Судья: Винтман Н.С. Дело № 33а-1062\2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Якутск 10 марта 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Оконешниковой М.М., Скакуна А.И.,
при секретаре Афанасьевой А.А.,
с участием прокурора Буцяк М.И., административного истца Гараева И.Н., представителя избирательной комиссии муниципального образования «Чагдинский наслег» - Леонова Г.В., заинтересованного лица - Лазаревой О.Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видеконференцсвязи, дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 16 февраля 2017 года по делу по иску Гараева И.Н. к избирательной комиссии муниципального образования «Чагдинский наслег» Алданского района Республики Саха (Якутия) (далее ИКМО Чагдинский наслег) о признании незаконным и отмене решения ИКМО Чагдинский наслег от 06 февраля 2017 года о регистрации Лазаревой О.Ш. кандидатом на должность главы муниципального образования «Чагдинский наслег» Алданского района Республики Саха (Якутия), которым
постановлено:
Гараеву И.Н. в удовлетворении искового заявления к избирательной комиссии муниципального образования «Чагдинский наслег» Алданского района Республики Саха (Якутия) об отмене решения избирательной комиссии муниципального образования «Чагдинский наслег» Алданского района Республики Саха (Якутия) от 06 февраля 2017 года о регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования «Чагдинский наслег» Алданского района Республики Саха (Якутия) Лазаревой О.Ш. отказать.
Заслушав доклад судьи Скакуна А.И., пояснения участников процесса, судебная коллегия
установила:
Гараев И.Н. как зарегистрированный кандидат на должность Главы МО «Чагдинский наслег» Алданского района PC (Я), обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии муниципального образования «Чагдинский наслег» Алданского района PC (Я) от 06 февраля 2017 года №1-18 о регистрации Лазаревой О.Ш. на должность главы МО «Чагдинский наслег» Алданского района PC (Я), в обоснование требований указал, что решением № 11-1 от 28.12.2016 г. Наслежного Совета депутатов МО «Чагдинский наслег» назначены выборы главы МО «Чагдинский наслег» на 19.03.2017 г. и 06.02.2017 г. ИКМО «Чагдинский наслег» приняла решение № 1-18 о регистрации Лазаревой О.Ш. кандидатом на должность Главы МО «Чагдинский наслег» Алданского района Республики Саха (Якутия).
Истец полагает, решение о регистрации принято с нарушением действующего законодательства и подлежит отмене по тем основаниям, что подписные листы Лазарева О.Ш. должна была сдать в сброшюрованном и пронумерованном виде, чего не сделано. На обоих подписных листах на лицевой стороне вместо даты голосования стоит дата сбора подписей, что считает нарушением формы подписного листа. Подписи в подписных листах являются недействительными, так как в строке «серия и номер паспорта» содержится не соответствующая требованиям приложения № 6 ФЗ-67 информация, а именно: аббревиатуры органов учета, дата выдачи паспорта и кем выдан. Кроме того, заверительная подпись кандидата в подписных листах датирована 28.01.2016 г., что свидетельствует о том, что подписи в подписные листы были внесены позднее заверения подписного листа кандидатом Лазаревой О.Ш. Поскольку все подписи избирателей, собранные в поддержку Лазаревой О.Ш. кандидатом на должность Главы МО «Чагдинский наслег» Алданского района Республики Саха (Якутия), являются недействительными, на основании пункта 6 статьи 38 указанного Федерального закона достоверные подписи, необходимые для регистрации кандидата, отсутствуют. Просит решение № 1-18 от 06.02.2017 г. ИКМО «Чагдинский наслег» о регистрации кандидатом на должность главы МО «Чагдинский наслег» Лазаревой О.Ш. отменить.
Вышеуказанным решением суда в удовлетворении административного иска отказано.
Считая данное решение незаконным, Гараев И.Н. в апелляционной жалобе просит его отменить и удовлетворить его заявление, настаивая на том, что все подписи на подписных листах, представленных Лазаревой О.Ш. в избирательную комиссию, являются недействительными. В подписных листах сведения указаны с нарушением требований избирательного законодательства, а заверительная подпись о кандидате Лазаревой О.Ш. не соответствует действительности, так как дата сбора подписей указана неверно.
В своих письменных возражениях прокуратура Республики Саха (Якутия), ИКМО Чагдинский наслег и Лазарева О.Ш. полагают решение суда законным и обоснованным, просят оставить его без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в суд может обратиться кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
На основании пункта 12 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ при заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
Согласно подпункту "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона признаются недействительными.
Аналогичные нормы содержатся в Законе PC (Я) «О муниципальных выборах в PC (Я)».
Судом установлено, что решением № 11-1 от 28.12.2016 г. Наслежного Совета депутатов МО «Чагдинский наслег» назначены выборы главы МО «Чагдинский наслег» на 19.03.2017г.
Лазаревой О.Ш. для регистрации ее кандидатом на должность главы муниципального образования были сданы в ИКМО «Чагдинский наслег» документы и подписные листы.
06.02.2017 г. ИКМО «Чагдинский наслег» приняла решение № 1-18 о регистрации Лазаревой О.Ш. кандидатом на должность Главы МО «Чагдинский наслег» Алданского района Республики Саха (Якутия).
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства и дав надлежащую правовую оценку установленным обстоятельствам, суд пришел к обоснованному выводу, что форма подписного листа кандидата на должность главы муниципального образования Лазаревой О.Ш. соответствует приложению №6 Федерального закона № 67 для выборов главы муниципального образования. При этом, указание Лазаревой О.Ш. в подписных листах неверной даты заполнения, и внесение в подписные листы дополнительной информации, не являются основанием для признания подписей недействительными.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, так как позиция суда является обоснованной, соответствует фактическим обстоятельствам дела и положениям пункта 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, в соответствии с которым подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования изготавливаются и оформляются согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону.
Как следует из материалов дела, договор на изготовление избирательной документации между Лазаревой О.Ш. и полиграфической организацией заключен 28.01.2017 г. Согласно акту приема-передачи от 28.01.2017г. во исполнение договора на изготовление избирательной документации исполнитель передал Лазаревой О.Ш. подписные листы в количестве 2 штук. При сборе подписей избиратели самостоятельно указали дату внесения подписи «28.01.2017г.», а также сведения о документе, удостоверяющем личность.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что не имеется оснований полагать, что сбор подписей в поддержку кандидата Лазаревой О.Ш. был осуществлен 28.01.2016 г. В данном случае очевидна техническая ошибка в указании года.
При этом суд исходил из того, что описка в указании даты выборов не является существенным нарушением избирательного законодательства, которое может повлечь за собой отмену регистрации кандидата, а внесение в подписные листы дополнительной информации о дате выдачи документа и органе, выдавшем паспорт, не является нарушением. Все необходимые сведения при сборе подписей, отражение которых обязательно в силу закона, в подписных листах указаны. Дополнительная информация (указание об органе, выдавшем документ-паспорт, дата выдачи документа) не искажает содержание и смысл необходимых сведений.
Дата выдачи паспорта и субъект Российской Федерации, в котором паспорт был выдан, содержатся в самом паспорте и соответствуют требованиям, указанным в Административном регламенте Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденному Приказом ФМС от 30.11.2012 N 391, и были указаны в ранее действующем Административном регламенте, утвержденном Приказом ФМС от 07.12.2009 N 339.
Указание в подписном листе дополнительной информации о дате выдачи и органе, выдавшем паспорт, не является основанием для признания подписей избирателей недействительными. Признание подписей избирателей недействительными возможно в соответствии с действующим законодательством только в случае неполноты сведений об избирателях.
Наличие описки о дне выборов в подписном листе и дате сбора подписей также не может служить основанием для отмены регистрации кандидата, в связи с чем суд пришел к верному выводу о том, что все подписи в подписных листах являются действительными и оснований для отмены регистрация кандидата на должность главы муниципального образования не имеется.
Доводы жалобы об ошибках в заверительной подписи кандидата отмену решения суда повлечь не могут, поскольку, как указано выше, описка (техническая ошибка), допущенная в подписном листе, сама по себе не является основанием для отмены решения о регистрации кандидата.
Предусмотренная законом форма подписного листа, включая в себя 11 обязательных элементов, в том числе: наименование выборов, дату их проведения, подробные сведения о личности кандидата, о поддержании избирателями его самовыдвижения или выдвижения от избирательного объединения, таблицу с указанием сведений об избирателях с их подписями и так далее при правильном его оформлении по сути является гарантией сбора подписей в поддержку выдвижения конкретного кандидата в депутаты конкретного представительного органа муниципального образования.
Подписные листы указанным требованиям соответствуют. Оснований считать, что сбор подписей производился в поддержку другого кандидата не имеется.
В соответствии с пунктами 12 и 13 ст. 37 Федерального закона №67 каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, а также - подписью кандидата.
Представленные Лазаревой О.Ш. и проверенные избирательной комиссией подписи избирателей расположены на трех листах.
Данные подписные листы заверены подписью лица, осуществляющего сбор подписей (в данном случае сам кандидат), а также его подписью. Доказательств того, что сбор подписей осуществляло другое лицо, в материалах дела не имеется.
Иные доводы жалобы не являются основанием для отмены решения, поскольку эти доводы были предметом судебной проверки и обоснованно не приняты во внимание судом первой инстанции как несостоятельные.
Как разъяснено в абзаце 2 пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" только значительные нарушения могут повлечь за собой отмену регистрации кандидата, при этом о таких нарушениях не было и не могло быть известно избирательной комиссии при регистрации кандидата.
У ИКМО «Чагдинский наслег» имелись правовые основания для регистрации Лазаревой О.Ш. кандидатом на должность главы муниципального образования.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.
Доказательств того, что решение ИКМО «Чагдинский наслег» о регистрации Лазаревой О.Ш. кандидатом на должность главы муниципального образования принято с существенным нарушением законодательства о выборах, в материалах дела не представлено.
Исходя из изложенного судебная коллегия признает, что суд исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, нормы материального права применены верно, процессуальных нарушений не допущено, а потому оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 16 февраля 2017 года по делу по иску Гараева И.Н. к избирательной комиссии муниципального образования «Чагдинский наслег» Алданского района Республики Саха (Якутия) о признании незаконным и отмене решения ИКМО Чагдинский наслег от 06 февраля 2017 года о регистрации Лазаревой О.Ш. на должность главы муниципального образования «Чагдинский наслег» Алданского района Республики Саха (Якутия) оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Ноева В.В.
Судьи Оконешникова М.М.
Скакун А.И.