Решение по делу № 2-39/2023 (2-1038/2022;) от 15.06.2022

    77RS0021-02-2021-022940-51

    Дело № 2-39/2023                                                               31 января 2023 года

    город Приозерск Ленинградской области

Решение

Именем Российской Федерации

Приозерский городской суд Ленинградской области в составе:

судьи                                     Горбунцовой И.Л.,

при секретаре                              Калиновой М.А.

с участием представителей истца Иванникова М.В. действующего на основании доверенности, Фомина И.А. представителя ответчика Иванова А.Ю. действующего на основании доверенности;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Выборгского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации об обязании провести работы по капитальному ремонту здания,

установил:

Военный прокурор Выборгского гарнизона обратился в Пресненский районный суд города Москвы с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации об обязании провести работы по капитальному ремонту здания.

В обоснование заявленных требований указано, что военной прокуратурой Выборгского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее «ЦЖКУ» Минобороны России, Учреждение) законодательства об охране окружающей среды и природопользовании в <адрес> и <адрес> (<данные изъяты>).

В ходе проверки канализационных очистных сооружений (далее-КОС) с участием ведущего инженера производственного участка 6/6 Учреждения, начальника АДС ГУП ЛО «Приозерские коммунальные сети», заместителя директора по техническим вопросам ГУП ЛО «Приозерские коммунальные сети» установлено следующее, что оборудование решеток-дробилок находится в нерабочем состоянии, здание хлораторной находится в аварийном состоянии, железобетонные конструкции первичных отстойников требуют проведения капитального ремонта. Резервуары переполнены стоками, удаление и очистка иловых отложений не производится. Резервуары вторичных отстойников требуют проведения работ по восстановлению железобетонных конструкций.

На момент осмотра сточная вода, поступающая из конечного лотка в канаву лесного массива и далее в озеро Суходольское, имела ярко выраженные признаки недостаточного очищения серо-черный цвет, специфический запах характерный для канализации).

По данным фактам начальнику филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ЗВО) ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ внесены представления об устранении нарушений закона.

В первом квартале 2021 г. с привлечением специалистов ЛОГКУ «Леноблэкоконтроль» проведена контрольная проверка соблюдения требований законодательства о природопользовании и охране окружающей среды при работе КОС <адрес>, в ходе которой отобраны пробы природной сточной воды для оценки наличия превышений по загрязняющим веществам и расчета ущерба водному объекту (озеро Суходольское).

По результатам исследования привлеченными специалистами подготовлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому ущерб, нанесенный водному объекту за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составил 44 774 480 руб.

С целью устранения выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ начальнику ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в порядке статьи 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» направлена информация о состоянии законности.

Коллегией Минобороны России ДД.ММ.ГГГГ утверждён «Перечень объектов капитального строительства на 2021 год», которым предусмотрено строительство очистных сооружений. Ввиду дефицита бюджетных обязательств государственный контракт на выполнение указанных работ заключен не был.

Таким образом, несмотря на осуществленное в течение длительного периода прокурорское реагирования Минобороны России и подведомственные организации не обеспечили устранение выявленных нарушений.

Вместе с тем собственник сетей водоотведения и канализации в военном городке <данные изъяты> - Минобороны России вопреки требований ч. 1 ст. 44, п. 1 ч. 6 ст. 60 ВК РФ, ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и изданных в их развитие иных нормативных правовых актов мер по предотвращению загрязнения окружающей природной среды путем исключения сброса загрязненных сточных вод в водный объект не приняло, проектирование и введение в эксплуатацию очистных сооружений не обеспечило, что влечет угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, проживающих в исследуемой местности, а также причинения вреда экологической системе, соответственно, охраняемым законом интересам государства в этой сфере.

Определением Пресненского районного суда города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело передано по подсудности в Приозерский городской суд Ленинградской области.

15.06.2022 года гражданское дело поступило в Приозерский городской суд. Определением от 16.06.2022 года гражданское дело принято к производству суда.

Определением суда от 27.07.2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета заявленного спора, Администрация Приозерского муниципального района Ленинградской области.

Определением суда от 28.09.2022 года произведена замена ненадлежащего третьего лица Администрации Приозерского муниципального района Ленинградской области на надлежащее третье лицо – Администрацию МО Ромашкинское сельское поселение.

Судом принято к производству уточненное исковое заявление ( том 2 л.д. 141), в котором истец просит суд обязать Министерство обороны Российской Федерации, в течении 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, восстановить работоспособность очистных сооружений, расположенных на территории военного городка <данные изъяты>, расположенных по адресу: <адрес> обеспечив очистку сточных вод в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации

Представитель истца в судебное заседание явился, настаивал на удовлетворении заявленных уточненных требований. В обоснование требований ссылался на обстоятельства, указанные в иске.

Представитель ответчика в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование возражений представил письменный отзыв, в котором указывал на недопустимость вмешательства в финансово – хозяйственную деятельность юридического лица.

Третьи лица ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, Администрация МО Ромашкинское сельское поселение в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

В отсутствие возражений со стороны лиц, участвующих в деле, с учетом имеющихся в материалах дела сведений о надлежащем извещении не явившихся лиц о времени и месте рассмотрения дела по правилам статей 113 - 116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд постановил определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Согласно ответу Министерства Обороны Российской Федерации ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» (л.д. 16-17 том 1) войсковая часть 12086 дислоцируется на территории военного городка <адрес>. В соответствии с приказом Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении недвижимого и движимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации от Учреждения к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на праве оперативного управления перезакреплены следующие объекты вопроводно-канализационного хозяйства:

- водонапорная башня, инв. (п. 2279 Приказа );

- 1 этажная водонапорная башня, инв. (п. 2280 Приказа );

- водонасосная станция, инв. (п. 2281 Приказа );

- водонасосная станция, инв. (п. 2282 Приказа ).

Акт приема-передачи во исполнение Приказа подписан со стороны Учреждения и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за государственным учреждением Жилищно-Эксплутационной конторой Жилищно-Коммунального отдела Квартирно-Эксплутационного управления <адрес>» от Учреждения к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на праве оперативного управления перезакреплены следующие объекты водопроводно-канализационного хозяйства:

- 1 этажное здание насосной, инв. (п. 13397 Приказа );

- здание насосной, инв. (п. 13402 Приказа );

- здание насосной, инв. (п. 13398 Приказа );

- здание насосной, инв. (п. 13399 Приказа );

- здание насосной, инв. (п. 13401 Приказа );

- здание станции перекачки, инв. (п. 13403 Приказа );

- здание станции перекачки, инв. (п. 13403 Приказа );

- водопроводные линии (п. 13395 Приказа );

- канализационные сети (п. 13396 Приказа ).

Акт приема-передачи во исполнение Приказа , в котором поименованы вышеуказанные объекты, подписан со стороны Учреждения и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России ДД.ММ.ГГГГ.

По информации, имеющейся в Учреждении, восковая часть 49719-2 дислоцируется на территории военного городка <адрес>.

В соответствии с Приказом от Учреждения к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на праве оперативного управления перезакреплены следующие объекты водопроводно-канализационного хозяйства:

- сети холодного водоснабжения (п. 13382 Приказа );

- сети канализации (п. 13383 Приказа );

- водонасосная (арт. Скважина), инв. 27 (п. 13384 Приказа );

- водонасосная (арт. Скважина), инв. 58 (п. 13385 Приказа );

- водонасосная (арт. Скважина), инв. 59 (п. 13386 Приказа );

- водонапорная, инв. 60 (п. 13387 Прикаа ).

Из Акта приема-передачи составленного во исполнение директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за государственным учреждением Жилищно-эксплутационной конторой Жилищно-Коммунального отдела Квартирно-Эксплутационного управления <адрес>», подписанного со стороны Учреждения и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России ДД.ММ.ГГГГ, следует, что федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации передает, а федеральное государственной бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации принимает имущество в количестве 364 объектов недвижимости (л.д. 18-21 том 1).

Согласно приказу директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении недвижимого и движимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации» и акту приема от ДД.ММ.ГГГГ, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России передало в эксплуатацию ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, в том числе, сети водоотведения и канализации, расположенные в военном городке <данные изъяты> (<адрес> (л.д. 22-27 том 1).

Во исполнение приказа Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с передаточным актом от ДД.ММ.ГГГГ от ФГУ «Приозерская КЭЧ района» на технический и бюджетный учет ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации переданы объекты имущественных комплексов, расположенных по адресам: <адрес> (Саперное-3) (л.д. 51-52 том 1).

Согласно передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации Федеральное государственное учреждение «Приозерская квартирно-эксплутационная часть района» передает, а федеральное государственное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации принимает имущество, документацию, а также все права и обязанности Федерального государственного учреждения «Приозерская квартирно-эксплутационная часть района» (л.д. 53-56 том 1).

В 2019 году специалистами ГУП «Леноблводоканал» было проведено визуальное обследование канализационных очистных сооружений, расположенных в <адрес> (л.д. 63 том 1). При осмотре установлено, что здание «Решеток и дробилки» выведено из эксплуатации в 1990 году. Оборудование находится в неудовлетворительном и неработоспособном состоянии. Первичные отстойники, горизонтальные песколовки, железобетонные желоба и деревянные перекрытия находятся в разрушенном состоянии. Коллекторы работают «на проток» без очистки. Мусор с поверхности периодически удаляется оператором вручную и складируется на территории очистных сооружений. Здание «Биофильтров» разобрано, обвязка трубопроводами отсутствует. Звена биологической очистки не существует. Здание «Хлораторной» находится в полуразрушенном состоянии. Система дозирования не функционирует и восстановлению не подлежит, звание сточной воды осуществляется «вручную». Вторичные отстойники в разрушенном состоянии. Отсутствуют перекрытия отстойников. Железобетонные элементы отводящих лотков разрушены. Слив сточной воды осуществляется на рельеф.

Согласно заключению ЛОГКУ «Леноблэкоконтроль» от ДД.ММ.ГГГГ, сотрудниками испытательной лаборатории ЛОГКУ «Леноблэкоконтроль» ДД.ММ.ГГГГ в присутствии старшего помощника военного прокурора Выборгского гарнизона, по Постановлению о возбуждении производства об административном правонарушении, по адресу <адрес> был произведен отбор проб природных источников и сточных вод. Для оценки загрязнения водного объекта, в соответствии с Приказом Министерства Сельского хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах объектов рыбохозяйственного назначения (ПДК рыб.хоз). по результатам проведенных исследований в пробе (проба рег. ) природной воды из природного ручья 50м ниже места сброса сточных вод, отобранной ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: <адрес>, наблюдается повышенное содержание (превышение ПДК рыб.хоз. и НКВ) по 11 показателям. По результатам проведенных исследований в пробе (проба , рег. ) сточных вод в месте впадения сточных вод в ручей б/н, отобранной ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, наблюдается повышенное содержание (превышение ПДК рыб.хоз. и НКВ) по 8 показателям. На основании оценки работы эффективности локальных очистных сооружений, расположенных по адресу: <адрес>, был сделан вывод, о недостаточной эффективности очистки КОС (л.д. 65-69 том 1).

Из акта осмотра существующих очистных сооружений <данные изъяты> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 78 том 1) следует, что в результате осмотра существующих очистных сооружений выявлено, что оборудование решеток-дробилок находится в нерабочем состоянии, по причине длительного срока эксплуатации восстановлению не подлежит. Здание хлораторной находится в аварийном состоянии. Критические разрушения наружных кирпичных стен, смещение перемычек у оконных и дверных проемов. Установленное оборудование по обеззараживанию стоков в неисправном состоянии, разукомплектовано. Из-за длительного срока эксплуатации восстановлению не подлежит. Сооружения первичных и вторичных отстойников. Железобетонные конструкции первичных отстойников требуют проведения капитального ремонта. Резервуары переполнены стоками, удаление и очистка иловых отложений не производится. Резервуарывторичных отстойников требуют проведения работ по восстановлению железобетонных конструкций.

Действующие очистные сооружения по приему сточных вод не обеспечивают очистку и обеззараживание хозяйственно-бытовых стоков. Хозяйственно-бытовые стоки (отстоявшиеся без очистки) сбрасываются в овраг с последующим перетекание в озеро Суходольское.

Военной прокуратурой Выборгского гарнизона проведена проверка (л.д. 79-82 том 1) исполнения должностными лицами филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО Российской Федерации (по ЗВО) законодательства об охране окружающей среды. Проверкой установлено, что начальником ЖКС Учреждения нарушены требования ч. 1 ст. 9, ч. 2 ст. 15, ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 1, 12 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 11, ч. 2 ст. 16, ч. 1 ст. 22, ч. 4 ст. 23, ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», а также иных изданных в их развитие нормативно-правовых актов. Так, в соответствии с п. 14 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» МО Российской Федерации, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений МО Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , в том числе возложены обязанности по удалению и очистке сточных вод, отходов с объектов казарменно-жилищного фонда Минобороны России и подведомственных ему государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений (в том числе на территориях иностранных государств).

В рамках исполнения своих обязанностей, ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ должно обеспечивать соответствие оказываемых услуг требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиями сертификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам и т.п.), установленным законодательством Российской Федерации, осуществлять удаление и очистку сточных вод, отходов с территории воинских частей и учреждений, а также обязано соблюдать, в том числе, требования санитарных травил и норм 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР - заместителем Министра здравоохранения СССР 05.08.1988г. (далее по тексту - СанПин 42-128-4690-88).

Проведенным осмотром установлено, что на канализационные очистные сооружения <адрес> (далее КОС <адрес>) поступают хозяйственно-бытовые сточные воды из военных городков расположенных в <адрес>. Сточная вода проходит через здание с решетками, с которых обслуживающим персоналом удаляется крупный мусор. Далее самотеком сточные воды поступают в первичные отстойники, где проходят механическую очистку. На момент осмотра первичные отстойники находятся в нерабочем состоянии. После первичных отстойников сточная вода через выведенную на самодельную пластиковую трубу (D - 200 мм.), поступает в хлораторную. Хлораторная представляет собой металлический, короб емкостью 1 м3 гипохлорида натрия. Доза гопохлорида натрия около 1,8 мг./л. Далее после хлораторной сточные воды поступают на вторичный отстойник, который также находится в нерабочем состоянии. После вторичного отстойника сточные воды через лоток поступают в канаву, находящуюся в лесном массиве (длина канавы около 700 метров) и далее самотеком поступают озеро Суходольское. Сточная вода, поступающая из конечного лотка в канаву лесного массива и далее в озеро Суходольское имеет ярко выраженные признаки недостаточного очищения (серо-черный цвет, специфический запах характерный для канализации).

Ограждение производственной площадки частично отсутствует. Здания и сооружения частично разрушены.

Кроме того, проверкой установлено, что на территории осуществления деятельности Учреждения, органом, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды является Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу, которым разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду Учреждению не выдавалось.

Вместе с тем действенных мер, направленных на прекращение сброса хозяйственно-бытовых сточных вод поступающих из <адрес>, в том числе на заключение договора на их вывоз и очистку с профильными организациями не предпринималось.

Представление, адресованное начальнику филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЗВО об устранении нарушений требований законодательства об окружающей среды, рассмотрено на служебном совещании с участием представителя военной прокуратуры Выборгского гарнизона и начальника ЖКС .

Филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЗВО сообщает, что в соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ функции по содержанию объектов военной инфраструктуры и предоставлению коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ возложены на Учреждение с ДД.ММ.ГГГГ.

Выданным Учреждению государственным заданием предусмотрены функции по содержанию (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры Вооруженных Сил РФ.

В целях выполнения государственного задания Учреждением (ст. 123.22 РФ) в рамках доведенной субсидии (ст. 132 БК РФ) выполняются мероприятия по обслуживанию объектов Минобороны России, переданных в оперативное управление и эксплуатацию.

Во исполнение приказа директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «СЗТУИО» Минобороны России (л.д. 84-85 том 1) на праве оперативного управления не передало ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в лице филиала (по ЗВО) очистные канализационные сооружения, расположенные в <адрес>, военный городок <данные изъяты>.

Данные очистные канализационные сооружения были построены в 2003 году, но в эксплуатацию Приозерской КЭЧ района не принимались из-за фактической не достройки (объект незавершенного строительства) и выявленных недостатков (отсутствие наладки оборудования, проблемы с электропроводкой и т.д.), которые не были устранены.

При реорганизации Приозерской КЭЧ района документы были переданы в архив (<адрес>) и правопреемнику ФГКУ «СЗТУИО» Минобороны России.

В соответствии с алгоритмом взаимодействия органов военного управления, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ заместителем Министра обороны РФ генералом армии Д. Булгаковым, командиром войсковой части 12086, совместно с представителями ЖКС филиала (по ЗВО) разработано тактико-техническое задание на проектирование очистных сооружений: «Новое строительство локальных очистных канализационных сооружений по адресу; <адрес>, войсковая часть 12086 военного городка ». Государственным заказчиком является Министерство обороны РФ, Заказчиком-ФКП «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ».

Утвержденное тактико-техническое задание Управлением (эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций) Западного военного округа ДД.ММ.ГГГГ за исх. направлено в Департамент строительства Минобороны России с обращением о включении названных очистных сооружений в План капитального ремонта или реконструкции на 2020 год.

По результатам исследования привлеченными специалистами подготовлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ -Э-19 (л.д. 103-116 том 1), согласно которому ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ сотрудником испытательной лаборатории ЛОГКУ «Леноблэкоконтроль», в присутствии старшего помощника военного прокурора Выборгского гарнизона, по Постановлению о возбуждении производства об административном правонарушении, по адресу <адрес> был произведен отбор проб природных и сточных вод.

Для оценки загрязнения водного объекта, в соответствии с ПриказомМинистерства Сельского хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах объектов рыбохозяйственного назначения (ПДК рыб.хоз).

По результатам проведенных исследований в пробе (проба , рег. ) природной воды ниже места сбора сточных вод, отобранной ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: <адрес>, наблюдается повышенное содержание (превышение НКВ и ПДК рыб.хоз.) по 10 (десяти) показателям. По результатам проведенных исследований в пробе (проба , рег. ) сточной воды в месте впадения сточных вод в ручей б/н, отобранной ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: <адрес>, наблюдается повышенное содержание (превышение НКВ и ПДК рыб.хоз.) по 8 (восьми) показателям.

По результатам проведенных исследований в пробе (проба , рег. ) природной воды места сброса сточных вод, отобранной ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: <адрес>, наблюдается повышенное содержание (превышение НКВ и ПДК рыб.хоз.) по 11 (одиннадцати) показателям. По результатам проведённых исследований в пробе (проба , рег. ) сточной воды в месте сброса, отобранной ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: <адрес>, наблюдается повышенное содержание (превышение НКВ и ПДК рыб.хоз.) по 10 (десяти) показателям.

По результатам проведённых исследований в пробе (проба , рег. 59) природной воды ниже места сброса сточных вод, отобранной ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: <адрес>, наблюдается повышенное содержание (превышение НКВ и ПДК рыб.хоз.) по 10 (десяти) показателям. По результатам проведенных исследовании в пробе (проба , рег. ) сточной воды в месте сброса, отобранной ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: <адрес>, наблюдается повышенное содержание НКВ и ПДК рыб.хоз.) по 9 (девяти) показателям.

Из письма ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» (л.д. 129-130 том 1) следует, что на учете Учреждения состоят Биофильтры, расположенные по адресу: <адрес> (в/г Саперное—1, инв. ), которые в соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ. полежат закреплению на праве оперативного управления за федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО Российской Федерации.

Все хозбытовые стоки населенного пункта <адрес> и расположенной рядом с поселком <данные изъяты>, а также поверхностные стоки должны поступать на локальные очистные вооружения биологической очистки. В настоящее время имеющиеся очистные сооружения 1976 года постройки, проектной мощностью 2000мЗ/сутки, разрушены и в процессе очистки не участвуют. На баланс организация при ее формировании было передано одно здание механических решеток, инв. . Здание и внутреннее оборудование находится в аварийном состоянии. Скребковые механизмы, дробилки, полы, отопление требуют полной замены. Крупные предметы достаются вручную, а хозбытовые стоки по трубе Д-200мм, попадают в хлораторную, которая так же как и другие сооружения находятся в аварийном состояния. Стоки вручную обеззараживаются гипохлоридом натрия и сбрасываются на грунт. 500 метрах от места сбора, находится береговая линия озера Суходольское, которое впадает в Ладожское озеро.

В 2003 году 000 Городским центром эксперт -Экология:, по заказу КЭУ Лен. ВО, было исполнено обоснование реконструкции очистных сооружений Приозерской КЭЧ в гарнизоне Саперное. Данных о начале строительства и его окончания нет.

В в/г Громово , в/ч , <адрес>., сети были введены в эксплуатацию в 1952 году. При строительстве система очистных сооружений и отстойников не предусматривалась. Нечистоты по трубам канализации сбрасывались на рельеф местности в 600 метрах от расположения части. Общая протяженность сети составляет 1297 метров. За время эксплуатации ремонты не проводились, что привело к порывам, поломкам канализационных труб и колодцев. В данный момент утилизации нечистот и жидких отбросов производится специализированным ассанизаторским автомобилем КО-50 352. Нечистоты сливаются в канализационную систему <адрес>.

Старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, заместитель начальника межрегионального отдела государственного надзора в области использования и охраны объектов по Санкт-Петербургу и <адрес> вынесено постановление № о назначении административного наказания (л.д. 162-181 том 1).

Старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, заместитель начальника межрегионального отдела государственного надзора в области использования и охраны объектов по Санкт-Петербургу и <адрес> вынесено постановление № о назначении административного наказания (л.д. 162-195 том 1).

Старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, заместитель начальника межрегионального отдела государственного надзора в области использования и охраны объектов по Санкт-Петербургу и <адрес> вынесено постановление № о назначении административного наказания (л.д. 196-214 том 1).

Старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, заместитель начальника межрегионального отдела государственного надзора в области использования и охраны объектов по Санкт-Петербургу и <адрес> вынесено постановление № о назначении административного наказания (л.д. 214-224 том 1).

С целью недопущения сброса сточных вод по выпуску КОС <адрес> в руч. без названия и реализации мероприятий по охране окружающей среды при эксплуатации КОС <адрес>, ЖКС приняты следующие меры:

    объект КОС <адрес> включен в план капитального ремонта на2020-2021г.г.      Запланированы     электромонтажные,      общестроительныевнутренние и фасадные, сантехнические работы, а также восстановлениеприемных и отводных лотков, металлических конструкций решеток, заменасистем водоснабжения и водоотведения, восстановление канализации,установка противопожарного оборудования;

    с целью снижения нагрузки на КОС <адрес>, разработано исогласовано ТТЗ на проектирование очистных сооружений военного городка <адрес> <данные изъяты>.

