Решение по делу № 33-187/2022 (33-2905/2021;) от 27.12.2021

Судья Суслова Е.А.                              Дело № 33-187/2022 УИД 44RS0002-01-2021-000625-08

№ дела в суде 1 инстанции 2-635/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кострома                                 27 июня 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Ильиной И.Н.

судей Зиновьевой Г.Н., Жукова И.П.

при секретаре Пыльновой Е.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к администрации городского округа город Кострома, Аксеновой Эмме Антоновне, Ивановой Наталье Рудольфовне, Караевой Амалии Джамиловне, Козыреву Борису Вениаминовичу, Козыревой Нине Ивановне, Крылову Сергею Владимировичу, Петровой Светлане Анатольевне, Райковой Дарье Ильиничне, Рыбакову Владимиру Альбертовичу, Тарабухиной Ангелине Олеговне, Тарабухиной Ольге Борисовне, Ченцову Алексею Анатольевичу, Шевяковой Юлии Васильевне, Щеголеву Валентину Андреевичу, Щеголевой Наталье Борисовне о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия

по апелляционным жалобам Шевяковой Юлии Васильевны, администрации г. Костромы, Тарабухиной Ольги Борисовны на решение Ленинского районного суда г. Костромы от 02 августа 2021 года.

Заслушав доклад судьи Ильиной И.Н., выслушав ответчика Тарабухину О.Б., поддержавшую свою апелляционную жалобу, пояснения адвоката по назначению Деревесникова А.В., представляющего интересы ответчика Ивановой Н.Р., поддержавшего апелляционные жалобы, пояснения представителя третьего лица НКО «Фонд капитального ремонта» Везеничевой С.С., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области обратилась в суд с иском к администрации городского округа город Кострома, Аксеновой Эмме Антоновне, Ивановой Наталье Рудольфовне, Караевой Амалии Джамиловне, Козыреву Борису Вениаминовичу, Козыревой Нине Ивановне, Крылову Сергею Владимировичу, Петровой Светлане Анатольевне, Райковой Дарье Ильиничне, Рыбакову Владимиру Альбертовичу, Тарабухиной Ангелине Олеговне, Тарабухиной Ольге Борисовне, Ченцову Алексею Анатольевичу, Шевяковой Юлии Васильевне, Щеголеву Валентину Андреевичу, Щеголевой Наталье Борисовне об обязании собственников объекта культурного наследия «Дом Углечаниновых», 1-я четв. XIX в., расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Симановского, д. 9/35, организовать по результатам обследования объекта организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, проведение противоаварийных работ по фундаментам и несущим стенам объекта в течение 9 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Требования обоснованы тем, что вышеуказанное здание отнесено к объектам культурного наследия федерального значения и принято под государственную охрану, является особым видом имущества, представляющего уникальную ценность, и неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Подробное описание объекта содержится в каталоге «Памятники архитектуры Костромской области, г. Кострома», выпуск 1 часть 2, 1997 г. Объект зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Ответчики являются собственниками здания. В силу положений Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия», Конституции Российской Федерации, собственник обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии. На основании задания начальника инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от 07.02.2020 года проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия, в результате которых установлено, что общее состояние объекта неудовлетворительное, необходимо проведение безотлагательных, противоаварийных мероприятий по сохранению объекта, требуется проведение комплекса ремонтно-реставрационных работ, перечень которых необходимо установить специализированной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия. По результатам проведения мероприятий за состоянием объекта в адрес собственников заказными письмами направлены предписания с требованием в срок до 31.07.2020 года организовать выполнение вышеуказанных работ, по состоянию на 02.02.2021 года требования предписаний выполнены не были. Уклонение от проведения работ по сохранению объекта является неисполнением взятого ответчиками обязательства по сохранению объекта, имеющего историческую, архитектурную, градостроительную и эстетическую ценность и может привести к его утрате.

В ходе рассмотрения дела исковые требования уточнены, из числа ответчиков исключена Плотникова (Тарабухина) Арина Олеговна в связи с прекращением права собственности на долю в помещении и регистрацией права собственности на долю за Тарабухиной О.Б.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО «Комфортные условия», НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов», департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области, ООО «ВологдаТИСИЗ», Ермакова И.Л., Обручников Р.С.

Решением Ленинского районного суда г. Костромы от 02 августа 2021 года исковые требования инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области удовлетворены. На собственников объекта культурного наследия «Дом Углечаниновых», 1-я четв. XIX в., расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Симановского, д. 9/35, - администрацию городского округа город Кострома, Аксенову Эмму Антоновну, Иванову Наталью Рудольфовну, Караеву Амалию Джамиловну, Козырева Бориса Вениаминовича, Козыреву Нину Ивановну, Крылова Сергея Владимировича, Петрову Светлану Анатольевну, Райкову Дарью Ильиничну, Рыбакова Владимира Альбертовича, Тарабухину Ангелину Олеговну, Тарабухину Ольгу Борисовну, Ченцова Алексея Анатольевича, Шевякову Юлию Васильевну, Щеголева Валентина Андреевича, Щеголеву Наталью Борисовну возложена обязанность организовать по результатам обследования объекта организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, проведение противоаварийных работ по фундаментам и несущим стенам объекта в течение 18 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В апелляционной жалобе Шевякова Ю.В. просит решение суда отменить, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что жильцы многоквартирного дома не обязаны нести дополнительные расходы на проведение противоаварийных работ, так как в соответствии со ст. 169 ЖК РФ граждане уже производят ежемесячные обязательные взносы в фонд капитального ремонта и все противоаварийные работы должны оплачиваться за счет этих средств. Кроме того, в соответствии со ст. 161 ЖК РФ, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491, ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и выполнение работ несет управляющая компания, в состав общего имущества включаются крыши, ограждающие конструкции, несущие конструкции многоквартирного дома, включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконы. Таким образом, управляющая компания, заключив договор управления многоквартирным домом, приняла на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия. Отмечает, что инспекция не указала конкретный перечень работ по реконструкции данного объекта, в силу чего решение суда является неисполнимым, а помимо этого, граждане не обязаны определять мероприятия по контролю за состоянием объекта, именно уполномоченные лица должны устанавливать конкретный перечень работ за счет средств капитального ремонта.

В апелляционной жалобе представитель администрации г. Костромы Белкина О.С. просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Считает, что администрация г. Костромы не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку ей принадлежит незначительная часть (64/95 долей) в праве общей долевой собственности на одно жилое помещение в данном доме, остальные жилые помещения находятся в частной собственности. Многоквартирный дом по ул. Симановского, д. 9/35 в г. Костроме находится в управлении ООО «Комфортные условия», в обязанности которого и входит содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем состоянии. Собственники жилых помещений, включая муниципальное образование, несут обязанность по оплате услуг соответствующей управляющей организации в рамках соответствующих договорных отношений. Отмечает, что постановлением администрации Костромской области от 26.03.2014 г. №100-а «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах …» данный дом включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется проведение капитального ремонта общего имущества, под №2594. Указанной Региональной программой капитального ремонта предусмотрено проведение ремонта фундамента в 2017-2019 г.г., ремонт фасада – 2020-2022 г.г. Из положений ст. 182 ЖК РФ следует, что проведение капитального ремонта общего имущества в МКД обеспечивает региональный оператор. Таким образом, в силу закона обязанность по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме возложена на регионального оператора и не может быть возложена на собственников многоквартирного дома. В случае невыполнения в установленные сроки работ, предусмотренных региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, либо в случае несогласия со сроками, установленными программой, инспекция вправе принимать меры в пределах своей компетенции к надлежащему лицу. Также отмечает, что статьей 9.2 Федерального закона №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отнесена разработка и реализация региональных программ. Объект культурного наследия «Дом Углечаниновых», 1-я четв. XIX в., расположенный по адресу: г. Кострома, ул. Симановского, д. 9/35, отнесен к категории объектов федерального значения, находится в центральной части города Костромы, имеет архитектурное и культурно-историческое значение. Между тем региональные программы в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, предусматривающие сохранение указанного Объекта, на территории Костромской области отсутствуют. Из ответа Минкультуры России от 09.06.2021 г. следует, что финансирование мероприятий по сохранению объектов культурного наследия осуществляется в рамках государственной программы «Развитие культуры» на основании заявок от региональных органов охраны объектов культурного наследия. В отношении указанного объекта заявок в Минкультуры России не поступало, в связи с чем финансирование сохранения данного объекта в рамках государственной программы не предусмотрено. Полагает, что предъявление инспекцией искового заявления в отсутствие принятых мер по разработке соответствующих региональных программ по сохранению данного объекта в рамках имеющихся полномочий, в также мер по включению объекта в государственную программу не является надлежащим способом защиты права.

В апелляционной жалобе Тарабухина О.Б. просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что исходя из системного толкования ст. 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст. 158 ЖК РФ, ст. 210 ЖК РФ, следует, что если на момент приватизации квартир дома, будет установлено, что дом нуждается в капитальном ремонте, то обязанность жителей по производству последующих капитальных ремонтов возникает только после полного исполнения бывшим наймодателем обязательств по капитальному ремонту. Кроме того, договор приватизации должен содержать обременение объекта культурного наследия обязанностью нового собственника по выполнению требований охранного обязательства либо иного охранного документа, и в случае отсутствия такого условия сделка приватизации является ничтожной. Право общей долевой собственности на квартиры у многих собственников спорного объекта, в том числе и у нее, возникло в 2004 году. Охранный договор по памятнику истории и культуры с департаментом культурного наследия Костромской области заключен только в 2009 году. В 2014 году в связи с изменениями в законодательстве в области сохранения объектов культурного наследия департамент культуры направил им для подписания новое охранное обязательство, которое собственники квартиры №9 отказались подписать в связи с тем, что на момент приватизации общее имущество жилого дома перешло к собственникам в состоянии, требующем капитального ремонта, обращение в администрацию г. Костромы с просьбой провести обследование и необходимый ремонт, результатов не принесло. С 1970 года по настоящее время за время проживания жильцов капитальный ремонт дома производился частично в 1980 году и в 2014 году, причем работ по укреплению и реставрации фундамента, противоаварийных работ не производилось, проведен только ремонт крыши и окраска фасадов. За период с 2008 года были направлены многочисленные обращения в различные организации с просьбой принять меры по сохранению объекта культурного наследия, однако результата, приведшего дом в надлежащее состояние, нет. В марте 2020 года инспекцией в адрес собственников было направлено предписание об устранении выявленных нарушений, предписано организовать выполнение противоаварийных работ. Решением общего собрания от 18.05.2020 года проведение мероприятий по организации выполнения противоаварийных работ поручено ООО «Комфортные условия», а в качестве источника финансирования мероприятий определить денежные средства коммунальных платежей жильцов, а также иные источники финансирования, результат по собранию отсутствует. Согласно акту обследования от 23.10.2020 года, представленному администрацией г. Костромы, все конструктивные элементы дома, кроме фасада, находятся в удовлетворительном состоянии. Кроме того, спорный объект культурного наследия включен в программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 г.г. Считает, что обязанность по сохранению памятника архитектуры лежит на администрации г. Костромы и соответствующих ее подразделениях, а также Управляющей компании, которая получает коммунальные платежи от жильцов. Также обращает внимание суда, что больше половины жильцов дома являются пенсионерами и денежными средствами на капитальный ремонт дома не обладают, в силу чего решение суда для собственников дома является неисполнимым.

В возражениях относительно апелляционной жалобы администрации г. Костромы представитель НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» Везеничева С.С. считает доводы апелляционной жалобы необоснованными, а решение суда законным и обоснованным.

В возражениях относительно апелляционных жалоб начальник инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области Голикова С.Е. просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ответчик Аксенова Эмма Антоновна умерла 15 октября 2021 года. Определением судебной коллегии от 27 июня 2022 года в порядке правопреемства к участию в деле привлечена единственный наследник умершей Токарева М. Г.

Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся представителя истца, ответчиков и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела применительно к положениям ст. 165.1 ГК РФ, не просивших об отложении слушания.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений относительно них, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

    Судом установлено, что объект недвижимости «Дом Углечаниновых», 1-я четв. XIX в., расположенный по адресу: г. Кострома, ул. Симановского, д. 9/35, признан объектом культурного наследия федерального значения. Объект принят на государственную охрану Указом Президента Российской федерации от 20.02.1995 г. №176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального значения».

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 06.11.2015 г. №13446-р «О регистрации объекта культурного наследия федерального значения «Дом Углечаниновых», 1-я четв. XIX в. (Костромская область) объект зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный номер 441410313160006.

Объект представляет собой двухэтажное кирпичное и оштукатуренное здание с подвалами, сооружено в первой четверти XIX в. Углечаниновыми. Г-образный объем дома с вальмовой кровлей состоит из широкого крыла в восемь осей на фасаде по ул. Симановского и узкого в девять по Пятницкой ул., с трехосевым скруглением по углу. К торцу широкого крыла примыкает деревянная лестничная пристройка.

В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 11.02.2021 года собственниками указанного дома являются:

- квартира № 1 - площадь 119,7 кв.м, Крылов С.В. (комната 3) - доля в праве 72/120, Петрова С.А. доля в праве 2/5;

-нежилое помещение № 2 – площадь 40 кв.м, собственник Иванова Н.Р.;

-квартира № 3- площадь 30,2 кв.м, собственник Шевякова Ю.В.;

-квартира № 4- площадь 32,9 кв.м, собственник Караева А.Д.;

-квартира № 5 –площадь 23,7 кв.м, собственник Ченцов А.А.;

-квартира № 6- площадь 59,7 кв. м, собственник Рыбаков В.А.;

-квартира № 7- площадь 22,4 кв.м, собственник Рыбаков В.А.;

-квартира № 8-площадь 94,9 кв.м, Аксенова Э.А.( после её смерти Токаревой М.Г.) - доля в праве 31/95 (ком.3), комната 2 и комната 1 находятся в муниципальной собственности,

-квартира № 9 – 134,2 кв.м, Щеголев В.А. – доля в праве 1/9, Тарабухина А.О. – доля в праве 1/9, Райкова Д.И. – доля в праве 1/9, Тарабухина А.Д. (Плотникова А.О.) – доля в праве 1/9, Райкова (Щеголева) Н.Б. – доля в праве 1/9, Тарабухина О.Б. – доля в праве 1/9, Козырев Б.В. – доля в праве 2/9, Козырева Н.И. – 1/9.

Согласно выписки из ЕГРН от 12.05.2021 года, собственником 1/9 доли в праве на жилое помещение: квартиру №9 указанного выше жилого дома является Тарабухина О.Б. на основании договора дарения доли квартиры от 29.04.2021 года, в соответствии с которым Плотникова А.О. подарила Тарабухиной О.Б. 1/9 долю указанной квартиры.

На основании договора управления многоквартирным домом от 17.09.2019 года ООО «Комфортные условия» приняло в управление многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.Кострома. ул.Симановского, 9/35, и является управляющей организацией в настоящее время.

07.02.2020 года начальником Инспекции Голиковой С.Е. было выдано задание № ФК -02-20 на осуществление мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия. В результате проведения мероприятий по контролю за состоянием объекта согласно акту осмотра от 12.02.2020 года было установлено, что на момент осмотра объект представляет двухэтажное кирпичное здание, Г-образного объема с примыкающей одноэтажной каменной пристройкой. Стены здания оштукатурены и покрашены, местами наблюдается выпадение кирпичей и массовая утрата штукатурного и окрасочного слоя. Общее состояние объекта неудовлетворительное. Юго-восточный боковой фасад имеет два этажа с антресолями, в кладке наблюдаются большие разнохарактерные трещины, в карнизной части имеются значительные повреждения. Северо-восточный боковой фасад имеет два этажа с антресолями, в кладке наблюдаются трещины, в карнизной части имеются повреждения, в т.ч. выпадение отдельных кирпичей. С юго-восточного фасада примыкает одноэтажная из силикатного кирпича оштукатуренная и окрашенная пристройка с односкатной кровлей; с северо-западного фасада примыкает двухэтажная кирпичная оштукатуренная и окрашенная пристройка. К двухэтажной пристройке примыкает тесовая пристройка. Тес имеет биопоражения. Цоколь оштукатурен и окрашен, наблюдается локальная утрата штукатурного и окрасочного слоя, разнохарактерные трещины. Фундаменты не обследовались. Крыша (стропила, обрешетка, кровля, водосточные желоба и трубы): конструкции кровли не проверялись; вальмовая кровля с двумя выносными окнами покрыта железом, вынос кровли подшит железом, наблюдаются следы ржавчины. Общее состояние удовлетворительное. Внешнее декоративное убранство (облицовка, окраска, карнизы, колонны, пилястры, лепнина, скульптура, живопись на фасадах): в центральной части главного фасада ризалит; антаблемент, состоящий из архитрава, фриза и карниза. Карниз состоит из полосы сухариков, полочка и гусек. Модульоны прямоугольны, наличники из оштукатуренных профилей с замковым камнем в виде львиной маски. Над двумя окнами центральной части первого этажа филенки. Над окнами второго этажа - сандрики. Устои ворот украшены полуколоннами на постаментах, парными и одинарными, в завершении — карнизы с сухариками и лучковым фронтом над проездом, в тимпане которого рельефный круг. Наблюдается утрата отдельных декоративных элементов. Окна деревянные, окрашены, краска на окнах частично растрескалась и отстала, наблюдается рассыхание оконных рам. В тринадцати оконных проемах установлены пластиковые стеклопакеты. В помещениях общего назначения стены оштукатурены и окрашены, наблюдается массовое отслоение штукатурного и окрашенного слоев - состояние неудовлетворительное. Полы в помещениях общего назначения: на первом этаже дощатые, щели между досок. На территории Объекта с юго – восточного фасада примыкает сохранившийся фрагмент проходной калитки, который в настоящее время заложен кирпичом и установлен оконный проем. Общее состояние памятника - неудовлетворительное. Выводы: объект находится в неудовлетворительном состоянии; требуется проведение безотлагательных противоаварийных мероприятий по охране Объекта; требуется проведение комплекса ремонтно – реставрационных работ, перечень которых необходимо установить специализированной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, после проведения комплекса научных изысканий (л.д.51-55, т.1).

02.03.2020 года в адрес собственников объекта были направлены предписания с требованиями организовать выполнение противоаварийных работ на объекте по результатам обследования объекта, выполненного организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (участие соразмерно занимаемой доли) – в срок до 31.07.2020 года.

До настоящего времени требования по сохранению объекта собственниками не исполнены, обследование объекта организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, собственниками не организовано, не проведены противоаварийные работы по фундаментам и несущим стенам объекта.

Также в ходе рассмотрения дела установлено, что данный объект находится в неудовлетворительном состоянии уже длительное время – с 2011 года, что подтверждается актом проверки от 09.04.2011 года (л.д.227-230 т.2), которым состояние перекрытий и потолков, внутренних перегородок и деревянных лестниц части здания, фасадов здания следует признать неудовлетворительным, а по ул.Пятницкой – состояние основных несущих конструкций – аварийным.

23 октября 2020 года в доме по адресу: г.Кострома, ул.Симановского, 9/35 по инициативе НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» в соответствии с постановлением администрации Костромской области от 22.12.2014 № 535-а проведено комиссионное обследование по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества. В ходе осмотра установлено, что все конструктивные элементы дома находятся в удовлетворительном состоянии. При этом комиссии пришла к выводу: степень износа основных конструктивных элементов общего имущества многоквартирного дома составляет менее 70%, имеется опасность нарушения установленных предельных характеристик надежности и безопасности для фасада здания с цоколем, требуется выполнение работ по капитальному ремонту фасада.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 210, 307-310 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 33, 45, 47.1 - 47.3, 47.6, 48, 56.1 Федерального закона №73-ФЗ от 25 июня 2002 года "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", текст которых приведен в решении суда, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, установив, что объект культурного наследия находится в неудовлетворительном состоянии, ответчики до настоящего времени меры к сохранению объекта культурного наследия не принимали, удовлетворил заявленные требования.

Оснований для отмены этого решения по доводам апелляционных жалоб коллегия не находит.

В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона (то есть физическое или юридическое лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве) обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия (пп.1,4 и 7 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ). Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия (п. 2 ст. 47.3 Федерального закона 25 июня 2002 года № 73-ФЗ).

Как установлено в ст. 56.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ) обязательства собственников жилых помещений, приватизированных гражданами в домах, требовавших капитального ремонта, по выполнению требований к сохранению объекта культурного наследия определяются с учетом обязанности бывшего наймодателя соответствующего жилого помещения производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами жилищного законодательства (п.1). Охранные обязательства, содержащие требования в отношении многоквартирного дома в целом и общего имущества многоквартирного дома, все жилые помещения которого находятся в частной собственности, подлежат выполнению всеми собственниками помещений в многоквартирном доме либо по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятому не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом. Охранное обязательство, содержащее требования в отношении общего имущества многоквартирного дома, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подлежит выполнению наймодателем жилого помещения по договору социального найма ( п.3).

Согласно абзацам 5 - 8 п. 11 ст. 47.6 Закона об ОКН в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или безвозмездного пользования нескольким лицам, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из указанных лиц.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что обязанность по надлежащему содержанию и сохранению объекта культурного наследия, являющегося многоквартирным домом, в данном случае, так как речь идет об общем имуществе дома (несущих конструкциях), лежит на собственниках помещений в нем, в том числе и на администрации города Костромы как органе муниципального образования, в собственности которого находятся некоторые жилые помещения в доме, являющегося наймодателем или потенциальным наймодателем этого помещения.

Основания для возложения этой обязанности на иных лиц – управляющую компанию, Фонд капитального ремонта, только на администрацию города Костромы или на государство вопреки доводам жалоб отсутствуют.

В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) сохранение объекта культурного наследия - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор. Согласно статье 41 Федерального закона консервация объекта культурного наследия - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта, в том числе противоаварийные работы.

Как разъяснено в Письме Минкультуры России от 27.05.2014 N 106-01-39/12-ГП консервация - комплекс мероприятий, предохраняющих памятник от дальнейшего разрушения и обеспечивающих укрепление и защиту конструктивных частей и декоративных элементов без изменений исторически сложившегося облика памятника. Одним из видов консервации являются противоаварийные работы, состоящие из мероприятий, обеспечивающих физическую сохранность памятника. В состав научно-проектной документации в соответствии с ГОСТ Р 55528-2013 "Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования" входит, в том числе, раздел "Предварительные работы". При необходимости, в составе предварительных работ разрабатывается проект первоочередных противоаварийных и консервационных мероприятий, включающий пояснительную записку, рабочую документацию, объектную и локальные сметы. Таким образом, противоаварийные работы проводятся на памятнике на основании проектной документации по проведению противоаварийных работ на объекте культурного наследия, разработанной в рамках раздела "Предварительные работы" научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия.

Таким образом, противоаварийные работы, проведение которых возложено на ответчиков оспариваемым ими решением, не являются работами по проведению капитального ремонта дома или его реконструкцией. Это самостоятельный предварительный вид неотложных работ, осуществляемых до его капитального ремонта или реконструкции.

При таких обстоятельствах оснований для проведения этих работ в рамках региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 год, не имеется.

Кроме того, как установлено в ходе судебного разбирательства капитальный ремонт многоквартирного дома по адресу: г.Кострома, ул. Симановского, д.9/35, в ближайшее время проводиться не будет. Действительно, в региональную программу заложен капитальный ремонт фасада и фундамента. Но ремонт фундамента заложен на период 2041-2043 годов, а решением Арбитражного суда Костромской области по делу № А31-5080/2020 от 11.05.2022г. установлено, что капитальный ремонт фасада осуществлен быть не может, поскольку фасад дома нуждается в выполнении реставрационных работ.

Согласно п. 3 ст. 56.1 Федерального закона № 73-ФЗ охранные обязательства, содержащие требования в отношении многоквартирного дома в целом и общего имущества многоквартирного дома, все жилые помещения которого находятся в частной собственности, подлежат выполнению всеми собственниками помещений в многоквартирном доме либо по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятому не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом.

В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность лишь по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме).

Из буквального содержания изложенной нормы усматривается, что управляющая организация может и обязана выполнять соответствующий вид работ, если это предусмотрено договором управления либо по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме за отдельную плату.

Согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома 9/35 по ул.Симановского г.Кострома от 18.05.2020 года принято решение о поручении проведения мероприятий по организации выполнения противоаварийных работ по результатам обследования, выполненного организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия управляющей компании ООО «Комфортные условия». В качестве источника финансирования мероприятий определить денежные средства, поступающие от жильцов многоквартирного дома в качестве коммунальных платежей за содержание и капитальный ремонт дома. В случае недостаточности средств обязать управляющую компанию изыскать иные источники финансирования данных мероприятий (федерального или регионального бюджетов, направленных на указанные цели).

Однако в судебном заседании установлено, что финансирование указанных выше мероприятий не предусмотрено федеральным и региональным бюджетом. Указанные работы также не входят в перечень обязательных работ по текущему содержанию дома и их выполнение не может осуществляться за счет средств, полученных по договору управления без дополнительного источника финансирования.

Кроме того, участвуя ранее в судебном заседании, представитель третьего лица ООО «Комфортные условия» Дроздов А.Б. пояснял, что 24.04.2021 г. собиралось внеочередное общее собрание собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу г.Кострома, ул. Симановского, д.9/35, проводимое в форме очно-заочного голосования. Были вопросы о проведении работ по составлению акта технического состояния объекта культурного наследия федерального общероссийского значения по адресу г.Кострома, ул. Симановского, д.9/35 и об определении источника финансирования работ по составлению акта технического состояния объекта культурного наследия. Управляющая компания вышла с предложением о голосовании, выбрать Архитектурно строительный центр № 1, а также определение источника финансирования, на что жители не пошли.

При таких обстоятельствах, при отсутствии у управляющей компании источников финансирования возложения на неё выполнение противоаварийных работ не отвечает требованиям закона.

Не подтверждаются материалами дела доводы ответчиков о том, что дом пришел в ненадлежащее состояние в связи с невыполнением бывшим наймодателем квартир до их приватизации своих обязанностей по проведению его капитального ремонта. Как следует из письма департамента культуры Костромской области от 11.09.2012 года (л.д.225 т.2), причиной сильного повреждения дома явился произошедший в нем пожар, именно после пожара появились трещины на фасаде. Пожар произошел уже после 2004 года, в 2009 году, то есть после приватизации квартир в доме.

При таких обстоятельствах оснований полагать, что собственники квартир могут быть освобождены от несения обязанности по сохранению памятника культурного наследия и эта обязанность может быть возложена лишь на администрацию города Костромы как бывшего наймодателя, не имеется.

В п.1 ст. 12 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что для сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия разрабатываются федеральные целевые программы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее - федеральные программы охраны объектов культурного наследия) и региональные целевые программы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее - региональные программы охраны объектов культурного наследия).

Из содержания данной нормы не следует, что все выявленные памятники в обязательном порядке подлежат включению в такую программу.

Согласно ответу департамента государственной охраны культурного наследия Минкультуры России от 09.06.2021 года в отношении вышеуказанного объекта культурного наследия указано, что финансирование мероприятий по сохранению объектов культурного наследия осуществляется Минкультуры России в рамках государственной программы «Развитие культуры» на основании ежегодных заявок, поступивших в установленном порядке от пользователя объекта или регионального органа охраны памятников, а также с учетом нахождения объекта в федеральной собственности и едином реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Заявок по указанному объекту в Минкультуры России не поступало, в связи с чем его финансирование в рамках Программы не предусмотрено (л.д.47 т.3).

    Таким образом, собственники помещений вправе инициировать включение дома в такую программу. При этом то обстоятельство, что дом может быть включен в такую программу, не освобождает собственников от исполнения лежащих на них обязанностей по сохранению памятника культурного наследия.

С учетом изложенного коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г. Костромы от 02 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Шевяковой Юлии Васильевны, администрации г. Костромы, Тарабухиной Ольги Борисовны - без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба во Второй кассационный суд общей юрисдикции через Ленинский районный суд г. Костромы в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи:

Полный текст апелляционного определения изготовлен 30.06.2022 г.

33-187/2022 (33-2905/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области
Ответчики
Иванова Наталья Рудольфовна
Щеголева Наталья Борисовна
Тарабухина Ольга Борисовна
Тарабухина Ангелина Олеговна
Петрова Светлана Анатольевна
Администрация г. Кострома
Щеголев Валентин Андреевич
Райкова Дарья Ильинична
Козырева Нина Ивановна
Аксенова Эмма Антоновна
Крылов Сергей Владимирович
Ченцов Алексей Анатольевич
Козырев Борис Вениаминович
Караева Амалия Джамиловна
Рыбаков Владимир Альбертович
Плотникова (Тарабухина) Арина Олеговна
Шевякова Юлия Васильевна
Другие
ОАО ВологдаТИСИЗ
Ермакова Ирина Леонидовна
Деревесников Александр Владимирович
ООО Комфортные условия
Обручников Роман Сергеевич
Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области
Емельянов Александр Александрович
Некоммерческая организация Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области
Суд
Костромской областной суд
Судья
Ильина Инна Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud.kst.sudrf.ru
28.12.2021Передача дела судье
02.02.2022Судебное заседание
09.02.2022Судебное заседание
27.06.2022Производство по делу возобновлено
27.06.2022Судебное заседание
30.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2022Передано в экспедицию
27.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее