24OS0000-01-2019-001133-53
Дело № 3А-206/2020
121а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 февраля 2020 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Жуля А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малышевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
АО «РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод» обратилось с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, мотивируя тем, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью 14 559,2 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое здание. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.
По результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2011 года для указанного земельного участка установлена кадастровая стоимость в размере 99 798 365,87 рублей.
По итогам независимой оценки, выполненной ООО «Оценочная компания «ПаритетЪ» и представленной в отчете № 814-ЗУ/19 от 07.12.2019 года, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2011 года составляет 20 344 500 рублей.
Установление кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующей его рыночной стоимости нарушает права административного истца, поскольку он является арендатором данного земельного участка, а арендная плата рассчитывается с учетом размера его кадастровой стоимости.
Просит восстановить срок на обращение в суд с настоящим административным иском и установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости 20 344 500 рублей, по состоянию на 01.01.2011 года.
Административный истец, Правительство Красноярского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю (далее – Управление Росреестра по Красноярскому краю), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.
Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие представителей административного истца, Правительства Красноярского края, Управления Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра», Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Управление Росреестра по Красноярскому краю представило письменные пояснения, согласно которых Росреестр и Управление не наделены полномочиями по утверждению результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (часть 1).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).
Судом установлено, что АО «РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод» является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое здание. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, что подтверждается договором аренды от 14.08.2019 года № 50-174 (л.д.16-25), согласно приложению № 2 к которому арендная плата рассчитывается с учетом кадастровой стоимости земельного участка (л.д.37).
Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 29.10.2019 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2011 года составляет 99 798 365,87 рублей. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 27.01.2012 года (л.д. 15).
20 декабря 2019 года АО «РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №.
Уведомлением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 24.12.2019 № 912 заявление АО «РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № возвращено в связи с пропуском срока на обращение с указанным заявлением.
Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке № 814-ЗУ/19 от 07.12.2019 года, выполненный ООО «Оценочная компания «ПаритетЪ"» (оценщик ФИО3), согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2011 года составляет 20 344 500 рублей (л.д. 55-125).
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценке (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (пункт 11 ФСО № 1).
Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (пункт 24 ФСО № 1).
Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации (пункт 27 ФСО № 1).
Оформление и содержание отчета об оценке № 814-ЗУ/19 от 07.12.2019 года соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчетов об оценке, к описанию в отчетах об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Достоверность данных, содержащихся в отчете, участвующими в деле лицами не опровергнута и не оспаривалась, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
У суда нет оснований ставить под сомнение выводы оценщика о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2011 года составляет 20 344 500 рублей.
Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости объекта недвижимости подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.
Поскольку размер арендной платы рассчитывается с учетом кадастровой стоимости земельного участка, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующие действительной рыночной стоимости этого объекта, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
С настоящим административным исковым заявлением АО «РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод» обратилось по истечении предусмотренного частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пятилетнего срока со дня внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Между тем, положения части 1 статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», предусматривающие обязательность проведения государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, утратили свою силу в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». До принятия Федерального закона № 360-ФЗ административный истец мог рассчитывать на своевременное проведение очередной государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Красноярского края, однако в настоящее время проведение такой оценки отложено на неопределённый срок.
Таким образом, причины пропуска административным истцом срока на обращение в суд следует признать уважительными, поэтому этот срок подлежит восстановлению.
С учетом изложенного, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № должна быть определена по состоянию на 01.01.2011 года равной его рыночной стоимости в размере 20 344 500 рублей, которая подтверждена соответствующими доказательствами.
Датой обращения АО «РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод» с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № следует считать дату подачи заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – 20 декабря 2019 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление акционерного общества «РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, в размере его рыночной стоимости – 20 344 500 рублей, по состоянию на 01 января 2011 года.
Датой обращения акционерного общества «РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод» с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № считать 20 декабря 2019 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда А.В. Жуль
Решение в окончательной форме принято 11 февраля 2020 года.
24OS0000-01-2019-001133-53
Дело № 3А-206/2020
121а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
10 февраля 2020 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Жуля А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малышевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление акционерного общества «РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, в размере его рыночной стоимости – 20 344 500 рублей, по состоянию на 01 января 2011 года.
Датой обращения акционерного общества «РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод» с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № считать 20 декабря 2019 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда А.В. Жуль