Из письма Западного военного округа по строительству и расквартированию войск (л.д. 13-14 том 2) следует, что В части касающейся, проведения капитального ремонта объектов, включенных в Перечень объектов ТХ, ВКХ. ГХ, требующих проведения капитального ремонта в 2021 году; КНС инв. (станция перекачки); КНС инв. (станция перекачки); сети канализации (инв. ); здание решеток (инв. ), Министерством обороны Российской Федерации принято решение о выделении субсидий Департаменту эксплуатационного содержаний и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Минобороны России для проведения силами ФГ"БУ «ЦЖКУ» капитального ремонта объектов теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и канализации.

Коллегией Министерства обороны Российской Федерации сформирован и Министром обороны Российской Федерации утвержден от ДД.ММ.ГГГГ «Перечень объектов капитального строительства на 2021 год».

Ввиду дефицита лимитов бюджетных обязательств заявленный объект не вошел в «Перечень объектов капитального строительства на 2021 год».

Для проработки вопроса проведения строительных работ, заявленные объекты включены в проекты «Перечня строительства (реконструкции) объектов военной инфраструктуры Западного военного округа, потребность в которых выявлена на 2022 год» и «Перечень капитального ремонта объектов военной инфраструктуры Западного военного округа, потребность в которых выявлена на 2021 год (дополнительно к доведенным ЛБО)».

В соответствии с ч. 12 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об обороне», имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о Министерстве обороны РФ, в котором закреплены его полномочия.

Минобороны России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций (абз. 1 п. 1 Положения).

В соответствии с ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О создании федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны Российской Федерации путем изменения основных целей деятельности и переименования государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора коммунального отдела Кваргирно-эксплуатационного управления Москвы» (далее - Приказ), создано федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно п. 3 Приказа, основной целью деятельности ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.

В соответствии с п.13 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, утвержденного Приказом Директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федераций от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Устав), основными целями ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Пунктом 14 Устава установлены виды деятельности, которыми занимается ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ для достижения целей, указанных в п. 13 Устава, в том числе, деятельность по забору и очистке воды для промышленных нужд, доведение ее до питьевого качества и распределение потребителям, по оказанию услуг, связанных с транспортировкой воды, удалению и очистке сточных вод.

Очистные сооружения, расположенные по адресу; <адрес> были построены в 2003 году, но в эксплуатацию Приозерской КЭЧ района не принимались из-за фактической не достройки (объект незавершенного строительства) и выявленных недостатков (отсутствие наладки оборудования, проблемы с электропроводкой и т.д.), которые не были устранены.

При реорганизации Приозерской КЭЧ района документы были переданы в архив (<адрес>) и правопреемнику ФГКУ Северо-западное территориальное управление имущественных отношений МО РФ.

Канализационные очистные сооружения по данному адресу за Филиалом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ЗВО) на праве оперативного управления не закреплялись.

Командиром войсковой части, совместно с ЖКС Филиалом ФГБУ «ЦЖКУ» разработано ТТЗ на выполнение работ по объекту: «Новое строительство локальных очистных канализационных сооружений по адресу: <адрес>, военного городка », подписано филиалом ФГБУ «ЦЖКУ» (по ЗВО) и утверждено командующим войсками Западного военного округа.

Таким образом на дату рассмотрения гражданского дела судом установлено, что очистные сооружения, расположенных на территории военного городка <данные изъяты>, расположенных по адресу: <адрес> <адрес> находятся полностью в нерабочем состоянии, в источник питьевого водоснабжения оз. Суходольское поступают неочищенные сточные воды от хозяйственной деятельности объектов Министерства обороны Российской Федерации.

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 52-П, Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду (статья 42). Данное право - в контексте провозглашенных в преамбуле Конституции Российской Федерации цели обеспечения благополучия и процветания России и ответственности за страну перед нынешним и будущими поколениями - неразрывно связано с конституционной обязанностью сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58). Эта обязанность имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется на всех субъектов общественных отношений, что, помимо прочего, с необходимостью предполагает и ответственность каждого из них за состояние экологии.

Повседневная жизнедеятельность человека неизбежно сопряжена с производством отходов потребления, которые способны оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Необходимость предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека, а также забота о сохранении благоприятной окружающей среды, являющейся одним из важнейших условий обеспечения достойной жизни, свободного развития человека и устойчивого экономического роста страны (статья 7, часть 1; статья 41, часть 1; статьи 42 и 75.1 Конституции Российской Федерации), обусловливают потребность в создании необходимой инфраструктуры обращения с такого рода отходами, соответствующей мировым стандартам экологической безопасности

Статья 3 Закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно ст. 22 Закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.

Согласно ч. 1 ст. 39 Закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Положения п. 4.2, 4.7 СанПиН 2.1.5.980-00 "Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы (с изм., внесенными Решением Верховного Суда РФ от 04.02.2011 N ГКПИ10-1751) предусматривают, что сточные воды, которые технически невозможно использовать в системах повторного, оборотного водоснабжения в промышленности, городском хозяйстве, для орошения в сельском хозяйстве и для других целей, допускается отводить в водные объекты только после очистки в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил к санитарной охране водных объектов и соблюдения нормативов качества воды в пунктах водопользования.

Положениями ст. 35 Водного кодекса РФ предусмотрено, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Анализ изложенных норм свидетельствует, что несоблюдение предельно допустимых концентраций химических веществ сброса сточных вод в водные объекты влечет их загрязнение, засорение.

Судом установлено, что Министерством обороны Российской Федерации должным образом не исполнятся обязанности собственника знания очистных сооружений в части обеспечения принятых в Российской Федерации нормативов по очистке вод, поступающих не через канализационную систему, что приводит к загрязнению источника питьевого водоснабжения оз. Суходольское.

Непринятия действенных мер по соблюдению требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, распространения заболеваний, угрозу ухудшения качества и истощения природных ресурсов, влечет возможность причинения вреда в будущем.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае является допустимым понуждение ответчика в судебном порядке к совершению действий, относящихся к видам хозяйственной деятельности, в целях защиты нарушенного права неопределенного круга лица, принимая во внимание объем защищаемого военным прокурором общественного интереса.

Способ восстановления нарушенного права, заявленный истцом отвечает требования о недопустимости необоснованного вмешательства государства в финансово- хозяйственную деятельность ответчика, так как на усмотрение ответчика остается вопрос выбора способа восстановления работоспособности канализационно– очистных сооружений.

Положениями статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 ГПК РФ). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, возможности ответчика по исполнению решения суда, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе требования разумности, суд пришел к выводу об установлении ответчикам срока срок для исполнения решения суда в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд

решил:

исковые требования Военного прокурора Выборгского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации об обязании провести работы по капитальному ремонту здания – удовлетворить.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, восстановить работоспособность очистных сооружений, расположенных на территории военного городка войсковой части <данные изъяты> расположенных по адресу: <адрес> <адрес> обеспечив очистку сточных вод в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца через Приозерский городской суд со дня изготовления мотивированного решения.

Судья                                                  И.Л. Горбунцова

Мотивированное решение изготовлено 07 февраля 2023 года

2-39/2023 (2-1038/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Военный прокурор Выборгского гарнизона
Ответчики
Министерство обороны Российской Федерации
Другие
ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
администрация МО Ромашкинское сельское поселение
Суд
Приозерский городской суд Ленинградской области
Судья
Горбунцова Ирина Леонидовна
Дело на странице суда
priozersky.lo.sudrf.ru
15.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
15.06.2022Передача материалов судье
16.06.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.07.2022Предварительное судебное заседание
27.07.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.09.2022Предварительное судебное заседание
28.09.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
01.11.2022Предварительное судебное заседание
22.11.2022Судебное заседание
26.01.2023Судебное заседание
31.01.2023Судебное заседание
07.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее