№ 33-3134/2023
Материал № 14-115/2023
Строка № 211г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 апреля 2023 г. г. Воронеж
Воронежский областной суд в составе председательствующего судьи Безрядиной Я.А.,
при секретаре Тарасове А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Воронежского областного суда единолично материал № 14-115/2023 по заявлению судебного пристава-исполнителя Железнодорожного РОСП г. Воронежа Макаренко Л.А. о прекращении исполнительного производства
по частной жалобе Ошевневой Екатерины Витальевны
на определение Железнодорожного районного суда г. Воронежа от
21 февраля 2023 г.
(судья районного суда Примакова Т.А.),
У С Т А Н О В И Л :
судебный пристав-исполнитель Железнодорожного РОСП г. Воронежа Макаренко Л.А. обратилась в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства № №-ИП от 14.12.2021 в связи со смертью должника.
Требования мотивированы тем, что на исполнении в Железнодорожном РОСП г. Воронежа находится исполнительное производство
№ №-ИП от 04.05.2018, возбужденное на основании исполнительного документа - исполнительного листа ВС № от 04.05.2018, выданного мировым судьей судебного участка № 3 в Железнодорожном судебном районе Воронежской области, предмет исполнения: алименты на содержание несовершеннолетних детей, в отношении должника: ФИО9, в пользу взыскателя: Ошевневой Е.В.
Согласно записи акта о регистрации смерти от 13.11.2021 ФИО10 умер ДД.ММ.ГГГГ.
18.11.2021 исполнительное производство № №-ИП от 04.05.2018 окончено в связи со смертью взыскателя.
В этот же день судебным приставом - исполнителем Железнодорожного РОСП г. Воронежа вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, в соответствии с которым по состоянию на 05.11.2021 задолженность по алиментам ФИО13 составила 204193,50 руб.
14.12.2021 постановлением судебного пристава-исполнителя Железнодорожного РОСП г. Воронежа возбуждено исполнительное производство №№-ИП, предмет исполнения: задолженность по алиментам в размере 204193,50 руб., в отношении должника ФИО11, в пользу взыскателя: Ошевневой Е.В.
Определением Железнодорожного районного суда г. Воронежа от
21.02.2023 исполнительное производство № №-ИП от 14.12.2021 в отношении должника ФИО12 прекращено в связи со смертью.
В частной жалобе заявитель Ошевнева Е.В. ставит вопрос об отмене состоявшегося определения суда, просит вынести новое, которым в удовлетворении заявления отказать.
В жалобе указано, что судом не установлено наличие у должника имущества, а также законность его передачи иным лицам, несмотря на установленные постановлением судебного пристава-исполнителя ограничения.
Лица, участвующие в деле, в соответствии с частью 4 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке не извещались.
Проверив определение суда первой инстанции в соответствии с частью 3 статьи 327.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 439 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве».
Перечень оснований для прекращения исполнительного производства установлен статьей 43 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Согласно пункту 1 части 1 статьи 43 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судом в случаях смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства.
Исходя из общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника, либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника (пункт 1 статьи 418 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 383 Гражданского кодекса Российской Федерации переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, не допускается.
Согласно статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
Удовлетворяя заявление судебного пристава-исполнителя Железнодорожного РОСП г. Воронежа о прекращении исполнительного производства, возбужденного в отношении должника ФИО14, суд первой инстанции исходил из того, что должник умер, наследственное дело к его имуществу отсутствует.
С указанными выводами районного суда суд апелляционной инстанции не соглашается, находя доводы частной жалобы заслуживающими внимания в силу следующего.
Согласно статье 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества. До принятия наследства требования кредиторов могут быть предъявлены к наследственному имуществу. Наследник должника при условии принятия им наследства становится должником перед кредитором в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.
В силу статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, что наследник принял наследство не только в случае подачи заявления нотариусу о выдаче свидетельства о праве на наследство, но и если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
Исходя из пункта 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В материалы дела не представлены доказательства, что судебным приставом-исполнителем по исполнительному производству были произведены исполнительные действия по установлению места жительства ФИО15 на день смерти, состава лиц, проживавших вместе с должником, наличия в нем имущества умершего, а также по установлению наличия иного движимого или недвижимого имущества умершего. Не указано об этом и в заявлении о прекращении исполнительного производства.
С учетом приведенных выше норм материального права, тот факт, что наследственное дело не заводилось, и наследники в установленный законом срок и порядке о своих наследственных правах не заявили, не может достоверно свидетельствовать, что наследство не принято и отсутствует лицо, которое может являться правопреемником по исполнительному производству.
Кроме того, если в ходе исполнительного производства установлено, что после смерти должника наследственное имущество никто из наследников по завещанию и (или) по закону не принял, такое имущество считается выморочным. Выморочное имущество переходит в порядке правопреемства в собственность определенного публично-правового образования, в зависимости от состава имущества.
Так, согласно статье 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.
Если указанные объекты расположены в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе, они переходят в собственность такого субъекта Российской Федерации.
Жилое помещение, указанное в абзаце втором настоящего пункта, включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.
Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель обязан совершить действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Исходя из положений статьи 52 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга и другое) судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.
В данном случае судебным приставом-исполнителем не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что у должника отсутствуют наследники, принявшие наследство в соответствии с вышеприведенными нормами права, в том числе, претендующие на выморочное имущество в лице публично-правового образования. При этом по смыслу пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника.
В связи с этим суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оснований для прекращения исполнительного производства при указанных обстоятельствах не имелось.
Таким образом, оспариваемое определение по настоящему делу постановлено при неправильном применении норм материального права, что является безусловным основанием к его отмене.
При таких обстоятельствах, определение суда первой инстанции подлежит отмене, заявление судебного пристава-исполнителя Железнодорожного РОСП
г. Воронежа Макаренко Л.А. о прекращении исполнительного производства оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями статьи 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
О П Р Е Д Е Л И Л :
определение Железнодорожного районного суда г. Воронежа от
21 февраля 2023 г. отменить, разрешить вопрос по существу.
В удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя Железнодорожного РОСП г. Воронежа Макаренко Л.А. о прекращении исполнительного производства № №-ИП от 14.12.2021 в отношении должника ФИО16 отказать.
Председательствующий: Я.А. Безрядина