазаревой О.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видеконференцсвязи, дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 16 февраля 2017 года по делу по иску Гараева И.Н. к избирательной комиссии муниципального образования «Чагдинский наслег» Алданского района Республики Саха (Якутия) (далее ИКМО Чагдинский наслег) о признании незаконным и отмене решения ИКМО Чагдинский наслег от 06 февраля 2017 года о регистрации Лазаревой О.Ш. кандидатом на должность главы муниципального образования «Чагдинский наслег» Алданского района Республики Саха (Якутия), которым

постановлено:

Гараеву И.Н. в удовлетворении искового заявления к избирательной комиссии муниципального образования «Чагдинский наслег» Алданского района Республики Саха (Якутия) об отмене решения избирательной комиссии муниципального образования «Чагдинский наслег» Алданского района Республики Саха (Якутия) от 06 февраля 2017 года о регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования «Чагдинский наслег» Алданского района Республики Саха (Якутия) Лазаревой О.Ш. отказать.

            Заслушав доклад судьи Скакуна А.И., пояснения участников процесса, судебная коллегия

установила:

Гараев И.Н. как зарегистрированный кандидат на должность Главы МО «Чагдинский наслег» Алданского района PC (Я), обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии муниципального образования «Чагдинский наслег» Алданского района PC (Я) от 06 февраля 2017 года №1-18 о регистрации Лазаревой О.Ш. на должность главы МО «Чагдинский наслег» Алданского района PC (Я), в обоснование требований указал, что решением № 11-1 от 28.12.2016 г. Наслежного Совета депутатов МО «Чагдинский наслег» назначены выборы главы МО «Чагдинский наслег» на 19.03.2017 г. и 06.02.2017 г. ИКМО «Чагдинский наслег» приняла решение № 1-18 о регистрации Лазаревой О.Ш. кандидатом на должность Главы МО «Чагдинский наслег» Алданского района Республики Саха (Якутия).

Истец полагает, решение о регистрации принято с нарушением действующего законодательства и подлежит отмене по тем основаниям, что подписные листы Лазарева О.Ш. должна была сдать в сброшюрованном и пронумерованном виде, чего не сделано. На обоих подписных листах на лицевой стороне вместо даты голосования стоит дата сбора подписей, что считает нарушением формы подписного листа. Подписи в подписных листах являются недействительными, так как в строке «серия и номер паспорта» содержится не соответствующая требованиям приложения № 6 ФЗ-67 информация, а именно: аббревиатуры органов учета, дата выдачи паспорта и кем выдан. Кроме того, заверительная подпись кандидата в подписных листах датирована 28.01.2016 г., что свидетельствует о том, что подписи в подписные листы были внесены позднее заверения подписного листа кандидатом Лазаревой О.Ш. Поскольку все подписи избирателей, собранные в поддержку Лазаревой О.Ш. кандидатом на должность Главы МО «Чагдинский наслег» Алданского района Республики Саха (Якутия), являются недействительными, на основании пункта 6 статьи 38 указанного Федерального закона достоверные подписи, необходимые для регистрации кандидата, отсутствуют. Просит решение № 1-18 от 06.02.2017 г. ИКМО «Чагдинский наслег» о регистрации кандидатом на должность главы МО «Чагдинский наслег» Лазаревой О.Ш. отменить.

Вышеуказанным решением суда в удовлетворении административного иска отказано.

Считая данное решение незаконным, Гараев И.Н. в апелляционной жалобе просит его отменить и удовлетворить его заявление, настаивая на том, что все подписи на подписных листах, представленных Лазаревой О.Ш. в избирательную комиссию, являются недействительными. В подписных листах сведения указаны с нарушением требований избирательного законодательства, а заверительная подпись о кандидате Лазаревой О.Ш. не соответствует действительности, так как дата сбора подписей указана неверно.

В своих письменных возражениях прокуратура Республики Саха (Якутия), ИКМО Чагдинский наслег и Лазарева О.Ш. полагают решение суда законным и обоснованным, просят оставить его без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в суд может обратиться кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.

Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

На основании пункта 12 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ при заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.

Согласно подпункту "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона признаются недействительными.

Аналогичные нормы содержатся в Законе PC (Я) «О муниципальных выборах в PC (Я)».

Судом установлено, что решением № 11-1 от 28.12.2016 г. Наслежного Совета депутатов МО «Чагдинский наслег» назначены выборы главы МО «Чагдинский наслег» на 19.03.2017г.

Лазаревой О.Ш. для регистрации ее кандидатом на должность главы муниципального образования были сданы в ИКМО «Чагдинский наслег» документы и подписные листы.

06.02.2017 г. ИКМО «Чагдинский наслег» приняла решение № 1-18 о регистрации Лазаревой О.Ш. кандидатом на должность Главы МО «Чагдинский наслег» Алданского района Республики Саха (Якутия).

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства и дав надлежащую правовую оценку установленным обстоятельствам, суд пришел к обоснованному выводу, что форма подписного листа кандидата на должность главы муниципального образования Лазаревой О.Ш. соответствует приложению №6 Федерального закона № 67 для выборов главы муниципального образования. При этом, указание Лазаревой О.Ш. в подписных листах неверной даты заполнения, и внесение в подписные листы дополнительной информации, не являются основанием для признания подписей недействительными.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, так как позиция суда является обоснованной, соответствует фактическим обстоятельствам дела и положениям пункта 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, в соответствии с которым подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования изготавливаются и оформляются согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону.

Как следует из материалов дела, договор на изготовление избирательной документации между Лазаревой О.Ш. и полиграфической организацией заключен 28.01.2017 г. Согласно акту приема-передачи от 28.01.2017г. во исполнение договора на изготовление избирательной документации исполнитель передал Лазаревой О.Ш. подписные листы в количестве 2 штук. При сборе подписей избиратели самостоятельно указали дату внесения подписи «28.01.2017г.», а также сведения о документе, удостоверяющем личность.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что не имеется оснований полагать, что сбор подписей в поддержку кандидата Лазаревой О.Ш. был осуществлен 28.01.2016 г. В данном случае очевидна техническая ошибка в указании года.

При этом суд исходил из того, что описка в указании даты выборов не является существенным нарушением избирательного законодательства, которое может повлечь за собой отмену регистрации кандидата, а внесение в подписные листы дополнительной информации о дате выдачи документа и органе, выдавшем паспорт, не является нарушением. Все необходимые сведения при сборе подписей, отражение которых обязательно в силу закона, в подписных листах указаны. Дополнительная информация (указание об органе, выдавшем документ-паспорт, дата выдачи документа) не искажает содержание и смысл необходимых сведений.

Дата выдачи паспорта и субъект Российской Федерации, в котором паспорт был выдан, содержатся в самом паспорте и соответствуют требованиям, указанным в Административном регламенте Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденному Приказом ФМС от 30.11.2012 N 391, и были указаны в ранее действующем Административном регламенте, утвержденном Приказом ФМС от 07.12.2009 N 339.

Указание в подписном листе дополнительной информации о дате выдачи и органе, выдавшем паспорт, не является основанием для признания подписей избирателей недействительными. Признание подписей избирателей недействительными возможно в соответствии с действующим законодательством только в случае неполноты сведений об избирателях.

Наличие описки о дне выборов в подписном листе и дате сбора подписей также не может служить основанием для отмены регистрации кандидата, в связи с чем суд пришел к верному выводу о том, что все подписи в подписных листах являются действительными и оснований для отмены регистрация кандидата на должность главы муниципального образования не имеется.

Доводы жалобы об ошибках в заверительной подписи кандидата отмену решения суда повлечь не могут, поскольку, как указано выше, описка (техническая ошибка), допущенная в подписном листе, сама по себе не является основанием для отмены решения о регистрации кандидата.

Предусмотренная законом форма подписного листа, включая в себя 11 обязательных элементов, в том числе: наименование выборов, дату их проведения, подробные сведения о личности кандидата, о поддержании избирателями его самовыдвижения или выдвижения от избирательного объединения, таблицу с указанием сведений об избирателях с их подписями и так далее при правильном его оформлении по сути является гарантией сбора подписей в поддержку выдвижения конкретного кандидата в депутаты конкретного представительного органа муниципального образования.

Подписные листы указанным требованиям соответствуют. Оснований считать, что сбор подписей производился в поддержку другого кандидата не имеется.

В соответствии с пунктами 12 и 13 ст. 37 Федерального закона №67 каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, а также - подписью кандидата.

Представленные Лазаревой О.Ш. и проверенные избирательной комиссией подписи избирателей расположены на трех листах.

Данные подписные листы заверены подписью лица, осуществляющего сбор подписей (в данном случае сам кандидат), а также его подписью. Доказательств того, что сбор подписей осуществляло другое лицо, в материалах дела не имеется.

Иные доводы жалобы не являются основанием для отмены решения, поскольку эти доводы были предметом судебной проверки и обоснованно не приняты во внимание судом первой инстанции как несостоятельные.

Как разъяснено в абзаце 2 пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" только значительные нарушения могут повлечь за собой отмену регистрации кандидата, при этом о таких нарушениях не было и не могло быть известно избирательной комиссии при регистрации кандидата.

У ИКМО «Чагдинский наслег» имелись правовые основания для регистрации Лазаревой О.Ш. кандидатом на должность главы муниципального образования.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.

Доказательств того, что решение ИКМО «Чагдинский наслег» о регистрации Лазаревой О.Ш. кандидатом на должность главы муниципального образования принято с существенным нарушением законодательства о выборах, в материалах дела не представлено.

Исходя из изложенного судебная коллегия признает, что суд исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, нормы материального права применены верно, процессуальных нарушений не допущено, а потому оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 16 февраля 2017 года по делу по иску Гараева И.Н. к избирательной комиссии муниципального образования «Чагдинский наслег» Алданского района Республики Саха (Якутия) о признании незаконным и отмене решения ИКМО Чагдинский наслег от 06 февраля 2017 года о регистрации Лазаревой О.Ш. на должность главы муниципального образования «Чагдинский наслег» Алданского района Республики Саха (Якутия) оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий                    Ноева В.В.

Судьи                                Оконешникова М.М.

                                    Скакун А.И.

33а-1062/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Гараев И.Н.
Ответчики
Избирательная комиссия МО "Чагдинский наслег"
Другие
Лазарева О.Ш.
Суд
Верховный Суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Скакун Александр Игнатьевич
Дело на сайте суда
vs.jak.sudrf.ru
10.03.2017[Адм.] Судебное заседание
15.03.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.03.2017[Адм.] Передано в экспедицию
10.03.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее